Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

История открытия южного полюса


Британская антарктическая экспедиция 1910-1913 гг. (англ. British Antarctic Expedition 1910-1913) на барке «Терра Нова», возглавляемая Робертом Фалконом Скоттом, имела политическую цель: «достижение Южного полюса, с тем, чтобы честь этого свершения доставить Британской империи». С самого начала экспедиция оказалась вовлечена в полярную гонку с конкурирующей командой Руаля Амундсена. Скотт с четырьмя спутниками достигли Южного полюса 17 января 1912 года, спустя 33 дня после Амундсена, и погибли на обратном пути, проведя на антарктическом леднике 144 дня. Обнаруженные через 8 месяцев после гибели экспедиции дневники сделали Скотта «архетипическим британским героем» (по выражению Р. Хантфорда), его слава затмила славу Амундсена-первооткрывателя. Только в последней четверти XX века опыт экспедиции Скотта привлек внимание исследователей, высказавших немалое число критических замечаний по поводу личных качеств лидера и снаряжения экспедиции. Дискуссии продолжаются по сей день.
Роберт Фалкон Скотт


Экспедиция на барке «Терра Нова» была частным предприятием с государственной финансовой поддержкой под патронатом Британского Адмиралтейства и Королевского географического общества. В научном плане была прямым продолжением Британской национальной антарктической экспедиции 1901-1904 годов на корабле «Дискавери».

Главной целью экспедиции были научные исследования Земли Виктории, а также западных отрогов Трансантарктического хребта и Земли Эдуарда VII. Успех Шеклтона в 1908 году (он не дошёл до Южного полюса всего 180 км) и заявления Кука и Пири о покорении ими Северного полюса поставили перед Скоттом в первую очередь политическую задачу - обеспечение первенства Великобритании на крайнем Юге Земли.
Роберт Фалкон Скотт

План экспедиции, обнародованный Скоттом 13 сентября 1909 года, предполагал работу в три сезона с двумя зимовками:
1. Декабрь 1910 - апрель 1911 годов
Основание базы для зимовки и научных исследований на острове Росса в проливе Мак-Мёрдо. Отправка автономной исследовательской группы к Земле Эдуарда VII или, по ледовой обстановке, к Земле Виктории. Геологические изыскания в горных отрогах близ базы. Большая часть команды участвует в закладке складов для похода следующей антарктической весной.
2. Октябрь 1911 - апрель 1912 годов
Главная задача второго сезона - поход к Южному полюсу по трассе Шеклтона. В его подготовке участвует весь персонал, непосредственно в поле работают 12 человек, из них четверо достигают полюса и возвращаются обратно, используя промежуточные склады. Комплексные климатические, гляциологические, геологические и географические исследования.
3. Октябрь 1912 - январь 1913 годов
Завершение научных исследований, начатых ранее. В случае неудачного похода к полюсу в предыдущий сезон - повторная попытка его достижения по старому плану. В интервью газете Daily Mail Р. Скотт заявил, что «если мы не достигнем цели при первой попытке, то вернёмся на базу и повторим её на следующий год. <…> Словом, не уйдём оттуда, пока не добьёмся своего»
Основные результаты
План был выполнен вплоть до деталей (за вычетом цены его реализации). В научном отношении экспедиция провела большое количество метеорологических и гляциологических наблюдений, собрала множество геологических образцов с ледниковых морен и отрогов Трансантарктических гор. Команда Скотта испытала разнообразные виды транспорта, в том числе моторные сани в полярной обстановке, а также воздушные шары-зонды для исследований атмосферы. Научные исследования возглавлялись Эдвардом Адрианом Уилсоном (1872-1912). Он продолжил исследование пингвинов на мысе Крозье, а также выполнил программу геологических, магнитных и метеорологических исследований. В частности, метеорологические наблюдения, сделанные экспедицией Скотта, при сопоставлении с данными Шеклтона и Амундсена позволили сделать вывод о наличии у Южного полюса в летний период антарктического антициклона.

Политическая задача экспедиции прямо не была выполнена. Особенно жестко об этом рассуждали норвежцы, в частности, брат Руаля Амундсена - Леон писал в 1913 году:
«…Экспедиция (Скотта) организовывалась способами, не внушающими доверия. Мне кажется… все должны радоваться, что ты уже побывал на Южном полюсе. Иначе… мгновенно собрали бы новую британскую экспедицию для достижения той же цели, скорее всего ничуть не изменив методику похода. В результате катастрофа следовала бы за катастрофой, как это было в случае с Северо-Западным проходом»
Тем не менее, гибель Скотта и первенство Амундсена внесли много проблем в британо-норвежские отношения, а трагедия Скотта в политическом смысле стала символом героизма истинного джентльмена и представителя Британской империи. Аналогичную роль общественное мнение уготовило и Э. Уилсону, который несмотря ни на что тащил с ледника Бирдмора 14 кг окаменелостей. Присутствие полярных экспедиций, а во второй половине ХХ века - и стационарных баз Британии и субъектов Британского содружества (Австралии, Новой Зеландии) в этом секторе Антарктики стало постоянны.

Экспедиция «Терра Нова» поначалу рассматривалась как частная инициатива с весьма ограниченной государственной поддержкой. Скотт заложил бюджет в 40 000 фунтов стерлингов (ф. ст.), что значительно превышало бюджеты аналогичных норвежских экспедиций, но было более чем в два раз меньше бюджета экспедиции 1901-1904 годов. Командир судна - лейтенант Эванс - писал:
Мы никогда не собрали бы средства, необходимые для экспедиции, если бы подчеркивали только научную сторону дела; многие из тех, кто сделал в наш фонд самые крупные взносы, совершенно не интересовались наукой: их увлекала сама идея похода к полюсу.
В результате национальная подписка, несмотря на призыв лондонской «Таймс», дала не более половины необходимых средств. Деньги поступали малыми суммами от 5 до 30 ф. ст.:161 Призыв профинансировать Скотта бросил сэр Артур Конан Дойль, заявивший:
…Остался всего один полюс, который должен стать нашим полюсом. И если Южного полюса вообще можно достичь, то… капитан Скотт как раз тот, кто способен на это.
Скотт и его жена в Алтринчеме во время сбора пожертвований на экспедицию

Тем не менее капитал рос очень медленно: Королевское географическое общество пожертвовало 500 ф. ст., Королевское общество - 250 ф. ст. Дело сдвинулось с мёртвой точки в январе 1910 года, когда правительство решило предоставить Скотту 20 000 ф. ст. Реальная смета расходов экспедиции на февраль 1910 года составила 50 000 ф. ст., из которых Скотт располагал 32 000 ф. ст. Самой крупной статьей расходов было экспедиционное судно, аренда которого у зверобойной компании обошлась в 12 500 ф. ст. Сбор пожертвований продолжался по мере достижения Южной Африки (правительство только что образованного Южно-Африканского Союза предоставило 500 фунтов, лекции самого Скотта принесли 180 фунтов), Австралии и Новой Зеландии. Экспедиция началась с отрицательным финансовым балансом, и Скотт был вынужден уже в период зимовки просить участников экспедиции отказаться от жалованья на второй год экспедиции. Сам Скотт передал фонду экспедиции как собственное жалованье, так и любые виды вознаграждения, которые будут ему причитаться. В отсутствие Скотта летом 1911 года кампанию по сбору средств в Великобритании возглавил сэр Клемент Маркхэм, бывший глава Королевского географического общества: положение было таково, что к октябрю 1911 года казначей экспедиции, сэр Эдвард Спейер, уже не мог оплачивать счетов, финансовый дефицит достиг 15 тыс. ф. ст. 20 ноября 1911 года было опубликовано воззвание о привлечении в фонд Скотта 15 000 ф.ст., его написал А. Конан Дойл. К декабрю было собрано не более 5000 фунтов, а министр финансов Ллойд Джордж категорически отказал в дополнительной субсидии.

Планы экспедиции Скотта с комментариями известных полярников были опубликованы в газете Daily Mail 13 сентября 1909 года. Термин «полярная гонка» был введён Робертом Пири в интервью, опубликованном в том же номере. Пири заявил:
Можете мне поверить на слово: гонки к Южному полюсу, которые начнутся между американцами и британцами в ближайшие семь месяцев, будут напряжёнными и перехватывающими дыхание. Таких гонок мир ещё никогда не видел.
К этому времени из знаковых географических объектов на Земле непокорённым оставался только Южный полюс: 1 сентября 1909 года Фредерик Кук официально объявил о достижении Северного полюса 21 апреля 1908 года. 7 сентября того же года о достижении Северного полюса объявил и Роберт Пири, по его заявлению, это произошло 6 апреля 1909 года. В прессе упорно муссировались слухи, что следующей целью Пири будет Южный полюс. 3 февраля 1910 года Национальное географическое общество официально объявило, что американская экспедиция отправится в море Уэдделла в декабре. Аналогичные экспедиции готовили: во Франции - Жан-Батист Шарко, в Японии - Нобу Сирасэ, в Германии - Вильгельм Фильхнер. Фильхнер планировал переход через весь континент: от моря Уэдделла до полюса, а оттуда по маршруту Шеклтона - к Мак-Мёрдо. Готовились экспедиции в Бельгии и Австралии (Дуглас Моусон совместно с Эрнестом Шеклтоном). Для Скотта, как он полагал, серьёзными конкурентами могли быть только Пири и Шеклтон, однако Шеклтон в 1910 году предоставил реализацию планов одному Моусону, а Пири отошёл от полярных исследований. Руаль Амундсен в 1908 году объявил о трансарктическом дрейфе от мыса Барроу до Шпицбергена. Во время пасхального визита 1910 года в Норвегию Скотт рассчитывал, что его экспедиция в Антарктиде и арктическая команда Амундсена будут действовать по единому научно-исследовательскому плану. Амундсен не ответил на письма и телеграммы Скотта, а также на его телефонные звонки.
Экспедиция была разделена на два отряда: научный - для зимовки в Антарктике - и судовой. Подбором персонала научного отряда руководили Скотт и Уилсон, подбор судового экипажа был возложен на лейтенанта Эванса.

Всего было отобрано 65 человек из более чем восьми тысяч кандидатов. Из них шестеро участвовали в экспедиции Скотта на «Дискавери» и семеро - в экспедиции Шеклтона.Научный отряд включал двенадцать ученых и специалистов. Научной команды такого типа никогда еще не было в полярных экспедиция. Роли распределялись так:
Эдвард Уилсон - врач, зоолог и художник.

Эпсли Черри-Гаррард - ассистент Уилсона, самый молодой член команды (24 года на 1910 год). Включён в состав экспедиции за пожертвование в 1000 фунтов, после того как его кандидатура была отвергнута на конкурсе.

Т. Гриффит-Тейлор (Австралия) - геолог. По контракту срок его пребывания в экспедиции ограничился одним годом.
Ф. Дебенхэм (Австралия) - геолог

Р. Пристли - геолог
Дж. Симпсон - метеоролог

Э. Нельсон - биолог

Чарльз Райт (Канада) - физик

Сесил Мирз - специалист по лошадям и ездовым собакам. В марте 1912 года покинул Антарктику.

Сесил Мирз и Лоуренс Оутс

Герберт Понтинг - фотограф и кинооператор. В марте 1912 года покинул Антарктику.

В составе команды было много представителей Королевского военно-морского флота (ВМФ) и Королевской Индийской службы.
Виктор Кемпбелл - лейтенант ВМФ в отставке, старший помощник на «Терра Нова», стал руководителем так называемой Северной партии на Земле Виктории.
Гарри Пеннел - лейтенант ВМФ, штурман «Терра Нова»

Генри Ренник - лейтенант ВМФ, главный гидролог и океанолог
Г. Мюррей Левик - судовой врач в звании лейтенанта

Эдвард Аткинсон - судовой врач в звании лейтенанта, исполнял обязанности командира зимовочной партии с декабря 1911 года. Именно он произвел освидетельствование найденных останков Скотта и его спутников.

В состав полюсного отряда также вошли:
Генри Р. Бауэрс - лейтенант Королевского ВМФ Индии

Бауэрс, Уилсон, Оутс, Скотт и Эванс

Лоуренс Оутс - капитан 6-го Иннискиллингского драгунского полка. Специалист по пони, вошел в состав экспедиции, внеся в её фонд 1000 фунтов.

Из иностранцев в составе экспедиции Скотта участвовали:
Омельченко, Антон Лукич (Россия) - конюх экспедиции. Скотт называет его в дневниках просто «Антон». Прошёл с полюсной командой до середины ледника Росса, по истечении срока контракта вернулся в Новую Зеландию в феврале 1912 года.
Гирев, Дмитрий Семёнович (Россия) - каюр (погонщик собак). Скотт писал его фамилию в дневнике как Geroff. Сопровождал экспедицию Скотта до 84° ю. ш., затем с большей частью экспедиции оставался в Антарктиде и участвовал в поисках группы Скотта.
Йенс Трюгве Гран (Норвегия) - каюр и специалист-лыжник. Включён по настоянию Фритьофа Нансена в состав команды после визита Скотта в Норвегию. Несмотря на отсутствие взаимопонимания с главой экспедиции, проработал до её окончания.

Скотт решил использовать триаду тягловых средств: моторные сани, маньчжурских лошадей и ездовых собак. Пионером использования пони и моторных средств в Антарктике был Шеклтон, который убедился в полной практической бесполезности и того и другого.
Пони на борту «Терра Нова» и в экспедиции

К собакам Скотт относился крайне отрицательно, его дневники полны жалоб на сложности обращения с этими животными.
Ездовые собаки экспедиции

Впрочем, Скотт, как и в походе 1902 года, более всего полагался на мускульную силу и силу духа человека. Сани довольно плохо зарекомендовали себя на испытаниях в Норвегии и Швейцарских Альпах: постоянно ломался двигатель, а собственный вес продавливал снег на глубину не менее фута. Тем не менее, Скотт упорно отвергал советы Нансена и взял в экспедицию трое моторных саней.
Моторные сани

Существенной частью снаряжения были 19 низкорослых маньчжурских лошадей (члены команды называли их «пони») белой масти, доставленных к октябрю 1910 года в Крайстчёрч, Новая Зеландия. Собак было доставлено 33, вместе с русскими каюрами. Конюшни и собачьи будки были возведены на верхней палубе «Терра Нова». Фураж составляли 45 тонн прессованного сена, 3-4 тонны сена для немедленного употребления, 6 тонн жмыха, 5 тонн отрубей. Для собак было взято 5 тонн собачьих сухарей, при этом Мирз утверждал, что потребление собаками тюленины крайне вредно.
Фирма British and Colonial Airplane Company предложила экспедиции самолет, однако Скотт отказался от этого опыта, заявив, что сомневается в пригодности авиации в полярных исследованиях.
«Терра Нова»

«Терра Нова» в порту

Для связи между исследовательскими отрядами в главной базе Мак-Мёрдо и на Земле Эдуарда VII Скотт рассчитывал использовать радиотелеграфию. Изучение этого проекта показало, что на «Терра Нова» радиопередатчики, приёмники, радиомачты и прочее оборудование просто не найдут себе места из-за громоздкости. Тем не менее, National Telephone Company в рекламных целях предоставила Скотту несколько телефонных аппаратов для базы Мак-Мёрдо.
Основные запасы провианта были приняты в Новой Зеландии и явились подарками местных жителей. Так, было прислано 150 замороженных овечьих туш и 9 бычьих, мясные консервы, сливочное масло, консервированные овощи, сыр и сгущённое молоко. Одна из ткацких фабрик изготовила специальные шапки с эмблемой экспедиции, врученные каждому ее члену вместе с экземпляром Библии.
Скотт с супругой в Новой Зеландии. Последняя совместная фотография. 1910

«Терра Нова» отплыла из Кардиффа 15 июля 1910 года. Скотта на борту не было: отчаянно борясь за финансирование экспедиции, а также с бюрократическими препонами (барк пришлось регистрировать как яхту), он взошел на борт своего судна только в Южной Африке.
Команда «Терра Нова»

Офицеры «Терра Нова» и Роберт Скотт

Барк прибыл в Мельбурн 12 октября 1910 года, там была получена телеграмма брата Руаля Амундсена - Леона: «Имею честь сообщить „Фрам“ направляется Антарктику. Амундсен».

Сообщение оказало на Скотта самое тягостное действие. Утром 13-го он направил телеграмму Нансену с просьбой о разъяснениях, Нансен ответил: «Не в курсе дела». На пресс-конференции Скотт заявил, что не позволит жертвовать научными результатами ради полярной гонки
Члены экспедиции Скотта

Местные газеты писали: В отличие от некоторых исследователей, словно сгибающихся под бременем того, что их ждёт, он держится весело и бодро. В Антарктику он отправляется с таким настроением, словно человек, которому предстоит приятное свидание.
Если в Австралии и Новой Зеландии пресса и публика с пристальным вниманием следили за ходом экспедиции, то в Лондоне планы Скотта были совершенно перечёркнуты ажиотажем вокруг дела доктора Криппена.
«Терра Нова» перед отплытием

16 октября «Терра Нова» отплыла в Новую Зеландию, Скотт остался с женой в Австралии улаживать дела, отплыв из Мельбурна 22 октября. В Веллингтоне его встречали 27-го. К тому времени «Терра Нова» принимала запасы в Порт-Чалмерсе.
Погрузка припасов

С цивилизацией экспедиция распрощалась 29 ноября 1910 года.
1 декабря «Терра Нова» попала в зону сильнейшего шквала, приведшего к большим разрушениям на судне: плохо закреплённые на палубе мешки с углём и баки с бензином действовали как тараны. Пришлось сбросить с палубы 10 тонн угля. Судно легло в дрейф, однако оказалось, что трюмные помпы засорены, и не в состоянии справиться с непрерывно черпаемой судном водой.
24 декабря 1910

В результате шторма издохли два пони, одна собака захлебнулась в потоках воды, пришлось слить в море 65 галлонов бензина. 9 декабря начали встречать паковые льды, 10 декабря пересекли Южный полярный круг.

Для прохождения 400-мильной полосы пакового льда потребовалось 30 суток (в 1901 году на это понадобилось 4 суток).
Капитан Роберт Фалкон Скотт (с трубкой в руке) со своим экипажем на борту "Terra Nova" во время второй экспедиции (1910-1912)

Было истрачено много угля (61 тонну из 342, имевшихся на борту) и провианта.1 января 1911 года увидели сушу: это была гора Сабин в 110 милях от Земли Виктории. Острова Росса экспедиция Скотта достигла 4 января 1911 года. Место зимовки было названо мысом Эванса в честь командира судна.
Первым делом на берег были высажены 17 уцелевших лошадей и сгружены двое моторных саней, на них возили провиант и оборудование. После четырёх дней разгрузочных работ, 8 января, было решено включить в работу третьи моторные сани, которые провалились сквозь непрочный лёд бухты под собственной тяжестью.
К 18 января был подведён под крышу экспедиционный дом размерами 15 × 7,7 м. Скотт писал:
Наш дом - самое комфортабельное помещение, какое только можно себе представить. Мы создали для себя чрезвычайно привлекательное убежище, в стенах которого царит мир, спокойствие и комфорт. К такому прекрасному жилищу не подходит название „хижины“ (англ. hut), но мы остановились на нём, потому что не могли придумать другого.
Интерьер офицерского отсека хижины Скотта. Фото Герберта Понтинга. Слева направо Черри-Гаррард, Бауэрс, Оутс, Мирз, Аткинсон

Дом был деревянным, между двумя слоями дощатой обшивки была изоляция из сушеных морских водорослей. Крыша - из двойного рубероида, также изолированная морской травой. Двойной деревянный пол был покрыт войлоком и линолеумом. Освещался дом ацетиленовыми горелками, газ для которых вырабатывался из карбида (освещением заведовал Дэй).

Для уменьшения потерь тепла печные трубы были протянуты через всё помещение, однако полярной зимой в доме поддерживалась температура не выше +50 °F (+9 °C). Единое внутреннее пространство было поделено на два отсека провиантскими ящиками, в которых хранились припасы, не переносящие морозов, например, вино.

Близ дома находился холм, где располагались метеорологические приборы, а рядом в снежном сугробе были выкопаны два грота: для свежего мяса (мороженая баранина из Новой Зеландии покрылась плесенью, поэтому команда питалась консервами или пингвинами), во втором была устроена магнитная обсерватория. Конюшни и помещения для собак располагались по соседству, со временем, когда галька, на которой был построен дом, слежалась, через щели в дом стали просачиваться испарения из конюшни, борьба с которыми не имела ни малейшего успеха
Тем временем в Британии экспедиция Скотта стала успешным рекламным продуктом

В начале XX века лихорадка открытия новых земель начала затихать. Полностью исследованы земли Южной Америки, Австралии, Новозеландских островов и Африки. И лишь немногие решались обратить взор к суровым землям полюсов. Имена тех, кто достиг первым Южного полюса, знают все. Но не всем известно, что «наполеон полярных стран», покоритель южной точки Земли Рауль Амундсен готов был отдать свой триумф за жизнь тех, кто туда не дошел.

Морем на юг

Первый человек, достигший южного континента на хрупком судне из дерева, - Дж. Кук. В 1772 году его корабль добрался до 72 градуса южной широты, но дальше путь ему преградили непреодолимые льды.

Официально открытие материка приписано Ф. Беллинсгаузену и М. Лазареву. На двух ботах в 1820 году они подошли к берегам Антарктиды.

Двадцатилетие спустя вокруг материка по береговой линии прошли корабли Дж. К. Росса.

Покорение суши

Соревнование за звание «Первый человек, достигший Южного полюса» полно трагических событий. В 1895 году на суше стоял лагерем австралиец Г. Буль. Но он не предпринимал попыток пройти вглубь материка.

Попытку стать тем, кто первым достиг Южного полюса, сделал в 1909 году Э. Шеклтон. Англичанин не дошел 179 километров, закончилось продовольствие и иссякли силы. До него, в 1902 году, неудачей стала попытка его соотечественника Роберта Скотта, трое исследователей чудом вернулись к исходной точке.

Соревнование за первенство

Октябрь 1911 года, в борьбу за покорение полюса вступили два известных исследователя: норвежец Руаль Амундсен и британец Роберт Фолкон Скотт. Интересно, что Амундсен собирался на Северный полюс. Но первооткрывателем он уже стать не мог: американский флаг стоял там с 1908 года. Честолюбивый Руаль предлагает партнерам Оскару Вистингу, Хелмеру Хансену, Сверре Хааселю и Олафу Бьяланду стать первыми среди покорителей другого полюса. Именно эти имена войдут в историю Антарктики как те, кто достиг первым Южного полюса.

История тех, кто дошел, но оказался вторым

После неудачной пробы в 1902 году Роберт Скотт возлагал большие надежды на поход. Он тщательно и долго готовился, приобрел моторные сани и разработал маршрут. С самого начала его преследовали разочарования. Моторные сани оказались бесполезными в преодолении торосов. Пони, которые были средством передвижения экспедиции, очень скоро истощились, их усыпили. Роберт принял решение часть группы отправить обратно, а к заветной цели продолжили путь пять человек.

Преодолевая невероятные трудности, таща на себе всю поклажу, они 17 января 1912 года дошли до математического полюса. Но оказались вторыми: тут уже побывали норвежцы. Моральное потрясение сказалось на их обратном пути. Первым умер самый молодой участник Эдгар Эванс, он ударился головой при падении в трещину. Потом ушел в ночь Лоуренс Отс, посчитавший себя обузой для товарищей (у него были обморожены ноги).

Оставшиеся исследователи в лагерь не пришли. Лишь через восемь месяцев спустя их нашли в 18 километрах от конечного пункта. Об их судьбе известно из дневника Роберта, который умер последним. Застигнувшая их метель, закончившиеся припасы и лютый холод стали причиной их гибели.

Роберт Фолкон Скотт, Генри Бауэрс, Лоуренс Отс и Эдгар Эванс, а также врач Эдуард Уилсон - дневники и геологические экспонаты, весившие около 15 килограммов, и их героический подвиг записали эти имена в историю Антарктиды.

История тех, кто достиг первым южного полюса

Честолюбивый Амудсен продумал каждую деталь своего путешествия. Он поставил на собак как тягловую силу. При этом, как ни жестоко, но вес собак он просчитал как провиант и расписал график использования этого источника белка. Костюмы были специально пошиты из одеял - прочные, легкие и теплые. Экспедиция из пяти человек 14 декабря 1911 года достигла цели и через 99 дней вернулась в исходную точку в полном составе, став мужественной пятеркой тех, кто достиг первым Южного полюса.

Горькая победа

Сам Амундсен, узнав о судьбе своего соперника Роберта Скотта, написал: «Я пожертвовал бы славой, абсолютно всем, чтобы вернуть его к жизни. Мой триумф омрачен мыслью о его трагедии. Она преследует меня!». Этот триумф вошел в историю вместе с трагедией. Но полюс помнит обоих целеустремленных полярников, их имена навеки соединены в названии научной станции Амундсен-Скотт, расположенной на месте поражения одного и победы другого.

Сотни смельчаков покорили Южный полюс после первопроходцев.

Первую попытку пройти к Южному полюсу сделал англичанин Роберт Скотт в 1902 году. Но о дошел только до 82°17" южной широты. Вернувшись в Англию, Скотт начал готовиться к следующей более серьезной экспедиции к Южному полюсу. Но один из участников его первой экспедиции, Эрнест Шеклтон, прибывший на родину раньше, решил опередить его. Так возникло соперничество за покорение Южного полюса. Шеклтон прибыл к берегам Антарктики в начале 1908 года. 9 января 1909 года он со спутниками достиг 88° 23" южной широты. До полюса оставалось всего 180 километров, но продовольствия было ничтожно мало. Пришлось повернуть обратно. После этого экспедиции к Южному полюсу начали готовить Япония и Германия. А затем неожиданно в состязание вступил норвежец Руаль Амундсен, который готовил экспедицию в Арктику на судне «Фрам». Но он, узнав, что Северный полюс достигнут, втайне изменил цель экспедиции и решил идти в Антарктику покорять Южный полюс. О своем решении он поначалу никому не сказал, даже членам экспедиции.

1 мая 1910 года «Фрам» был пришвартован в Акерсхусе для загрузки снаряжения. 2 июня на борту побывала королевская чета, которую принимали Амундсен и Нансен. 3 июня «Фрам» был перебазирован в Буннефьорд, где на борт погрузили разобранный дом для зимовки в Антарктике. 7 июня отплыли в короткий поход по Северному морю и вокруг Британских островов — это было предварительное испытание судового дизеля, во время которого проводились океанографические исследования. Сильные штормы сократили плавание. 11 июля «Фрам» вернулся в Берген, а 23 июля — в Кристианию (принимать сушеную рыбу, собак и т. д.). Здесь в истинные цели экспедиции были посвящены помощник командира Ертсен и лейтенант Преструд.

2 Мадейра, Фуншал

Ведение всех своих дел Руаль Амундсен передал брату Леону. Еще до выхода «Фрама» из Кристиании Леон Амундсен совершил поездку на Мадейру, где проверил количество и качество запасов для перехода команды его брата в Антарктиду, последующей зимовки и штурма полюса.

«Фрам» пришел в Фуншал 6 сентября 1910 года. На несколько дней команда была отпущена в увольнение. Стоянка длилась до 9 сентября: были отремонтированы подшипники гребного винта и запасено 35 т пресной воды (ее заливали даже в большие шлюпки и топливные баки).

9 сентября произошел инцидент: местные газеты опубликовали сообщения о походе Амундсена к Южному полюсу. Амундсен собрал команду и разъяснил свои истинные намерения, предложив несогласным вернуться на родину за его счет. Хельмер Хансен описывал это так: «Каждый из нас, один за другим, был спрошен, согласен ли он с этим новым для нас планом и желает ли он одолеть вместо Северного полюса Южный. Результатом было то, что все мы, как один, ответили — да. На этом представление закончилось».

Леон Амундсен сошел на берег, увезя три письма брата, адресованных королю, Нансену и норвежскому народу. Королю и Нансену послания были доставлены 1 октября.

Письмо Руаля Амундсена норвежскому народу (с поправками Леона Амундсена) было перепечатано многими газетами Норвегии 2 октября. В тот же день Леон Амундсен отправил в Крайстчерч телеграмму на английском языке за подписью брата, адресованную Роберту Скотту: «Имею честь сообщить «Фрам» направляется Антарктику. Амундсен». Адресата она достигла 12 октября.

В 21:00 9 сентября «Фрам» покинул Мадейру. Следующую остановку предполагалось сделать на Кергелене, но непогода не позволила к нему приблизиться. Экватор пересекли 4 октября.

1 января 1911 года был замечен первый айсберг, 2 января экспедиция пересекла Южный полярный круг. Переход через паковые льды занял четверо суток. 11 января был замечен Великий ледяной барьер, 14 января 1911 года «Фрам» вошел в Китовую бухту.

3 Зимовка во «Фрамхейме»

Высадка команды Амундсена на побережье Китовой бухты прошла 15 января 1911 года. Перевозка строительных материалов проходила 15−16 января 1911 года, под крышу зимовочный дом был подведен уже 21 января. Новоселье отпраздновали 28 января, дом получил имя «Фрамхейм». В этот день было перевезено более 900 ящиков с провиантом с судна на базу. 4 февраля Китовую бухту посетил барк «Терра Нова» — судно снабжения Роберта Скотта, некоторые участники экспедиции которого посетили и «Фрам», и береговую базу Амундсена.

Список участников похода к Южному полюсу Амундсен огласил 1 декабря 1910 года, когда «Фрам» еще находился в море. В состав зимовочного отряда вошли следующие лица: Руаль Амундсен — начальник экспедиции, начальник санной партии в походе к Южному полюсу, Олаф Бьоланд — опытный лыжник и плотник, Оскар Вистинг — лыжник и каюр, Йорген Стубберуд — плотник, участник похода к Земле короля Эдуарда VII, Кристиан Преструд — лейтенант ВМФ Норвегии, непосредственный начальник Вистинга на Хортенской верфи, начальник санной партии к Земле короля Эдуарда VII, в экспедиции проводил метеорологические и прочие измерения, Фредерик Ялмар Йохансен — капитан запаса норвежской армии, участник Норвежской полярной экспедиции в 1893—1896 годах, Хельмер Хансен — лыжник, Сверре Хассель — лыжник, Адольф Хенрик Линдстрем — кок и провиантмейстер, участник экспедиций Свердрупа и Амундсена.

10 февраля 1911 года Амундсен, Йохансен, Хансен и Преструд отправились на 80° ю. ш. на трех санях, достигнув места назначения 14-го числа. Они должны были заложить базовый склад для похода на Юг. Вернулись они 16 февраля, днем ранее «Фрам» покинул Китовую бухту. Последующие походы группы Амундсена на юг базировались на лагере 80-й широты. Дорога размечалась бамбуковыми вехами с черными флагами; когда вехи закончились, их отлично заменила сушеная треска. Остававшиеся на базе люди заготовили более 60 т тюленины. В результате трех походов (до 11 апреля) были заложены склады вплоть до 82° ю. ш., куда были свезены свыше 3000 кг провианта, в том числе 1200 кг тюленины, и горючего. В последнем (апрельском) походе начальник не участвовал: он страдал кровотечениями из прямой кишки и оправился только к июню. Это были последствия травмы, полученной еще на «Йоа». Командовал последним походом Йохансен как самый опытный полярник в команде.

Полярная ночь на широте «Фрамхейма» началась 21 апреля 1911 года и длилась до 24 августа. Зимовка проходила в благоприятной обстановке, для необходимых работ норвежцы построили подснежный городок, где была даже сауна. Зимовщики имели граммофон и набор пластинок, в основном классического репертуара. Для развлечения служили карты и дартс, а также чтение (библиотечка включала 80 книг).

Всю полярную зиму шла интенсивная подготовка к походу. Бьоланд, убедившись, что поверхность ледника ровна, уменьшил вес саней с 80 до 30 кг, — изначально их предназначали для тяжелого рельефа. Йохансен всю зиму занимался укладкой провианта, чтобы не тратить время на его распаковку и взвешивание в пути.

4 Неудачный выход к полюсу

К наступлению полярного дня Начальником руководило нетерпение — его команда находилась в 650 км от группы Скотта и на 96 км ближе к полюсу, поэтому нельзя было судить о погодных условиях у конкурентов (тогда еще не было известно, что во «Фрамхейме» было холоднее, чем на базе Скотта. Средняя зимняя температура достигала у Амундсена −38 °С, у Скотта −27 °С, но основной тягловой силой у Скотта были лошади, что определяло более поздние сроки выхода). Амундсена особенно беспокоили известия о моторных санях Скотта, поэтому он решил выступать 1 сентября 1911 года. Однако даже за 4 дня до отправления температура не поднималась выше −57 °С. Только 31 августа потеплело до −26 °С, но дальше погода опять испортилась.

В команду вошли 8 человек (кроме Линдстрема — бессменного хранителя базы) со всеми пережившими зиму собаками, которых осталось 86. Первая попытка похода к Южному полюсу была предпринята 8 сентября 1911 года при −37 °С. Поход оказался неудачным: при падении температуры до −56 °С лыжи не скользили, а собаки не могли спать. Взятая в поход водка замерзла.

Полярники решили добраться до склада на 80° ю. ш., разгрузить там нарты и возвращаться во «Фрамхейм». 16 сентября Амундсен устремился обратно на базу. Возвращение превратилось в неорганизованное бегство, в котором каждый полярник оказался предоставлен сам себе. Интервал времени между возвращением членов экспедиции во «Фрамхейм» составил 6 часов, на базе даже не был зажжен фонарь, чтобы облегчить отставшим ориентацию в пространстве. На этом пути Йохансен спас менее опытного Преструда от верной смерти в снежной метели и на экстремальном холоде −60 °C: у того пала вся собачья упряжка.

Наутро по возвращению во «Фрамхейм» Йохансен подверг резкой критике руководство Амундсена. Раздраженный оппозицией, Амундсен исключил Йохансена из полярной партии, несмотря на то, что он был самым опытным каюром экспедиции. Йохансен вместе с поддержавшими его Преструдом и Стубберудом вместо престижного похода к географическому полюсу были направлены Амундсеном во второстепенную экспедицию к Земле короля Эдуарда VII. Кроме того, капитан Йохансен отныне был подчинен заведомо менее подготовленному тридцатилетнему лейтенанту Преструду.

5 Выход из «Фрамхейма»

Только в октябре 1911 года появились признаки антарктической весны. Тем не менее погода в сезон 1911/1912 годов была аномально холодной: температуры держались между −30 °C и −20 °C, при норме −15 °C — −10 °C.

20 октября в путь отправились пятеро участников полярного похода. У них было 4 нарт и 52 собаки. Первого склада на 80° ю. ш. достигли 23 октября и устроили двухдневный привал. Начиная с 26 октября, экспедиция стала строить снежные пирамиды высотой около 2 м для ориентации в пространстве (частая пасмурная погода на леднике Антарктиды вообще приводит к дезориентации), их воздвигали через каждые 3 мили. Начальные 180 миль пути были размечены шестами с флагами и прочими вехами. Последний из заложенных ранее складов был достигнут 5 ноября в густом тумане. Далее путь проходил по неизвестной территории. 9 ноября команда достигла 83° ю. ш., где был заложен большой склад для обратного пути. Здесь пришлось пристрелить нескольких беременных сук, которые были закопаны в снег про запас.

6 Подъем на Полярное плато

11 ноября показались Трансантарктические горы, самые высокие вершины получили имена Фритьофа Нансена и дона Педро Кристоферсена. Здесь были собраны и оставлены на промежуточном складе геологические образцы. 17 ноября команда подошла к границе шельфового ледника, предстоял подъем на Полярное плато. До полюса оставалось 550 км.

В последний рывок на полюс Амундсен брал провианта на 60 дней, 30-дневный запас оставался на складе 84° ю. ш. Собак к этому времени осталось 42. Было решено подняться на плато, забить 24 собаки и с 18-ю двинуться к полюсу. По пути предполагалось забить еще шесть собак, в лагерь должны были вернуться 12 животных.

Подъем на плато начался 18 ноября под сенью горы Бетти, названной так в честь старой няньки Амундсена — шведки Элизабет Густавсон. В первый день команда прошла 18,5 км, поднявшись на 600 м над уровнем моря. Вистинг и Хансен разведали подъем по леднику высотой около 1300 м, протяженности которого определить не удалось (он получил имя Акселя Хейберга). Далее были другие перевалы, высотой до 2400 м. 21 ноября был пройден 31 км с подъемом на высоту 1800 м.

7 Лагерь «Бойня»

Лагерь 21 ноября получил название «Бойни»: каждый каюр убивал своих собак, на которых пал выбор, Амундсен в этом не участвовал, взяв на себя обязанности кока. 24 собаки были разделаны и захоронены в ледник, а также частично съедены на месте. На короткое время выглянуло солнце, после чего удалось определить, что экспедиция достигла 85° 36" ю. ш. Двухдневный отдых с обильной пищей подкрепил собак, однако дальше команда встретилась с огромными трудностями, о чем свидетельствуют данные этим местам названия: Чертов ледник и Танцплощадка дьявола. Это были зоны глубоких трещин на высоте 3030 м над уровнем моря и крутой ледник. Обнаруженные дальше горы получили имя Хелланд-Хансена. Амундсен беспокоился: альпинистское оборудование осталось на складе внизу, но удалось найти относительно пологий ледник для подъема.

Температуры все это время держались на уровне −20 °C при штормовых ветрах, собаки и члены команды страдали от горной болезни. Постоянные штормовые ветры приносили новые проблемы.

6 декабря норвежцы достигли наивысшей точки на пути — 3260 м над уровнем моря — и в тот же день побили рекорд Шеклтона 1909 года. Нервы команды были на пределе: часто разгорались мелкие ссоры.

8 Южный полюс

Полюса Амундсен и товарищи достигли 14 декабря в 15:00 по времени «Фрамхейма». Равнина, окружающая его, была названа именем Хокона VII (Шеклтон назвал ее в честь Эдуарда VII). Покорение полюса отпраздновали курением сигар, припасенных Бьоландом. Поскольку сигар было восемь — по числу первоначальных участников команды, три из них достались Амундсену.

Из-за острых дебатов, которыми сопровождались обсуждения отчетов полярных экспедиций и, в частности, конкурирующих утверждений Фредерика Кука и Роберта Пири о достижении ими Северного полюса первыми, Амундсен подошел к определению географического положения с особой ответственностью. Амундсен полагал, что его инструменты позволят определить местоположение с погрешностью не лучше одной морской мили, поэтому он решил «окружать» полюс лыжными пробегами на удалении 10 миль от расчетной точки.

Поскольку теодолит был поврежден, обсервация производилось с помощью секстанта. Солнце за 24 часа совершило вокруг лагеря круг, не скрываясь за горизонтом. Выполнив измерения и вычисления, Амундсен определил, что их текущая позиция примерно на 5,5 миль (8,5 километров) удалена от математической точки Южного полюса. Это место было также «окружено» на лыжах.

17 декабря Амундсен решил, что находится в истинной точке Южного полюса и предпринял новый 24-часовой цикл измерений, причем каждую обсервацию выполняли два человека с тщательной фиксацией в навигационном журнале. Четверо из пяти путешественников имели квалификацию навигатора (кроме Олафа Бьоланда).

На этот раз из вычислений Амундсена следовало, что группа находится в 1,5 милях (около 2,4 километров) от полюса, и двое экспедиционеров пометили флагами и «окружили» расчетное место. Таким образом, ради достоверности покорения Южный полюс был «окружен» экспедицией трижды. На полюсе была оставлена шелковая палатка — «Пульхейм» — с письмами Роберту Скотту и королю Норвегии.

Амундсен оставил на Южном полюсе письмо следующего содержания: «Дорогой капитан Скотт, поскольку Вы, вероятно, станете первым, кто достигнет этого места после нас, я любезно прошу направить это письмо королю Хокону VII. Если Вам пригодятся любые из вещей в этой палатке, не стесняйтесь их использовать. С уважением желаю Вам благополучного возвращения. Искренне Ваш, Руаль Амундсен».

9 Возвращение в «Фрамхейм»

Возвращались быстро: Чертов ледник был достигнут 2 января 1912 года, спуск занял один день. Погода резко испортилась: спустился туман. В тумане 5 января экспедиция едва не пропустила Бойню, которую случайно нашел Вистинг, наткнувшись на собственную сломанную лыжу. В тот же день разыгрался шторм при температуре −23 °C. Достигнутый успех, однако, не подействовал в лучшую сторону на отношения членов команды: однажды Бьоланда и Хасселя сурово отчитали за храп. Хассель в дневнике жаловался, что Амундсен «всегда избирает самый неприязненный и надменный тон выговора»; к тому времени хорошие отношения с Начальником сохранил один только Х. Хансен.

7 января норвежцы были у подножья ледника Акселя Хейберга, в том же месте, которое покинули 19 ноября, на высоте 900 м над уровнем моря. Здесь команда приняла новый распорядок: после 28 километров перехода делался 6-часовой привал, затем — новый переход и т. д. После нового сбора геологических данных была убита одна собака (осталось 11), и у подножья ледника в каменной пирамиде были захоронены 17 л керосина в бидоне и спички. У экспедиции было провианта на 35 дней пути и промежуточные склады на каждом градусе широты. С того дня экспедиционеры каждый день ели мясо.

Во «Фрамхейм» команда прибыла в 04:00 26 января 1912 года с двумя нартами и 11-ю собаками. Пройденное расстояние составило чуть менее 3000 км, таким образом, за 99 дней пути средний переход составил 36 км.

10 Хобарт

Нервное напряжение Амундсена только возросло после возвращения с полюса, тем более, что он не знал, что уже одержал победу над Скоттом: предстояло как можно быстрее вернуться к цивилизации и сообщить о результатах. Внешне это выразилось в том, что в дневнике и письмах Амундсен вообще перестал придерживаться общепринятой норвежской орфографии. Вечером 30 января «Фрам» в густом тумане покинул Китовую бухту и около 5 недель пересекал поля паковых льдов, направляясь в Хобарт, хотя Литтелтон в Новой Зеландии был ближе, но это была главная база Скотта.

В Хобарт «Фрам» прибыл 7 марта 1912 года. На берег сошел один только Амундсен с папкой, содержащей тексты телеграмм, составленных заблаговременно. О Скотте не было никаких известий. Амундсен инкогнито снял номер в портовой гостинице, после чего немедленно связался с Норвегией, отправив три телеграммы — брату Леону, Нансену и королю, даже спонсорам известия были отправлены позже. В утренней телеграмме от брата сообщалось, что Леон Амундсен к тому времени продал эксклюзивные права на публикацию материалов о Норвежской полярной экспедиции лондонской газете Daily Chronicle. Гонорар Руаля Амундсена составил 2000 фунтов — по наивысшей ставке. Неоценимую помощь в заключении договора оказал Эрнест Шеклтон. По условиям контракта, Амундсену принадлежало исключительное право публикации отчетов и дневников всех участников экспедиции. Они не могли публиковать что-либо без согласия Амундсена на протяжении трех лет после возвращения. Телеграмма Нансену была весьма лаконична: «Спасибо за все. Задача выполнена. Все в порядке». С королем Норвегии Леону Амундсену встретиться не удалось — он заседал в штабе военных учений, но содержание телеграммы передал ему адъютант.

Только 11 марта 1912 года команде «Фрама» разрешили сойти на берег в Хобарте, выдав 10 шиллингов на карманные расходы.

11 Буэнос-Айрес

20 марта 1912 года Амундсен отбыл в лекционное турне по Австралии и Новой Зеландии, в тот же день получив известия, что издательство Якоба Дюбвада заключило с ним договор о книге о путешествии на сумму 111 тыс. крон — рекордную для того времени. 21 мая он прибыл в Буэнос-Айрес, выдавая себя за коммерсанта Энгельбрегта Гравнинга, торжественное чествование состоялось 30 мая в Норвежском обществе Ла-Платы. Команду отправили в Норвегию, «Фрам» оставался в Аргентине под присмотром лейтенанта Т. Нильсена.

12 Возвращение

1 июля 1912 года в Берген прибыли почти все участники экспедиции к Южному полюсу. 31 июля из Буэнос-Айреса через Копенгаген прибыл и Амундсен.

Каждый путешественник-исследователь глубоко верит, что на свете нет ничего непреодолимого и невозможного. Он отказывается принять поражение, даже если оно уже становится очевидным, и неотступно продолжает идти к своей цели. Антарктика не раз демонстрировала человеку «его место», пока перед ней не появился бесстрашный норвежец - Руаль Амундсен. Он открыл, что истинное мужество и героизм могут покорять льды и суровые морозы.

Неукротимое влечение

Годы жизни Руаля Амундсена были насыщенными. Он родился в 1872 году в семье потомственного мореплавателя и торговца. В пятнадцать лет ему в руки попадает книга Д. Франклина об экспедиции в Атлантическом океане, которая определяет всю его последующую жизнь. Его родители имели свои планы на младшего ребенка, решив не приобщать его к семейному ремеслу. Мать старательно прочила ему место в интеллектуальной элите общества, отдав после гимназии на медицинский факультет. Но будущий полярник готовился к иному: он усердно занимался спортом, всячески закаливал свой организм, приучая себя к холодным температурам. Он знал, что медицина - не дело его жизни. Поэтому спустя два года Руаль с облегчением оставляет учебу, вернувшись к своей мечте о приключениях.

В 1893 году будущий путешественник Руаль Амундсен знакомится с норвежским исследователем Аструпом, и уже иной судьбы, чем быть полярным исследователем, даже не рассматривает. Он буквально стал одержим идеей покорения полюсов. Молодой человек поставил цель быть первым, кто ступит на Южный полюс.

Становление лидера

В 1894-1896 годах жизнь Руаля Амундсена круто меняется. После окончания курсов штурмана он попадает на корабль «Бельжик», став членом команды антарктической экспедиции. Это тяжелое путешествие обделено вниманием историков, но именно тогда люди впервые перезимовали у ледяного континента.

Огромные льдины Антарктиды зажали корабль путешественников. Не имея другого выбора, они были обречены на долгие месяцы темноты и одиночества. Испытания, выпавшие на долю команды смогли перенести не все, многие сошли с ума от трудностей и постоянного страха. Сдавались самые стойкие. Капитан корабля, не справляясь с ситуацией, сложил с себя полномочия и отстранился от дел. Именно в эти дни происходило становление Амундсена как лидера.

Несмотря на жесткость характера, Руаль был достаточно справедливым человеком, и в первую очередь он требовал от себя самого дисциплины, отчетности и полной отдачи делу. В прессе часто публиковали нелестные отзывы о нем, выставляя полярника склочным и дотошным. Но кто может судить победителя, учитывая, что именно его команда сохранилась в полном составе, без смертей?

На пути к мечте

Интересный факт есть в биографии Руаля Амундсена. Оказывается, поначалу он намеревался покорить Северный полюс, но в процессе подготовки к экспедиции пришла новость, что Фредерик Кук его уже опередил. Через неделю аналогичная новость пришла и от экспедиции Роберта Пири. Амундсен понимает, что создается конкуренция между желающими покорять неведомое. Он быстро меняет свои планы, останавливая выбор на Южном полюсе, и идет на опережение соперников, никому ничего не говоря.

Шхуна достигла берегов Антарктиды в январе 1911 года. В Китовой бухте из привезенных материалов норвежцы возвели дом. Они стали тщательно готовиться к будущему походу на полюс: постоянные тренировки людей и собак, перепроверка снаряжения, а базы с провизией были подготовлены до 82° южной широты.

Первая попытка покорения Южного полюса потерпела поражение. Команда из восьми человек вышла в начале сентября, но вынуждена была вернуться из-за быстро понизившейся температуры. Стояли такие ужасные морозы, что остывала даже водка, а лыжи не шли по снегу. Но Амундсена неудача не остановила.

Южный полюс

20 октября 1911 года была предпринята новая попытка добраться до полюса. Норвежцы группой в составе пяти человек подобрались к границе шельфового ледника 17 ноября и начали восхождение на Полярное плато. Впереди были самые тяжелые три недели. Оставалось 550 километров.

Надо отметить, что в жестких условиях холода и опасности люди постоянно находились в стрессовом состоянии, и это не могло не повлиять на отношения в группе. Конфликты происходили по любому поводу.

Экспедиция смогла преодолеть обрывистый ледник на высоте 3030 метров над уровнем моря. Этот отрезок пути отличался глубокими трещинами. И собаки, и люди были вымотаны, страдая горной болезнью. А 6 декабря они покорили высоту 3260 метров. Южного полюса экспедиция достигла 14 декабря в 15 часов дня. Полярники сделали несколько повторных вычислений, чтобы развеять малейшие сомнения. Расчетное место пометили флагами, а затем была установлена палатка.

Полюс был покорен несгибаемыми людьми, их упорством и стремлением на грани безумия. И надо отдать должное лидерским качествам самого Руаля Амундсена. Он открыл, что победа на полюсе, помимо человеческой целеустремленности и отваги, - это еще и результат четкого планирования и расчетов.

Достижения путешественника

Руаль Амундсен - величайший норвежский полярник, который навсегда оставил свое имя в истории. Он совершил множество открытий, в его честь были названы географические объекты. Люди прозвали его Последним викингом, и он вполне оправдал это прозвище.

Не все знают, но Южный полюс - не единственное, что открыл Руаль Амундсен. Он первым совершил проход в 1903-1906 годах от Гренландии к Аляске Северо-Западным проходом на небольшом корабле «Йоа». Это было во многом рискованное предприятие, но Амундсен немало готовился, чем и объясняется его последующий успех. А в 1918-1920 годах на судне «Мод» он проходит вдоль северных берегов Евразии.

Ко всему прочему, Руаль Амундсен является признанным пионером полярной авиации. В 1926 году он совершает первый перелет на дирижабле «Норвегия» через Северный полюс. Впоследствии увлечение авиацией стоило ему жизни.

Последний поход

Жизнь легендарного полярника оборвалась трагично. Неуемная натура не могла не отреагировать, когда 25 мая 1928 года поступил сигнал бедствия от экспедиции итальянца Умберто Нобиле в районе Баренцева моря.

Вылететь на помощь получилось не сразу. Несмотря на все достижения, Руаль Амундсен (что он открыл, мы рассмотрели выше) по-прежнему нуждался в деньгах. Поэтому только 18 июня из Тромсе на гидросамолете «Латам-47», благодаря общим усилиям, бесстрашный норвежец вместе с командой вылетел на помощь.

В последнем полученном сообщении от Амундсена была информация, что они находятся над островом Медвежий. После связь была потеряна. На следующий день стало очевидно, что «Латам-47» пропал. Длительные поиски не дали результатов. А несколько месяцев спустя были обнаружены поплавок и вмятый бензобак гидросамолета. Комиссией было установлено, что самолет потерпел крушение, повлекшее за собой трагическую смерть команды.

Руаль Амундсен был человеком большой судьбы. Он навечно остался в памяти людей как истинный покоритель Антарктики.

14 декабря 1911 года: 100 лет назад была покорена самая южная точка планеты. Первой это сделала экспедиция норвежца Амундсена, опередив отряд британца Скотта на 34 дня

4 января 1911 года. Роберт Скотт и его товарищи высаживаются в Антарктиде на острове Скотта, основав базовый лагерь в 1381 км по прямой от цели. Для похода они выбрали маршрут, разведанный до 88°23′ южной широты.

14 января 1911 года. На льды континента ступил Руаль Амундсен. Вместе с другими полярниками он поселился на берегу Китовой бухты в 1285 км от полюса. Но им предстояло идти по нехоженой до этого тропе.

10 февраля 1911 года. Амундсен предпринял первую попытку покорения южной точки. Но через месяц из-за плохой погоды отряд был вынужден повернуть назад. В лагерь «Франхейм» несколько человек вернулись с обмороженными ногами. Правда, плюсом данного предприятия стало то, что до 82° полярники оставили склады с продуктами и снаряжением.

19 октября 1911 года. Норвежская экспедиция на собачьих упряжках отправилась в путь. При этом животных в зависимости от обстоятельств разделяли на три категории. Одних оставляли на обратный путь во временных лагерях. Вторых, в число которых попадали выбившиеся из сил, убивали и отдавали на корм третьим, и дальше выполняющим «транспортную» роль. Питались собачатиной и люди.

1 ноября 1911 года. Старт взял отряд Роберта Скотта, который сделал главную ставку на пони как на тягловую силу. В этом, как потом скажут эксперты, заключалась одна из главных его ошибок.

7 декабря 1911 года. Амундсен достиг так называемой высоты Шеклтона - 88°23′, самой южной точки, до которой прежде доходил человек. «Я не могу передать чувств, охвативших меня, когда я стоял, разбираясь в происшедшем», - написал норвежец в книге «Южный полюс».

14 декабря 1911 года. До желаемой цели оставалось совсем немного, поэтому участники внимательно следили за приборами, измерявшими координаты. В три часа дня все одновременно закричали: «Стоп!» Южный полюс был покорен. В честь знаменательного события водрузили флаг Норвегии и назвали местность Равниной короля Гокона VII.

17 января 1912 года. Полюса достигла экспедиция Скотта. Когда британцы обнаружили стоянку Амундсена, их разочарованию не было предела.

25 января 1912 года. Утром норвежцы остановились у порога деревянного дома лагеря «Франхейм».

29 марта 1912 года. Роберт Скотт сделал последнюю запись в дневнике, а вскоре умер, как и другие участники возглавляемой им экспедиции.

«Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтобы Роберт Скотт вернулся к жизни», - сказал Амундсен о своем сопернике. Тела погибших из отряда Скотта, а также дневник экспедиции нашли 12 ноября 1912 года. Над могилой возвели пирамиду из снега, увенчав ее крестом из лыж. Амундсен же погиб во льдах Северного полюса в июне 1928-го, когда отправился спасать пропавший дирижабль «Италия».

Включайся в дискуссию
Читайте также
Краснодарского блогера едва не признали экстремистом за цитату из «Незнайки на Луне Михаил малахов незнайка на луне
Зуд кожи тела: когда идти к врачу К какому врачу идти если чешется
Значения карты «Дурак» колоды «Таро Тота Алистера Кроули» по книге «Таро-зеркало души» Герда Зиглера Шут таро тота значение в отношениях