Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Орфографические разминки на уроках русского языка. II. Орфографическая разминка Орфографическая разминка

Ресурс к уроку русского языка.
Можно использовать на уроке закрепления или повторения по теме “Безударная гласная в корне слова”.
Класс: 2-3.
УМК: любой.
Ресурс выполнен в программе Microsoft Office PowerPoint 2007.

Цель: актуализация знаний по теме «Безударная гласная в корне слова»

Способствовать закреплению навыка правописания безударной гласной в корне слова;

Способствовать развитию внимания, памяти, мышления;

Способствовать развитию интереса к изучению русского языка.

Ресурс можно использовать при закреплении темы «Безударная гласная в корне слова» или при повторении этой темы.

Учитель говорит ребятам, что к ним на урок сегодня пришла необычная гостья и открывает на экране слайд 2.

Кто это? Вы узнали гостью?

Это фея.

Учитель соглашается и говорит, что фея эта из страны Орфографии и предлагает выполнить задание, которое фея для них приготовила.

Ребята читают слова феи и по кнопке «вперёд» переходят к выполнению задания.

На слайдах 3-8 расположена сетка кроссворда и клавиатура.

Учитель или ученик читают задание. Учитель выбирает ученика из желающих разгадать слово и вызывает к доске. Ребёнок высказывает своё предположение, называет орфограмму, подбирает проверочное слово и пробует набрать слово на клавиатуре. Если буква есть в этом слове, она появится в сетке кроссворда, если нет, буква мигает со звуковым сигналом. В случае ошибки, пробует следующий.

Ребята записывают слово в тетрадь вместе с проверочным словом.

Когда кроссворд разгадан, переходим со слайда 8 по стрелке на слайд 9 и проверяем ещё раз записи в тетради под музыку вместе с феей (можно сделать взаимопроверку).

Если Вы хотите купить дешевую детскую одежду, которая на 100% была бы качественная, экологические безопасная и комфортная для ребенка, обращайтесь в нашу компанию «Puzziki»! У нас вы найдёте свыше 250 наименований высококачественной гиппоаллергенной продукции. Наша компания дает гарантию на безупречность всего ассортимента, среди которого Вы можете купить

Малахова Олеся Владимировна,

Учитель русского языка и литературы

МКОУ «Школа-интернат № 32»

г. Прокопьевск, Кемеровская область

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ РАЗМИНКИ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Главная цель в работе с учащимися на уроках русского языка - формирование орфографической зоркости, умения обнаруживать и распознавать орфограммы в условиях как зрительного, так и слухового восприятия. Это является залогом грамотного письма. В основе формирования орфографических навыков предполагается система упражнений, направленных на совмещение обучения правописанию и тренировку соответствующих навыков с развитием памяти, внимания, а также интеллектуальным и речевым тренингом. Орфографические разминки рассчитаны на 4-5 минут самостоятельной работы в классе или дома.

В статье представлены образцы орфографических разминок, предназначенных для работы как в начальных классах, так и в классах основного уровня обучения. Сложность заданий может варьироваться индивидуально каждым учителем в зависимости от учебных возможностей обучающихся.

    Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Остались на сн( е )гу заяч( ь )и сл( е )ды – д( а )леко ли зайцу до б(е )ды? Но заяц не б( о )ится. Прил( е) тела сн( е )жинок стая. Закружились белые птицы, заячьи сл(е )ды зам( е )тая. Напрасно с( о )бака старалась распознать сл(е)ды зайца. Выб(и)лась она из сил, приб(е)жала к старому м(е )стечку и думает:

Заяц хитрый здесь был, а куда ушёл, неизвестно! (И. Эринбург)

    Запиши имена существительные во множественном числе, поставьте ударение.

Торт ( тОрты ), огонь ( огнИ ), дятел ( дЯтлы ), герб ( гербЫ ), шарф ( шАрфы ), средство ( срЕдства ), зонт ( зонтЫ ), борода ( бОроды ), директор ( директорА ), орден ( орденА ).

    Запишите слова в две группы: в первую - слова с непроизносимой согласной, во вторую - слова, где нет непроизносимой согласной.

Мес( Т) ность, вкус()ный, гиган(Т) ский, ужас()ный, счас(Т) ливый, интерес()ный, грус(Т) ный, поз( Д) но, чудес()ный, со(Л) нце, сер( Д) це, лес( Т) ница, словес()ный, здра(В)ствуй, свис(Т )нуть.

    Спишите. Подчеркните в словах буквы, написание которых надо запомнить.

Б Е седа, кр О к О дил, м Е дведь, г А зета, г О ризонт, ж Ё лтый, ябл О к О , ш О фёр, к О ридор, ф А милия, к А стрюля, т Е л Е фон, слев А , зеркал О , в О р О бей, А птека, к О мпьютер, к О рзина, ч Е хол, грам О тный, зд О р О вье.

    Запишите глаголы во 2-ом лице единственного числа.

Освещать ( освещаешь ), обидеть ( обидишь ), желать ( желаешь ), поймать ( поймаешь ), смотреть ( смотришь ), искать ( ищешь ), помогать ( помогаешь ), зависеть ( зависишь ), рисовать ( рисуешь ), нагревать ( нагреешь ), писать ( пишешь ), разговаривать (разговариваешь ), брить ( бреешь ), стелить ( стелешь ).

    Спишите, раскрывая скобки.

( Не )знайка, ( не )женка, ( не )знаю, ( не )работал, ( не )жалел, ( не )победил, ( не )рабочий, ( не )понимаю, ( не )понимание, ( не )победимый, ( не )красивый, (не )дотрога, ( не )обыкновенный, ( не )существует, ( не )повредит, ( не )шумный, ( не )известно, ( не )понятный, ( не )понял, ( не )сказать.

    Запишите имена существительные в форме родительного падежа множественного числа.

Грибы ( грибов ), жилье ( жилищ ), березы ( берез ), носки ( носков ), варежки ( варежек ), сантиметры ( сантиметров ), овраги ( оврагов ), помидоры ( помидоров ), кони ( коней ), земли ( земель ), дела ( дел ), яблоки (яблок ), карандаши ( карандашей ), солдаты ( солдат ), пельмени ( пельменей ).

    Подчеркните в словах орфограммы, пользуясь правилом обозначения безударных гласных букв в корне.

Т Я жёлый, ст О ловая, похв А ла, г О стиница, м О рской, пос А дить, гл А за, стр А на, св Е тофор, л И нейка, с Е стрёнка, ч И стота, св И стеть, т Е мнеть, г А лчата, пл О щадка, п А стух, ш А лун, л О шадка, м Я сной, б О льница, п О лянка, тр О пинка.

    Спишите. Вставьте, где необходимо, мягкий знак после шипящих согласных на конце имен существительных.

Плащ(...), молодеж( Ь ), много задач(…), мыш(Ь ), шалаш(…), нож(…), много луж(…), рож(Ь ), овощ(…), вещ( Ь ), много туч(…), тиш(Ь ), марш(…), много рощ(…), брош(Ь ), ноч( Ь ), много галош(…), обруч(…), пляж(…), гуаш(Ь ).

    Спишите, вставляя необходимые парные согласные в корне слов.

(Б, П) ре П ка, голу Б ь, хле Б , кре П кий; (З, С) моро З , ко С ьба, ре З кий, гла З .

(В, Ф) ше Ф , морко В ь, обу В ь, жира Ф ; (Г, К) фла Г , диало Г , пото К , ночле Г .

(Д, Т) пло Т , горо Д , сосе Д ка, дож Д ь; (Ж, Ш) ло Ж ка, игру Ш ка, доро Ж ка, сторо Ж .

    Спишите, раскрывая скобки. Выделите приставки, подчеркните предлоги.

( От )тащил ( от )лужи, ( с )лез ( с )дерева, ( за )шло ( за )тучу, ( по )ехали ( по )дороге, ( до )топали ( до )города, ( под )прыгнул ( под )потолок, ( во )шёл ( во )двор, ( в )полз ( в )щель, ( при )грелся ( при )кухне, ( на )брёл ( на )избушку, ( над )строил ( над )чердаком.

    Запишите глаголы в два столбика: 1 - ТЬСЯ, 2 – ТСЯ.

Учи ТСЯ , боя ТЬСЯ , пригоди ТСЯ , причеса ТЬСЯ , заботи ТСЯ , посмея ТЬСЯ , роди ТСЯ , умы ТЬСЯ , надея ТЬСЯ , слыши ТСЯ , связа ТЬСЯ , стуча ТЬСЯ , крое ТСЯ , верти ТСЯ , созна ТЬСЯ , порти ТСЯ , хоче ТСЯ, крути ТЬСЯ .

    Спиши, вставь окончания прилагательных, укажите их падеж.

В дремуч( ЕМ ) лесу, с чист( ОЮ ) водою, в дальн( ЕМ ) краю, с дальн( ЕГО ) севра, из глубок(ОГО ) моря, по широк( ОМУ ) полю, в соседн( ЮЮ ) деревню, на березов(ОЙ ) ветке, зимн( ИЕ ) каникулы, над высок(ИМИ ) домами, об удивительн(ЫХ ) историях, из свеж(ЕЙ ) капусты, за колюч(ИМ ) кустом.

Материал для орфографических разминок.

1. Орфограмма «Разделительный ь и ъ».

Конъюнктивит у адъютанта

Интервью с субъектом

Пьедестал у павильона

Сверхъестественный медальон

Фельетон о подъезде

Съёжиться из-за вьюги

Съязвить всерьёз

Волчья семья

Предъюбилейная пьеса

Киносъемка в павильоне

Трехэтажный объект

Объятия почтальона (дьявола)

Въедливый адъютант

Объявить о съезде

Несерьезный фельетон

Сагитировать компаньона

Сверхъестественный осьминог

Изъять объявление

Статья о шампиньонах

Инъекция для обезьяны

Изъян в пьедестале

Мышьяк в медальоне

Сэкономишь на лосьоне

Трансъевропейский экспресс

Сыновья дьяка

У серьёзного почтальона во вьюках лежали съестные припасы: съедобные шампиньоны, кубики куриного бульона и оладьи.

Компаньон адъютанта сэкономил на покупке фортепиано и приобрел необычный медальон.

Из-за сверхъестественных неудач субъект съёжился и убежал.

Адъютант чувствует, что лоб его горяч.

Когда заиграл туш, с полки упала черная тушь.

Юный адъютант, читавший фельетон о необычной обезьяне, не заметил начавшуюся за окном вьюгу.

2. Орфограмма «Ы-и после шипящих».

Пуговицы для цыплятницы

Цинга у цыгана

Циркачка с циркулем

Танцы на циновке

Ровесницы и сверстницы

Иллюминация в цирке

Лисицын и волчицын

Милиционер любил выращивать нарциссы, настурции и цикламены.

Циник сидел на циновке и молол цикорий.

Цыганки ели цибулю, чтобы не заболеть цингой.

3. Орфограмма «Чередующиеся гласные в корне слова».

Сжигать шалаш

Прикоснуться к ростку

Запереть на ключ

Полагаешься на Ростислава

Адъютант вырос

Выбираешь для сверстницы

Адъютант удирает

Блестящий пьедестал

Равнина расстилается

Полагаешься на субъекта

Прикоснуться к ровеснице

Интеллигентный Ростислав

Ростки акации

Авианосец «Ростов»

Ростки акации радовали глаз престарелого ростовщика Ростислава.

Ровесники собираются в поход и берут с собой палатки.

Посадочный материал вьющихся растений дал хорошие ростки и быстро разрастался по палисаднику.

4. Орфограмма «О-ё после шипящих».

Пчёлы на шоколаде

С зажженной свечой

Тушёнка и сгущёнка

С плюшевым медвежонком

Без чужого капюшона

Причёска жокея

Дешёвый волчонок

Возмущённый учёный

Ночёвка в чащобе

Шёпот с врачом

Нездоровится из-за тушёнки

Изжога у обжоры

Расческа шотландца

Прыжок в крыжовник

Старичок с деревянной трещоткой шел по тропинке и напевал песенку.

Юная танцовщица пила кофе со сгущенкой, ела крыжовник, а жокей нахваливал пшенку с тушенкой.

Взлохмаченный галчонок в костюме из искусственного шёлка услышал тихий шорох желтого парашюта, упавшего на стриженый газон.


Чтоб ошибок избежать,

Зоркость будем развивать.

В игре проверить сможешь сам

Свое внимание к словам.

Кто напомнит, что такое орфограмма? (Написание по правилу)

А если нет правила? (Значит, это словарное слово.)
- Прочитайте записанные слова на доске и определите «опас­ное» место в слове, обозначив его красным кружком.

П авел, ре ка, дача , лисичк а, озе ро, жемчужи на, нож ки, И ль я.

Назовите первые буквы слов. Прочтите их. Вы что-нибудь заметили? Что у нас получилось? (Пр..длож..ни...)

Чего не хватает? Какую букву нужно вставить? (Букву «е».)

III. Чистописание

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я от вас, друзья, не скрою:

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

-

Выделите известные орфограммы в записи даты и слов «Классная работа».

Один ученик комментирует выполнение работы, объясняя встретившиеся орфограммы.

Написание букв Ее

Вспомните, как пишется буква «Е».

Сколько элементов входит в ее состав? (Заглавная буква «Е» состоит из 2-х элементов, а строчная «е» - из одного. Начинать писать «Е» нужно чуть ниже верхней линии строки. Написать маленький полуовал, затем большой полуовал, среднее соедине­ние и начать писать строчную букву: выполнить верхнюю пе­тельку, вести вниз наклонную линию с закруглением вправо.)

Посмотрите внимательно на записанную цепочку и опреде­лите последовательность ее написания.

Ее ЕеЕеЕЕ ЕЕЕЕ еееее

Запишите эту цепочку самостоятельно (можно продолжить на следующей строке, если она не помещается на одной).

Написание какой буквы мы повторяли на минутке чисто­писания?

Еще раз вспомним все, что мы знаем об этой букве. (Глас­ная буква «е» может обозначать один звук [э], когда стоит по­сле согласной буквы, а может обозначать два звука - [и] и [э], когда стоит в начале слова, после гласной буквы, после мягкого и твердого знаков, например: ели, сидели, свиристели, красивые.)

Второй вариант чистописания

- С какой целью мы проводим минутку чистописания?

Выделите известные орфограммы в записи даты и слов «Классная работа». Один ученик комментирует выполнение ра­боты, объясняя встретившиеся орфограммы.

Как вы думаете, какую букву мы будем писать на минутке
чистописания? (Букву «е».)

Определите порядок написания букв в строчке:

еаебевеге

(Строчная буква «е» в начале, а затем строчные буквы в ал­фавитном порядке.)

Продолжите запись, ориентируясь на алфавит.



Расшифруйте головоломку: НИДЛОПРЕЕЖЕ. (Предложение.) Запишите слово, которое у вас получилось.

IV. Сообщение темы и цели урока

Как вы думаете, почему на минутке чистописания мы встретили слово «предложение»? - Определите цели и тему нашего урока. (Ответы.)

Итак, тема нашего урока - «предложение».

А цели? (Дети самостоятельно прогнозируют цели.)

Все, что я вам сообщила, а также вы сообщаете друг другу, - это речь. Вы отвечали на мои вопросы - это тоже речь.

А из чего она состоит? (Из предложений, из слов, из звуков.)

Предложение передает мысль. Она воплощается в слова, так как в мире можно все назвать. Без звуков не было бы ничего: ни пред­ложений, ни слов. Мы произносим звуки, из которых получаем сло­ва, а из слов составляем предложения. Предложение, таким образом, и будет в центре нашего внимания на сегодняшнем уроке.

Второй вариант сообщения темы и цели урока

- Повторите, какое слово у нас получилось, оно под­скажет нам тему урока. (Предложение.)

Как вы думаете, чему мы должны научиться? Что узнать нового?

V. Изучение нового материала

Составление предложений из слов, записанных в чистописа­нии.

Пример: «На ветке ели сидели красивые свиристели».

- Из чего состоит предложение?

Какой знак препинания стоит в конце предложения?

С какой буквы начинается предложение?

Как связаны слова в предложении? (Ответы.)
Прочитайте запись на доске. Где слова, а где предложения?

Почему вы так думаете? Объясните.

1. Я родился и живу в Беларуси!

2. Ядом и...

3. У тебя много друзей?

(Предложение должно выражать законченную мысль. В пред­ложении есть предмет речи и его действие, поэтому 1-я и 3-я стро­ки - это предложения, а 2-я - набор слов.)

Какой вывод можно сделать?

1. Предложение выражает законченную мысль.

2. Состоит из слов.

3. Начинается с прописной буквы.

4. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знаки (.! ?).



Работа с учебником (упражнение 40, с. 30).

Актуализация знаний учащихся о предложении как еди­нице речи.

Физкультминутка

Нам пора передохнуть,

Потянуться и вздохнуть. Глубокий вдох и выдох.

Покрутили головой -

И усталость вся долой!

Раз, два, три, четыре, пять, Вращение головой в одну и другую

Шею надо разминать! стороны.

Стали ровно, наклонились, Наклоны вперед и назад.

Раз - вперед, а два - назад. Встать на носочки, потянуть

Потянулись, растянулись, ся вверх.

Повторяем все подряд.

А теперь мы приседаем -

Это важно, сами знаем:

Мы колени разминаем.

Наши ноги упражняем. Приседания.

Выполнение грамматического задания (упражнение 41, с 30)

Включайся в дискуссию
Читайте также
Великолепные цитаты о дружбе
Женские архетипы. Афина. Развитие в себе архетипа афины Архетип афины
Психосоматика от а до я Психосоматика какие болезни вызывает обида