Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Погребальные обряды тибета. Необычные похороны в тибете рогьяпа

Небесные похороны

Тибет был и остается для многих из нас той цивилизацией, которую нам не дано понять. Любопытство к этой загадочной земле подстегивается и тем, что тибетские мудрецы и монахи взирают на остальной мир глазами, в которых угадывается либо безразличие, либо надменность. Утверждают, что тибетские ламы могут «входить» в тела умерших людей и жить в этом новом состоянии. Некоторые ламы неведомым образом способны после смерти сохранять свою плоть без признаков разложения в течение двух недель. Делается это для того, чтобы сознание учеников получило возможность проникнуть в тело учителя и овладеть всем богатством его знаний и мудрости .

Ученые Колумбийского университета присутствовали при подобном акте в 1987 г. Позднее Далай-лама объяснил им, что тантрическая техника позволяет сознанию учеников проникать в тело мертвого учителя и получать все его знания и жизненный опыт, ибо память не есть мозг. Но для успеха этой акции необходимо много тренироваться.

А вот великий йог Дхарма Дходе (сын ламы Марпы) достиг таких высот контроля своих энергетических потоков и сознания, что мог покидать свое тело, проникать в тело покойника и существовать в нем как в собственном. То есть он мог говорить, двигаться, мыслить… Он неоднократно демонстрировал все это своим ученикам.

Похоже, что тибетским монахам больше жизни интересна смерть – самое таинственное состояние материи.

В 1950 г. китайские войска оккупировали Тибет, и новая власть стала проводить в жизнь мощную и беспощадную антирелигиозную кампанию. Повсеместно закрывались тысячелетние монастыри и храмы. Для ассимиляции тибетцев широко практиковались насильственные браки с китайцами и их высылка во внутренние районы страны. В то же время постоянно увеличивался поток беженцев в Индию. К 1960 г. там сконцентрировалось более 100 тысяч тибетцев во главе с Далай-ламой. К счастью, в дальнейшем репрессии прекратились, но Тибет остается китайским, а китайцы смотрят на философию буддизма скептически, В том числе и на ужасный обряд «небесных похорон».

Неподалеку от города Лхасы, бывшей столицы Тибета, находятся несколько монастырей, известных своими странными традициями. О них знают многие, но никто не приезжает сюда специально, чтобы увидеть «небесные похороны», – это бессмысленно и весьма опасно по двум причинам. Во-первых, если любопытного застукают за попыткой подсмотреть «небесные похороны», то ему грозит десять лет китайской тюрьмы. Во-вторых, если кому-то и удастся подсмотреть их, то это наверняка неблагоприятно повлияет на психику «счастливчика», а может, и вовсе разрушит ее.

В каждом номере гостиниц Лхасы вы увидите объявление на семи языках:

«Согласно законам правительства Китая в нашем городе строжайше запрещено посещать, присутствовать и делать фотоснимки на месте проведения “небесных похорон” – погребальном церемониале тибетских монахов. Он является древним обычаем небольшой части населения Тибета. Туристы, нарушившие это правило, будут наказаны по всей строгости закона».

«Небесные похороны» – это своеобразный ритуал монахов, во время которого труп режут ножами на мелкие части и скармливают грифам. В ближайшем пригороде Лхасы, позади монастыря Сера, у подножия гор находится огромный плоский камень, внешне напоминающий плиту. Он-то и является последним пристанищем умерших монахов, которые, по поверью, возносятся с него в поднебесье.

Прежде чем приступить к основной операции, мастер похоронного церемониала выпивает крепкого монастырского пива. Говорят, для того, чтобы притупить ощущения от предстоящей работы по расчленению покойника и дальнейшему измельчению тканей его тела.

Для операции подготавливают несколько ножей и мощную кувалду. Вся работа занимает у него 3–5 часов. Чтобы труп не соскальзывал с политого кровью камня, его привязывают к рогообразному выступу на плите множеством веревок.

Задача мастера состоит в том, чтобы изрубить труп на мельчайшие кусочки, которые бы без труда смогли поглотить прожорливые грифы. Но сначала труп расчленяется. Уже через час на каменной плите аккуратно разложены голова, руки, ноги, кишечник, легкие, печень, сердце…

Мастер похоронного церемониала разбирает скелет покойника буквально по косточкам, а затем измельчает их при помощи кувалды в порошок. Эта работа занимает большую часть операции. Она трудоемка и требует сил и выносливости. Далее палач смешивает костную пыль с мелкими кусками мяса (либо в специальном чане, либо прямо на каменной плите), добавляя туда ячмень и жир яка. Эти два ингредиента весьма любимы грифами, их запах плюс кровь привлекают стаи стервятников к камню с «яствами». Чтобы сделать церемонию торжественной и привлечь большее количество грифов, вокруг плиты разводят множество мелких костерков. Причем их разжигают так, чтобы было меньше огня, но много дыма: именно в этот момент мастер оставляет на камне кровавое месиво с приправами и уходит допивать пиво, предоставляя миссию вознесения покойника к небесам уже кружащимся в небе стервятникам. Несколько часов, а иногда и сутки продолжается страшное пиршество. Жирные разноперые грифы с крючковатыми клювами, с которых капает кровь, не спеша поедают останки умершего монаха, который, кстати, при жизни прекрасно знал, какими будут последние часы пребывания его бренного тела на земле.

Стервятники ждут

Местные жители знают обычаи монахов и не стремятся подсмотреть ритуал. Весьма странным выглядит тот факт, что единственными зрителями «небесных похорон» могут быть обитатели местной тюрьмы. Она расположена на возвышении на расстоянии 500–700 метров от ритуальной плиты. Как будто архитекторы темницы с особым умыслом приглядели местечко, дабы преступникам было на что поглазеть, а затем и хорошенечко задуматься о суете земной. Но наблюдают заключенные за «небесными похоронами» или не нарушают своим любопытством таинства монашеского действа – этого никто не знает.

Пир грифов закончен. Только запекшаяся кровь на каменной плите напоминает о «небесных похоронах». Но пройдет дождь, камень вновь станет чистым и гладким и начнет терпеливо дожидаться своего очередного «гостя».

Из книги Хождение к морям студёным автора Бурлак Вадим Николаевич

Небесные корабли Низко над водой, в бирюзовых облаках появился кораблик… перевернутый мачтами вниз! Вначале я не поверил своим глазам. Сон? Чудо? Обман зрения?.. А может, это предвестник гибели кораблей - «Летучий голландец»? Сколько приходилось читать и об опасных

Из книги Когда? автора Шур Яков Исидорович

Небесные обитатели Забавную сказку сложили полинезийцы .Раньше бог Солнца Тама, как праздный бродяга, слонялся по небу куда вздумает или летал с быстротой молнии. Но в конце концов приручил его и укротил хитрый Мауи.Чудесными подвигами прославился знаменитый

Из книги Мифы древних славян автора Афанасьев Александр Николаевич

Небесные стада Для племен пастушеских, а такими бы ли все племена в отдаленную эпоху своего доисторического существования, богатство заключалось в стадах и ими измерялось. Скот доставлял человеку и пропитание, и одежду; теми же благодатными дарами наделяет его и мать

Из книги 100 великих тайн автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги История народа хунну автора Гумилев Лев Николаевич

VIII. «Небесные кони» КИТАЙСКОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ НА ЗАПАД Несмотря на успехи, достигнутые на юге (Индокитай) и на востоке (Корея), У-ди должен был признать, что главнейшая проблема - хуннская - отнюдь не разрешена. Колоссальным напряжением сил была создана полевая армия; она

Из книги Божество 12-й планеты автора Ситчин Захария

Из книги Путь Феникса [Тайны забытой цивилизации] автора Элфорд Алан

Небесные львы Мы установили, что египетские фараоны были владыками Земли, воплощавшими в себе Гора и Сета, реинкарнациями великих богов-планет Гора-старшего и Сета-старшего, которые взорвались миллионы лет назад, и фрагменты которых некогда упали на Землю. После кончины

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

13. Похороны Германика и похороны Ермака Обнаженное тело выставлено на помосте для всеобщего обозрения Как мы показали в книге «Завоевание Америки Ермаком-Кортесом…», русские летописи сохранили яркие свидетельства, что Ермак на самом деле был похоронен в Мексике, рядом

Из книги Династия Ямато автора Сигрейв Стерлинг

Небесные врата «Династия Ямато» - первая собирательная биография японской императорской семьи, мужчин и женщин, охватывающая пять ближайших к нам поколений, начиная с Реставрации Мэйдзи в XIX веке. Мы поинтересовались у знакомого японского исследователя, что бы он хотел

Из книги Тайны языческой Руси автора Мизун Юрий Гаврилович

НЕБЕСНЫЕ БОГИ СЛАВЯН До прихода христианства славянский суперэтнос существовал тысячи лет. Его жизнь строилась на здоровой, правильной основе. Это здоровая равноправная семья, отсутствие рабства и крепостничества, отсутствие жертвоприношений, гармоническое отношение

Из книги Загадки древности. Белые пятна в истории цивилизации автора Бурганский Гарий Еремеевич

НЕБЕСНЫЕ КОЛЕСНИЦЫ Но вернемся к пересказам о путешествиях людей на небо. Китайские летописи упоминают о Гоу Чжи, инженере императора Яо, который в 2309 г. до н.э. решил лететь на Луну в небесной колеснице с помощью "потока воздуха, которое светилось". Интересно, что автор

Из книги Герман Геринг: Второй человек Третьего рейха автора Керсоди Франсуа

II Небесные рыцари Сто двенадцатый пехотный полк принца Вильгельма квартировал в департаменте Верхний Рейн, в небольшом городке Мюлхаузен, который угрюмые жители оккупированного Германией Эльзаса упрямо продолжали называть Мюлузом. Гарнизонная жизнь оказалась не

Из книги Боэмунд Антиохийский. Рыцарь удачи автора Флори Жан

13. Боэмунд и небесные легионы Раймунд Тулузский, однако, не использовал свое преимущество полностью. Он действительно подготовился к бою, который Бог провозгласил победоносным, однако не он повел крестоносцев в битву. К тому времени Раймунд вновь заболел, как и Адемар

автора

Из книги Книга катастроф. Чудеса мира в восточных космографиях автора Юрченко Александр Григорьевич

§15. Небесные знамения Древнекитайский историк Сыма Цянь в «Трактате о небесных явлениях» описывает систему предсказаний, связанных с Солнцем. Предсказывался исход битвы по виду и цвету солнечного ореола. На первых взгляд система выглядит очень странно. Поражает ее

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Г) Небесные светила и зори Небо казалось древним Украинцам то полем, то морем, то просто кленовым листком, на котором написаны солнце, месяц и зори; облака казались лесами, дубравами, скалами, стадом или отарой овец, товаром; зори казались густыми копнами на поле, либо

May 18th, 2017

Вот наступила ночь. Народу в ЖЖ мало и он скорее всего в основном с крепкими нервами. Давайте я вам сейчас покажу ЖЕСТЬ! Хотя это она для нас жесть, а для других народов вполне себе естественная и давняя традиция.

Сначала я вам покажу официальное художественное видение этого ритуала, а потом будет обычный бытовой репортаж — вот там реальная жесть.

Так что я вас предупредил, подумайте, стоит ли заходить под кат …

«Небесное погребение» ((jhator (Вайли: bya gtor) - основной вид погребения в Тибете и в ряде прилегающих к Тибету районах. Также он называется «раздачей милостыни птицам». Согласно тибетским верованиям, душа покидает тело в момент смерти, а человек на всех этапах жизни должен стараться приносить пользу. Поэтому мёртвое тело скармливается птицам как последнее проявление благотворительности.

Именно такой способ погребения многие тибетцы по сей день считают для себя единственно возможным. Исключение делается лишь для Далай-Ламы и Панчен-Ламы. Их тела после смерти бальзамируются и покрываются золотом.

«Город молитвенных флажков» - площадка, созданная для погребения в окрестностях монастыря Чалан (Chalang). Уезд Дажи (Dari), провинция Цинхай, Голог-Тибетский автономный округ, 5 ноября 2007 года. Фото: China Photos/Getty Images

«Небесные похороны» практикуются на всей территории проживания тибетцев, включая некоторые индийские территории, например, Ладакх или штат Аруначал-Прадеш.

Родные умершего молятся во время церемонии погребения в «Городе молитвенных флажков», на площадке, созданной для погребения в окрестностях монастыря Чалан (Chalang).


В 1959 года, когда китайские власти окончательно закрепились на территории Тибета, обряд был полностью запрещен. С 1974, после многочисленных просьб монахов и тибетцев, китайское правительство позволило возобновить «Небесные похороны».

Стервятники собрались в «Городе молитвенных флажков», на площадке, созданной для погребения в окрестностях монастыря Чалан (Chalang).

Сейчас имеется около 1100 площадок для обряда небесного погребения. Ритуал исполняется специальными людьми - рогьяпами.



Рогьяпа («могильщик») точит нож перед церемонией погребения в «Городе молитвенных флажков».

Когда тибетец умирает, его тело устанавливают в сидячее положение и так он «сидит» в течение 24 часов, пока лама читает молитвы из тибетской Книги мёртвых.

Эти молитвы предназначены помочь продвижению души через 49 уровней бардо - состояния между смертью и возрождением.

Через 3 дня после смерти близкий друг покойного относит его на спине к месту погребения.

Рогьяпа сначала делает множество надрезов на теле и уступает тело птицам - стервятники делают основную часть работы, поедая всю плоть.

Тело уничтожается без следа, в тибетском буддизме считается, что таким образом душе легче покинуть тело, чтобы найти себе новое.

Тибетцы верят, что каждый хоть раз в жизни должен увидеть обряд небесного погребения, чтобы осознать, прочувствовать всю мимолетность и эфемерность жизни.


Рогьяпа («могильщик») молится перед церемонией погребения в «Городе молитвенных флажков». Окрестности монастыря Чалан (Chalang). За погребение рогьяпа получает до 100 юаней (около 13.5$). Уезд Дажи (Dari), провинция Цинхай, Голог-Тибетский автономный округ, 5 ноября 2007 года. Фото: China Photos/Getty Images

Рогьяпа дробит кости умершего во время церемонии погребения

Рогьяпа скармливает стервятникам мясо умершего


Рогьяпа разрезает тело умершего



Рогьяпа молится во время церемонии погребения







Рогьяпа («могильщик»), закончив работу, пьет чай с семьей.

А теперь репортаж без культурного приукрашивания, просто обыденное дело.


В общем сначала в долину привозят тело





Потом распаковывают


Потом привязывают тело к колышку и надрезают




Китайское правительство объявило о намерении взять под жесткий контроль тибетские похороны. Древняя традиция, согласно которой тела умерших оставляют под открытым небом на съедение грифам, по мнению экологов, очень вредит здоровью птиц.

Китайское правительство объявило о намерении взять под жесткий контроль тибетские небесные похороны.

Древняя традиция, согласно которой тела умерших оставляют под открытым небом на съедение грифам, по мнению экологов, очень вредит здоровью птиц.

Труп умершего родственника привязывают за шею к вбитому в землю колу, чтобы грифы не могли утащить останки. После этого кожу покойника надрезают — так пернатым удобнее есть


По данным министерства охраны природы Китая, в последнее время участились необъяснимые случаи смерти грифов. Чиновники связывают это с отравлением несвежим человеческим мясом.

Одного мертвеца хватает, чтобы насытилась целая стая

— Тибетцы устраивают небесное погребение умерших от различных болезней и заражений людей. Птицы соприкасаются с носителями заразы и, кроме того, что гибнут сами, разносят ее по стране, — поделился своими опасениями комиссар по тибетским территориям Юнь Хуэй. — Поэтому мы будем следить, чтобы птицы не ели что попало, в частности скончавшихся от СПИДа или различных разновидностей гриппа.


Тибетское сообщество восприняло запрещение хоронить по устоявшимся религиозным обрядам умерших от болезни людей крайне негативно. Оно считает эти меры очередным шагом для установления официального контроля над их религией.

Голодные птицы обгладывают тибетца до косточки


Кстати, если кому-то обычаи тибетцев покажутся варварскими, то стоит вспомнить, что многие жившие на территории современной России племена поступали также, а, например, Мордва соблюдала этот обряд вплоть до конца XIX века.

Наши предки перед захоронением водружали останки умершего на закрепленный над землей щит. Спустя год обглоданные хищниками кости предавали земле. Отсюда и современная традиция делать поминки через год. Такой обычай был продиктован желанием не осквернять землю-кормилицу гниющей плотью.

Останки заботливо собираются






Подробнее узнать об этом можно из интересной книги «Неизвестные Гималаи» автора Химаншу Джоши.

Небесное погребение - один из трёх видов погребений, применяемых в Тибете. Два других - это кремация и сбрасывание в реку.

Небесное погребение называется по-тибетски «джха-тор», что означает «раздача милостыни птицам». Согласно тибетским верованиям, душа покидает тело в момент смерти, а человек на всех этапах жизни должен стараться приносить пользу, поэтому мёртвое тело скармливается птицам, как последнее проявление благотворительности.

В Тибете около 1100 площадок для обряда небесного погребения. Самый большой находится в монастыре Дригунг Тил. Ритуал исполняется специальными людьми рогьяпами.












Основным видом традиционной погребальной практики в Тибете является так называемое «небесное погребение». Ритуал «небесных» похорон предполагает скармливание тела умершего стервятникам. Тибетские буддисты верят в реинкарнацию, поэтому делают подношение птицам, в надежде на то, что ушедший человек получит хорошую жизнь в новом перевоплощении. Для людей с крепкими нервами!

Небесное погребение звучит по-тибетски как «джха-тор», что означает «раздача милостыни птицам». Согласно тибетским верованиям, душа покидает тело в момент смерти, а человек на всех этапах жизни должен стараться приносить пользу, поэтому мёртвое тело скармливается птицам, как последнее проявление благотворительности.


Когда тибетец умирает, его тело устанавливают в сидячее положение в котором оно находится в течение 24 часов. В это время лама читает молитвы из тибетской Книги мёртвых. Молитвы предназначены помочь продвижению души через 49 уровней бардо – состояния между смертью и возрождением. Через 3 дня после смерти близкий друг покойного доставляет тело к месту погребения.


«Город молитвенных флажков» – площадка, созданная для погребения в окрестностях монастыря Чалан (Chalang). Уезд Дажи (Dari), провинция Цинхай, Голог-Тибетский автономный округ, 5 ноября 2007 года.

В Тибете около 1100 площадок для обряда небесного погребения. Самая большая находится в монастыре Дригунг Тил.


Сначала в долину доставляют тело.


Распаковывают


Привязывают и делают надрезы


Родные умершего молятся во время церемонии погребения в «Городе молитвенных флажков», на площадке, созданной для погребения в окрестностях монастыря Чалан (Chalang)

В 1959 года, когда китайские власти окончательно закрепились на территории Тибета, обряд был полностью запрещен. С 1974, после многочисленных просьб монахов и тибетцев, китайское правительство позволило возобновить «Небесные похороны».

Стервятники уже ждут


Люди, которые исполняют ритуал называются рогьяпы.

Рогьяпа («могильщик») молится перед церемонией погребения в «Городе молитвенных флажков». Окрестности монастыря Чалан (Chalang). За погребение рогьяпа получает до 100 юаней (около 13.5$). Уезд Дажи (Dari), провинция Цинхай, Голог-Тибетский автономный округ, 5 ноября 2007 года.

«Могильщик» точит нож перед церемонией погребения в «Городе молитвенных флажков».

Рогьяпа сначала делает множество надрезов на теле усопшего и уступает его птицам – стервятники делают основную часть работы, поедая всю плоть.



Они ждут, пока птицы вдоволь насладятся пищей.


Рогьяпа молится во время церемонии погребения



И снова скармливаются птицам. Так же возможен вариант сожжения останков.

Тело уничтожается без следа, в тибетском буддизме считается, что таким образом душе легче покинуть тело, чтобы найти себе новое.


Тибетцы считают, что каждый хоть раз в жизни должен увидеть обряд небесного погребения, чтобы осознать, прочувствовать всю мимолетность и эфемерность жизни.

Обряд считается в Тибете очень почетным. Только с 1974 после многочисленных просьб монахов и рядовых тибетцев китайское правительство позволило возобновить церемонию «Небесных похорон». Именно такой способ погребения многие тибетцы по сей день считают для себя единственно возможным. Исключение делается лишь для Далай-Ламы и Панчен-Ламы. Их тела после смерти бальзамируются и покрываются золотом.

Смысл прост - тело умершего привозят на специальную площадку на отшибе города, на возвышенности, где "могильщик" рогьяпа сначала делает множество надрезов на теле и уступает тело птицам - стервятники делают основную часть работы, поедая всю плоть. Далее "могильщик" собирает и дробит кости на специальном плоском камне, смешивает крошево с цампой (ячменная мука с маслом яка) и скармливает все это птицам. Тело уничтожается без следа, в тибетском буддизме считается, что таким образом душе легче покинуть тело, чтобы найти себе новое. Ритуал называется jhator (Вайли: bya gtor) - "небесные похороны " или "небесное погребение ".

"Небесные похороны" практикуются на всей территории проживания тибетцев, включая некоторые индийские территории, например, Ладакх или штат Аруначал-Прадеш. Рогьяпа , (букв. “dead-breakers”, обычно живут на небольшом удалении от городов, и достаточно зажиточно, если не сказать богато, поскольку «небесные похороны» - удовольствие далеко не из дешевых (раньше бедняки, которые не могли себе позволить заплатить за похороны, просто бросали своих мертвецов на открытых каменистых площадках в горах, чтобы их могли съесть птицы). Рогьяпа передают свое дело от отца к сыну, бизнес это семейный. Если у «могильщика» рождается только дочка, то ей крайне сложно найти себе жениха, поскольку именно он должен после смерти тестя взять этот малоприятный бизнес в свои руки. Погребение идеальное для подобной местности в первую очередь. На Тибетском плато очень тонкий слой почвы, под которым начинается сплошной камень, а древесины для сожжения мало, она очень дорогая и вообще священна.

Тело везут для совершения ритуала.

Для компактности тело перевозят связанным.

Небесные могильщики уже ждут.

Рогьяла подготавливает тело для похорон.

Птицы довершают ритуал.

Кости дробятся.

Похороны в Тибете часто приводят в ужас иностранцев. Туристам, приехавшим из других государств, кажутся варварскими и неприемлемыми некоторые способы погребения усопших. Чтобы начать относиться с пониманием к обычаям горцев, необходимо научиться смотреть на мир их глазами.

Тибетская философия

Христиане, иудеи и мусульмане привыкли к тому, что после смерти близкого человека на земле остается какая-то его часть. Верующие люди посещают могилы, ухаживают за ними, полагая, что мертвый обязательно оценит любовь и заботу. Тибетцы не носят усопшим цветы. Они практически не делают захоронений.

Не стоит думать, что в Тибете люди равнодушны друг к другу. Просто последователи буддизма относятся к смерти иначе. Тело они рассматривают как временное вместилище бессмертной души, которая рано или поздно решит сменить оболочку.

Когда бренная часть погибает, душа освобождается и начинает поиски нового пристанища.

Похоронные буддийские обряды направлены на то, чтобы полностью уничтожить бренную оболочку. В таком случае дух утратит связь с той жизнью, которую он оставил. Для буддиста мертвое тело - не что иное, как пустой сосуд. Близкий человек навсегда его покинул и никогда в него не вернется. Это значит, что нет никакого смысла пытаться сохранить бренные останки.

В проведении некоторых обрядов тибетцы расходятся с буддистами, живущими в других странах. Многие последователи Гаутамы Сиддхартхи предпочитают сжигать мертвых. Но для проведения кремации необходимы дрова. А в Тибете слишком мало деревьев для того, чтобы предавать умершего огню.

Захоронения в землю

В некоторых районах в землю закапывают только трупы преступников и неправедных людей. Поскольку тело будет тлеть медленно, душа покинет этот мир не сразу. Таким образом, преступник получит воздаяние за содеянное им при жизни. Могила становится своеобразным местом заточения.

Согласно одной из тибетских традиций, закапывать полагается и тела детей до четырнадцатилетнего возраста. Обычай можно встретить и в некоторых регионах Индии. В данном случае душу не отпускают в новую жизнь не для того, чтобы наказать. Тибетцы верят, что дух у маленького ребенка еще не окреп. Оказавшись на свободе, он может испугаться. В результате, покойный будет скитаться между двумя мирами, не находя себе приюта и не имея возможности переродиться.

Древесные захоронения

Необычная емкость, закрепленная высоко на дереве, может оказаться захоронением. Такой способ похоронить усопшего применяется только для мертворожденных детей. Родители пропитывают тело соляным раствором, чтобы его не коснулось тление. Затем ребенка кладут в гроб, похожий на бочку, и прочно прикрепляют к дереву. Считается, что с помощью этого обряда можно отвести от семьи повторное рождение мертвого ребенка. В некоторых провинциях древесные захоронения имитируют.

Вместо гроба с телом на дерево подвешивают игрушки или детские вещи.

Погребение в воде

Это очень трудоемкий способ похоронить родственника. Водное погребение практикуется нечасто. Мертвое тело человека измельчается и смешивается с прожаренной ячменной мукой. Полученным блюдом кормят рыб в ближайшем водоеме. Представителям западной культуры этот способ кажется бесчеловечным и воспринимается, как глумление над мертвым телом. Однако тибетцы смотрят на этот ритуал по-другому. Опустевший сосуд не пригодится душе. А живым рыбам необходима еда. Человеку, накормившему своей плотью живое существо, будет прощено множество грехов. Жители Тибета не едят рыбу. Морские обитатели несут в себе частицу умершего близкого человека.

Небесное погребение в Тибете

Этот вид погребения считается основным. Одно из его названий - «Раздача милостыни птицам». Такой способ можно сравнить с погребением в воде, только скармливать труп будут не рыбам, а птицам. Тибетцы полагают, что человек должен приносить пользу и при жизни, и после смерти. Кормление птиц своим телом поможет улучшить карму. Следующая жизнь будет намного лучше той, которая закончилась. Небесному погребению не предают тела Панчен-Ламы и Далай-Ламы. Их полагается бальзамировать и покрывать золотом.

После наступления смерти человека усаживают. Затем лама читает специальные молитвы из Книги мертвых. Чтение должно продолжаться в течение суток. Молитвы помогают душе пройти путь от только что закончившейся жизни до нового перерождения. Через 3 дня покойного передают могильщику (рогьяпе). Тело переносят на площадку для погребения, где рогьяпа снимает саван и делает на покойном надрезы специальным ножом. После этого труп оставляют на площадке, где его сразу же съедают голодные стервятники. Надрезы, сделанные на теле, помогают хищникам разрывать плоть на части. Во время проведения церемонии родные усопшего должны находиться поблизости и молиться. Оставшиеся кости могильщик растирает на камне, смешивает с мукой и маслом и скармливает птицам.

В настоящее время в Тибете оборудовано более тысячи площадок для проведения ритуала.

В конце 1950-х годов китайские власти запретили небесное погребение в Тибете. Однако по настоятельным просьбам верующих обряд пришлось разрешить в середине 1970-х. Запрет на проведение ритуала был связан с тем, что птицы травились несвежим человеческим мясом. Стервятники заражались опасными заболеваниям и сами становились переносчиками болезней. Несмотря на то что небесные похороны сегодня разрешены, китайские власти взяли их под личный контроль. Людей, умерших от заразных болезней, хоронить таким способом строго запрещено.

Похоронные традиции жителей Тибета могут вызывать отвращение. Однако подобные обычаи существуют у многих народов во всем мире. Небесные похороны практиковались и древними славянами. Они отдавали покойного на съедение птицам. Через год кости хоронили. Поступать таким образом было необходимо для того, чтобы не осквернять землю гниющей плотью. С приходом христианства на Русь менталитет славян изменился, а естественная когда-то традиция стала считаться варварской.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Домашний бездрожжевой хлеб на молочной закваске
Я – цитаты, фразы и афоризмы про себя
Неканоничненько - взбранной воеводе победительная