Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Течение дня хорь. Вмешаться вследствие. В каком предложении выделенное слово пишется слитно

Нужно раскрыть скобки,Вместо точек на конце слов поставить нужные буквы. 1. (В) течени... дня Хорь не раз заговаривал со мной 2. (В) течени...военных

событий произошли разкие изменения 3. Иногда на базаре какая-нибудь барыня давала Ванюше свою корзину и платила ему пятак (за) то, что он (в) продолжени... часа таскал за ней по базару эту корзину 4.О судьбе героев автор обещал рассказать (в) продолжени... романа. 5. (В) следстви... подчинённого положения Якова в пансионате товарищи обращались с ним небрежно. 6.(В) следстви...по делу арестованного вмешались представители общественных организаций. 7. (В) последстви... я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки 8. (В) течени... всей дороги Касьян сохранял упрямое молчание 9. (В) следстви... какой-то задержки в пути лошади отстали 10.(В)продолжени...всего лета он раза два-три в неделю приезжал к нам

А1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) коклЮш 2) ворОта 3) джинсОвый 4) Оптовый А2. В каком предложении

вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ нужно употребить ПРЕДОСТАВИТЬ? 1) Старцеву ПРЕДСТАВИЛИ Екатерину Ивановну, восемнадцатилетнюю девушку. 2) За этот подвиг его должны были ПРЕДСТАВИТЬ к награде. 3) Оксана получила у него обещание ПРЕДСТАВИТЬ ей должность преподавательницы русского языка. 4) Теперь он намеревался ПРЕДСТАВИТЬ с невыгодной стороны распоряжение Воронцова о Хаджи-Мурате.

A3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) в две тысячи тридцать пятом году 2) более смелый 3) четверым балеринам 4) несколько граммов

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Ещё не успев обменяться со мной парой фраз, 1) его позвали к телефону. 2) мне было велено ехать скорее домой. 3) почувствовалась в его тоне какая-то тревога. 4) доктор уехал к тяжёлому больному.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) Никто из пришедших не поздоровался с ней. 2) Дополнительный материал я не только брал из учебной литературы, но и из книг и журналов. 3) Во время облавы охотники уничтожили пятьдесят четыре волка. 4) Приехавшие из Сибири родственники остановились у нас. Прочитайте предложения и выполните задания

А6 - А11. (1)Сегодня уместно напомнить, что охрана природы отнюдь не сводится к очистке воздуха, воды и почвы, к сохранению редких растений и животных, к созданию заповедников и национальных парков, даже ко всему комплексу этих мероприятий. (2)... (З)Ландшафт, даже не населённый, хранит в себе следы прежней жизни. (4)... поэтому он не только природный объект, но и памятник истории и культуры. (5)От природного ландшафта неотделимы сельский быт и народная архитектура. (б)Ценным историческим памятником оказывается и вросшая в природу система сельского расселения: расположение и конфигурация усадеб, полей, лесов, дорог, прудов.

А6. Какое из приведённых ниже предложений должно стоять на месте пропущенного второго (2) предложения в данном тексте? 1) Единственный настоящий и возможный объект охраны - это весь ландшафт, целостный организм, веками складывавшийся при взаимодействии природы и общества. 2) Немецкое слово «ландшафт», ставшее в нашей стране научным понятием для географов, - всего лишь калька французского сло­ва «пейзаж». 3) Природа вдохновляет поэтов, художников, композиторов. 4) Надо своевременно зарезервировать достаточно площади под зоны отдыха и туризма.

А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в четвёртом (4) предложении текста? 1) Значит. 3) Именно 2) Помимо этого, 4) Иными словами,

А8. Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) пред­ложении? 1) оказывается система 2) оказывается памятником система 3) оказывается расположение и конфигурация 4) оказывается памятником система: расположение, конфигурация

А9. Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста. 1) простое осложнённое 2) сложноподчинённое 3) сложносочинённое 4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВРОСШАЯ из шестого (6) предложения текста. 1) действительное причастие 2) страдательное причастие 3) прилагательное 4) наречие

A11. Укажите значение слова КУЛЬТУРА (предложение 4). 1) совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей 2) то же, что культурность 3) разведение, выращивание какого-нибудь растения или животного 4) высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.

А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишутся НН? Пусты(1)а дли(2)ая немощё(3)ая деревенская улица. Всё засыпа(4)о снегом, окута(5)о сумерками. 1)1,2,3 2)2,3,4 3) 1,2 4)1,2,3, 4,5

А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная непроверяе­мая гласная корня? 1) р...весник, к...мпаньон, оппозиция 2) суматошный, наотм...шь, зам...рать 3) привилегия, зав...зжать, предд...пломный 4) м...дальон, эксперимент, прот...реть

А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) пр...одолеть, пр...вязать, пр...стукнуть 2) объяснение, об...учение, об...явление 3) пред...юньский, дез...нфекция, контр...фа 4) бе...сильный, ро...сказни, бе...шумный

А15. В каком ряду в обоих словах пишется буква У(Ю)? 1) они пол.-.т, та...щий 2) они дыш.-.т, реж...щий 3) они бор...тся, кле...щий карандаш 4) футболисты держ...т оборону; стел...щийся туман

А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена бук­ва И? А. Кле...ть В. Груш...вый Б. Привередл...вый Г. Коричн...ватый 1)А, Б 2) Б, Г 3)Б 4) А, В

А17. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых пишется И? И н(1)где: н(2) в людных местах, н(3) в глухой тайге - родник н(4) ос­таётся н(5)замеченным, к нему всегда есть тропа, - он нужен н(6) только людям, но и зверям, птицам. 1)1,2,3 2)1,4,5 3)1,6 4) 1,2,3,6

А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) Теперь грустная улыбка Маруси стала мне ТАК(ЖЕ) дорога, как улыбка сестры, и я сам теперь часто ТО(ЖЕ) в ответ улыбался. 2) Кроме мелких рыбёшек, попалась нам ТАК(ЖЕ) и одна круп­ная,(ПО)ЭТОМУ мы не остались купаться, а поспешили домой. 3) Мы всё дальше и дальше заходили (В)ГЛУБЬ леса,(ПРИ)ЧЁМ и так уже почти стемнело. 4) ЧТО(БЫ) он ни предлагал, его слушали так, (КАК)БУДТО то, что он предлагал, давно известно.

А2. В каком предложении вместо слова ЕДИНИЧНЫЙ нужно употребить слово ЕДИНСТВЕННЫЙ?

1) ЕДИНИЧНЫЙ случай в эксперименте не подтверждает гипотезу.
2) Этот случай оказался далеко не ЕДИНИЧНЫМ, и почти ежегодно он повторяется.
3) Дмитрий оставался самым весёлым, а точнее, ЕДИНИЧНЫМ человеком в группе, который без конца шутил.
4) Нужно стараться обращать внимание на явление в целом, а не на ЕДИНИЧНЫЕ его проявления.
^ А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) лажу по крышам 2) часовые пояса 3) с семьюстами метрами 4) разожгёт костёр
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Закрыв книгу,
1) всё сразу забылось.
2) персонажи остаются в нашей памяти.
3) попробуйте восстановить в памяти текст стихотворения.
4) мне вспомнилось вчерашнее утро.
^ А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Мои родители хранят и часто перечитывают «Роман-газету».
2) Мы оплатили за покупки и вышли из универмага.
3) Студенты с радостью помогали археологам, приехавшим из Санкт-Петербурга.
4) Мы уже давно выписываем журнал «Природа».
^ Прочитайте текст и выполните задания А6-А11.
(1) … (2) Нередко его называют буржуазной «революцией сверху», так как в течение столетия произошли беспрецедентные изменения во всех сферах жизни общества. (3) Главным инициатором этих изменений была верховная власть. (4) Реформаторская деятельность, в том или иной степени, была характерна для всех императоров, царствовавших в России в XIX веке. (5) Однако периоды преобразований сменялись более осторожной политикой, нередко сопровождались откатом назад. (6) … проводимые реформы носили противоречивый и непоследовательный характер.
^ А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть ПЕРВЫМ в этом тексте?
1) История России XIX века чрезвычайно сложна и противоречива.
2) История России XIX века - это особый период в развитии нашей страны.
3) История России XIX века задала массу вопросов.
4) История России XIX века - ничем не отличающийся по своей сути от других период развития страны.
^ А7. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
1) Например, 2) Поэтому 3) Несмотря на это, 4) Кроме того,
А8. Какие слова (слово) являются одной из грамматических основ в предложении 2?
1) называют его 2) называют буржуазной «революцией сверху»
3) называют 4) называют нередко
А9. Укажите верную характеристику предложения 5.
1) простое 2) сложное бессоюзное

3) сложносочинённое 4) сложноподчинённое
А10. Укажите правильную характеристику слова В ТЕЧЕНИЕ из предложения 2.
1) союз 2) производный предлог
3) существительное с предлогом 4) непроизводный предлог
А11. Укажите верное толкование слова БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЕ (изменения) в предложении 2.
1) не обнаруживающие пристрастия, справедливые

2) не связанные с какими-либо затруднениями
3) не имевшие ранее места

4) постоянные, не имеющие замены
^ А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
После завершения аукцио(1)ой продажи на рынке це(2)ых бумаг приватизирова(3)ых предприятий было отмече(4)о значительное расширение спроса на акции предприятий гостиничного бизнеса и торговли.
1) 1, 2 2) 1, 2, 3 3) 3, 4 4) 4
^ А13. В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) одр_хлеть, ог_рчение, инц_дент

2) пож_леть, хр_нитель, мот_вировать
3) разг_вор, зав_щать, ан_малия

4) з_рница, возн_кновение, б_зироваться
^ А14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) под_тожить, дез_нформация, роз_ск

2) пр_словутый, пр_стижный, пр_чёска
3) из_ять, двух_ярусный, пред_являть

4) во_певающий, обе_доленный, не_держанный
^ А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У?
1) тяжело дыш_щий, они бормоч_т

2) леч_щий врач, люди меч_тся
3) дети хохоч_т, колыш_щийся листочек

4) грохоч_щий поезд, ученики слыш_т
^ А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. прохаж_ваться Б. неразборч_вый В. отча_лись Г. догадл_вый
1) В, Г 2) А, Б, В 3) А, Г 4) А, Б, Г
^ А17. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Громадный кран так вздрагивал, будто он был (не)стальной, а бамбуковый.
2) Река тянулась вдоль (не)выского обрывистого берега.
3) Наш долг - сберечь блистательны и (не)слыханно богатый язык наших классиков.
4) Фонари (не)ярко отражались на чёрной поверхности воды.
^ А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) ЧТО(БЫ) ни говорили (НА)СЧЁТ свободы, а я убеждён: главное - это внутренняя свобода человека.
2) Знать и уметь - это (ВО)ВСЕ не одно и ТО(ЖЕ).
3) (В)ДАЛИ морской так и не показался катер, хотя его продолжали ждать, (НЕ)СМОТРЯ на непогоду.

Помогиите)) В каком предложении вместо слова ЗВЕРИНЫЙ нужно употребить ЗВЕРСКИЙ? 1)Растительность становилась беднее,

чаще попадался камыш и голые песчаные полянки со ЗВЕРИНЫМИ следами.

2)Постепенно у меня выработалось почти ЗВЕРИНОЕ чутьё: я нюхом чувствовал опасность.

3)Московские зодчие использовали некоторые элементы ЗВЕРИНОГО орнамента, так часто встречающегося в древних миниатюрных рукописях.

4)После болезни у меня разыгрался ЗВЕРИНЫЙ аппетит.

В каком предложении вместо слова ИСКУСНЫЙ нужно употребить ИСКУССТВЕННЫЙ?

1)Мы любовались на выставке работой ИСКУСНЫХ ювелиров прошлого столетия.

2)Печерский был ИСКУСНЫМ адвокатом и пользовался заслуженным уважением коллег.

3)Мы слушали эту грустную историю, и ИСКУСНАЯ весёлость постепенно исчезала с наших лиц.

4)ИСКУСНЫЙ пловец и на море не утонет

В каком предложении вместо слова КОСТНЫЙ нужно употребить КОСТЯНОЙ?

1)Существует класс рыб с КОСТНОЙ тканью в скелете и в чешуе.

2)В качестве минеральной подкормки для сельскохозяйственных животных используется КОСТНАЯ мука.

3)Человек этот был одет в старое пальто, а в руке держал он палку с КОСТНЫМ набалдашником.

4)КОСТНЫЙ мозг – это ткань, заполняющая полости костей позвоночных животных и человека.

1)Оба берега реки были высоки и обрывисты, можно было видеть залегающие пласты серо-чёрного ГЛИНЯНОГО сланца.

2)Давыдов принес из кухни ГЛИНЯНУЮ чашку с холодными щами.

3)В историческом музее я впервые увидел ГЛИНЯНЫЕ черепки посуды эпохи неолита.

4)Однажды я увидел возле этой хаты женщину, она растапливала ГЛИНЯНЫЙ очаг.

В каком предложении вместо слова АРТИСТИЧЕСКИЙ нужно употребить АРТИСТИЧНЫЙ?

1АРТИСТИЧЕСКАЯ уборная В. Высоцкого превращена в музей.

2)Алевтина прекрасно понимала, что АРТИСТИЧЕСКАЯ карьера не для неё.

3)Этот актер обладал редким АРТИСТИЧЕСКИМ темпераментом, который легко подчинял себе зрителей.

4)Выступление нашего гимнаста было на редкость АРТИСТИЧЕСКИМ.

В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить ГУМАНИТАРНЫЙ?

1)Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.

2)Во время переговоров участниками встречи обсуждены ГУМАННЫЕ вопросы.

3)ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.

4)ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.

В каком предложении вместо слова ГЛИНЯНЫЙ нужно употребить ГЛИНИСТЫЙ?

1)Наталья с уважением посмотрела на дедовы руки в коричневых, ГЛИНЯНОГО цвета, старческих веснушках.

2)Во дворе немолодая женщина растапливала ГЛИНЯНЫЙ очаг.

3)Геологам в этих местах нередко встречались ГЛИНЯНЫЕ минералы.

4)Мне вспоминался город моего детства, ГЛИНЯНЫЕ свистульки, которыми торговали на базарах.

ШЕНТАЛИНСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ТОЛЬЯТТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема «Служебные части речи. Предлог»

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

34.02.01. Сестринское дело (базовый уровень)

Разработал: преподаватель Бурлягина М.В.

Шентала

2015 г.

Пояснительная записка

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС среднего профессионального образования для специальности 34.02.01 Сестринское дело и рекомендовано для студентов и преподавателей ОУ СПО.

Основой разработки послужила примерная рабочая программа «Русский язык и литература. Русский язык» 2015 года, рекомендованная ФГАУ «ФИРО» для профессиональных образовательных организаций.

Данное учебно-методическое пособие может выполнять функции руководства по изучению предложенной темы по русскому языку как на занятиях, так и может быть использовано для самостоятельной работы студента. Пособие выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса.

В учебно-методическое пособие входят:

Теоретический материал, который даёт возможность ознакомиться с разрядами частиц и их значениям, правописанием и употреблением частиц, а также правописанием некоторых сложных слов, образованных с помощью частиц;

Практический материал, который способствует закреплению полученных знаний как на занятии так и при самостоятельной работе;

Задания для контроля знаний, с помощью которых студенты смогут проверить полученные знания;

Дополнительный материал, который позволит расширить кругозор студентов, повысить их интеллектуальный уровень;

Ответы к заданиям для контроля знаний студентов;

Список литературы.

Требования к результатам обучения:

требования к знаниям

знать

Отличия производных предлогов от других частей речи.

требования к умениям:

уметь

Правильно писать производные предлоги;

Правильно употреблять предлоги.

Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение , в продолжение , вследствие и др.) от слов-омонимов.

Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря , вопреки , согласно и др.

Самостоятельная работа.

Найти и выписать из средств массовой информации предложения с производными предлогами.

Руководство для студента по работе с учебно-методическим пособием

Уважаемый студент!

Цель учебно-методического пособия по теме «Служебные части речи. Предлог» - помочь организовать Вам работу по усвоению и закреплению материала, отработке практических навыков, а также определить степень усвоения материала. Вначале внимательно изучите теоретический материал, затем аккуратно выполните задания в тетрадях и сдайте преподавателю.

При возникающих затруднениях обратитесь к преподавателю.

Желаем успеха!

    Теоретический материал.

    Значение предлогов.

    Предлог - это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении.

2. Классификация предлогов

По значению

По строению

По происхождению

Временные

Идти в течение дня

Составные

В связи с морозами

Состоят из нескольких слов

Непроизводные

Без, в, над, об, через

Первичны по своему происхождению, т.е. не образовались ни от каких других слов и с древних времён употреблялись в языке как предлоги.

Причинные

Не пойти из-за погоды

Из-за дома

Состоят из одного слова

Производные. Мимо дома

Образуются путем перехода самостоятельных частей речи в служебные, утрачивая при этом свое лексическое значение и морфологические признаки

Пространственные

Остановиться около дома

Лекарство от насморка

3.Правописание предлогов.

Слитное написание

Раздельное написание

Дефисное написание

Ввиду, вместо, вроде, вследствие, наподобие, насчёт, сверх, посреди, несмотря, взамен.

Во время, во избежание, в виде, в связи (с), в продолжение, в течение, в заключение (последние три слова имеют на конце е )

Из-за из-под, по-за, по-над

Производные предлоги следует не смешивать с формами других частей речи: в течение дня (но: в течении воздушной струи), в продолжение всего собрания (но: в продолжении повести), несмотря на морозы (не смотря в глаза) и т.д.

    1. Употребление предлогов.

Благодаря, согласно, вопреки

Между (меж)

При глаголах чувства (тужить, плакать, горевать и т.д.) и после глаголов «движения» (ходить, гулять, бежать, двигать­ ся, взбираться, бродить и т. п.) предлог по употребляется с да­тельным падежом: ходил по лугу (по лугам), гулял по лесу (по лесам), бежал по берегу (по берегам), бродил по полю (по по­ лям) и т. п.

Предлоги благодаря, согласно, вопреки навстречу, подобно, наперекор употребляются с да­тельным падежом, например: благодаря вашему совету, соглас­ но вашему желанию, вопреки вашему предсказанию, навстречу брату

Предлог между (меж) употребляется с двумя падежами: родительным и творительным

Предлог по с предложным падежом употребляется со значе­нием «после чего-нибудь», например: по истечении срока, по прибытии на место, по окончании школы, по приезде в город.

.

5. Памятка.

Умей различать предлог и самостоятельную часть речи.

Производные предлоги Самостоятельные части речи.

Определить, какая это часть речи.

вследствие непогоды (=из-за) в следствии по делу

наподобие террас (=подобно) решать задачи на подобие треугольников

вроде домика (=подобно) в роде и числе

насчет ремонта (=о ремонте) перевести деньги на счет

навстречу маме (=к) на встречу с другом, идти навстречу

в течение суток (=как долго?) в течении реки

в продолжение суток в продолжении книги

по причине дождя (=из-за) по причине этой

в целях самообороны (=для) в целях благородных

со стороны сада (=от) человек со стороны

несмотря на дождь (=игнорируя) не смотря под ноги (= не глядя)

невзирая на дождь не взирая (= не глядя)

ввиду дождливой погоды (=из-за) в виду города, иметь в виду

вместо контролера (=за) в место назначения

по окончании года окончание года

(=после чего-нибудь)

по прибытии в город

(=после чего-нибудь) прибытие в город

по возвращении документа

(=после чего-нибудь) возвращение документа

по прошествии месяца

(=после чего-нибудь)

по предъявлении документа

(=после чего-нибудь) предъявление документа

    Задания для закрепления теоретического материала.

Задание 1.

Прочитайте текст, найдите предлоги и дайте им характеристику.

МОРСКАЯ СТИХИЯ

В течение нескольких часов можно сидеть неподвиж­но, глядя на играющее море. Вблизи море прозрачно и чисто, а в отдалении лежит густой темно-синей полосой, чуть-чуть подернутой дымкой.

Далеко-далеко белеет одинокий парус. Несмотря на чудесную погоду, море пусто.

Близ берега над волнами носятся то туда, то сюда чай­ки. Вдруг чайки, как будто сговорившись, улетают прочь от берега. По-видимому, их зоркие глаза рассмотрели вда­ли пароход, и они направились к нему. С их отлетом над морем становится по-прежнему тихо. Ниоткуда не слышно никаких звуков. Впоследствии я всегда с удовольствием вспоминал свои прогулки по морскому берегу.

Задание 2.

Объясните различие в написании выделенных слов в приводимых попарно предложениях.

1. В течение В течении болезни наступило улучшение. 2. В продолжение всей лекции слушатели были весьма внимательны. О даль­нейшей судьбе героев автор собирается рассказать в про­ должении повести. 3. В заключение собрания была приня­та резолюция. В заключении врачей указан метод дальней­шего лечения. 4. Вследствие В следствии по уголовному делу использованы данные медицинской экспертизы. 5. Ввиду предстоящего скорого отъезда нужно поторопиться со сборами. Следует иметь в виду возможные изменения условий работы. 6. По­лучилось что-то вроде самодельного велосипеда. В роде Толстых было немало одаренных людей.

Задание 3.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Объясните написание предлогов.

1.Доклад не вызвал большого интереса (в) следстви.. не­достаточной подготовленности выступавшего товарища. 2. (В) продолжени.. романа появились новые герои. 3. Новые сорта растений выводятся (в) течени.. десятилетий. 4. (В) продолжени.. учебного года у нас проводились экскурсии по родному краю. 5. Певцу долго аплодировали, и (в) заключени.. он исполнил популярную песню. 6. Сведения о личности автора мы нашли (в) заключени.. статьи. 7. (В) течени.. до­роги мой спутник рассказывал о себе. 8. (В) течени.. болезни наступил желанный перелом. 9. (В) течени.. реки было обна­ружено несколько потоков.

Задание 4.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Объясните написание выделенных слов.

1. (В) продолжены., часа не удалось пройти и километра. 2. Приходилось часто останавливаться (в) следстви.. того, что мы заблудились. 3. (В) последстви.. я часто вспоминал этот трудный путь. 4. (При) наличи.. времени загляните ко мне. 5. (В) отличи., от предыдущего, этот докладчик говорил (на) протяжени.. получаса живо и увлекательно. 6. (По) окончани.. конференции показывали новый кинофильм. 7. Имейте (в) виду, что экспедиция продлится два месяца. 8. Своё выступление он построил (в) виде вопросов и ответов. 9. Согласно распоряжени.. директора график работы измени­ли. 10. Благодаря весенни.. дожд.. урожай был прекрасный.

Задание 5.

Перепишите данные словосочетания, ставя заключённые в скобки слова в нужном падеже.

Скучать по (родной город), бродить по (парк и роща), взби­раться по (лестница), приехать по (окончание института), возвратиться по (завершение строительства), справиться по (прибытие в столицу), рассказать по (возвращение из команди­ ровки), отчитаться по (окончание экспедиции), заплатить по (триста восемь рублей), купить по (двадцать три) тетради, по­ступить наперекор (желание), действовать вопреки (совет), уез­жать согласно (предписание), добиться хорошего урожая благо­даря (правильная обработка полей), выйти навстречу (участни­ ки пробега), петь подобно (соловей).

Задание 6

Перепишите, ставя слова, заключённые в скобки, в нужном паде­же. Предлоги, относящиеся к словам в скобках, подчеркните.

1) Она меж (дело и досуг) открыла тайну, как супругом са­модержавно управлять. (П.) 2) Меж (горцы) пленник наблюдал их веру, нравы, воспитанье. (П.) 3) Всегда я рад заметить раз­ность между (Онегин) и (я). (П.) 4) В муху князь оборотился, полетел и опустился между (море и небеса) на корабль - и в щель залез. (П.) 5) Не тужи по (сны прелестные). (Держ.) 6) Он соскучился по (свой дядя). (Т.) 7) По (небо) крадётся луна. (П.) 8) Где-то вьётся прихотливым извивом просёлок, и бойко проска­чет по (он) телега. (С.-Щ.) 9) По (окончание) университета он уехал работать в деревню. 10) По (прибытие) на место мы на­правились к коменданту. 11) По (истечение) срока отпуска он возвратился на завод. 12) Все дома были построены одинаково: фасад выходил на юг, на каждом фасаде было по (десять) окон, на каждой западной стене по (шесть) окон, на восточной тоже по (шесть), а сзади, на северной стороне, по (четыре) окна. 13) Согласно (указание штаба армии) отряд должен был пере­браться на Двину. (Н. Ник.) 14) В сутки проезжали по (пятьсот), а иногда и по (шестьсот) километров. 15) Они будут видеться, будут каждый день просиживать по (несколько) часов вместе. (Гарш.) 16) Благодаря (открытый нрав) Готлиба Шуль-ца, вскоре они разговорились дружелюбно. (П.) 17) В Петербур­ге, вопреки (его собственные ожидания), ему повезло. (Т.) 18) Благодаря (масса новых впечатлений), день для Каштанки прошёл незаметно. (Ч.)

Задание 7.

Спишите, раскрывая скобки и подчеркивая сложные предлоги.

1. Желтые шустрые огоньки вырвались (из) под сизого дыма (Полев.). 2. (По) (над) Доном сад цветет (Колъц.).3. Темные глаза смотрели (из) под бровей сурово (М. Г.). 4. По (над) рекой сквозь едкий дым они проходят на рас­свете (Сур.). 5. (В) виду скорого окончания плавания на­ строение команды сделалось веселым (Стан.). 6. Трудно было понять, какое удобство имел (в) виду столяр, загибая так немилосердно спинки стульев (Ч.). 7. Телеграфные столбы потом опять показывались в лиловой дали (в) виде маленьких палочек (Ч.). 8. (В) виде этом много ярких красок. 9. Письма стали чем-то (в) роде моего дневника. 10. (В) роде бояр Старицких были выходцы и из других фамилий. 11. (В) след (за) тем показалась гостям шар­ манка (Г.). 12. Ваш хор выступит (за) тем артистом, кото­рый стоит у рояля. 13. (По) мере надобности он подливал воды в кастрюлю. 14. (По) среди обширных трудов своих он не переставал осведомляться о своем любимце (П.). 15.Сговорившись (на) счет завтрашнего дня, они распрос­тились (Стан.). 16. Все эти доходы переведите (на) счет нашей бригады. 17. Незнакомец с удивлением посмотрел
ему (в) след (Т.). 18. Охотники осторожно, след (в) след шли за волком. 19. С грустью он посмотрел (в) след поез­ду. 20. Рассудку вопреки, (на)перекор стихиям... (Гр.)21. Он всегда действовал (на) перекор.

Задание 8. Спишите, раскрывая скобки. Вместо точек на конце слов поставьте нужные буквы. Объясните правописание данных слов.

1. (В) течени... дня Хорь не раз заговаривал со мною (Т.). 2. (В) течени... военных событий произошли резкие изменения. 3. Иногда на базаре какая-нибудь барыня да­вала Ванюше свою корзину и платила ему пятак (за) то, что он (в) продолжени... часа таскал за ней по базару эту корзину (М.Г.). 4. О судьбе героев автор обещал расска­зать (в) продолжени... романа. 5. (В) следстви... подчи­ненного положения Якова в пансионате товарищи обра­щались с ним небрежно (Т.). 6. (В) следстви... по делу арестованного вмешались представители общественных организаций. 7. (В) последстви... я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки (Аре.). 8. (В) течени...всей дороги Касьян сохранял упрямое мол­чание (Т.). 9. Она повторяла свою роль (на) ходу, низко кланялась и несколько раз потом качала головою (на) подоби... глиняных котов (П.). 10. (В) следстви... какой-то задержки в пути лошади отстали (Аре.). 11. (В) продолжени... всего лета он раза два-три в неделю приезжал к нам (Л. Т.).

Задание 9.

Перепишите предложения, раскрывая скобки и встав­ляя пропущенные буквы.

I . 1. (В) следстви... ранения Ибрагим носил повязку (77.). 2. Мне было лет двадцать пять, когда я начинал писать что-то (в) роде воспоминаний (Герц.). 3. (Б) продолжени... дороги мы два раза переехали через реку (Акс.). 4. Признаюсь, сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь (на) подобие лодки, но безуспешно (Л.).. 5. Хромой старичишка вышел (из) за шалаша в углу огорода и закричал на Герасима (Т.). 6. (В) течени... двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям (Т.). 7. Темные глаза смотрели (из) под бровей сурово (М. Г.). 8. Я вынул из чемодана и пока­зал золотой медальон (в) виде сердечка (Кае.). 9. (По) над рекой сквозь едкий дым они проходят на рассвете (Сурк.). 10. Катер пошел со специальным заданием, и (в) виду бурной погоды за него беспокоились (Сим.). 11. Воронин хотел было спросить (на) счет завтрака, но промолчал (Каз.). 12. (Б) связи с эвакуацией работа на заводе приостановилась (Аж.).

П. 1. (Но) среди обширных зеленых лугов паслись тучные стада. 2. Вслед (за) тем из дверей показалась светлая головка девочки. 3. (Б) заключени... старики просили, чтобы Мироныча не трогали (Акс.). 4. (Б) последстви... я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки (Акс.). 5. У многих русских рек, (на) подоби... Волги, один берег горный, другой лу­говой (Т.). 6. Телеграфные столбы потом опять показы­вались в лиловой дали (в) виде маленьких палочек (Ч.). 7. Имейте (б) виду - задание ответственное (Эренб.).

    Задания для контроля знаний.

    Вопросы для самопроверки.

    Для чего служат предлоги?

    Как классифицируются предлоги?

    Какие предлоги пишутся слитно, раздельно, через дефис?

    Как отличать предлоги от омонимичных самостоятельных частей речи?

    Тест.

Вариант 1

Задание (вопрос)

задания

Вариант ответа

1

1-В, 2-А, 3-Б

Предложения

1.Письма стали чем-то вроде моего дневника.

2. В роде бояр Старицких были выходцы и из других фамилий.

3. Он всегда действовал наперекор.

Части речи

А) наречие;

Б) существительное;

В) предлог;

Г) деепричастие.

Установите соответствие между выделенными словами в предложениях и их принадлежностью частям речи.

Предложения

    Телеграфные столбы потом опять показывались в виде маленьких палочек.

2.Он разговаривал, не смотря в глаза.

3. В виде этом много ярких красок.

Части речи

А) наречие;

Б) существительное;

В) предлог;

Г) деепричастие

Установите соответствие между выделенными словами в предложениях и их принадлежностью частям речи.

Предложения

    Кругом телеги стояло человек шесть.

    вдоль.

    В роде нашем трусов не было.

Части речи

А) наречие;

Б) существительное;

В) предлог;

Г) деепричастие

Инструкция по выполнению заданий № 4-9: Выберите цифру, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк ответов.

Выделенное слово является предлогом в предложении:

2. В доме напротив зажгли свет.

3. Автобус останавливается напротив школы.

В каком предложении выделенное слово пишется с е на конце?

1. В течени.. болезни наступило улучшение.

2. В течени… ближайших суток погода не изменится.

Предлог с (со) следует употребить в словосочетании:

1. возвращаться... парада

2. родственники... деревни

3. выглянуть... укрытия

В каком предложении предлог пишется раздельно?

1. (В)течение ночи шёл дождь.

2. (Из)за дождя отложили экскурсию.

3. (На)кануне праздника мы побывали на концерте.

1. Уехал наперекор воли родителей.

2. Вследствие жаркой погоды в лесу возможны возгорания.

3. Написал в газету заметку о юных натуралистах.

1.Сговорившись (на)счёт завтрашнего дня, они распростились.

2. Все эти доходы переведите (на)счёт нашей бригады.

3.Воронин хотел было спросить (на)счёт завтрака, но промолчал.

Задание (вопрос)

Предлоги, которые образовались от различных знаменательных частей речи, называются…

Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с … падежом.

В предлогах в течени…, в продолжени…, вследстви … на конце пишется буква …

Предлоги, состоящие из одного слова, называются …

Выберите правильное выражение.

Мать беспокоится … (о сыне или за сына).

Вариант 2

Задание (вопрос)

Инструкция по выполнению заданий № 1-3: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В результате выполнения Вы получите последовательность букв. Например,

задания

Вариант ответа

1

1-В, 2-А, 3-Б

Установите соответствие между выделенными словами в предложениях и их принадлежностью частям речи.

Предложения

1.Мы всматривались в след на снегу.

2. Все поступали согласно принятым решениям.

3. Мы обошли весь дом вокруг .

Части речи

А) наречие;

Б) существительное;

В) предлог;

Г) деепричастие.

Установите соответствие между выделенными словами в предложениях и их принадлежностью частям речи.

Предложения

    При падении дерево раскалывается вдоль .

    Обратить внимание на подобие фигур.

    Благодаря хозяина за радушие, я волновался.

Части речи

А) наречие;

Б) существительное;

В) предлог;

Г) деепричастие.

Установите соответствие между выделенными словами в предложениях и их принадлежностью частям речи.

Предложения

    И хорошо мне, глядя вдаль, подумать.

    Мы обошли дом вокруг.

    Я долго готовился на встречу с друзьями.

Части речи

А) наречие;

Б) существительное;

В) предлог;

Г) деепричастие.

Инструкция по выполнению заданий № 4 -9: Выберите цифру, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк ответов.

Выделенное слово является предлогом в предложении.

1. Выстрелил мимо цели.

2.Прошел мимо , даже не улыбнулся.

3. Мимо идут поезда.

В каком предложении выделенное слово пишется слитно?

1.(В)заключении врачей указан метод дальнейшего лечения.

2. (В)следствии по уголовному делу использованы данные медицинской экспертизы.

3.(В)следствие плохой погоды экскурсия не состоялась.

Предлог с (со) следует употребить в словосочетании :

1. принести... базара

2. доноситься... глубины тоннеля

3. выйти... тумана

Грамматическая ошибка допущена в предложении:

1. Необходимо явиться в полк согласно предписанию.

2. Вопреки прогнозов погода испортилась.

3. Благодаря вашему вмешательству вопрос решился положительно.

В каком предложении выделенное слово пишется раздельно?

1. Незнакомец с удивлением посмотрел ему (в)след.

2. Охотники осторожно, след (в)след шли за волком.

3.С грустью он посмотрел (в)след поезду.

Укажите предложение, в котором допущена ошибка.
1. В продолжение двух дней дела мои продвинулись.
2. О судьбе героев автор обещал рассказать в продолжение романа.
3. В течение недели все готовились к семинару.
4. В течении реки произошли изменения.

Задание (вопрос)

Инструкция по выполнению заданий № 10-14: в соответствующую строку бланка ответов запишите краткий ответ на вопрос, окончание предложения или пропущенные слова.

Предлоги, которые первичны по своему происхождению, т.е. не образовались ни от каких других слов и с древних времён употреблялись в языке как предлоги, называются..

Предлоги навстречу, подобие, наперекор употребляются с … падежом.

Предлоги, состоящие из нескольких слов, называются…

Предлог по со значе­нием «после чего-нибудь» употребляется с ….. падежом.

Выберите правильное выражение

Написать рецензию … (на книгу или о книге).

Критерии оценивания

«5» - 13 баллов

«4» - 11-12 баллов

«3»- 8-10 баллов

«2» - менее 8 баллов

Ответы

К заданию 3.

1. Не вызвал интереса (почем у?) вследствие недоста­ точной подготовленности. 2. В продолжении романа появи­ лись (где? в ч е м?). 3. Выводятся (как долго?) в тече­ ние десятилетий. 4. В продолжение учебного года (ког­да?). 5. В заключение исполнил (когда?). 6. В за­ключении статьи (где? в ч е м?). 7. В течение дороги (как долго?). 8. В течении болезни (в чем?). 9. В течении реки (где? в ч е м?).

К заданию 4.

1. В продолжение часа - предлог, обозначает отрезок времени. 2. Останавливаться вследствие того что... (поче­му? по причине чего? из-за чего?).3. Впослед­ ствии - наречие (ср. предлог вследствие). 4. При наличии - предлог при употребляется с предложным падежом, указыва­ет на время, место и условие. 5. В отличие - предлог; на протяжении получаса - предлог. 6. По окончании конферен­ ции - предлог, в значении "после чего-л.". 7. Имейте в ви­ ду - этот оборот речи состоит из трех слов. 8. В виде вопро­ сов и ответов - предлог. 9. Согласно распоряжению - пред­лог согласно требует дательного падежа. 10. Благодаря весенним дождям - предлог благодаря требует дательного падежа.

Ответы к тесту

Вариант 1 Блок А Вариант 2 Блок А

Эталон ответа

Эталон ответа

Блок Б Блок Б

Эталон ответа

Эталон ответа

производными

непроизводные

дательным

дательным

составными

простыми

предложным

Литература:

1. А.В.Дудников «Русский язык».М., «Высшая школа», 2003 г.

2. Ф.Греков «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах». М., «Просвещение», 2009 г.

3. Д.Э.Розенталь «Русский язык. Орфография. Пунктуация». Москва. АЙРИС-ПРЕСС, 2007 г.

4. А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. М., «Просвещение», 2009 г.

5. Развивающие игры пот русскому языку. Основные сведения школьного курса/Сост. Л.Ю. Сапрыкина – Донецк ПКФ «БАО», 1998. – 64 стр.

5.Ильина Т.И. Предлоги. Правописание предлогов. Употребление предлогов в речи. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 1september .ru .

Высокого роста, худой, с небольшой загнутой назад головкой. Это был Калиныч. Его добродушное смуглое лицо, кое-где отмеченное рябинами, мне понравилось с первого взгляда. Калиныч (как узнал я после) каждый день ходил с барином на охоту, носил его сумку, иногда и ружье, замечал, где садится птица, доставал воды, набирал земляники, устроивал шалаши, бегал за дрожками; без него г-н Полутыкин шагу ступить не мог. Калиныч был человек самого веселого, самого кроткого нрава, беспрестанно попевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны, говорил немного в нос, улыбаясь, прищуривал свои светло-голубые глаза и часто брался рукою за свою жидкую, клиновидную бороду. Ходил он нескоро, но большими шагами, слегка подпираясь длинной и тонкой палкой. В течение дня он не раз заговаривал со мною, услуживал мне без раболепства, но за барином наблюдал, как за ребенком. Когда невыносимый полуденный зной заставил нас искать убежища, он свел нас на свою пасеку, в самую глушь леса. Калиныч отворил нам избушку, увешанную пучками сухих душистых трав, уложил нас на свежем сене, а сам надел на голову род мешка с сеткой, взял нож, горшок и головешку и отправился на пасеку вырезать нам сот. Мы запили прозрачный теплый мед ключевой водой и заснули под однообразное жужжанье пчел и болтливый лепет листьев.

Легкий порыв ветерка разбудил меня… Я открыл глаза и увидел Калиныча: он сидел на пороге полураскрытой двери и ножом вырезывал ложку. Я долго любовался его лицом, кротким и ясным, как вечернее небо. Г-н Полутыкин тоже проснулся. Мы не тотчас встали. Приятно после долгой ходьбы и глубокого сна лежать неподвижно на сене: тело нежится и томится, легким жаром пышет лицо, сладкая лень смыкает глаза. Наконец мы встали и опять пошли бродить до вечера. За ужином я заговорил опять о Хоре да о Калиныче. «Калиныч – добрый мужик, – сказал мне г. Полутыкин, – усердный и услужливый мужик; хозяйство в исправности, одначе, содержать не может: я его все оттягиваю. Каждый день со мной на охоту ходит… Какое уж тут хозяйство, – посудите сами». Я с ним согласился, и мы легли спать.

На другой день г-н Полутыкин принужден был отправиться в город по делу с соседом Пичуковым. Сосед Пичуков запахал у него землю и на запаханной земле высек его же бабу. На охоту поехал я один и перед вечером завернул к Хорю. На пороге избы встретил меня старик – лысый, низкого роста, плечистый и плотный – сам Хорь. Я с любопытством посмотрел на этого Хоря. Склад его лица напоминал Сократа: такой же высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. Мы вошли вместе в избу. Тот же Федя принес мне молока с черным хлебом. Хорь присел на скамью и, преспокойно поглаживая свою курчавую бороду, вступил со мною в разговор. Он, казалось, чувствовал свое достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных своих усов.

Мы с ним толковали о посеве, об урожае, о крестьянском быте… Он со мной все как будто соглашался; только потом мне становилось совестно, и я чувствовал, что говорю не то… Так оно как-то странно выходило. Хорь выражался иногда мудрено, должно быть, из осторожности… Вот вам образчик нашего разговора:

– Послушай-ка, Хорь, – говорил я ему, – отчего ты не откупишься от своего барина?

– А для чего мне откупаться? Теперь я своего барина знаю и оброк свой знаю… барин у нас хороший.

– Все же лучше на свободе, – заметил я.

Хорь посмотрел на меня сбоку.

– Вестимо, – проговорил он.

– Ну, так отчего же ты не откупаешься?

В разделе Домашние задания на вопрос Нужно правильно раскрыть скобки, помогите пожалуйста. заданный автором Koshka YT лучший ответ это В течение дня Хорь не раз заговаривал со мною (Т.). 2. В течении военных событий произошли резкие изменения. 3. Иногда на базаре какая-нибудь барыня давала Ванюше свою корзину и платила ему пятак за то, что он в продолжение часа таскал за ней по базару эту корзину (М. Г.). 4. О судьбе героев автор обещал рассказать в продолжении романа. 5. Вследствие подчиненного положения Якова в пансионате товарищи обращались с ним небрежно (Г.). 6. В следствии по делу арестованного вмешались представители общественных организаций. 7. Впоследствии я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки (Аре). 8. В течение всей дороги Касьян сохранял упрямое молчание (Т.). 9. Она повторяла свою роль на ходу, низко кланялась и несколько раз потом качала головою наподобие глиняных котов (П.). 10. Вследствие какой-то задержки в пути лошади отстали (Аре). 11. В продолжение всего лета он раза два-три в неделю приезжал к нам (Л. Т.).

Включайся в дискуссию
Читайте также
Женские архетипы. Афина. Развитие в себе архетипа афины Архетип афины
Психосоматика от а до я Психосоматика какие болезни вызывает обида
Льюис кэрролл самые краткие рассказы