Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Китай и гражданская война в россии. Противоборства между Гоминьданом и коммунистами

Читайте также:
  1. C. Положение партнеров друг против друга обычно создает атмосферу соперничества. Разговор в такой позиции должен быть коротким и специфичным.
  2. Алексеев. Правовой статус личности - это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.
  3. Билет 29.Столыпинские преобразования. Общественно-политическое и экономическое развитие России в 1907-1914гг.
  4. Благодаря Куликовской битве был уменьшен размер дани. В Орде было окончательно признано политическое главенство Москвы среди остальных русских земель.
  5. Блок 14 вопрос Положение детей-сирот и детей-инвалидов, меры по их социальной поддержке.
  6. В чем (в каких формах) проявляется политическое поведение?
  7. Важнейшими положением кейнсианской модели совокупного спроса является

Ситуация в стране в конце Первой мировой войны

Китайцам еще в глубокой древности удалось создать великую циви­лизацию. Она формировалась в русле главной стратегической идеи - обеспечить выживание для всех, а вовсе не с целью развития, совер­шенствования общества. Долгое время в силу ряда причин цивилиза­ция Китая находилась в изоляции от других культур. Только с XVIII в. усилились контакты с Западом, и это заставило правящую в Китае с XVII в. маньчжурскую династию Цин полностью «закрыть» страну от внешних влияний.

Но их усилия оказались тщетными. В середине XIX в., после военных поражений в «опиумных войнах», Китай был «открыт». Европейские дер­жавы навязали ему так называемые «неравноправные договоры», но глав­ное - Китай был унижен самим фактом поражения от «западных варва­ров». Это сформировало у китайской нации своего рода комплекс непол­ноценности, который затем долгое время им не удавалось преодолеть.

Накануне Первой мировой войны, в 1911 г., в Китае была свергну­та монархия. Синхайская революция уничтожила династию Цин. Встал вопрос: что же дальше? Какие-либо демократические традиции вообще не свойственны китайской цивилизации, поэтому рассчиты­вать на становление республиканской формы правления не приходи­лось. Другая возможность - создать новую династию или установить диктатуру - казалась более реальной, тем более что и подходящий кандидат был - Юань Шикай.

Однако этого не произошло: власть в провинциях захватили воен­ные губернаторы (дуцзюни). Китай фактически распался на отдельные провинции (благо, они всегда развивались экономически автоном­но), а сам Юань Шикай умер летом 1916 г.

Дуцзюни, местные милитаристы, вели между собой нескончаемую борьбу за власть, выдавая себя за демократов. Внешне казалось, что они борются с попыткой Юань Шикая установить в стране диктатуру, про­возгласить себя императором, протестуют против роспуска им в 1913 г Парламента, но фактически они просто не желали подчиняться центру. Пользуясь бесконтрольностью, дуцзюни грабили население, пытаясь обогатиться за время нахождения у власти.

В политической жизни страны особую роль играл Сунь Ятсен и со­зданная им осенью 1912 г. партия Гоминьдан (Национальная партия). Сунь Ятсен был самым известным в Китае политическим деятелем и действовал на юге, где местные милитаристы пытались воспользо­ваться его популярностью, то приглашая его на пост главы правитель­ства в Гуанчжоу, то свергая.



Распад страны, произошедший сразу же после свержения монар­хии в 1911 г., затронул и национальные районы Китая. От Китая факти­чески отделились Тибет, Синцзян, Монголия, повсюду изгонялись ки­тайские чиновники. Монголов поддерживала Россия, и в 1915 г. Китай признал автономию Внешней Монголии, подписав соответствующий протокол.

Отсутствие политического единства страны было главной пробле­мой Китая. За годы войны сформировались два центра: Юг и Север. Они находились соответственно в городах Гуанчжоу и Пекине. Борь­ба за влияние в этих городах шла между многочисленными военными кликами, которые заключали между собой союзы, ссорились, а затем объединялись вновь.

На Юге за власть боролись две группировки генералов (в Китае их называли в соответствии с наименованиями провинций, из которых родом были главари): гуандунская и гуансийская клики.

На Севере борьба шла за власть в Пекине. Ее вели три группировки: Аньхойская (во главе ее стоял генерал Дуань Цижуй), Чжилийская (ге­нерал У Пейфу) и Маньчжурская (во главе с генералиссимусом Чжан Цзолинем). После смерти Юань Шикая власть в Пекине захватил Дуань Цижуй. Именно он настоял на вступлении Китая в Первую мировую войну в 1917 г.



Последствия участия Китая в Первой мировой войне

Китай успел принять участие в войне, главным образом, направив на строительство стратегических объектов, на военные предприятия России свою рабочую силу. Разумеется, Германия и ее союзники были бы разгромлены и без участия Китая, но важна была и формальная сторона. Китай должен был непременно оказаться в числе государств-победителей, что, безусловно, повысило бы его статус на мировой арене.

Это было необходимо для того, чтобы более успешно противосто­ять политике Японии. Как известно, Япония еще в январе 1915 г. объ­явила войну Германии, но в военных действиях принимала лишь огра­ниченное участие: она оккупировала острова Микронезии (Маршалловы, Каролинские и Марианские), находившиеся под управлением Германии. Острова расположены в центральной части Тихого океана и имеют стратегическое значение. Под формальным предлогом на­хождения на территории Китая германской военно-морской базы Циндао Япония захватила не только сам город, но и всю провинцию Шаньдун. Воспользовавшись тем, что многие державы были заняты на фронтах мировой войны, японцы навязали Китаю унизительное «21 требование».

Слабое китайское правительство Дуань Цижуя вынуждено было принять почти все пункты этих требований. Это означало признание Китаем полной зависимости от Японии. По завершении войны Китай намеревался принять участие в урегулировании своих взаимоотноше­ний с Японией и другими странами на международной Парижской мирной конференции в качестве равноправной стороны.

Когда в 1919 г. Парижская конференция начала свою работу, Китай представил на ее рассмотрение свои требования. Они касались преж­де всего прекращения оккупации китайской территории японскими войсками (освобождение провинции Шаньдун), отказа от «21 требо­вания», признания полного суверенитета Китая, его территориальной целостности.

Это означало бы отказ от многих положений неравноправных догово­ров, навязанных Китаю еще в прошлом веке, а именно:

Признание таможенной автономии, право самостоятельно уста­навливать таможенные пошлины;

Признание действенности китайской юрисдикции над иност­ранцами;

Ликвидацию особых зон, не подчиняющихся китайским влас­тям, так называемых сеттльментов;

Передачу Китаю многих концессий, территорий, взятых в аренду.

Все эти требования были официально выдвинуты Китаем на мир­ной конференции в январе 1919 г.; китайское общество ожидало отве­та от крупных мировых держав.

Незадолго до Первой мировой войны, 12 февраля 1912 г., в Китае была официально упразднена монархия. Немаловажную роль в низвержении маньчжурской династии сыграл Сунь Ятсен, всемирно известный революционер, взгляды которого были близки идеям социал-демократии. Из-за недовольства Версальским мирным договором, передавшим Японии нрава на германские владения в Шаньдуне, сформировалось движение Гоминьдана. После смерти Сунь Ятсена в 1915 г. к власти в движении приходит Чан Кайши. Новая армия двигалась на север страны, в 1928 г. завершилось объединение Китая.

Экономика Китая динамично развивалась в первой четверти XX в., но в этом процессе роль национальной буржуазии была невелика, она больше проявлялась в сфере торгового капитала и мелкого предпринимательства. Сохранял с XIX в. позиции английский капитал, ему начинал противостоять японский. В этих условиях гоминьдановское правительство основную роль в экономике отводило государственному сектору. Рычагами их влияния в этом секторе стали банки, налоговая и таможенная служба. Занималось правительство и государственным планированием экономики. Частное предпринимательство допускалось, но лишь в форме участия в смешанных государственно-частных предприятиях. Были проведены законы - аграрный, о труде, минимальном уровне зарплаты, т. е. управление централизованным государством проводилось по утвердившемуся веками сценарию: государство регулировало экономические и социальные отношения в стране. И лишь впоследствии, во время гоминьдановского правления на Тайване (с 1949 г.), главным в экономике этого острова станет частный предпринимательский сектор.

Этому процессу в самом Китае помешала японо-китайская война, начавшаяся в 1937 г. В борьбе за национальную независимость усилились позиции компартии Китая, которая под руководством Мао Цзэдуна и пришла к власти. Континентальный Китай почти на 30 лет превратился в арену гигантских социальных экспериментов. Со смертью Мао Цзэдуна в 1976 г. страна вступила в полосу реформ, добившись, как известно, больших экономических успехов на этом пути.

Индии на этапе между двумя мировыми войнами оставалась колонией Англии. К 1914 г. она еще была аграрной страной, почти две трети ее населения занимались сельским хозяйством. На севере страны сохранились земли крупных помещиков - один из трех типов поземельно-рентных отношений (замендари). В южных и западных районах крестьяне арендовали государственные земли (райятвари). Мелкое крестьянское землевладение распространилось на северо-западе (махальвари). Многие крестьянские семьи разорялись из-за высоких налогов и арендной платы. Помещики по-прежнему не занимались хозяйством, предпочитая передавать землю в аренду ростовщикам и торговцам, в конечном итоге она попадала к крестьянам, т. е. была распространена субаренда. Таким образом, в Индии культивировались не столько феодальные отношения, сколько земельные, приближенные к капиталистическим.

Города Бомбей, Калькутта, Мадрас становились промышленными центрами, в них преимущественно действовали предприятия текстильной и джутовой промышленности, т. е. производство предметов потребления и переработки сельскохозяйственного сырья. Не развивались горнодобывающая, металлургическая и машиностроительная отрасли.

Зависимость страны от Англии усилилась в годы Первой мировой войны. Индийцев мобилизовывали в армию, англичане вывозили сырье - чай, шелк-сырец и т. д., путем займов и налогов забирали денежные ресурсы. Было подорвано сельское хозяйство, это привело к голоду среди населения. Но война активизировала развитие национальных производств. Наблюдается рост национальной буржуазии, особенно в легкой промышленности На 30% выросло в войну производство тканей на фабриках. Во главе общественного движения встал Индийский национальный конгресс - партия национальной буржуазии во главе с М. Ганди. Деятельность ИНК приведет через 30 лет страну к независимости.

Своеобразным было отношение страны-метрополии к проблеме развития индийской промышленности в послевоенный период. Английское правительство ввело протекционистские пошлины на промышленные изделии, поступающие в Индию из других стран... и проиграло - потоки более дешевых товаров продолжали поступать на индийский рынок из Японии, Германии и США. Возникают акционерные компании, в основном в легкой промышленности. Появилось даже два небольших металлургических предприятия.

Своеобразие развития национальной экономики проявилось в "забвении" всех классических образцов индустриализации: параллельно развивались все три стадии - простая кооперация, мануфактура, фабрично-заводская промышленность. В стране большую роль продолжало играть традиционное производство: сельское хозяйство, ремесло, промыслы. Английский капитал контролировал индийскую экономику с помощью филиалов банков метрополии. Продолжали властвовать князья и помещики, ростовщики.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. стал катастрофой для сельского хозяйства страны: цены на пшеницу сократились в три раза. Общий кризис в аграрной сфере продолжался вплоть до конца 1930-х гг. Существовал завышенный курс основной денежной единицы - руш1и.

И все же общее число фабрик к 1939 г. увеличилось до 10,4 тыс. (с числом рабочих более 20 человек в каждой). Крепнет экономически национальная буржуазия. Действуют индийские монополии: концерны Тата, Бирла, Гупта и др. - в металлургической, сахарной, цементной промышленности. Очень неоднородным был состав их правлений: промышленники, помещики, ростовщики, торговцы. Все это свидетельствовало об экономической слабости национального предпринимательства. Отсутствовало по-прежнему машиностроение. Таким образом, можно сделать вывод, что промышленный переворот в Индии не был завершен к началу Второй мировой войны.

В целом в странах Восточной цивилизации кардинальных изменений накануне 1939 г. не произошло. Некоторые страны, как, например, Индия, развивались в рамках колониальных империй, другие, как Китай, уже боролись против агрессии милитаристской Японии. Но в недрах этих двух крупнейших стран Азии накапливаюсь предпосылки для принципиально важных перемен.

Вторая мировая война (1939-1945 гг.) стала вторым кризисом мировой цивилизации по масштабам и разрушительным итогам военных действий. В войне приняло участие около 60 стран, в них находилось 4/5 материальных богатств человечества. Основной удар пришелся на Россию, Белоруссию и Польшу со стороны Германии и ее европейских союзников. Япония воевала на территории Китая, стран Юго-Восточной Азии и островах Океании. Состоялось ее нападение и на Тихоокеанскую эскадру США. Отмстим кратко, к чему неотвратимо стремились страны-агрессоры, какими планами и идеями руководствовались.

Премьер-министр Италии, вождь итальянских фашистов Муссолини мечтал о присоединении Савойи, Ниццы, Корсики, о. Мальты и о. Корфу, даже Австрии. Но отсутствие боеспособной армии привело лишь к захвату слабой в экономическом и военном отношении Абиссинии (1936) и оккупации отсталой во всех отношениях Албании (1938). Итог приближающейся войны виделся Муссолини в создании Великой афроевропейской Римской империи.

Рейхсканцлер Германии и глава фашистской партии Гитлер вскоре после 1933 г. поспешил от имени своей страны отказаться выполнять статьи Версальского договора. Далее последовали выход из Лиги Наций и оккупация Рейнской демилитаризованной зоны. Таким образом, Германия и Италия определили вектор выхода из мирового экономического кризиса - начать новую войну. С примкнувшей к ним Японией они заключили так называемый Антикоминтерновский пакт. Конечной целью своей активной военной деятельности считали установление мирового господства.

Преградой к достижению этой цели были три страны - СССР, Англия и США. СССР, как известно, оказывал через Коминтерн (Коммунистический интернационал) большое влияние на коммунистов всех стран, в том числе с агрессивно настроенными правителями. Поэтому нужно было разгромить СССР, обеспечив себя хлебом на все времена (Украина, Кубань и др.) и нефтью с Кавказа. Интересовали, особенно Германию, и другие ресурсы, они пригодились бы в войне против Англии. У этой страны они собирались отобрать все колонии. Не давали покоя и богатства США.

Но вначале у ног Гитлера и Муссолини должна была оказаться вся Европа. В целом ряде европейских государств к концу 1930 г. находились уже у власти профашистские правительства (Испания, Португалия, Румыния, Болгария, Венгрия и др., на американском континенте). В 1938 году Германия присоединила Австрию (аншлюс), была расчленена в пользу Германии Чехословакия.

В ночь с 1 на 2 сентября 1939 г. германские войска перешли границу Польши, организовав с помощью провокации повод к войне - casus belli. Польша находилась в зоне влияния Англии и Франции, которые объявили войну Германии. Так началась Вторая мировая война. Через полгода пал Париж, перед этим - страны Бенилюкса.

Ресурсы присоединенных стран и союзниц фашистско-милитаристского блока были задействованы в войне против СССР, развязанной 22 июня 1941 г.

Кроме всею прочего, это было противоборство трех идеологий: буржуазной демократии и коммунистической (социалистической) идеологии - против античеловечной фашистской.

Итоги Второй мировой войны известны, они были сокрушительными для всех трех стран - зачинщиков войны. Апогеем ее явился Нюрнбергский процесс (конец 1945 - 1946) над военными преступниками.

Поражение в мировой войне, распад империи, оккупация части территории страны войсками держав Антанты и Греции вызвали в Турции подъём движения за независимое и сильное государство. Также большие изменения начались в Монголии, Китае и Индии.

Турция: кемалистская революция

В январе 1920 г. парламент принял «Национальный обет» - декларацию независимости Турции. В ответ на это западные державы направили войска в Стамбул и разогнали парламент. Султан не противодействовал вмешательству. Но страна была охвачена негодованием. В апреле 1920 г. в Анкаре собрался новый парламент - Великое национальное собрание Турции (в него вошли и 105 членов разогнанного ранее парламента). Его председателем, а также главой нового правительства стал генерал Мустафа Кемаль-паша. Турецкая армия начала боевые действия за освобождение своей территории. Новое правительство поддержала Советская Россия. Осенью 1923 г. Турция была провозглашена республикой. Западным державам пришлось считаться с новой ситуацией. Условия тяжёлого для Турции мирного договора, навязанного султану в 1920 г., были пересмотрены, признавался суверенитет государства в его современных границах.

Мустафа Кемаль Ататюрк

Президент Турции в 1923-1938 гг. Фамилия Ататюрк («отец турок») была присвоена ему специальным решением парламента в знак признания его заслуг перед нацией.

Последующее десятилетие стало для Турции временем больших перемен. Их инициаторами выступили Кемаль-паша и деятели созданной им Народно-республиканской партии.

В соответствии с конституцией 1924 г. устанавливался режим президентской республики. Провозглашались основные демократические права и свободы. Особое значение придавалось утверждению светского характера государства и общества.

Это означало ограничение или отмену религиозных норм, которые господствовали тогда во всех сферах жизни турок. Упразднялись исламские шариатские суды, судопроизводство перешло в ведение государства. Закрывались духовные школы-медресе, образование перестраивалось по европейским образцам. Был введён европейский календарь, арабский алфавит заменялся латинизированным. Появились отсутствовавшие до этого фамилии. Населению предложили перейти на европейскую одежду. Устанавливался гражданский брак и отменялось многожёнство. В 1930-е годы поэтапно были введены избирательные права для женщин.

В экономической сфере усилились позиции государства. Ликвидировались иностранные концессии (договоры с иностранными компаниями на строительство и использование ими промышленных и иных предприятий в Турции). Под контроль государства перешло строительство железных дорог, ряда крупных промышленных предприятий. Работа здесь строго регламентировалась, профсоюзы также подчинялись государственным чиновникам.

Созданный М. Кемалем режим сильной власти ограничил деятельность оппозиции, многие политические партии, особенно коммунистическая, периодически подвергались запрету. Жёсткая государственная политика во всех сферах не обходилась без издержек. В целом же она способствовала модернизации страны, более динамичному её развитию.

Монголия

Бурные события первых десятилетий XX в. отозвались и в отдалённой, как тогда казалось, Монголии. Эта страна в течение двух веков находилась под властью маньчжуров, являлась окраиной огромной Цинской империи. Основное население Монголии составляли кочевники-скотоводы. Земли и власть принадлежали ханам. Значительные богатства и влияние имела ламаистская церковь (ламаизм - одно из течений буддизма). Глава ламаистов богдогэгэн считался духовным правителем всех монголов. В стране сохранялись родовые отношения. Практически не было ни промышленности, ни регулярного транспорта, ни школ, ни больниц. В начале XX в. и в этот замкнутый мир ворвался ветер перемен.

В 1912 г. в результате революции в Китае пала Цинская монархия. Но Монголии пришлось отстаивать свою независимость. В 1919 г. в страну вторглись и заняли её столицу Ургу (ныне Улан-Батор) китайские милитаристы. Затем здесь появились белогвардейские части Унгерна, вытесненные из России. Народ поднялся на борьбу против иностранного вторжения. Руководители освободительного движения во главе с Сухэ-Батором в 1920 г. побывали в России, где встречались с В. И. Лениным. Его советы они использовали для определения главных задач и тактики своего движения. Весной 1921 г. была создана Монгольская народная партия. На базе партизанских отрядов сформировалась народная армия, которая начала освобождать страну от интервентов. Созданное на освобождённой территории Временное народное правительство обратилось за помощью к Советской России. Летом 1921 г. монгольские войска и части Красной армии вступили в Ургу. Оформление нового государства завершилось в 1924 г. (после смерти Богдо-гэгэна). Была провозглашена республика и принята конституция.

При содействии российских коммунистов руководители Монголии избрали особый путь развития страны - от «докапитализма» в «обход» капитализма к социализму. Нужно было вывести страну из состояния отсталости, развивать производительные силы, создавать фундамент современной экономики. Как же можно одним прыжком преодолеть историческую дистанцию, которую европейские народы проходили в течение нескольких столетий? По замыслу В. И. Ленина, подобный «прорыв» мог совершиться при всемерной идеологической и экономической поддержке со стороны государства победившего пролетариата. Такую поддержку стал оказывать Монголии Советский Союз.

Китай: от революции к освободительной войне

Несмотря на то что Китай в 1917 г. вступил в войну против Германии, условия Версальского мира оказались для него неблагоприятными. Германские владения в китайской провинции Шаньдун переходили к Японии. В знак протеста пекинские студенты провели 4 мая 1919 г. демонстрацию, которая положила начало общественному движению. Участвовавшие в нём представители интеллигенции не ограничивались требованиями защиты суверенитета Китая. Их целью было создание «новой культуры» - обновление языка и литературы, распространение грамотности среди многомиллионного населения страны, демократизация образования.

Начинался новый этап политической борьбы. Десять лет спустя после революции 1911–1913 гг. Китай оставался раздробленным государством. На севере, в Пекине, правили милитаристы, на юге, в Гуанчжоу, существовало правительство Сунь Ятсена. Появилась и новая сила. В 1921 г. была создана Коммунистическая партия Китая (КПК). Она стала завоёвывать влияние среди рабочих и революционно настроенной интеллигенции, отчасти используя авторитет и опыт российских коммунистов и Коминтерна (многие активисты партии проходили учёбу в Москве).

В 1923–1924 гг. Сунь Ятсен предпринял ряд мер по укреплению руководимой им партии Гоминьдан и провозгласил политику единого фронта с коммунистами. Развернулась работа по созданию революционной армии, в которой участвовали советские военные специалисты (М. М. Бородин, П. А. Павлов, В. К. Блюхер и другие). В марте 1925 г. Сунь Ятсен умер. Но революционное выступление было подготовлено.

Событием, положившим начало революции, стал расстрел британской полицией демонстрации студентов и рабочих в Шанхае 30 мая 1925 г. Десятки демонстрантов были убиты и ранены, сотни - арестованы. В ответ рабочие Шанхая объявили всеобщую забастовку, в которой приняли участие более 150 тыс. человек.

1 июля 1925 г. правительство в Гуанчжоу объявило себя Национальным правительством Китайской республики. В нём оказались преимущественно соратники и ученики Сунь Ятсена, имевшие разные взгляды и политический опыт. Между ними постоянно шла борьба за влияние. Постепенно значительную власть сосредоточил в своих руках главнокомандующий Национально-революционной армией Чан Кайши - человек честолюбивый и беспринципный, но умевший скрывать свои карьеристские устремления.


Чан Кайши (1887-1975) родился в семье торговца. В юности избрал военную карьеру. Учился в Японии, где вступил в организованное Сунь Ятсеном общество «Тунмэнхуэй». В годы революции 1911 -1913 гг. вступил в Гоминьдан. По поручению Сунь Ятсена в 1923 г. направлен в Москву для изучения опыта политической работы РКП(б), но счёл этот опыт непригодным для Китая. Карьера в гоминьдановской армии не мешала ему поддерживать связи с шанхайскими предпринимателями и мафиозными группами.


Летом 1926 г. Национальное правительство активизировало борьбу за объединение страны. 100-тысячная гоминьдановская армия начала Северный поход. Несмотря на численное превосходство армий северных милитаристов, она победоносно продвигалась вперёд при поддержке крестьян и рабочих северных провинций. Чан Кайши обращался к солдатам с зажигательными речами: «Мы должны объединиться с Россией, чтобы свергнуть империализм... китайская революция - часть мировой революции...»

В результате Северного похода под контролем Национального правительства оказались несколько провинций, крупные города Ухань, Шанхай, Нанкин. Присваивая себе лавры победителя, Чан Кайши открыто стремился к единоличной власти. Ему противостояли коммунисты и левое крыло в Гоминьдане. Тогда с помощью преданных ему отрядов он организовал преследование и массовые убийства коммунистов в Шанхае. В апреле 1927 г. Чан Кайши объявил о создании своего правительства, но оно вскоре распалось. После нескольких месяцев острой борьбы в Гоминьдане он возглавил новое Национальное правительство (1928), власть которого постепенно признали все политические силы, кроме коммунистов. Революция закончилась.

В последующие годы гоминьдановское правительство приняло законы, гарантировавшие некоторые права граждан (в том числе - права собственности), упорядочивавшие трудовые соглашения. Сложилась система подконтрольных государству профсоюзов, был установлен минимальный уровень зарплаты. В соответствии с аграрным законом 1930 г. несколько улучшалось положение крестьян-арендаторов. Преобразования, однако, не изменили традиционное устройство общества, решающую роль государства в политике, социальной и экономической сферах.

Несмотря на поражение и тяжёлые потери, коммунисты не отказались от дальнейшей борьбы. В 1927 г. были созданы первые части китайской Красной армии. Они базировались в ряде сельских районов Южного и Центрального Китая, где утвердилась народная власть в форме советов (эти районы называли советскими).

Мао Цзэдун (1893-1976) родился в зажиточной крестьянской семье. Окончил педагогическое училище. Работая в Пекинском университете, примкнул к коммунистическому кружку. В 1920-е годы - член ЦК КПК. В 1931 г. избран председателем правительства Китайской Советской Республики. С 1943 г. - председатель ЦК КПК.


Мао Цзэдун (справа) во время похода

В сентябре 1931 г. в северо-восточные провинции Китая вторглись японские войска. Коммунисты так сформулировали свою главную задачу: «Вооружить народ, вести против японских империалистов национально-освободительную войну, чтобы сохранить национальную независимость, единство государства и целостность территории». 7 ноября 1931 г. на съезде представителей советских районов Китая было создано Центральное правительство Китайской Советской Республики во главе с Мао Цзэдуном.

Правительство рассматривало себя как «орган демократической диктатуры пролетариата и крестьянства» и призвало вести борьбу против оккупантов и существовавших в стране порядков. К осени 1933 г. Красная армия насчитывала около 300 тыс. человек и контролировала территорию с населением 10 млн человек.

Чанкайшистское правительство в течение нескольких лет не столько давало отпор японцам, сколько боролось против китайской Красной армии. Лишь в 1937 г., после начала японской агрессии с целью подчинения всего Китая, руководители Гоминьдана согласились на предложения коммунистов о создании единого национального антияпонского фронта. Вчерашние противники объединились в борьбе против захватчиков.

Освободительное движение в Индии

Индия, для захвата которой англичанам потребовалось целое столетие, была страной огромной по территории и разнородной по составу входивших в неё государств, народов, религиозных групп. Политические, языковые, религиозные барьеры между жителями страны в своё время облегчили колонизаторам её покорение. Принцип «Разделяй и властвуй!» широко использовался и в управлении ею. Однако в начале XX в. стало очевидно, что различные слои и группы индийского общества - национальная интеллигенция, крестьяне, наёмные рабочие и даже отдельные представители правящего сословия - активно выступили с общим требованием независимости страны. Широко распространились лозунги свадеши (собственное производство) и сварадж (собственное правление). Выразителем освободительных устремлений народов Индии постепенно стала партия Индийский национальный конгресс (ИНК), основанная в 1885 г. представителями интеллигенции как организация, выступающая за обновление страны и первоначально получившая поддержку английских властей.

В годы Первой мировой войны английские власти несколько смягчили колониальный гнёт, поскольку были заинтересованы в надёжных тылах, людских и материальных ресурсах Индии (в британскую армию в этот период были призваны 985 тыс. индийских солдат). В послевоенные годы политика властей ужесточилась. В марте 1919 г. был принят закон против «антиправительственной деятельности», дававший вице-королю и губернаторам широкие полномочия вплоть до пожизненной ссылки на каторгу без суда за любое проявление протеста против действий властей или «попытку возбудить недовольство». Восстанавливалась цензура, учреждалась тайная политическая полиция.

К этому времени значительные изменения произошли в самом освободительном движении, в него пришли новые силы и новые лидеры. Одним из руководителей Индийского национального конгресса стал М. К. Ганди, идеи и практические действия которого придали движению особый характер и размах.


Мохандас Карамчанд Ганди (1869-1948) родился в обеспеченной религиозной семье. Получил юридическое образование в Англии. В 1893-1914 гг. служил в торговой фирме в Южной Африке. Здесь он разработал учение о служении истине, названное «сатьяграха». В основе его лежала идея ненасильственного сопротивления злу, в чём сказалось влияние взглядов Л. Н. Толстого. Вернувшись в Индию, Ганди стал идейным и нравственным руководителем освободительного движения. При этом он никогда не возвышал себя над другими людьми, самые строгие требования предъявлял к себе. Он придавал большое значение соблюдению индийских традиций и религиозных заповедей, вёл аскетический (воздержанный, строгий) образ жизни. Особую роль отводил нравственной стороне человеческих поступков. Народ дал ему имя «махатма» - «великая душа».

После принятия правительством законов, ужесточавших колониальные порядки, Ганди призвал индийцев в знак протеста провести хартал (день молитв и поста, когда люди отказываются от всех других дел). В назначенный день оказались пустыми учреждения, закрытыми лавки, не работал транспорт. Но удержать события в рамках кампании мирного неповиновения не удалось. Во время демонстраций происходили столкновения толпы с войсками. 13 апреля 1919 г. в городе Амритсаре по приказу английского генерала Дайера была расстреляна мирная демонстрация, в которой участвовало много женщин и детей. Погибло около тысячи человек, вдвое больше было ранено. Последовали и другие «усмирительные» меры со стороны англичан: публичные унижения и избиения индийцев и т. д. «Амритсарская бойня» вызвала волну возмущения в стране. Усилились стихийные выступления, в ряде мест разрушались железнодорожные пути, крестьяне нападали на помещичьи усадьбы.

В этой ситуации Ганди предложил новую тактику - несотрудничество с властями, что означало отказ вести с англичанами дела, служить в их администрации, принимать награды британского правительства (сам Ганди вернул награды, полученные за службу в Южной Африке). Дети не должны были посещать государственные школы. Объявлялся бойкот английским продуктам и промышленным товарам. Одновременно поддерживались национальная промышленность и ремёсла (например, производство тканей).

Ярким проявлением несотрудничества стал отказ индийцев участвовать во встрече наследника британского трона принца Уэльского, прибывшего в страну с визитом. Проезжая по городам, он видел лишь пустынные улицы. Это был сильный удар по самолюбию англичан. Однако вскоре Ганди приостановил кампанию гражданского неповиновения из-за того, что во время одной из демонстраций несотрудничества произошло столкновение с полицией, закончившееся гибелью людей. Ганди сделал вывод, что массы ещё не готовы к мирному сопротивлению, и принёс публичное покаяние за то, что призвал незрелых людей к политической борьбе.

Новый подъём освободительного движения в Индии произошёл в начале 1930-х годов. ИНК выдвинул требование о предоставлении стране статуса доминиона(самоуправляющейся территории). 26 января 1930 г. было объявлено Днём независимости.

Из «Клятвы в День независимости»:

«Мы считаем неотъемлемым правом индийского народа, как и любого другого народа, право на свободу, право пользоваться плодами своего труда и право на необходимые средства к жизни. Эти права нужны народу для того, чтобы он имел все возможности для своего развития. Мы также считаем, что, если какое-либо правительство лишает народ этих прав и угнетает его, народ имеет право сменить такое правительство или упразднить его. Английское правительство в Индии не только лишило индийский народ свободы, но основывает свою политику на эксплуатации масс, подорвало экономическую, политическую, культурную и духовную жизнь Индии. Мы считаем поэтому, что Индия должна порвать узы, связывающие её с Англией, и добиться Пурна Свараджа, то есть полной независимости...
Мы признаём, однако, что наиболее эффективный путь к нашей свободе лежит не через насилие. Поэтому мы должны готовиться к борьбе путём прекращения, насколько это возможно, всех видов добровольного сотрудничества с английским правительством, а также должны готовиться к движению гражданского неповиновения, включая неуплату налогов. Мы убеждены, что стоит нам только прекратить добровольную помощь и выплату налогов, не прибегая к насилию даже в случаях провокации, как этот нечеловеческий режим будет обречён».

М. Ганди выдвинул требования к английским властям: сократить поземельный налог, уменьшить жалованье английским чиновникам, отменить правительственную монополию на соль, освободить всех политзаключённых и др. После отказа властей удовлетворить эти требования он предпринял так называемый соляной поход.

Вместе с группой своих сторонников Ганди направился к берегу моря, чтобы выпаривать соль из морской воды и тем самым совершить акт гражданского неповиновения. На своём пути они останавливались в каждом населённом пункте, разъясняя задачи движения и призывая поддержать их. Власти сначала отнеслись к этому как к «детской забаве». Но в день, когда Ганди уже с большим числом сподвижников достиг берега моря, по всей стране прошли акции несотрудничества. Устраивались демонстрации с требованиями независимости, государственные служащие покидали работу. Власти прибегли к массовым арестам членов Национального конгресса. В отдельных городах расстреливались мирные демонстрации. Был арестован и сам Ганди. В ответ начался всеиндийский хартал. Не работали фабрики, железные дороги, почта, учебные заведения, прекратилась торговля. Власти вынуждены были освободить Ганди и других лидеров ИНК из тюрьмы и начать переговоры.

В марте 1931 г. вице-король Индии лорд Ирвинг и М. Ганди подписали соглашение, предусматривавшее прекращение кампании гражданского неповиновения на условиях амнистии для всех политзаключённых, отмены правительственной монополии на соль, разрешения вести пропаганду за независимость Индии от Англии, признания Индийского национального конгресса в качестве официальной политической партии.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.

Мы всё время поминаем здесь каких-то красных китайцев, которых в тогдашней России было не меньше, чем сейчас! Из них состояли целые батальоны и полки Красной Армии (преимущественно карательные). Откуда они взялись и куда все делись? Сейчас расскажу. Впервые Россия увидела китайцев в большом количестве в 1912 году. Как раз прошла первая волна Великой Китайской революции 1911 года. В Китае всё «Великое»: и «Великая китайская стена», и «Великий Канал», и «Великая усыпальница Цинь Ши Хуанди», и «Великий кормчий» Мао Дзе Дун, и революция, естественно, тоже «Великая». Началась она в 1911 году, а закончилась в... 1948 г.! Сколько лет, посчитайте. Тридцать семь лет! Ну как не назвать такую революцию «Великой»? Так вот, в первый год их революции китайцы-бунтовщики оказались выброшенными из страны. Им угрожала смерть за отказ от ношения кос, которые в старом Китае полагалось носить всем мужчинам. Эти косы были внешним символом подчинения феодальным порядкам маньчжурской династии. Китайским полицейским, вооружённым бамбуковыми палками, было так удобно связывать группы китайцев в пучки за их косы. Китайские эмигранты со своими обрезанными косами толпами слонялись по России и искали работы и пропитания. В Ростове-на-Дону они скопились на набережной и облюбовали себе брошенную баржу. Вскоре они законопатили в ней все дырки, стащили её на воду и устроили большую... плавучую прачечную. Она являла собой странное зрелище. Из всех щелей этой посудины валил пар, а на мачтах в изобилии, как флаги, полоскались подштанники и юбки. Баржа медленно дрейфовала по Дону. Китайцы отталкивались от дна длинными шестами под ритмичное пение. Внутри сотни полуголых жёлтых мужчин месили ногами огромное количество белья, держась руками за длинные поручни. В старом Китае должность прачки считалась тяжёлой МУЖСКОЙ работой. Подростки и старики достирывали руками мелкие погрешности. При стирке использовали щёлок, смешанный с золой, или примитивное мыло, самими же китайцами вываренное из бродячих собак. Другие китайцы организовались в артель по изготовлению бумажных роз для погребальных венков. Как заметил Маяковский, «лучший товар - бумажные розы. Мальчишки кричат - Уу! китаёзы!..» Но китайцев было так много, что никакой город их вместить не мог, и излишек их из Ростова подался на шахты и рудники, в местечки, которые сейчас называются Краснодоном, Донецком и Шахтами. Там они соорудили трущобные городки, именуемые в народе «шанхаями». Казачий писатель Сергей Сполох пишет об этом подробно: «На Сорокинских и Беленских рудниках они (китайцы) отличались своим неистовым трудолюбием, презрением к любым жизненным удобствам и невиданной даже среди казачьих семейств плодовитостью. В удалении от общего рудничного поселка они построили своё поселение. Его сразу же назвали Шанхаем. Там казаки впервые увидели, как в небольшой полуземлянке-полусарае на устроенных в три яруса нарах располагалось по нескольку семей. - Как они своих детей не путают? - Детей-то что! Как жён не путают? Работают-то по разным упряжкам... А в годы Великой Войны китайцев стало ещё больше. Затянувшиеся бои на фронтах требовали всё больше пополнений, и чернорабочих стало не хватать на всех донских предприятиях и шахтах. Но это были уже не беглецы, а добровольцы, привезённые из Сингапура агентом горнопромышленного Союза господином Вентисовским. Он оценил пару китайских рабочих рук довольно дорого: в 90 рублей. Но промышленнику Пастухову, владельцу Сулинского металлургического завода и акционерам Сорокинских, Беленских и Урало-Кавказских рудников пришлось согласиться... Казаки в своём большинстве смотрели на китайцев свысока: инородцы, мол, понаехали, и куда войсковое начальство смотрит. Китайцы ничем иным, кроме своего истинно восточного долготерпения, ответить не могли. И если случалась стычка с пришлыми людьми, то китайцы сразу же, даже будучи трижды невиновными, принимали вину на себя со словами: «Коросо, казак. Ты коросый казак. Твой детиска коросый. Твой конь коросый. Мой китаец Санхай посол». И сразу же удалялись... В России их неприязненно называли «китаёзами», «косорылыми» и «ходями», К концу 1915 года «косорылых» только в европейской части России было 40 тысяч. К 1917 году - 75 тысяч. Но вот свершился большевистский октябрьский переворот, после которого встали все шахты и заводы. Русские рабочие начали разбегаться по деревням. А китайцам куда бежать? До Китая обратно их уже никто не повезёт. Нету уже никакого господина Вентисовского... Вот тут-то местные большевики китайцев и пригрели. Дали им винтовки и еду, записали в Красную Армию. Бедные китайцы совершенно не понимали, что происходит в России и кто с кем воюет. Главное, что их кормили и давали грабить. Интересно, что небольшая часть китайцев попала также и к белым. Им пришивали белогвардейские нашивки и внушали, что теперь жёлтые сыны Поднебесной Империи будут защищать «Единую и неделимую Россию». Теперь «китаёзы» говорили сами о себе «Ходя-ходя единанидилима ласия мала-мала воеват посол»!
Китайский батальон перед отправкой на донской фронт
Китайцы в составе белогвардейских частей. Большинство «китаёзов» так и не успело освоить русский язык, ибо их слишком много перебили в Гражданской войне. Больше всего в 1919 году во время Вёшенского восстания донских казаков. После Гражданской войны большевики вежливо вышвырнули уцелевших китайцев обратно в Китай, доделывать там свою китайскую «Великую революцию». Между прочим, китайцы, больше всего задействованные в массовых расстрелах во времена «красного террора и военного коммунизма», стали приторговывать... человеческим мясом из тел расстрелянных. Во всяком случае, об этом много говорили в народе. Писательница Зинаида Гиппиус, пережившая «красный террор», рассказывает, как её приятель-доктор нашёл в мясе, купленном на базаре, «знакомую косточку». Термин «китайское мясо» пошёл из пролетарских кварталов. Именно в смысле - человечина. Приторговывали мясом расстрелянных... Василий ВАРЕНИК. Ростов и ростовцы после 1917 года. Ростов-на-Дону, 2010. ...Красные командиры нерусского происхождения остались в памяти своих солдат и гражданского населения как проводники линии жесткого подавления всякого неповиновения и несогласия. Формирование такого представления имело основания и реальные, и ментальные. Из-за отсутствия прочных эмоциональных связей с местным населением пришлый элемент действительно был более надежен при проведении карательных акций командования. Сражаясь в России за лучшее будущее своей родины, нерусские красноармейцы видели в русских противниках большевизма препятствие развитию мировой революции. Не случайно большевики использовали понятия гражданской войны «внутренней» и «внешней».
В белоэмигрантских мемуарах с целью подчеркнуть чужеродность для России большевизма упоминается использование большевиками в качестве ударной и карательной силы «инородцев» - китайцев, венгров, башкир. О них обывателями передавались самые невероятные слухи, например, о том, что китайцы питаются мясом расстрелянных и пр. В дивизиях и полках Красной армии действительно существовали специальные китайские отряды, чаще всего они назывались интернациональными. Они отличались большой стойкостью в бою и были надежной опорой командования. Революция вызвала процесс консолидации азиатских рабочих, находившихся в России. Союз китайских рабочих в России насчитывал 50 тыс. чел. По подсчетам китайского историка Пэн Мина, на стороне красных сажалось около 40 тыс. китайцев. Из идейных причин участия в российской революции китайцев и корейцев как жителей стран, находившихся под угрозой колониального поглощения, привлекала идея равенства. Газета, которая издавалась в Советской России на китайском языке, называлась «Датун бао (Великое равенство)». Большевистская пропаганда связывала участие китайцев в российских событиях с судьбой их родины. Как писал «Бакинский рабочий» в 1918 г.: «Октябрьский декрет о мире, уничтоживший все насильственно навязанные Китаю договоры и соглашения, произвел сильное впечатление». Это подтверждено и в воззвании Союза китайских рабочих в России: «Китайские рабочие должны помнить, что судьба революции в Китае тесно связана с судьбой русской рабочей революции». Хотя очевидно, что в действительности объединение в сформированных под патронажем большевиков отрядах было способом выживания для людей, не по своей воле оказавшихся в тысячах километров от родины без средств к существованию (ведь промышленные предприятия, на которых они работали, остановились) и в чужом враждебном окружении. Одной из причин формирования мононациональных воинских частей было незнание иностранцами языка, что мешало в случае совместного пребывания в одном строю с русскими правильно понимать команды. Поэтому идеальным признавался вариант, когда командовал «инородцами» знавший русский язык земляк. Среди китайцев вполне адаптированных к жизни России было немного, например, Пау Тисан, Сан Фуян. Они и выступали организаторами и командирами китайских отрядов. На Юге России китайцы оказались вместе с остальными беженцами из разных городов России. Во Владикавказе первый отряд был создан в мае 1918 г. по инициативе Ноя Буачидзе, его командиром был Лю-си. Командиром одной из рот - Пау Тисан. Потом в город пришел l-й Харьковский партизанский отряд Григория Васильевича Третьякова, в, составе которого уже была рота из китайцев. Как вспоминал сам Третьяков, при отступлении с Украины в г. Таганрог он принял в свой отряд несколько китайцев: «Их обмундировали, отрезали косы и зачислили в красноармейцы». По мере движения на юг к ним примкнуло еще несколько сот китайцев, работавших на шахтах и стройках. В результате сформировался отряд, который во Владикавказе уже насчитывал 300-350 чел.
История приезда Пау Тисана в Россию неясна. Рассказывали, русский - то ли генерал, то ли путешественник - привез его в Россию, определил учиться в гимназию в Тифлисе, но Пау Тисан уехал в Петроград, где примкнул к революционерам. По другой версии, он был матросом, оставшимся в России. Знавшие его люди подчеркивали его хладнокровие и тонкое знание психологии китайцев и русских, что помогало его отряду, стоявшему во Владикавказе, избегать проявлений недружелюбия со стороны горожан всех национальностей. Истории, рассказанные о нем соратниками, изобилуют примерами хитроумия, достойного Одиссея. Сформированный в мае 1918 г. во Владикавказе китайский отряд стал одной из самых преданных боевых единиц Терского совнаркома во время офицерского мятежа в августе 1918 г. Бойцы этого отряда несли караульную службу в городе, поэтому выступление офицеров и казаков не застало их врасплох. Ветераны наиболее часто вспоминали пулеметный расчет из китайцев, который все время уличных боев (11 дней) вел огонь с колокольни Линейной церкви, не дававший врагу подойти к зданию Совнаркома. Павел Сосиевич Кобаидзе, бывший комиссар отряда имени Терского Совнаркома, свидетельствовал: «Группа китайцев недалеко от бывшего дома барона Штейнгеля пять суток вела бой, и израсходовав боезапасы, билась штыками и прикладами до последнего. В этом бою белобандитам удалось захватить трех китайцев, которых они подвесили на руках на деревьях... На их спинах были вырезаны звезды. Двое из этих товарищей умерли, а один из них был еще жив, когда его сняли с дерева красногвардейцы». Выживший китаец тут же стал просить «машинку», т.е. винтовку: «моя пойдет белый казак битья». Вопреки устоявшемуся мнению отмечено участие китайцев и на стороне белых. Поскольку китайцы были нейтральны к большинству проблем России, их использовали в тех делах, на которые уроженцы России не пошли бы. В обеих армиях они исполняли приговоры.
Китайские красноармейцы отличались особой стойкостью, что было связано, прежде всего, с гораздо более тяжелыми последствиями плена для них, чем для русских. Примечательно, что из нескольких взятых в плен красноармейцев осетины-казаки расстреляли именно китайца. Отставшие во время отступления ХI советской армии китайцы уничтожались подчистую. Поэтому во время перехода через астраханские степи они собирали оставленное русскими красноармейцами оружие. Их обоз состоял из традиционных для них ручных повозок с четырьмя дышлами: двое тянули, а двое толкали сзади". Многие русские красноармейцы, воевавшие вместе с китайцами, отмечали их дисциплинированность, замешанную на внутренних устоях жизни этих групп солдат-изгоев. Внутри отрядов существовали свои собственные законы: за воровство рубили руку, за трусость могли повесить. Не случайно, что в этих отрядах, если они существовали как отдельная воинская единица (рота, батальон), не было русских политкомиссаров, которые не могли допустить средневековых экзекуций. Отношение владикавказских красноармейцев к китайцам было дружественное, ведь в отличие от земляков и однополчан в них была абсолютная уверенность - не предадут. Но натурализовавшийся китаец, если таковой встречался, подпадал под общий для русских механизм оценки. В одном из документов, хранящихся в Государственном архиве новейшей истории Саратовской области, встретилось упоминание о человеке по имени Тифонтай. Скорее всего, речь идет о старшем сыне хабаровского коммерсанта по имени Цзи Фэнтай, который был агентом русского влияния на Дальнем Востоке, а во время Русско-японской войны организовал на собственные средства отряд из китайцев численностью в 500 человек специально для «разведки и партизанских действий» в пользу России. Своего первенца он отправил в Россию, где тот и остался. Командир телеграфно-телефонной роты Саратовского укрепрайона Тифонтай был бывшим офицером. Архив сохранил историю его конфликта с комячейкой роты, которая, скорее всего, безосновательно заподозрила его в сочувствии белым (в действительности роте не хотелось отправляться на фронт, для этого она и инициировала «дело» против своего командира). Для русских солдат национальная принадлежность китайца, выросшего и получившего образование в Петербурге, значения уже не имела; важнее было то, что раньше он носил погоны... Ольга МОРОЗОВА. Два акта драмы. Ростов-на-Дону, 2010.

О. В. Залесская

Залесская Ольга Владимировна — кандидат исторических наук, заведующая кафедрой китаеведения Благовещенского государственного педагогического университета.

В советском государстве в общность национальных меньшинств включали и китайских мигрантов, которые после Октября 1917 г. оставались на территории России. Их роль в экономике страны (в особенности ее дальневосточных территорий), влияние на ее политику в отношении Китая, сложившееся историческое взаимодействие населения приграничных регионов двух государств — все это способствовало дальнейшей интеграции китайских мигрантов в жизнь советской России и признанию их равноправным национальным образованием на ее территории.

Российская государственная политика в отношении китайских мигрантов претерпела существенные изменения уже после Февраля 1917 года. Временное правительство заявило о готовности улучшить положение китайских рабочих в России и содействовать их репатриации (в 1917 г., по китайским данным, в России насчитывалось около 100 тыс. китайских рабочих) 1 . В этих целях были созданы специальные органы: Особое междуведомственное совещание и Особый комитет. Временное правительство разрешило китайскому посольству посылать своих представителей (в сопровождении российских чиновников) в места сосредоточения китайских рабочих, предоставило льготы китайским рабочим для проезда на родину по железной дороге вплоть до выдачи бесплатных билетов. До сентября 1917 г. тысяча китайских рабочих смогла вернуться домой 2 .

После октябрьской революции 1917 г., несмотря на кардинально изменившуюся политическую и экономическую ситуацию в стране, правительство РСФСР продолжило эвакуацию китайских рабочих. До начала чехословацкого восстания в Сибири в мае 1918 г. на родину вернулись более 40 тыс. китайцев. После блокады Транссибирской магистрали пекинское правительство начало переговоры о репатриации китайских рабочих с омским правительством А. В. Колчака, которое согласилось на их эвакуацию с одним условием: после объединения России под властью Верховного правительства. Пекин приступил к проверке сведений о численности, проблемах и занятиях китайских мигрантов, оставшихся на территории России. В районах и областях, где действовали советские властные органы, китайским рабочим оказывалась посильная помощь в устройстве на работу. Китайские наблюдатели отмечали, что «облегчение участи китайских рабочих совпало с моментом установления в России советской власти, взявшей на себя защиту интересов рабочих, независимо от принадлежности их к той или другой национальности» 3 .

В марте 1918 г. Наркомат юстиции издал постановление о защите прав китайцев на территории страны. В письме НКИД от 4 декабря 1918 г., адресованном ВЧК, совдепам и местным ЧК, указывалось, что «китайские и других восточных стран граждане в России отнюдь не могут быть причисляемы к буржуазным классам и считаться, хотя бы в малой степени, ответственными за политику своих продажных правительств». В письме также подчеркивалась необходимость «крайне осторожного отношения к многочисленным гражданам восточных стран в России». Все китайцы, независимо от их имущественного положения, были уравнены в правах с остальными иностранцами 4 .

Серьезное внимание проблемам китайских рабочих-мигрантов уделял созданный в апреле 1917 г. в Петрограде Союз китайских граждан в России. Китайское правительство выделило Союзу 100 тыс. даянов на нужды китайских рабочих, советское правительство — 3 тыс. рублей. Начиная с весны 1918 г., руководитель Союза, выпускник Петербургского университета, преподаватель математики в реальном училище Лю Цзэжун получил право выдачи китайским рабочим продовольственных карточек, а также направлять представителей в суды, где слушались дела китайских рабочих. В декабре 1918 г. Союз китайских граждан в России был преобразован в Союз китайских рабочих (СКР), которому советское правительство всячески способствовало. Союз китайских рабочих в России ставил своей задачей организацию китайских трудящихся вместе с русскими рабочими для борьбы против контрреволюции и интервенции. Под руководством Союза, в котором насчитывалось 60 тыс. китайских трудящихся, организовывались кассы взаимопомощи, создавались школы политграмоты, читались лекции, была создана коммунистическая ячейка. В начале 1919 г. часть членов Союза была направлена в Северо-Восточный Китай для «пропаганды идей революции». В марте того же года еще 300 членов Союза были готовы начать революционную работу в Китае, установив связь с Сунь Ятсеном и другими революционными деятелями в Южном Китае 5 . «Союз китайских рабочих с самого начала служил советской дипломатии», — отмечает китайский историк Ли Юйчжэнь 6 . Он финансировался НКИДом, который выдал его руководителю — Лю Цзэжуну — мандат на охрану интересов китайских граждан в России. В интересах китайских мигрантов Лю Цзэжун мог связываться с любыми учреждениями и организациями советского государства. 19 ноября 1919 г. В. И. Ленин, встречаясь с Лю Цзэжуном, приписал на мандате просьбу об оказании «тов. Лю Шаочжоу (Лю Цзэжуну. — О. З.) всяческой помощи» 7 .

Однако СКР не мог решить вопроса о возмещении китайским мигрантам убытков, понесенных ими в ходе революционных преобразований и гражданской войны в России. Девальвация рубля, трудовые повинности, введение новых налогов — все это вынуждало китайских торговцев сворачивать бизнес в России и возвращаться на родину. По данным СКР, к середине 1920 г. через Ургу и Кяхту из России выехало 5000 китайских купцов и предпринимателей 8 . Китайское правительство неоднократно поднимало перед советским руководством вопрос о компенсациях китайским мигрантам. 11 марта 1926 г. в рамках советско-китайской конференции состоялось совещание, на котором китайская делегация озвучила сумму требуемой компенсации — 3 млрд. 400 тыс. руб. По их словам, она складывалась из расходов китайского правительства в России во время гражданской войны и из убытков, понесенных китайскими коммерсантами 9 . Советская сторона отказалась выплачивать требуемую компенсацию.

После III съезда Союза китайских рабочих, состоявшегося 22 — 24 июня 1920 г. в Москве, 25 июня того же года было создано Центральное организационное бюро (ЦОБ) китайских коммунистов в России, которое проводило агитационную и пропагандистскую работу среди живших в России китайских рабочих 10 .

Следует отметить, что пекинское правительство всегда выступало против участия в какой-либо форме китайских мигрантов в революции и гражданской войне на территории России и развертывания среди них коммунистической пропаганды. Это было вызвано, в том числе, и опасениями проникновения в Китай идей «коммунистического экстремизма». Поэтому Пекин усилил охрану границы, ужесточил цензурный контроль и активизировал агентурную работу, особенно в приграничных провинциях 11 .

Не ограничившись созданием СКР и ЦОБа, в 1920 г. при отделе международной пропаганды среди народностей Востока Центрального бюро мусульманских организаций РКП(б) была сформирована китайская секция; для подготовки партийных работников из числа китайских коммунистов при ЦОБ в Москве была организована Центральная партийная школа, шестимесячные и одногодичные просветительные курсы; на местах создавались организационные бюро из 3-х человек, работавшие в тесном контакте с местными партийными комитетами; при Дальбюро ЦК РКП(б) было сформировано Организационное бюро китайских коммунистов, председателем которого был один из организаторов ЦОБа Чжао Юнлу, секретарем — Лян Кун 12 .

Для развития мирового революционного процесса, по мнению вождей большевизма, необходимо было распространение революционной идеологии среди различных национальных групп, проживавших в советском государстве — в будущем им отводилась роль активных участников национально-революционных движений в разных странах мира. Перспективной в этом отношении национальной группой советское руководство считало и китайских рабочих на территории России. Так, в уставе Оргбюро китайских коммунистов говорилось: «Китайские коммунисты считают своей прямой обязанностью перед пролетариатом всех стран проведение социальной революции в Китае и организацию рабочего класса Китая». Коммунистическим бюро в Китае предписывалось, согласно этому уставу, «при всяком удобном случае» связываться с Центральным бюро китайских коммунистов в Москве. В 1920 г. ЦОБ направило в Китай около десятка коммунистов-китайцев для налаживания контактов с революционными организациями Китая 13 .

Поражение революционных движений в Германии и Венгрии заставило лидеров Коминтерна и советского государства обратиться к идее «революционизации» Востока 14 . 14 декабря 1919 г. решением Бюро исполнительного комитета коммунистического интернационала (ИККИ) был создан Восточный отдел. К 1923 г. в нем функционировали три секции: Ближнего Востока, Среднего Востока и Дальнего Востока. Последняя была тесно связана с советскими органами на Дальнем Востоке, обмениваясь информацией о ходе подготовки национальных революций в Японии, Корее и Китае 15 . 16 августа 1920 г. Сиббюро ЦК РКП(б) были утверждены тезисы В. Д. Виленского 16 о работе коммунистов в странах Дальнего Востока. Среди основных целей — содействие развитию комячеек и компартий в Китае, регулярная отправка в Китай литературы, издающейся в Советской России. Восточная зарубежная работа финансировалась валютными резервами 17 . Первые коммунистические кружки в Китае (в Шанхае, Пекине, Кантоне, Ухани, Чанше, Цзинани) были созданы при непосредственном участии (и финансовой помощи) Коминтерна. Для этой цели в апреле 1920 г. инотделом Владивостокского отделения Дальбюро ЦК РКП(б) в Китай была направлена группа во главе с Г. Н. Войтинским 18 , которая встретилась в Пекине с одним из первых китайских коммунистов Ли Дачжао 19 , а в Шанхае с лидером китайского коммунистического движения Чэнь Дусю для уточнения деталей совместной работы 20 . В августе 1920 г. в Иркутске начала функционировать секция Восточных народов при Сиббюро ЦК РКП(б). В задачи китайского отдела секции входила коммунистическая работа как в Китае, так и среди китайцев, живущих в России. Было положено начало поездкам курьеров отдела в Китай, которые перевозили литературу и материальные ценности. Заведующим китайским отделом был назначен М. Абрамсон. К 1922 г. секция была преобразована в Дальневосточный секретариат ИККИ, который состоял из президиума, 4 секций (монголо-тибетской, китайской, корейской, японской), отделов и подотделов с общим штатным составом более 100 человек 21 .

Острая необходимость в политически грамотных китайцах, японцах, корейцах ощущалась и в связи с потребностями агентурно-разведывательной работы. Например, Регистрационный отдел Восточно-Сибирского военного округа в письме от 23 мая 1920 г. обращался к секретарю Сиббюро ЦК РКП(б) Д. К. Гончаровой с просьбой оказать помощь в укомплектовании зарубежной разведки, так как «…здесь, в Иркутске, указанных национальностей товарищи мало дисциплинированы в партийном смысле, …на днях даже распущена китайская секция, и надежных, дельных найти невозможно» 22 .

Трудности в подборе подходящих кадров среди китайских революционно настроенных мигрантов подтолкнули советское руководство к созданию специального учебного заведения для обучения зарубежных революционеров основам революционной борьбы. В 1921 г. был организован Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ), получивший в 1923 г. имя И. В. Сталина. Во второй половине 1921 г. в нем обучалось 35 студентов из Китая, в начале 1924 г. — 51, в апреле 1925 г. — 112 23 . Летом 1922 г. отделение КУТВ для представителей народов Дальнего Востока, включая и китайцев, было открыто в Иркутске, а сам университет просуществовал до 1930 года. Исключительно для подготовки китайских революционеров в 1925 — 1930 гг. в Москве функционировал Университет трудящихся Китая имени Сунь Ятсена (УТК), переименованный в 1928 г. в Коммунистический университет трудящихся Китая (КУТК), а в 1929 г. — в Коммунистический университет трудящихся-китайцев. На 1924/25 учебный год университету было выделено 730 тыс. руб., на 1925/26 — 760 тыс. рублей 24 . В 1926/27 учебном году в нем обучалось 507 студентов. В общей сложности курс обучения в УТК-КУТК прошли около 1600 китайцев, не менее 500 человек — в КУТВ. Также для китайских революционеров был открыт прием в Военную академию им. М. В. Фрунзе, Военно-политическую академию им. Н. Г. Толмачева, Высшую артиллерийскую школу, Летную военно-теоретическую школу, Международную ленинскую школу и Центральную комсомольскую школу 25 .

Таким образом, политика советского государства в отношении китайских мигрантов в 1920-х гг. строилась в соответствии с програмными установками партии, предполагавшими в перспективе использование «революционизированных» китайских мигрантов в деле осуществления социалистических преобразований на Дальнем Востоке. Для достижения этой цели использовались разнообразные пути и методы формирования интернационального сознания китайских трудящихся в соответствии с установкой «национальные особенности — рецидив прошлого». Учет конкретных интересов китайских подданных на территории Советской России и защита их прав рассматривались как этап в процессе приобщения китайских мигрантов к революционным преобразованиям в России и дальнейшего интернационалистического воспитания.

Примечания

1. ЦЗЯГУ Ли. Чжун-Су гуаньси (Китайско-советские отношения) (1917 — 1926). Пекин. 1996, с. 204.

2. ЛАРИН А. Г. Китайцы в России вчера и сегодня: исторический очерк. М. 2003, с. 71.

3. Там же, с. 74 — 75.

4. Там же, с. 99.

5. Во дан ляоцзе Макэсычжуи дэ цюйдао хэ лиши (История и связующие звенья понимания марксизма Компартией Китая). См.: http://www.bjd.com.cn/gdjc/200706/t20070625_299028.htm.

6. ЮЙЧЖЭНЬ Ли. Сунь Чжуньшань юй гунчань гоцзи (Сунь Ятсен и Коминтерн). Тайбэй. 1996, с. 46.

7. ЦЗЯГУ Ли. Ук. соч., с. 207.

8. ЛАРИН А. Г. Ук. соч., с. 97.

9. ЦЗЯГУ Ли. Ук. соч., с. 212.

10. История Северо-Восточного Китая XVII-XX вв. Кн. 2. Владивосток. 1989, с. 14.

11. ЛАРИН А. Г. Ук. соч., с. 116.

12. Документы о советско-китайской дружбе. — Новая и новейшая история. 1959, N 5, с. 140, 143 — 144.

13. ЛАРИН А. Г. Ук. соч., с. 109.

14. Л. Д. Троцкий в письме в ЦК РКП(б) от 5 августа 1919 г. утверждал, что «на азиатских полях мировой политики наша Красная армия является несравненно более значительной силой, чем на полях европейских. Пред нами здесь открывается несомненная возможность не только длительного выжидания того, как развернутся события в Европе, но и активности по азиатским линиям». Признавая, что «разведывательные и оперативные сводки восточного фронта… общи и по существу небрежны», он, тем не менее, выдвигал тезис о создании «могущественной базы» на Урале и в Сибири, подчеркивал необходимость направить в этот регион лучшие научно-технические силы страны и передовых рабочих (Письмо Л. Троцкого в ЦК РКП(б) о подготовке элементов «азиатской» ориентации, док. N 23. В кн.: Коминтерн и идея мировой революции. Документы. М. 1998, с. 145, 146 — 147).

15. АЛИБЕКОВ Г. М., ШАХНАЗАРОВА Э. Н., ШИРИНЯ К. К. Организационная структура Коминтерна. 1919 — 1943. М. 1997, с. 10, 73 — 74.

16. Виленский Владимир Дмитриевич (псевд. Сибиряков) (1888 — 1943 гг.). Из крестьян, рабочий-литейщик. В революционном движении с 1903 г., член РСДРП. В марте 1917 г. назначен комиссаром Временного правительства в Вилюйском округе. В 1919 г. — член Комиссии по сибирским делам при СНК, участвовал в переговорах с Японией и Китаем. Автор брошюр и статей по вопросам дальневосточной политики («За Великой Китайской стеной», «Япония», «Китай» и др.). Занимался журналистикой, один из редакторов «Известий ЦИК СССР», журнала «Каторга и ссылка». Член многих советских обществ, в том числе председатель Общества изучения Северной Азии (Урала, Сибири и Дальнего Востока). В 1927 г. исключен из партии, в 1931 г. восстановлен, в 1936 г. вновь исключен. Репрессирован, реабилитирован посмертно. См.: Энциклопедия Забайкалья (http://encycl.chita.ru/encycl/person/?id=351).

17. Дальневосточная политика Советской России (1920 — 1922 гг.). Сб. документов Сибирского бюро ЦК РКП(б) и Сибирского революционного комитета. Новосибирск. 1995, с. 116.

18. Войтинский Григорий Наумович (настоящая фамилия Зархин, он же Григорьев, Григорий, Сергей, Сергеев, Тарасов) (1893 — 1953 гг.). Член РСДРП(б) с 1918 года. В 1920 — 1921 гг. — представитель Иностранного отдела Дальбюро ЦК РКП(б), Секции восточных народов Сиббюро ЦК РКП(б) в Китае, член Президиума Дальневосточного секретариата Коминтерна, в 1922 — 1923 гг. — зав. Дальневосточным бюро Восточного отдела ИККИ, в 1923 г. — председатель Дальневосточного бюро Восточного отдела ИККИ, в 1924 — 1927 гг. (с перерывами) — представитель ИККИ в Китае. Руководитель Дальбюро ИККИ в Шанхае в 1926- 1927 годах. В 1927 — 1929 гг. — на хозяйственной работе. Секретарь Тихоокеанского секретариата Профинтерна в 1932 — 1934 годах. Преподавал в различных учебных заведениях с 1934 года. (ПАНЦОВ А. В. Тайная история советско-китайских отношений. Большевики и китайская революция (1919 — 1927). М. 2001, с. 406).

19. Следует отметить значительную роль Ли Дачжао в укреплении отношений между Китаем и Советским Союзом. Осенью 1920 г. при его активном участии в Пекинском университете создается факультет русского языка, куда в качестве преподавателей были приглашены русские китаеведы Полевой и Ивин. Первый набор студентов составил 70 — 80 человек. К началу 1926 г. этот факультет уже расширился до Китайско-русского университета, однако в апреле 1926 г. указом Чжан Цзолиня прекратил существование (См.: ВАНМИН Сюй. Ли Дачжао о китайско-советских отношениях. — Проблемы Дальнего Востока, 1989, N 5, с. 38).

20. Очерки истории Компартии Китая (1921 — 1969). М. 1971, с. 10 — 11. Весной 1922 г. монах-бурят Сампилов был командирован Коминтерном в Тибет для установления политической связи с правителем Тибета, Далай-ламой. По пути в Тибет Сампилов умер, и дело, порученное ему, выполнил его товарищ калмык Шейкин (Российский государственный исторический архив Дальнего Востока, ф. Р-2422, оп. 1, д. 198, л. 39).

Включайся в дискуссию
Читайте также
Великолепные цитаты о дружбе
Женские архетипы. Афина. Развитие в себе архетипа афины Архетип афины
Психосоматика от а до я Психосоматика какие болезни вызывает обида