Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Усадьба Измайлово – боярское имение XIV века. Благодатный покров богородицы Фото и описание

В принадлежавшем с древних времен Романовым имении Измайлово деревянная церковь существовала еще с XV века. Нынешний каменный собор Покрова Пресвятой Богородицы был заложен в 1671, а закончен строительством в 1679 году. Расположен он вблизи двора царя Алексея Михайловича, до нас не дошедшего, в центре острова на рукотворном озере.

Обряд освящения провел патриарх Иоаким в присутствии тогдашнего царя Федора Алексеевича, переворот против которого впоследствии он же и возглавил. Затем этот первосвященник благословил на царствование Петра и его сводного брата Ивана Пятого, через 7 лет умершего. На высотном снимке храм предстает парадным западным фасадом, позади видна кровля въездной башни, впереди – башня ворот царского двора.

В каменном варианте собор Покрова Пресвятой Богородицы имеет пять глав, самая крупная — центральная, обозначающая Христа, с куполом диаметром 8,5 метра. При кладке стен храма использовался как красный кирпич, так и блоки из белого камня. Примечательны цветные изразцы под куполами, в верхних частях световых барабанов, изготовленные мастером Степаном Полубесом. После революции чем только не служило его здание, здесь размещали и архив чекистов, и фруктовое хранилище, и иные советские объекты.

Побывал собор Покрова Пресвятой Богородицы даже концертным залом, после чего пережил запустение и полное разграбление. В строй действующих после ремонта здания храм вернулся в 1997 году, восстановление внутреннего убранства в основном завершено к 2002 году. Однако совершенствованию конца не бывает, работы по украшению интерьера идут параллельно с богослужениями.

Изначально собор был чисто религиозным сооружением, затем к нему пристроили гражданские здания богадельни. Приют для ветеранов и инвалидов Отечественной войны 1812 года построен по приказу Николая Первого в 1849 году. Таким образом, собор Покрова Пресвятой Богородицы стал домовой церковью для обитателей богадельни, будучи напрямую соединенным с коридорами новых зданий.

Немного еще о внешнем облике

Рядом с красочным крыльцом западного фасада храма установлен стенд с описанием исторической судьбы и событий, которые пережил собор Покрова Пресвятой Богородицы. Непривычного вида шрифт с фигуристыми буквами излагает текст вполне современным и понятным языком. Позади стенда соединены стены приюта и храма, между постройкой которых почти двести лет перерыва.

Такой разрыв ни строители богадельни, ни авторы последней реконструкции маскировать не стали, различие стилей и материалов налицо. Хронология истории храма содержит и его предысторию, и строительство, в том числе и пристроек. Более новые здания оштукатурены, наверху гладко, а нижний этаж – с разделкой, швы которой имитируют крупногабаритные блоки. На светлом фоне пристроек храм между ними резко выделяется.

Справа от парадного входа, в простенке между вторым и третьим окнами первого этажа приюта, установлена отлитая из металла памятная доска. Изображен на ней царевич Петр в юном возрасте, держащим в правой руке макет корабля, повернув к модели голову. Края доски стилизованы под древний свиток, внизу лента, прославляющая будущего императора как основателя российского флота.

Задумана и выполнена памятная доска проживавшими в богадельне ветеранами, отлита в местной мастерской. Сюжет не выдуманный, царевич действительно плавал на суденышке по искусственному озеру вокруг острова. Более того, отдельные исторические источники считают Измайлово местом рождения Петра Алексеевича Романова, в будущем великого государя и реформатора России.

Архитектурные детали

Парадное крыльцо и вход в собор Покрова Пресвятой Богородицы выглядят торжественно и величественно. Навес над крыльцом покоится на портале, опирающемся на фигурные колонны. Внизу два квадратных яруса уменьшающегося размера, на них восьмигранники опор. Низ колонн украшают белокаменные обрамления и вставки, таким же образом оформлен фасад навеса, состоящий из двух рядов арок.

Внешняя арка – одинарная, опертая на капители колонн. Вплотную к ней выполнены две сходящиеся арки половинного размера, на месте их смычки – украшение в виде гирьки. Под навесом – сам вход, обрамленный четырьмя колоннами с каждой стороны. Каждая колонна состоит из трех ярусов, кверху становящихся тоньше. Арки на капителях этих колонн также уменьшаются в размерах, все детали усиливают объемность и перспективу.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы – внутреннее убранство

Размеры главного купола, отличающие собор Покрова Пресвятой Богородицы снаружи, сказываются и на впечатлении от внутреннего устройства. Покоящаяся на четырех массивных столбах верхняя часть строения в центре уходит далеко ввысь, к световым проемам барабана главного купола. Белокаменные столбы делят внутреннее пространство храма на три нефа, в центральном возвышается иконостас алтаря.

Сверху свисает многоуровневая люстра, за ней просматривается высоченный 18-метровый иконостас. Алтарная преграда в измайловском храме – одна из самых высоких в России, святые образа здесь располагаются на пяти уровнях. Таким он был и в давние времена, но непоправимо пострадал от костров, разводимых наполеоновскими вояками. Восстановлением образов для иконостаса занимается художник Никита Нужный.

Святые образы собора

Сохраняет собор Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово и подлинные старинные шедевры, особо почитаемые прихожанами. Среди них – список (копия с подлинника) иконы Богоматери Федоровской с клеймами, изображающей Деву Марию в покрове с младенцем Христом на руках. Оригинал образа, называемый еще Иерусалимской иконой, был вывезен из столицы Византии – Константинополя в Киев, побывал во Владимире и осел в Москве.

Клеймами называют боковые изображения рядом с центральным образом. На них отображены знаменательные события из жития Богородицы, описанные по библейским сюжетам. Большая информативность и красота комплекса произведений старинной иконописи привлекают внимание всех посещающих собор Покрова Пресвятой Богородицы. Перед этим образом – персональный подсвечник для обращающихся к Матери Божьей.

Есть отдельный подсвечник и возле образа Николая Чудотворца, одного из популярнейших в православии святых. Святитель изображен древним иконописцем в епископской мантии, с Евангелием в левой руке, правой рукой он благословляет верующих христиан. Поверх одеяния наброшена белая лента с изображениями креста. В верхних углах иконы помещены изображения ангелов или святых с сияющими нимбами.

Левее на дальнем плане виден храмовый иконостас со Святыми вратами и престолом, выше расположено более сотни святых образов, воссозданных в мастерской Нужного. На столбе справа от иконостаса помещен оригинал Иерусалимской иконы, возвращенный из временного пребывания в другом храме, вынужденном на время реставрации Покровского. На оригинале иная поза младенца, другие боковые изображения.

Окончание осмотра

Из средней части центрального нефа можно полностью осмотреть необычно высокий алтарный иконостас собора. Его вытянутое вверх построение достаточно необычно, обусловлено оно конструктивными особенностями здания – малой шириной нефа и избытком пространства вверху. Практически все размещенные на пяти ярусах иконы – произведения современных иконописцев, Никиты Нужного и его сподвижников.

Ими написан и образ Христа, размещенный на левом столбе возле иконостаса. Это одно из самых известных и распространенных изображений Иисуса – Спас Нерукотворный, списанный с иконы работы Симона Ушакова 1658 года. Это Святой Мандилион, второй после Туринской плащаницы сам собой появившийся лик Спасителя. Легенда гласит, что появился он на платке, поднесенной некой Вероникой при подъеме креста на Голгофу, после того, как Христос утер им пот с лица.

Еще один высотный снимок показывает, как смотрится собор Покрова Пресвятой Богородицы, на этот раз с северной стороны. Видно левое от входа в храм здание богадельни, купола собора и его небольшая апсида, выдвинутая в восточном направлении. Почти вплотную к апсиде примыкает офицерский корпус приюта, за ним виднеется верхняя часть въездной Мостовой башни. Ее построили при Алексее Михайловиче, здесь он писал свое Соборное уложение – первый российский свод законов. Рассказ о башне, возможно, скоро последует.

Не исключено, что появится и повествование о формировании самой царской усадьбы, сооружении запруд и образовании озера и острова. Пока можно полюбоваться живописными окрестностями и природными красотами, окружающими собор Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово, и определиться по времени путешествия в усадьбу.

Москва - город многоликий. Рядом с оживленными современными улицами есть места, практически не затронутые современной цивилизацией. В них сохранился и дух глубокой старины, и древние архитектурные памятники, бывшие свидетелями разных - героических и печальных - страниц истории российского государства. Одним из таких мест, безусловно, является Измайловский остров, обязанный своим существованием царю Алексею Михайловичу по прозванью Тишайший.

Сотворение острова

Был он правителем мудрым и рачительным, но особенным буйством характера не отличался, потому, наверное, и не слишком прославился. Измайловские земли принадлежали династии Романовых, и в середине семнадцатого века царь решил построить здесь усадьбу, что и было сделано.

Для начала путем сооружения нескольких плотин соединили между собой Виноградный и Это, собственно говоря, и обусловило появление Измайловского острова, который суть творенье человеческих рук. После столь остроумного решения оборонной задачи приступили к строительству усадьбы, которое закончилось только в 1690 году.

Государева резиденция

На огражденном пространстве располагался Государев двор, деревянный терем-дворец, каменный Покровский собор, возведенный на месте обветшавшей деревянной церкви, и Мостовая башня. Ею заканчивался стометровый мост, по которому на территорию Измайловского острова и проникали все приглашенные. Неподалеку от собора возвели церковь царевича Иоасафа. До наших дней, к сожалению, она не сохранилась, пав жертвой революционно настроенных трудящихся после известных событий 1917 года. Они же основательно повредили измайловский Покровский собор - величественное здание конца семнадцатого века.

Покровский собор

Он был возведен по образцу кремлевского Успенского собора и очень богато украшен: мелкие и крупные изразцы по фасадам придают зданию вид величественный и нарядный одновременно. Представлен тут и так называемый павлиний глаз - узор, изобретенный русским мастером Полубесом. Купола не золотые, а темные, чешуйчатые. Они придают собору оригинальный, неповторимый облик.

Внутреннее убранство храма было довольно скромным. Исключение составлял только иконостас, созданный лучшими мастерами из разных регионов России.

Колокольней главному храму острова некоторое время служила Мостовая башня. Она в известной степени гармонирует с собором: тоже украшена изразцами и колоннами.

След Петра Великого

Поскольку резиденцию омывала вода, из Англии доставили специальный ботик, на котором совершались в случае необходимости разнообразные путешествия по волнам.

Это судно обнаружил юный на одном из хозяйственных дворов усадьбы и потом тешил местную публику, носясь на нем по периодически устраивая «морские баталии».

Гораздо позже великий император назовет деревянного участника забав своей молодости «дедушкой российского флота», а сам Измайловский остров - его «колыбелью».

Сейчас английский ботик (вернее, то, что от него осталось) демонстрируется в Вернисаже, находящемся неподалеку - на другом берегу Тут совсем недавно (в 2007 году) построили так называемый воспроизводящий старинную русскую деревянную архитектуру. На красочные постройки, предназначенные в основном для туристов, с острова открывается прекрасный вид. Совсем рядом находится и шикарный суперсовременный гостиничный комплекс «Измайлово»: рядом со старинными постройками семнадцатого века он выглядит как пришелец из будущего.

Царь-экспериментатор

Государев двор окружали многочисленные сооружения хозяйственно-инновационного толка: Алексей Михайлович, судя по всему, был большим сторонником прогресса. В теплицах на территории Измайловского острова выращивали диковинные по тем временам фрукты и овощи (в основном экспериментировали с капризными южными культурами), в мастерских трудились многочисленные ремесленники.

Сам проводящий в своей резиденции лето, коротал время за охотой в окрестных лесах да вершил судьбы государства. Иногда в помещении Мостовой башни проходили заседания «парламента» семнадцатого века - Боярской думы (не такая уж крупная башня с легкостью вмещала участников мероприятия).

Памятники древнего зодчества

Сегодня это сооружение - одно из немногих сохранившихся. Кроме башни остался уже упомянутый Покровский собор (поныне действующий храм на Измайловском острове), Государев двор да еще Восточные и Западные ворота (называют еще Передними и Задними). Они сохранились вполне действующими до сегодняшнего дня. Правда, Задние чаще всего остаются закрытыми.

Остальные образцы древнего зодчества пали под натиском безжалостного времени и французской армии: усадьба была основательно разграблена и разрушена во времена Отечественной войны 1812 года.

Только в конце тридцатых годов Император Николай I решил, что свято место пустовать не должно. По его повелению на месте пришедшей в запустение резиденции построили военные богадельни. При этом два корпуса были возведены вплотную к Покровскому собору, отчего внешний вид сооружения значительно пострадал: пришлось пожертвовать двумя из трех нарядных входов и лишить путешественников удовольствия лицезреть храм со всех сторон.

Впрочем, винить архитекторов Тона и Быковского в ограниченном эстетическом чувстве не стоит: единственная сохранившаяся церковь на Измайловском острове к тому времени дала крен и грозила обвалиться. Новопостроенные здания попросту прижали ее с двух сторон, служа своеобразной опорой.

Восстановление справедливости

После года богадельни превратились в коммуналки: тут находился рабочий поселок, называемый городком имени Баумана. Некоторые «счастливчики» продолжали жить тут еще в конце XX века. Потом историческому прошлому Измайловского острова отдали должное, и сейчас он входит в состав учреждения с невоспроизводимым по памяти для простого смертного названием (сокращенно - МГОМЗ).

На территории нет увеселительных заведений, запрещено устраивать пикники. Возможно, поэтому большей популярностью пользуется находящийся по соседству парк: там всего этого даже в избытке.

Тихое место в шумной Москве

Для тех, кто предпочитает другой отдых, отлично подойдет Измайловский остров. Как добраться до этого тихого, умиротворенного и очень красивого места? Ближайшая станция метро - «Партизанская». Задачу облегчает то приятное обстоятельство, что из нее существует только один выход, так что блуждать в подземельях не придется.

Пройдясь вдоль оживленного Измайловского шоссе (максимум полчаса), путешественники оказываются у одного из трех мостов, соединяющих остров с материком, - Подъездного. Он автомобильный, но рассчитывать прокатиться по Государевому двору в собственном кабриолете не стоит: въезд разрешен только служебным машинам, так что прибывшим на личном транспорте гражданам придется оставить средство передвижения на стоянке.

Еще ближе к метро - изогнутый пешеходный мостик, к нему ведет тропинка, на которую можно свернуть с дороги, ведущей к Измайловскому кремлю.

По периметру остров огибает асфальтированная дорожка, так что любоваться окрестными красотами можно в любую погоду. В столице редко встретишь место, столь же уединенное и малолюдное, как Измайловский остров. Москва, грохочущая и тесная, словно отступилась от него, оставив пространство, преисполненное покоя. На заросших кустарником берегах полно рыбаков, ожидающих клева, по дорожкам и полянкам бродят романтичные влюбленные пары да еще москвичи, обожающие здешние места.

Музеи и выставки Измайловского острова

Между тем Россия старается развиваться в туристическом плане. К счастью, не стал исключением и Измайловский остров: экскурсии, обзорные и тематические, сейчас доступны желающим знать больше об истории родной земли. Их стоимость вполне демократична, а интересных фактов, легенд и рассказов предлагается к вниманию великое множество.

Во внутреннем дворике, окруженном строениями бывших богаделен, двумя воротами и собором, очень приятно прогуливаться. Вековые липы защищают о палящего солнца, а старые стены поглощают шум большого города практически полностью. Двор зелен и ухожен: на клумбах - пышное цветенье, дорожки чисто подметены.

В большинстве построек расположены служебные помещения музейщиков и реставраторов: когда церковные власти изгнали их из выбора особенно и не было. Сейчас здания стараются привести в соответствие с новым предназначением. Тут действует небольшой и довольно бедный усадебный музей. Измайловский остров (во всяком случае, пока) может похвастаться небольшим количеством экспонатов. Главным достоянием остаются архитектурные памятники семнадцатого века, в которых периодически случаются интересные выставки. С афишей можно ознакомиться на удобном и актуальном сайте музея. Остров с нетерпением ждет своих гостей.

Адрес: Россия, Москва, Измайловский (Серебряный) остров
Основные достопримечательности: Мостовая башня, Покровский собор, Передние и Задние ворота Государева двора, Богадельня
Координаты: 55°47"31.8"N 37°45"39.0"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Своим названием усадьба Измайлово обязана первым владельцам – боярам Измайловым, которые заложили ее еще в XIV веке. Тогда здесь стояли непроходимые леса, перемещающиеся дубравами и березняками. В 1573 году Измайлово в качестве подарка получил брат царицы Анастасии - Никита Захарьин-Юрьев. Столь щедрое подношение ему сделал сам Иоанн IV Грозный. Впоследствии село перешло по наследству его сыну, а затем и внуку, а в 1652 году имение вернулось в царскую казну.

Усадьба Измайлово с высоты птичьего полёта

В 1670-х годах на этой территории начали возводить царскую резиденцию. Ее центральной частью стал Государев двор, то есть сама усадьба. Однако, для постройки царской резиденции русло небольшой реки Серебрянки пришлось делить на 2 рукава и перекрывать их. Так были созданы два больших пруда. Захватив эту зону в «кольцо», строители превратили ее в остров, а царская усадьба заняла на нем центральное место. На возведение новой усадьбы ушло 10 лет.

В царские палаты вел каменный мост, проложенный у Серебряного пруда. Надежная мостовая конструкция имела длину 106 м, ширину свыше 10 м и поддерживалась арками. Возле ее в 1674 году появилась многоярусная Мостовая Башня, которую можно увидеть и сегодня. В старые времена на первом этаже башни располагались священники, на втором было место заседаний Боярской думы и Сената. Верхний ярус башни стал колокольней для пятиглавой церкви Покрова Богоматери, которая стоит рядом.

Мостовая башня

Усадьба была излюбленным местом охоты для русского царя Алексея Михайловича и его свиты. И для такой царской забавы здесь разводили животных. Однако царя привлекало не только богатство и простор охотничьих угодий. В новой усадьбе он завел подобие «образцового хозяйства».

В усадьбе располагались зарыбленные пруды и загоны для бобров. Ее хозяйственная часть состояла из маслобоен, пасеки, заводов, где изготавливали лен и стекло, винодельни, водяных мельниц, скотных дворов, полей, птичников, садов и огорода, на котором выращивали аптекарские травы. Усадебное хозяйство постоянно пополнялось новыми видами растений, непривычными для московского климата. Измайловские оранжереи изобиловали бахчевыми культурами и редкими по красоте декоративными растениями.

Покровский собор

Интересно, что первый российский зоопарк появился здесь же. Помимо лебединого двора, на территории царского зверинца были клетки с пернатыми, привезенными из экзотических стран, а также вольеры с тиграми и леопардами. В зоопарке проживал даже слон.

Основные достопримечательности Измайлово

Измайловский Царский дворец возводился из дерева, и только его нижний этаж (подклет) был каменным. По своей архитектурной композиции он был похож на дворцовое здание в имении Коломенское . На территории находилось около двух десятков различных по высоте срубов, соединенных между собой переходами.

Передние ворота Государева двора

Сходство этих дворцов вовсе не означает их одинаковое использование царской семьей. Так, измайловский дворец был хозяйственным центром поместья, а коломенский дворец был нужен лишь для развлечений и отдыха. Ни один из указанных дворцов не сохранился , и судить об их красоте можно лишь по гостинично-развлекательному комплексу, появившемуся на территории Коломенского несколько лет назад, а также немногочисленным описаниям историков.

Старинный храм Иосафа построили в 1678 году, в одно время с обустройством основной части усадьбы. Двухэтажное здание святыни было дополнено парой приделов, а с дворцом его соединяла переходная галерея. Спустя 9 лет здание церкви реконструировали в стиле «московского барокко», а позднее с западной стороны пристроили колокольню. К сожалению, эта церковь не сохранилась. Ее уничтожили в 1936 году, и по сей день место остается не занятым.

Покровский собор с Северным, Южным, Восточным корпусами богадельни

Храм Покрова в поместье Измайлово возвышался посреди усадебной площади, перед главными воротами. До него на этом месте стояла деревянная церквушка, которую построили при Иоанне Романове. Она олицетворяла завершение Смутного времени и освобождение Московских земель от польско-литовских войск. На возведение каменного строения ушло почти 8 лет. Строительные работы с 1671 по 1679 годы. В день очередного празднования Покрова Пресвятой Богородицы, 1 октября 1680 года помещение храма было освящено патриархом Иоакимом.

Строительными работами по возведению Покровского храма руководил архитектор Иван Кузнечик, а выполняла их целая артель иногородних мастеров-каменщиков. Лучшие керамисты декорировали церковь поливными изразцами, а венчали церковь позолоченные купола. В храме берегли Покровскую икону, по размеру совпадающую с ростом 7-летнего царевича. Кроме того, здесь же хранился и список Иерусалимского образа Божией Матери, проявивший свою чудодейственную силу в 1771 году, когда в Москве свирепствовала чума. Позднее войска Наполеона разорили Покровский храм.

Задние ворота Государева двора

Ворота при въезде в Государев двор

В самом начале перед Покровским храмом была просторная площадь. Сегодня на ее месте находится сквер и фонтан. Сюда выходили все строения Государева двора, в том числе и двое ворот, получивших наименование Передних и Задних.

Построили их в 1682 году. Похоже, что разработкой их проекта занимались одни и те же мастера, поскольку композиция и оформление обоих ворот аналогичны. Внизу ворот прорезаны 3 проёма – два узких по бокам и один широкий посередине. В среднем ярусе установлен световой восьмерик с узкими окошками-слухами. Изначально восьмерик находился в окружении гульбища с расписными окнами, однако в XVIII столетии его разобрали. Нынешний парапет на втором ярусе сделан согласно схеме русского архитектора Константина Андреевича Тона.

Чугунная арка

Сегодня внутри Государева двора разбит сквер, засаженный группами лиственных деревьев. Если присмотреться к древним постройкам, которые стоят по периметру прямоугольного подворья, можно понять, в чем состоял замысел обустройства царского поместья. Его внутреннее пространство было не только замкнутым, но и специально огороженным от внешнего мира.

Когда-то центральную часть двора разделяла внутренняя ограда. На севере располагались Кормовой и Хлебный дворы, кухни, кладовые, ледники, место, где несли службу стрельцы, а также здания, в которых жили управляющие. Вдоль береговой линии Виноградного пруда стаяли амбары, дровяные склады, конюшни и пивоварня.

Памятник Петру I. Скульптор Л.Е. Кербель

Кремль

Кремль, возведенный в усадьбе уже в наше время, объединил в себе лучшие архитектурные традиции древних российских крепостных сооружений. На просторной территории снова появился пруд, виноградник и палисадник с благоухающими цветами. Возрожденный зверинец, конюшни и птичник наполнили усадебное подворье жизнью. Окунуться в прошлую эпоху имения посетителям помогают музейные экспозиции, мельница и ремесленные мастерские.

Кремль расположен на возвышенном месте, а вокруг него стоят деревянный частокол и каменные стены. Старинный ансамбль помогли воссоздать сохранившиеся рисунки, гравюры и чертежи. Кремлевские башни украшены многоцветными изразцами, сделанными с использованием древних технологий.

Фонтан перед Покровским храмом

Современный измайловский Кремль стал местом возрождения русских традиций. На его территории устраиваются фестивали и ярмарки, проходят многолюдные праздники, и выступают народные ансамбли. А двери входящего в измайловский комплекс Дворца счастья всегда распахнуты для влюбленных пар.

Посетители, которые хотят увидеть уникальные изделия и обучиться ремеслам, имеют возможность посетить мастер-классы. Во время них обучают изготовлению керамики, тряпичных кукол, лепке и раскрашиванию игрушек и росписи по дереву и ткани. А желающие почувствовать себя кузнецами могут попробовать свои силы в художественной ковке.

Мало кто знает, что в Измайлово их больше двух, почему-то многие знают только два храма: Покрова Пресвятой Богородицы на острове и Святителя Николая в Измайловском кремле, забывая о Храм Рождества Христова, который является самым старым в этих местах. Ну о двух новоделах я и вовсе молчу...
Хотя я человек не верующий, но всё же решил написав этот пост исправить в этом плане представление о районе.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы:



Покровский храм строился для царской усадьбы Измайлово при царях Алексее Михайловиче и Фёдоре Алексеевиче. Освящён в 1679 патриархом Иоакимом в присутствии царя Фёдора. Трёхнефное монументальное сооружение из кирпича с отдельными белокаменными деталями увенчано пятью главами, диаметр центральной главы 8,5 м. Снаружи храм украшен выдающимися разноцветными изразцами (мастер Степан Полубес, узор «павлинье око», а также разнообразный растительный орнамент). Внутри храм четырёхстолпный; оригинальный интерьер утрачен.

После 1812 года, когда храм сильно пострадал от нашествия французов, жёгших в нём костры, вокруг храма выросла богадельня для инвалидов Отечественной войны, впоследствии также других войн XIX веков; ныне Городок имени Баумана, архитектор Константин Тон. При пристройке к стенам собора богадельни были разобраны крыльца, примыкавшие к храму с северной и южной стороны. В 1840-е годы был отреставрирован иконостас.

В советское время церковь была закрыта вместе с богадельней (c 1918), в 1928 в ней был размещён архив НКВД, наиболее ценные иконы из сохранявшегося с XVII в. пятиярусного иконостаса исчезли. Затем в храме помещался фруктовый склад, конструкции иконостаса были уничтожены, причём большие иконы пошли на полки для фруктов (в 1960-е служившие полками иконы были отданы в Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва). В 1970-1980 в соборе был склад НИИ «Информэлектро», затем интерьеры стали реконструировать под концертный зал.

Храм вновь действует с 1990-х годов, в него были возвращены немногие уцелевшие иконы. В 2001-2002 годах создан новый иконостас. Настоятель - протоиерей Владимир Бушуев.

Храм Рождества Христова является памятником архитектуры, он на три года старше Собора Покрова Пресвятой Богородицы на острове, но до него почти ни кто не доходит, хотя от острова до этого храма идти минут 10-15 по Измайловскому проезду.

Храм построен артелью костромских зодчих на месте временной деревянной церкви в 1676 году. Имеет три яруса кокошников и пять глав. В конце XVII века пристроена двустолпная палата — трапезная часть храма, а в начале XVIII века барочная колокольня и паперть. Три иконостаса храма также созданы костромским мастером (Сергий Рожков) в 1678 году. В 1735 году по распоряжению Анны Иоанновны иконы поновлены (цеховым иконописцем Ф. Пискулиным), а в середине XIX века иконостасы и киоты украшены резьбой.
В церкви с 1804 года находится почитающийся как чудотворный Измайловский список Божией матери «Иерусалимская» (почитание с 1771 года, в связи с событиями московской эпидемии чумы и Чумного бунта; в память об этих событиях летом отмечается второе престольное празднество храма). В 1854—1927 годах икона находилась в Покровском соборе Измайлова, ныне хранится в южном приделе храма. Сам список выполнен, по одним данным, в Оружейной палате Кремля в 1649 году, по другим — в 1670-е годы для дворцовой церкви царевича Иоасафа. В церкви имеется ряд других почитаемых икон: Владимирская с частицей мощей апостола Фомы, иконы «Благодатное Небо», «Спас Нерукотворный», «Спас Смоленский», вмч. Пантелеимон (афонского письма), иконы Иоасафа Белгородского и мученика Трифона с частицами мощей.
Имущество церкви дважды подвергалось серьёзному разграблению: в войну 1812 года (когда в Измайлове стояли французы) и после революции.
В годы Советской власти церковь непрерывно оставалась действующей. В 1935-1937 годы в церкви служил протоиерей Павел Ансимов, расстрелянный в 1937 году и канонизированный в 2005 году как священномученик. В 1940-е в церкви служил будущий архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (в октябре 1945 года здесь он был рукоположен во иерея), в 1950 году арестованный за активную проповедническую деятельность; впоследствии архимандрит Иоанн присылал иконы в подарок «колыбели своего священнического служения». В те же годы практику чтеца в храме проходил будущий протоиерей Н. А. Голубцов. В день Иерусалимской иконы (12 (25) октября) в храме служили патриархи Алексий I, Пимен, Алексий II.

Храм Святителя Николая в Измайловском кремле. Храм является действующим, но в основном там проводят венчания.

Храм построен в 2000 году; построен из дерева в подражание русскому деревянному зодчеству в стиле церкви «под колоколы». Самый высокий деревянный храм Москвы: высота от основания до креста - 46 м. Храм имеет статус подворья московского Данилова монастыря.

Храм Казанской Песчанской иконы Божией Матери. Весьма оригинальный храм, он расположен в здании бывшего детского сада и это при огромных очередях в детские сады…
Храм существует с 2001г, хоть я из Измайлово, но узнал о нём только около года назад. Я тогда катался в тех краях на велосипеде, завернул во двор и вижу голубенькое здание с крестом на крыше, и первая мысль от увиденного «какая-нибудь секта», потом покопался в интернете, оказалось, что это православный храм.
Адрес: Москва, ул.9-я Парковая д 4а

Накануне Пасхи в 2001 году в Москве открылся новый православный храм. Его открытие могло бы пройти незаметно, т.к. внешне храм ничего необычного собою не представляет, более того, он открылся в помещении бывшего детского сада. Но событие явно вышло за рамки обыденности. Было ясно, что Сама Божия Матерь указала место для Своего Образа. Храм носит имя Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери.

Храм Святителя Николая на территории Национального медико-хирургического центра имени Н. И. Пирогова (16-я Парковая улица).

Основан 19 декабря 2004 года (в день памяти святого — «Никола зимний»), освящён 22 мая 2005 года в день перенесения мощей в Бари («Никола вешний»). Инициатором создания храма стал президент РНМХЦ, кардиохирург и бывший министр здравоохранения России Ю.Л. Шевченко. В апреле 2009 года Шевченко был рукоположен в священники (иерей Георгий) и по воскресеньям служит в основанной им церкви.
Храм деревянный одноглавый, в традиционном стиле русского деревянного зодчества, с колокольней. Перед церковью находится памятный камень в честь освящения храма. Царские врата и надвратная сень для храма были выполнены в иконописной мастерской «Храмдекор». За богослужениями в храме читается «Молитва», составленная Н.И. Пироговым.
Храм открыт ежедневно. Литургия проводится каждое воскресенье, а также в ряд праздников и памятных дней.

История Измаилово

Впервые Измайлово как село, принадлежащее к «Васильцову стану», упоминается в Писцовых книгах 1571 года. Однако подлинного расцвета оно - родовая царская вотчина - достигло в XVII веке, в царствование Алексея Михайловича. В документах Приказа тайных дел среди хозяйственных бумаг и отчетов сохранилось более шестидесяти чертежей, относящихся к здешней планировке и строениям. Возможно, это первый в России комплекс, возводившийся по чертежам.

В центре острова в 1680 году был воздвигнут величественный Покровский собор. Строили его комстромские каменщики Григорий и Федор Медведевы с «товарыщи». Подрядная запись гласит: «Сделать в старом селе Измайлове церковь каменную против образца соборныя церкви, что в Александровской слободе, без подклетов длиною меж стен девять сажень, поперечнику тож, а вышина церкви и алтаря как понадобится, да кругом той церкви сделать три ступени как доведется, а делать нам то церковное каменное дело, как подмастерье укажет». Вот так, по-деловому кратко и точно. А между тем, собор этот был одним из грандиознейших сооружений в России того времени. При общей высоте в 57 метров центральная глава имеет высоту 18 метров, что сравнимо с современным шестиэтажным домом. А ведь речь идет только о луковичном завершении, без барабана. Можно представить, как восхищало это здание жителей XVII столетия!

Обмеры и анализ архитектуры собора показали, что строители не выполнили пожеланий заказчика: собор не стал аналогом храма в Александровской слободе. Это строение получилось уникальным. С трех сторон к собору примыкали нарядные крыльца, по одиннадцать ступеней в каждом (сегодня из них сохранилось лишь одно). Не имеющее аналогов в русской архитектуре вертикальное белокаменное обрамление двусветных окон и группы тонких белых колонок на фасаде позволяют избежать впечатления грузности, приземистости собора при таких мощных, собранных в огромный пучок главах. Пол здесь некогда был выложен дубовыми плахами. Не сохранившийся ныне пятиярусный иконостас оформляли лучшие живописцы и резчики, работавшие в Кремле. Закомары фасадов полностью покрыты изразцами. Реставраторы определили, что для заполнения всего обширного поля закомар мастера использовали всего шесть типов изразцов, политых золотисто-зеленой глазурью.

Во времена Алексея Михайловича основную территорию острова занимали Государев двор, многочисленные сельскохозяйственные угодья и постройки, своей архитектурой прославившие Измайлово далеко за пределами Российского государства. В царской вотчине трудились около четырех тысяч крестьян. Вот лишь некоторые службы, входившие в состав этого огромного хозяйства: скотный двор, сады - фруктовый, тутовый, виноградный, многочисленные оранжереи, теплицы, водяные мельницы, аптекарский огород, а при нем аптекарская палата и стекольный завод для изготовления тары и хозяйственной посуды. Отдельно содержался большой зверинец с экзотическими животными. Для ухода за иноземными растениями садовники выписывались из-за границы. В одном из писем царь велит «привесть такого человека, кто бывал в Турхменех, и в Хиве, и в Балхе, и в Бухарех». Особое внимание уделялось тутовому дереву, необходимому для производства шелка.

В центре острова находился прямоугольный Государев двор - резиденция царя и его семьи. Обширные деревянные хоромы создавались в течение многих лет. Строили их из муромского «хоромного красного леса». По описаниям современников, это было сооружение с многочисленными крыльцами, переходами, шатрами. С двух сторон в Государев двор вели сохранившиеся до нашего времени въездные ворота из кирпича и белого камня, с шатровыми завершениями, построенные в 1682 году.

В старину Измайловский остров соединялся с сушей 14-пролетным каменным мостом, современником первых мостов через Неглинную и Москва-реку. Это было чудо строительных технологий своего времени. Мост хорошо виден на гравюре И. Зубова 1730 года. Место его выхода к острову легко установить по сохранившейся Мостовой башне. В ее нижнем ярусе были устроены арочные проезды. При Покровском соборе не было колокольни, поэтому прямо здесь, в башне, разместили семь колоколов и часы. Нижний ярус окружен террасой-гульбищем. Ширинки на парапете гульбища украшены изразцами, вокруг окон богатые кирпичные наличники, характерные для московской архитектуры XVII века.

Здесь, среди садов, мельниц, многочисленных прудов прошло раннее детство Петра I. Спустя несколько лет именно тут, в одном из амбаров Льняного двора, он нашел старинный ботик, которому суждено было стать «дедушкой русского флота». Всеми забытый, ботик долгие годы дожидался того часа, когда юный Петр извлечет его из-под груды хлама.

До 1689 года Измайлово было излюбленной резиденцией царевны Софьи. Потом во дворце жила вдова царя Ивана Алексевича, царица Прасковья Федоровна с дочерьми. В начале XVIII века из царствующих особ здесь уже никого не было. Лишь императрица Анна Иоанновна, приезжая в Москву, непременно навещала остров. Она любила Измайлово, где прошли ее детские годы. И все же, без хозяина это место стало приходить в упадок.

XIX век оказался и вовсе несчастливым для Измайловского острова. В 1812 году постройки и парк сильно пострадали от французов, после чего остров простоял в полном запустении почти три десятилетия. Лишь в 1839-м было решено устроить здесь богадельню для инвалидов минувшей войны и поселить в ней 400 рядовых и 20 офицеров. Архитектор К. А. Тон, которому Николай I поручил все работы, не пощадил древних памятников архитектуры. Он сломал два крыльца и пристроил к Покровскому собору трехэтажные корпуса казарменного стиля. Зажатый с трех сторон высокими строениями, собор утратил былое великолепие.

Постепенно на месте, где когда-то был фруктовый сад и стояли оранжереи, разрослась густая чаща - кусты и одичавшие плодовые деревья. От всей роскоши остались только фрагменты фундаментов, дубовые сваи, осколки изразцов и стеклянной посуды - они то и дело попадаются при ведении земляных работ на территории острова. Особенно много таких находок на месте бывшего Государева двора.

Гидротехнические сооружения в Измайлово были особенно грандиозны: так, например, каменноя Виноградная плотина имела в длинну 185 м. при вышине 6.5 и ширине 25 м, а земляная Просянская плотина имела в длинну более 600 м. Кирпичные плотины были облицованны белым камнем, их устои и перила имели нарядную архитектурную обработку, из резного камня и ширинок с изразцами. Они строились под наблюдением каменных дел подмастерьев Дмитрия Костоусова и Ивана Кузнечика.

Искусственно устроенные пруды сплошным кольцом окружали центральную часть усадьбы - Государев двор. Расположенные в центре острова двор имел симметричные план в виде прямоугольника, обстроенного по периметру каменными одноэтажными служебными и хозяйственными помещениями с двумя парадными въездными воротами с восточной и западной сторон. Южную сторону Государева двора замыкали деревянные царские хоромы, построенные на каменном подклете, и двухъярусная церковь Иоасафа-царевича, соединенная с хоромами деревянными крытыми переходами на столбах. На остров через пруд вел белокаменный мост на арочных пролетах, который приводил к величественной трехъярусной проездной башне. Последняя служила одновременно и колокольней собора, выстроенного на самом высоком месте острова, против парадных ворот Государева двора. Архитектурный ансамбль усадьбы представлял собой живописную композицию разнообразных сооружений, четко выделявшихся на фоне зелени и зеркальной глади окружающих прудов.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Валерьянка при беременности: дозировка и инструкция по применению Можно ли валериану беременным
Налоговый вычет на лечение зубов: возврат ндфл
Что такое синквейн и как его составлять