Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Международная выставка «Свет миру». Православная скульптура Особенности строения и архитектуры зданий

Если точнее - рельефов, поскольку помимо собственно скульптуры здесь есть много разных видов рельефа - горельефы и барельефы, отличающиеся глубиной изображения. Но о скульптуре и рельефах как раз мало кто пишет, поэтому постараюсь восполнить этот пробел и классифицировать изображения, которые характерны и для других храмов Индии.

Известно, что в Каджурахо много изображений человеческого тела в различных чувственных позах, но это далеко не все, что можно там увидеть.
Скульптуры и рельефы в храмах можно разделить на восемь категорий, кстати, большая часть нижеперечисленного будет относится и к других индуистским и джайнским храмам Индии.

1. Культовые изображения богов, собственно они для храмов самые важные.
Установленные в гарбхагриха (алтарь) и около него такие скульптуры и рельефы канонические, как в прочем и в любых других храмах Индии, вырезанные в соответствии с правилами установленными Шильпашастрой. Каноном также устанавливается соответствие и пропорция изображений относительно друг друга, своебразная иерархия размеров, где наиболее важные пурсонажи - Махадевы (верховные божества индуизма) и тиртханкары (джайнские святые) превосходят прочих величиной, такие фигуры всегда пребывают в статичных позах.

2. Статичное окружение Богов .
Второстепенная ритуальная скульптура - это обязательные в любом храме Дварапала - хранители ворот, стоящие перед входом по сторонам двери. Дварапала отличаются традицией храма и соответствует храмовому божеству и его атрибутам, например, в шиваитском храме дварапала будет вооружен тришулой, а в вайшнавском булавой, как Шива и соответственно.
В углах двора, самого храма или на его внешних стенах вы можете увидеть фигуры Дикапала - индуистских хранителей сторон света, таких фигур 8 и они часто просматриваются из центра храма. Дикапала также вооружены, у них длинные волосы и головные уборы, специальный знак шриватса на груди, а также ваханы у их ног.

3. Второстепенные небожители
Помимо основных божеств на небесах Индии обитают различные существа, составляющие их свиты - ганы и видьядхары. Они оживляют небеса и изображаются обычно в динамике, соответствующей их видам деятельности. Летающие видьядхары держат над божествами гирлянды. Игривые ганы сидят у подножия шиваиских изображений или корчат рожицы с колонн.

4. Тематические сюжеты
Это изображения королевской охоты, суда, марширующие , битвы, учителя и ученики, шествия, прочие бытовые сцены занимают платформы и фризы храмов и опоясывают их.

5. Скульптуры животных
В храмах Индии вообще много мифические и настоящих реальных животных и чудовищ. И примечательно, что многие индийские правители выбирали некое как своей царства.


Мифические яли - это существа с львиным телом и головами различных существ, таких как попугай, слон, кабан и другие. Встречаются и экзотические животные с головой слона и хвостом рыбы например. Яли вообще типичный мотив средневекового искусства.

Помимо мифических в храмах живут самые настоящие звери. Популярный сюжет слонов обычно изображается как ряд на фундаменте или на фризе храма. Большие изображены также отдельно например у входа в храм Вишванатха. Кроме слонов есть изображения птиц, львов, лошадей и верблюдов.

Бытовая сцена с верблюдами, рельеф фриза храма Лакшмана

Особое место в индуизме занимают ваханы - ездовые животные Богов. - бык Шивы всегда лежит перед входом в шиваитские храмы, и часто для него стоят даже отдельный небольшой открытый храм - мандапу напратив главного входа в основной храм, как в Вишванатхе, например.

6. Женщины в скульптуре Индии
В храмах Каджурахо довольно много тем, связанных с женщинами, олицетворением которых являются прекрасные небожительницы апсары, дакини и акшини, поэтому они занимают значительное место в скульптуре, вы можете видеть их на стенах, колоннах и другие архитектурных частях. Апсары изображаются занятыми различными повседневными занятиями женщин: с ребенком на руках, нанесения макияжа, удаление шипа из ноги, завязывание пояса на талии, мытье волос, аспасы также пишут письма, играет в мяч, и конечно танцуют и соблазняют. Средневековые тексты описывает 16 типов женских фигур в различных позах, с 15-го века подробные описания даны уже по тридцати позам женских фигур.

Скульптура Женщина играет в мяч, западная группа

Женские фигуры рассматриваются в индийской архитектуре как непременный благоприятный мотив, происхождение которого очевидно идет от богинь и духов плодородия доиндуистского периода. Многие скульптуры изображены почти или полностью раздетыми, ибо женская нагота и ее идеальные пропорции обладают не только красотой и притягательностью, но и является показателем фертильности - что имеет в индийском обществе очень большую ценность.

7. Скульптура Майтхун
Майтхуны или митхуны - это то, за чем в Каджурахо приезжает большая часть туристов - романтические пары влюбленных и эротические группы.


Майтхуны представляют хотя и не последовательно все цепочку отношений между мужчинами и женщинами, приводящих их к сексу.
Эротические рельефы Каджурахо в некоторых храмах, например, в Лашмане, разделяются по значимости, так например, женщины в соблазняющих позах и мужчины, полные желания, пристающие к своим подругам размещены на наружных и внутренних углах храма, в то время как многие собственно сексуальные сцены более крупные по размеру занимают отдельные панели на боковых поверхностях храмов.


Однако в других храмах эротические и порнографические рельефы, которым не придается особого значения, могут занимать и фризы, перемежаясь с другими бытовыми сценами. Возможно, что последнее и относится к обычной жизни людей, в то время как на верхних частях храма изображены небожители. У исследователей индийского искусства и толкователей на счет места эротики в храмах Каджурахо существует много предположений, дублировать их на индонете не вижу смысла, при желании вы сможете прочесть об этих теориях в интернете.

8. Геометрические и флоральные мотивы
Геометрические и растительные орнаменты не являются скульптурными, обычно это барельефы, которые высечены на потолках, на границах панелей и стен, на столбах и в других местах. Самым популярным, впрочем, как и вообще в индийском искусстве, орнаментом является изображение лотоса, вариации которого украшаю и пьедесталы богов и проходят отдельным фризом вокруг некоторых храмов.

Achadidi специально для сайт, собственные записи и фото

Тантризм был наиболее популярен среди почитателей Шивы и великой богини Деви (с которой часто отождествляется его творческая энергия Шакти). Кроме того, тантризм проник и в тибетский буддизм. В шактизме основополагающим и жизнеутверждающим считается женское начало, называемое шакти, оно рассматривается как созидающая энергия, благодаря которой бог-супруг Шива манифестирует свои потенциальные качества. Кроме того, превосходящая роль женского начала, да и сами изображения майтхуны в целом, говорят о благопожелательной и позитивной символике.

Шактистский тантризм, помимо медитации, йоги и чтения священных мантр, включает в себя и сексуальные мистерии. В центре такого ритуала находится женщина, получившая посвящение для того, чтобы стать олицетворением Шакти входе обряда. В акте божественной любви с ней соединяется жрец, который во время ритуала должен отождествлять себя с Шивой. В ходе священнодействия воспроизводится изначальное единство Шивы и Шакти как во Вселенной, так и в душе верующего. Таким образом, майтхуна превращается в ритуал духовного просветления. Тем самым достигается спасение (мукти) через наслаждение (бхукти). Сексуальное соединение символизирует полное слияние двух раздельных частей в единое целое. Соединение мужчины и женщины становится выражением глубокой религиозности, символом изначального единства и слияния понятий «Атман» (индивидуальная душа) и «Брахман» (мировая душа).

Прекрасные женщины Кхаджурахо

Итак, главный мотив скульптур храмов Кхаджурахо – женщина. Женщина - невинная, кокетливая, улыбающаяся, в экстазе от своей красоты и уникальности, бесконечно соблазнительная, бесконечно красивая, изображенная в богатстве деталей, созданных с огромным мастерством и любовью. Это - празднование женского начала во всех его бесчисленных проявлениях (интересная статья на тему женщины в скульптуре и изображениях Древней Индии размещена на сайте Юлии Рещиковой).
В средневековых храмах Индии жили дэвадаси (буквально - «рабыни бога»). В западной литературе дэвадаси фигурируют как «ритуальные проститутки» или «храмовые проститутки». Встречается и менее радикальное название «куртизанка», однако и оно не доносит до читателя самой сути явления дэвадаси. Дэвадаси демонстрировали искусство любви в сексуальных ритуалах с участием жрецов или даже царя с целью достичь процветания царства или милости богов.
Для самих приверженцев этой традиции дэвадаси были посредниками божества, на что указывают их имена. Их часто называли эпитетами «святая женщина», «священная женщина». Поскольку дэвадаси - земные женщины, были художницами, учёными, исполнительницами ритуальных танцев и богослужений, их часто отождествляли с апсарами , небесными девами неземной красоты.

В индийской мифологии апсары характеризуются как прекрасные небесные девы, искусные танцовщицы и любовницы, соблазняющие святых-аскетов и царей. Апсары изображены исполненными неги, лениво изгибающимися в различных позах, порой весьма сложных. Статуи изобилуют многочисленными деталями, они четко очерчены и «вылеплены» с совершенным мастерством, но лица их почти ничего не выражают. Кажется, они вышли за пределы мирских ощущений.
В индийской мифологии часто встречаются рассказы о том, как боги, напуганные целомудрием аскета, сделавшим его слишком могущественным, посылают к нему апсару (сурасундари) - искусную соблазнительницу, которая нередко достигает своей цели. Фигуры апсар также украшают буддистские памятники Индии, созданные ещё до нашей эры. Спутницы богов и символы райского блаженства, они одновременно были напоминанием о соблазнах на пути духовного самосовершенствования.

Смотрите фотографии барельефов апсар, сделанные мной в храмовом комплексе Ангкор (Камбоджа) (и ) (Прим. А.Колтыпина)

Из-за большого количества женских скульптур на храмах Кхаджурахо порой трудно найти принципиальное различие между земными женскими образами и образами женщин божественной категории. Даже в самом индийском эпосе неоднократно встречается поэтическая форма: «
Ты божество? Апсара ? Якшини ? повелительница змей нагини ? Или ты принадлежишь к роду человеческому? »

Смотрите также фотогалерею "Мисс древнее совершенство "

Какие изображения нужно относить к майтхуне, а какие просто к супружеским парам, кто апсара, а кто якшини, нагини или дочь человеческая? На этот счёт в историографии нет однозначного ответа. Определяющим фактором того или иного женского образа может служить его предметное окружение. Например, рядом с женщиной может быть изображено дерево или какое-либо животное, тогда такой образ следует отнести к одной из божественных созданий, окруженной символикой. Если рядом с ней сосуд с водой, опахало в её руках и т.п., то скульптура такого рода, скорее всего, изображает служанку. Если рядом с ней помещена сцена майтхуны, то такая женщина является храмовой служительницей.
Кроме того, часто в самих сценах майтхуны участвовали именно земные женщины. Есть и просто изображения супружеских пар, чьи нежные отношения показаны как символ любви. Такие изображения являются своего рода «портретами», запечатлевшими образы богатых дарителей храму. Есть также и сцены туалета богатых особ.
Довольно много изображений показывают женщину в танце и во время занятий музыкой. Известно, что танец и занятия музыкой были неотъемлемой составляющей досуга женщины. Во-первых, танец служил хорошим заменителем физических упражнений, необходимых для поддержания здоровья тела, что было основополагающим в понятии о женской красоте. А, во-вторых, искусства и науки были обязательными в воспитании добропорядочной девушки. Широко распространенными мотивами являются сцены, связанные с выражением чувств: женщина у окна или двери, любовное письмо, застенчивость, хотя все они по смысловой нагрузке стоят близко к майтхунным изображениям.
Итак, образы женщины в древнеиндийской скульптуре поражают своим многообразием. Тема женщины даёт художнику большую свободу, чем какая-либо другая тема религиозного или светского характера. Эта тема любима и в древнеиндийской литературе. Женщина в Индии, да и не только там, обладает особой магией. Воле женщины подвластно всё. Казалось бы, обделённая свободой, она умудряется править и устраивать судьбы целых государств. Именно с женщиной связаны самые решающие моменты в древней истории. Когда рушатся города и возводятся новые, когда эпоха сменяет другую, когда мир идёт кругом, принято говорить: «Ищите женщину».

Заключение


Итак, храмовый комплекс в Кхаджурахо представляет собой еще один великолепный образец художественной культуры, в котором, как и в монументальном искусстве Индии, воплощен принцип единства Вселенной. Скульпторы Кхаджурахо изобразили жизнь во всех ее аспектах и многообразии. Строительство храмов потребовало сотни отлично обученных скульпторов и архитекторов. Все это говорит о чрезвычайно зрелой цивилизации того времени.

После посещения Тадж Махала и других достопримечательностей Агры, я вылетел в Кхаджурахо. Рейс был из Варанаси с подсадкой в Агре. Летело очень много европейцев, азиатов (не индусов).
1. Подлетаем к Кхаджурахо. Уже видны храмы.

2. Храмы здесь разбросаны по достаточно большой территории. Это Вишну Темпл (храм Господу Вишну). Вишну - вышний, всевышний Господь.

3. Деви Джагадамби Темпл, достаточно большой храм, посвящен жене Шивы - Парвати, кто-то говорит, что не совсем Парвати, а одной из эпостасей - Богине Кали.

4. Храм Кандарья Махадев (слева). Кандарья - пещера в переводе с санскрита. Махадев - это Шива. Самый крупный храм в Кхаджурахо, высотой с 9-ти этажный дом, символизирует гору Меру, на это горе находиться обитель Богов. Соответственно храм играет связующую роль между миром людей и Богов.

5. Прекрасными лужайками окружены храмы.

6. Эти храмы были построены 9 -12 веках нашей эры в период возрождения индуизма, связанное с правителем Чанделой, которому удалось остановить нашествие мусульманской армии.

7. Затем о храмах забыли и более 700 лет они были скрыты в непроходимых джунглях и только в 1838 г. были заново открыты англичанином, капитаном Бертом.
Слева реставрируется Матангешвар Темпл, справа Лакшмана Темпл. Название храма произошло от имени верного спутника Рамы — Лакшмана, считающегося одним из воплощений Вишну

8. Сама деревня очень маленькая, не более 5000-10000 жителей. Но место настолько популярное, что имеет международный аэропорт и сети отелей Radison и Hilton представлены здесь.
Множество туристов из Европы, Азии, да и сами индусы прилетают сюда познакомится с культурой храмовых комплектов.

9. Необычным среди храмов Кхаджурахо является храм Парвати, имеющий три купола: один в форме минарета мечети, другой - квадратная многоуровневая буддийская пагода, и третий - башня индуистского храма. Построенный позже всех, храм демонстрирует сущность единства всех религий.

10. Вишванатх Темпл.

11. Святилище Нанди Мандап. Или святилище посвященное вечному спутнику Шивы быку Нандину. Считается, что Нандин написал Кама-шастру. Что это такое? Согласно ведическим писаниям есть 4 цели жизни: Ардха (богатство, положение, друзья), Дхарма (следование закону, справедливости, обычаям, выполнение предписанных обязанностей), Кама (получение удовольствий, чувственных наслаждений), Мокша (освобождение от круговорота жизни и смерти). Кама-шастра содержит полные знания о процессе достижения Камы, о том как гармонично получать удовольствие от жизни. В оригинале сейчас утеряна. Сохранилось около 2000 шлок (предложений) из 640000. Кама-сутра же написана в 3-5 веке нашей эры мудрецом Ватьсьяяной, возможно написанную по мотивам кама-шастры.

12. Храм Кандарья Махадев. Его часто называют "застывшая в камне кама-сутра".

13. О происхождении храмов повествует древняя легенда. Согласно ей, давным-давно, очаровательная дочь местного священника, купалась вечером в речке Рати. Поразившись ее красоте, Бог Луны снизошел на землю и соблазнил красавицу. Ребенок, рожденный от союза смертной и Бога, был назван Чандраварманом. Для того времени, родить без мужа было великим грехом и девушка была отвергнута соплеменниками. После долгих скитаний она нашла прибежище в густых лесах Центральной Индии. Там она и воспитывала своего отпрыска. Мальчик получил от своего отца божественную силу и твердость характера, а от матери любовь к искусству и ремеслам. Когда мальчик вырос, он основал великую династию Чанделла. Когда он был признан правителем, то увидел во сне свою мать, которая умоляла его построить храм, обнажающий человеческие страсти и вызывающий понимание пустотности человеческих желаний.

14. Читрагупта Темпл. Храм Богу Солнца - Сурье. Одной из особенностью храмов в Кхаджурахо, является массивная платформа на которых стоит основное сооружение.

15. Читрагупта Темпл в профиле.

16. Деви Джагадамби Темпл.

17. Храмы гармонично вписаны в природу, являясь ее естественным продолжением.

18. Входы всех храмов выполнены с восточной стороны.

19. А это Восточный комплекс храмов, который включает в себя три брахманских храма: Брахмы, Ваманы и Джавари, три джайнистских храма: Гхантай, Адинатха и Паршванатха.

20. Вишну Темпл.

21. Турист впечатляется.

22. Джайнистские храмы.

23. В индуистские храмы заходят только босыми.

24. Мифический ласкающий лев - сандел.

25. Шива-лингам. Символ Шивы, мужского начала во вселенной. Покоится на йони (Парвати) или женском принципе вселенной. В Индии очень распространен культ Шивы и соответственно почитания шива-лингама. Есть история, что мудрецы прокляли Шиву, за то что он соблазнял их жен, сказав, что поклонятся будут не ему (Шиве), а его члену.

26. Это храм Вамана Дева. Воплощение Господа Вишну в виде карлика, который избавил вселенную от демонов.

27. Подобными горельефами заполнены все храмы и внутри, и снаружи. И только по атрибутам можно определить. что это за Богиня, Полубог. На этом фото изображенна Богиня процветания Лакшми, жена Вишну.

28. Шестирукий.

29. Ганеша.

30. Апсара.

31. Романтическая пара влюбленных - митхуна.

32. Слева апсара вытаскивает занозу из ноги. А справа изображен полубог Камадев (Купидон в древнегреческой мифологии), со стрелами любви.

33. Поз изображенных на стенах храма намного больше, чем описывает кама-сутра (64 позы).

34. Но все же самый основной мотив скульптур — прославление женщины, ее духовной и чувственной красоты.

35. Это сикхара (самая высокая часть храма, размещенная над святилищем).

36. В больших храмах расположены балконы, одна из функций которых - это вентиляция,а другая - свет через окна попадает в святилище.

37. Вообще горельефы изображают апсар, полубогов, правителей с семьями, животных.

38. Правитель Чандала построил 85 храмов, сейчас их осталось 22.

39. Апсар насчитывается множество, они способны угрожать людям, насылать на них любовное безумие. На небе апсары прислуживают богам, но соблазняют асур, небесных демонов, которые, однако, отказываются взять их в жены. Апсары соблазняют и людей-аскетов и выступают, таким образом, в роли куртизанок-танцовщиц. Они также ублажают на небе воинов, павших героями.

40. Эти храмовые комплексы являются всемирным наследием ЮНЕСКО.

41. Красивые орнаменты и резьба на храме Бога Солнца.

42. Есть несколько версий почему же эти храмы имеют такой ярко выраженный эротический оттенок. Согласно одной из них, в тот период секс был общедоступной темой.

43. По другой, скульптуры служили обучающим целям, молодежи прививалось естественное отношение к сексу, как к неотъемлемой части жизни.

44. Третья версия, говорит о том, что положение эротичных скульптур на нижних ярусах храмов, показывает реальное положение половых отношений в иерархии истинных ценностей человека.

45. Возможно, это храмы тантриков. Существуют и по сей день в Индии секты тантриков, которые практикуют ритуальный сексуальный акт с целью соединения духовного знания и физического удовольствия. Таким они видят альтернативный путь к достижению освобождения.

46. Пятая версия предполагает, что эти горельефы являются иллюстрациями к кама-сутре.

47. Версии интересные, но я думаю, что многие из них не выдерживают критики и навязаны в колониальный период. Сами индусы больше склоняются к пятой версии, все-таки Кама - это одна из целей, неотъемлемая часть нашей жизни.

48. Есть интересное изречение, которое написано на санскрите на одном из храмов Бога Солнца в Корнаке, где тоже есть элементы эротики в горельефах: "Стремление души - порождает дружбу, поклонение ума - вызывает уважение, а тело жаждет близости. Соединение этих трех, порождает любовь."

49. Глядя на лица статуй, кажется, они не получают никакого удовольствия от того, чем они заняты. Или может быть они просто вышли за пределы удовольствия.

50. Еще одна деталь, сцены изображающие любовные игры находятся только снаружи храма, внутри их нет. Возможно это глубоко символично, нужно пройти через страсти для обретения божественного видения.

51. У скульпторов Кхаджурахо были натурщицы, утверждают ученые, потому как такие позы придумать просто невозможно. Каждая из этих поз вполне реальна.

52. И, кроме всего прочего, в скульптурах Кхаджурахо великолепно соблюдены пропорции, утверждают местные исследователи.

53. Слева изображен Ямарадж, Бог смерти. С головой быка, он держит в руках мистические веревки и крюки, которыми он или его слуги цепляют душу во время смерти и затаскивает в ад.

53. Подборка. Обратите внимание на правый нижний угол, второе фото внизу от края. Как сказал местный смотритель: "Very difficult posture". Очень сложная поза. Прежде чем полноценно осваивать кама-сутру адепт должен пройти очищение тела и ума. Тело должно стать гибким, сильным благодаря занятиям хатха-йогой.

55. Джайнистский храм Шантинатх.

56. Джаинизм религия сродни буддизму, даже их святыни часто находятся вместе. Например, в Сарнатхе, в городе, где Будда дал свою первую проповедь. И мне сложно было отличить скульптуру Будды, сидячему в позе для медитации и скульптуру представителя джаинизма. Единственное отличие - это форма подбородка и скулы.

57. Многие элементы заимствованы из индуизма, поэтому когда буддизм около 1000 лет назад стал менее популярен в Индии и ушел в Тибет и на восток, его место занял джаинизм.

58. Этот храме был перестроен век назад, много компонентов было взято из старых святынь.

59. Все учителя джайнизма изображены голыми, это их традиция. Еще их можно увидеть с марлевой повязкой на рту, дабы насекомое не залетело. И есть такие ортодоксы, которые ходят с метлой и подметают себе дорогу, разгоняя возможных живых тварей на пути, чтобы не раздавить. Основной принцип ахимса - не причинение вреда всему живому.

60. Джайнистские храмы.

61. Напоследок мы заехали в магазин, где производят и тут же продают точные копии горельефов храмов Кхаджурахо.

62. Все очень натурально, и никакой самодеятельности, только то что есть на храмах.

63. Любовные пары.

64. Цены очень серьезные для Индии, маленькая статуэтка, высотой 10 см, стоит 80 $.

65. Такая Индия...

Заслуженный художник России, скульптор С.М.Исаков - человек, имеющий международное признание. Памятники его работы установлены не только в России, но и в Германии, Испании, Казахстане, Белоруссии. Действительный член Академии художеств, кавалер двух орденов Русской Православной Церкви и ордена Благотворительного Фонда Святителя Николая Чудотворца. Простое перечисление всех его регалий и свидетельств признания самыми разными структурами заняло бы несколько страниц...

По предложению иеромонаха Михаила (Чепеля), при поддержке которого Сергей Михайлович сумел реализовать многие из задуманных им проектов, я встретился со скульптором в Ростове-на-Дону, где он живет, а потом мы съездили в Батайск, где находится его мастерская. Результатом наших бесед, осмотра мастерской и установленных в этих городах памятников, автором которых является С.М.Исаков, стал этот небольшой очерк.


Памятник Святителю Николаю в г. Батайске

Святитель Николай Чудотворец

Скульптуры Святителя Николая Чудотворца занимают особое место в творчестве С.М.Исакова: из 54 памятников его работы 20 посвящены именно этому столь почитаемому в России святому.

Сказалось здесь без сомнения сотрудничество скульптора с Благотворительным Фондом Святителя Николая Чудотворца и его учредителями - Михаилом Ивановичем Чепелем (в настоящее время иеромонахом Михаилом, проходящим свое пастырское служение в представительстве Русской Православной Церкви в Королевстве Таиланд) и Андреем Юрьевичем Быковым. Об этих людях С.М. Исаков говорит очень тепло; рассказывает, что особенно его впечатлило даже не то, что они установили столько памятников Святителю Николаю и другим православным святым.

Отец Михаил и Андрей Юрьевич умеют видеть таланты, многим молодым дарованиям они помогли раскрыться, получить признание. Сергей Михайлович приводит два примера. Слепой мальчик, при поддержке Фонда получивший прекрасное музыкальное образование и в 20 лет ставший лауреатом многих престижных международных конкурсов, игравший гимн на закрытии параолимпийских игр в Сочи в 2014 году. Почти голодавшая талантливая девочка из бедной семьи из сибирской деревеньки, мечтавшая стать художницей, которой Фонд помог в оплате обучения в московском институте и проживания в Москве. А ведь кроме таких локальных, но от этого не менее важных примеров, Фондом был реализован и масштабный проект по поддержке хоровой капеллы мальчиков под управлением заслуженного работника культуры России А.М. Жуковского.

Особенно подкупает скромность отца Михаила, человека блестящего ума и больших духовных дарований, который всем, кто пытается его благодарить, отвечает: «Это не я, это все Святитель Николай».


Памятник Святителю Николаю в г. Алтея (Испания)

Ряд памятников работы С.М. Исакова стоят по периметру границ России, где установить их оказалось возможным. Если посмотреть на карту, на которой отмечены места их установки, то мы увидим, что памятники Святителю Николая создают конфигурацию креста. Внизу мощный «постамент» - Сахалин-Анадырь, это восток. На западе находится памятник в Калининграде. Памятник Николаю Чудотворцу на севере, на Земле Франца Иосифа, соединяется, словно перекладина креста, с памятником Николаю Чудотворцу в городе Майкопе. Своими молитвами Святитель охраняет всю территорию нашей страны, и это больше, чем просто символ. Кстати, памятник на Земле Франца Иосифа является самым северным памятником в мире. Он находится в шестистах километрах от Северного полюса. Так, что согласитесь, что установка памятников не такая уж легкая вещь, как некоторым может показаться. Таких северных памятников два, второй на Новой Земле.

Православная скульптура

А насколько вообще скульптура, как форма прославления Бога, традиционна для Православия? Обычно многие считают, что это что-то католическое. С.М. Исаков с этим утверждением не согласен. В качестве примера приводит сохранившиеся деревянные скульптуры православных святых 18-19 веков, которые есть на Севере (Архангельск), на Урале (Алопаевск) и в других местах. Памятник святому равноапостольному князю Владимиру был установлен в Киеве в 1853 году.

Но главное ведь не в наличии прецедентов, а в том, что Седьмой Вселенский Собор, обосновавший возможность иконопочитания Боговоплощением, тем самым говорит и о возможности православной скульптуры. Ведь какая, в сущности, разница объемное изображение или нет, если в принципе оно возможно? Скульптура та же икона, только объемная. Установленная на открытом пространстве, она доступна верующему круглосуточно.


Памятник Великомученику и Победоносцу Георгию в г. Иваново

Религиозной безграмотностью можно объяснить то, что из-за памятников С.М. Исакова, а особенно Михаила Ивановича Чепеля критиковали за приверженность к католицизму. На самом же деле, у католиков нет традиции установки памятников святым на улицах, их ставят внутри храмов. Самое смешное в этой ситуации, что почему-то памятники других религий, устанавливаемые на площадях, критиками игнорировались, что еще раз показывает их поверхностность. Ведь с большим успехом скульптора и Фонд можно было бы обвинить в следовании традициям, например, буддизма. В восточных странах вообще установка памятников религиозной тематике на площадях, является частью культуры народа.

Совсем иное мнение у тех, кто имеет о религии не поверхностное представление. Установку памятников святым на площадях активно поддерживал Патриарх Алексий ІІ. В личной беседе с Михаилом Ивановичем Чепелем он сказал: «Какое счастье, что я дожил до этого времени, когда Россия украшается куполами храмов и памятниками святым». Не менее активно идею православной скульптуры поддерживает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Меньшее же распространение в Православии скульптурных изображений по сравнению с иконописными, объясняется большей трудоемкостью и затратностью их изготовления. Даже не все страны могут себе позволить широко их устанавливать. И сейчас, когда наука и техника многого достигли, установка памятников в некоторых регионах остается весьма проблематичной. Достаточно вспомнить установку памятника Святителю Николаю высотой двенадцать метров на Чукотке. Чтобы его установить пришлось обращаться в НИИ, для расчета технических характеристик необходимого для памятника постамента и расчета внутренних конструкций скульптуры. Это было связано с тем, что памятник стоит на возвышенном месте, у самого моря и испытывает огромные ветровые нагрузки. Если бы не специальные конструкции, его просто бы снесло, как спичку.

Да и само появление скульптуры представляет собой очень трудоемкий и длительный процесс. Сначала она лепится из пластилина, затем с помощью гипса вокруг фигуры делается форма, в которую потом заливается воск. И лишь после воскового варианта, на котором видны все дефекты, делается бронзовый, при подготовки к литью которого они устраняются. Если статуя большая, то она собирается по частям. Все это кропотливое и сложное действо, занимающее несколько месяцев.

И не всегда все получается так, как хочет автор. А настоящий художник стремится к совершенству даже в ущерб самому себе. Сергей Михайлович показал мне несколько скульптур, которые ему не понравились, и он их переделал, хотя получилось, что из-за этого работал себе в убыток. Но его это не расстраивает: деньги, конечно, важная вещь, но дар творчества, данный Богом - важнее.

Апостолы Петр и Павел на Камчатке

С.М.Исаков рассказывает, сколько сложностей было с установкой памятника святым Апостолам Петру и Павлу в Петропавловске-Камчатском. Местное сообщество архитекторов пыталось навязать для его установки совершенно не подходящее место.

Как раз в это время Камчатку посетил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Святейший Патриарх. Сергей Михайлович поделился с ним своими мыслями о том, что место, которое предлагают выделить под памятник, совсем не подходит. «А вы бы что предложили?» - поинтересовался Владыка. Скульптор сказал, что вот где-то в этом месте памятник хорошо было бы поставить, но точнее он не видит... И митрополит Кирилл вдруг подошел туда, ударил посохом о землю и сказал: «Здесь будет памятник и Богу нашему cлава!»

Закладка камня на месте будущего памятника.

г. Петропавловск-Камчатский

Через некоторое время была встреча с губернатором, убежденным коммунистом. Владыка рассказал ему, как по линии Отдела внешних церковных связей посещал Кубу, где встречался с Фиделем Кастро. Встреча, на которую по протоколу отводилось пять минут, продлилась несколько часов. Кубинский лидер отпустил переводчика, и переводили им хорошо знавшие русский язык племянники руководителя кубинского государства. Темой, изначально заявленной как повод для встречи, было строительство на Кубе православного храма. В ее результате Фидель Кастро заявил, что Куба построит за счет своих средств не маленький храмик, а собор.

Все это очень впечатлило губернатора, который спросил, а как обстоят дела с памятником. Митрополит дипломатично ответил ему, что предлагают хорошее место, но есть лучший вариант... И предложил сходить посмотреть.


Памятник Апостолам Петру и Павлу на Камчатке

Губернатор, когда увидел место, изначально обозначенное Владыкой Кириллом, решил внести свои коррективы: да, можно, но нужно сдвинуть на пять метров влево. А с ним были все руководители коммунальных служб. И оказалось, что влево нельзя, так как там идут коммуникации водоканала. «Тогда на пять метров вправо!» - заявил губернатор. Но и это было невозможно - там шли коммуникации электросети...

Так митрополит Кирилл, ничего об этих сетях не знавший, по какому-то наитию свыше, сразу определил место памятника, которое и было губернатором утверждено. И что интересно: после того как решение главы региона было принято, все архитекторы, раньше выступавшие против установки на этом месте, стали говорить, что всегда были за, только С.М.Исаков неправильно их понял...

Дар творчества

Сергей Михайлович считает, что полученные от Бога таланты нельзя не только зарывать, но и использовать не по назначению. Он категорический противник так называемого модернизма и постмодернизма в изобразительном искусстве. Окончивший в 1985 году с отличием Бельгийскую академию изящных искусств в Антверпене, он рад тому, что учился у традиционных мастеров живописи и скульптуры. В своем взгляде на искусство он совпадает с отцом Михаилом (Чепелем), которого считает для себя большим духовным авторитетом.


Иеромонах Михаил (Чепель)

Отец Михаил удивительно точно умеет видеть многие вещи, его данные как бы вскользь оценки поражают своей глубиной. Сказывается большой жизненный и духовный опыт.

«Бывает, он скажет что-то между делом, и лишь потом приходит осознание того, насколько же это точно подмечено, что делать нужно именно так, а не иначе, - говорит С.М. Исаков. - Одна из его способностей - видеть в других таланты, и помогать им раскрыться. Другое дело, что не все это правильно используют». Сам же скульптор, полученный от Бога талант, посвятил прославлению святых и воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма.

Бюст Спасителя

Одним из шедевров в творчестве Исакова, можно назвать бюст Спасителя. Великолепно удалась передача двух противоположных эмоций, с одной стороны это страдание, скорбь; с другой - всепрощающая любовь к заблудшему и погрязшему в грехах человечеству. Музеи страны с удовольствием приобретают его. Что согласитесь, достаточно редкое явление. О мироточении икон широко известно. А вот чтобы мироточили бюсты, такого еще не было. Бюст Спасителя, работы С.М. Исаков, который находился в епархиальном управлении на Камчатке, при управлявшем тогда епархией архиепископе Игнатии замироточил, что было засвидетельствовано архиереем.

Памятник графу М.С. Воронцову в г. Ейске

Уникальный памятник Сергей Михайлович поставил в городе Ейске, основателю города, графу Воронцову на коне, стоящем на двух ногах. Идея такой конструкции скульптуры хотя и не нова, но ввиду сложности установки и расчетов, таких памятников по всему миру наберется едва ли более двадцати. В динамике он похож на памятник императору Петру І в Петербурге, но там три точки опоры. Конь дополнительно опирается на хвост.

Из пока нереализованных проектов остается памятник Святителю Николаю Чудотворцу в Антарктиде и Аргентине. Православный мир любит этого дивного святого; памятники в самых разных местах планеты - свидетельство этой народной любви.

Открытие памятника А.П. Чехову в Германии

Мы встретились со скульптором, когда он вернулся из Германии с культурно-делового форума «Дни России в Европе», на котором в числе прочих мероприятий прошло торжественное открытие памятника А.П. Чехову работы С.М.Исакова.

У Сергея Михайловича прекрасная семья, двое детей. В трудные периоды жизни, когда он годами сидел без заказов, не хотел размениваться на бездуховные памятники, семья поддерживала. Не было ни упреков, ни ссор. В этот период скульптор много работал над проектами памятников святым, не зная, будут ли они реализованы. Тема в то время явно была бесперспективной. Но что-то в душе было такое, что не останавливало его, и он упорно работал в этом направлении. Сегодня С.М. Исакова вполне можно назвать одним из ведущих скульпторов страны в православной тематике. И об этом говорит не только число установленных памятников.

При работе над образами святых, он не просто лепит схожие портреты, особенно если есть фотографии. Он пытается передать духовную составляющую святого, для чего тщательно изучает жизнь, подвиги его. Не изучив жизнь святого, не приступает к работе над образом. Вероятно, в этом кроется успех его работ.

Хочется пожелать талантливому художнику новых творческих успехов, здоровья и сил для продолжения его такой нужной для России миссии.

Алексей Федотов , доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор Ивановского филиала Института управления

Храмы в Каджурахо - второе место по посещаемости в Индии после Тадж Махала.
Место стало столь знаменито благодаря уникальным эротическим скульптурам, которые украшают храмы.

То что мы увидели в Каджурахо невероятно.
Вся поверхность храмов украшена различными скульптурами.
Такой чрезвычайно тонкой и реалистичной работой по камню я еще не встречала.
Недаром барельефы считаются одними из лучших скульптур Индии.

Когда-то Каджурахо был столицей государства Чандела, чьи раджи правили центральной Индией с IX по XIII век.
В IX-XI веках было построено 85 храмов. Арабские путешественники описывали большой город и храмы с массой идолов, которые оскорбляли взоры правоверных мусульман.
В XIII веке мусульмане завоевали эти земли и столицу поглотили леса.
Только в 1838 года британский военный инженер Д.С. Барт случайно обнаружил в джунглях – "чудесное место, именуемое Кхаджурахо".

К сегодняшнему дню из 85 сохранилось только 25 храмов. Но то что сохранилось уникально.
Это надо видеть!

По одной из версий в скульптурах изображена свадьба индуистского бога Шивы и его супруги Парвати.
«Камасутра» когда-то была именно отражением сцен божественной свадьбы.

Одна из теорий индийской философии гласит: "Чувственное удовлетворение гораздо раньше приводит к освобождению души, чем запрет на него".

Кандарья Махадев (Kandariya Mahadeva Temple) - это вершина искусства династии Чандела. Он посвящен Шиве. Его святилище, воплощение горы Меру – символа Земли и Вселенной, украшают около 900 скульптур.

Не смотря на то, что своей свехпопулярностью Каджурахо обязан именно эротическими скульптурам, они составляют не более 10% скульптур украшающих храмы.

Много изображений апсар или небесных танцовщиц, в чьих венах тек солнечный свет.

Или просто бытовых сцен

В скульптурах запечатлели любовные игры богов

Такие посетители присутствуют почти в каждом храме:)

Храмы условно делят по их месторасположению на три группы Западную, Восточную и Южную (Western, Eastern, Southern Group of Temples).
Они относятся к разным религиозным направлениям в индуизме. Какая-то часть из них посвящена Шиве, какая-то Вишне, некоторые Джайну Тиртанкарасу.
Эти фотографии Западной группы храмов. Она лучше всего сохранилась и наиболее известна.
Мы пришли как только встало солнце и пару часов наслаждались осмотром храмов практически в одиночестве.

Эротические скульптуры только на внешних стенах храма. Внутри их нет.
Объясняют - это тем, что только полностью познав свою сексуальность, можно достичь пункта, когда секс уже не будет иметь значения и войти в храм.

Внутри храма 11-го века Вишванатх

А вот эту скульптуру описал писатель из моего детства:

"На консолях внутри святилища некогда были восемь статуй апсар, из которых уцелела только одна. Эта сурасундари глубоко потрясла молодого художника.
Как утешение в суровой борьбе, как обещание радости, обнаженная сурасундари, украшенная лишь пояском, браслетом и ожерельем, реяла между чудовищами. Склонив голову, апсара оглядывалась через плечо, повторяя позу правого зверя, но в немыслимом извороте по вертикальной оси тела. Скульптура была повреждена, ноги ниже колен совсем отбиты, и, несмотря на это, Даярам не мог оторвать взгляда от изваяния, созданного будто не долотом скульптора, а самой матерью природой.
Дневной свет, и без того скудный в темном святилище, быстро угасал. Рамамурти, наконец, нашел в себе решимость уйти. На прощание он осветил карманным фонариком статую с правой стороны. Солнечная красавица посмотрела на него через плечо, как живая, маняще и уверенно, а свет фонаря в его дрожавшей от волнения руке игрой теней придал странную жизнь ее блестящему телу.
...Искать больше было нечего, самое лучшее, что создало древнее искусство его страны, находилось тут, на расстоянии вытянутой руки."
И. Ефремов "Лезвие бритвы" 1963 г.

Храм Адинатх

Рядом с этой группой храмов есть маленький, но любопытный музей. Вход 5 рупий.

Окно в музее

Южная группа наиболее удалена. Мы побывали только в Дуладео (Dulhadev Temple) , самом позднем из храмов Кхаджурахо. И на этом остановились.
Дуладео построен в XII веке и посвящён Шиве.
Смело можно было бы пропустить, т.к. барельефы выглядят куда проще, чем храмах Восточной и Западной группы. Пожалуй, интересен только тем, что можно увидеть как угасало исскуство мастеров.

А еще Дуладео запомнился исчезновением нашего моторикши. Вышли после осмотра, рикши нет. Удивились, т.к. возил он нас долго, а денег мы ему еще не платили. Подождали. Полдень. Палящее солнце. И никого вокруг. Подождали еще. Никого и ничего. Пришлось прогуляться по жаре в компании с осликами до первых признаков цивилизации:)

Последний взгляд на барельефы западной группы храмов

Сестра после насыщенного дня

И завершу рассказ еще одной цитатой из Ефремова:
"Человеческие статуи поразительной жизненности и красоты, посвященные теме физической любви, составляют одно целое со стенами храмов. Десять веков простояли эти солнечные изваяния перед взорами множества поколений, и еще бесконечно долгие годы они будут изумлять тех, которые еще придут, волнуя и возвышая их великолепной красотой человека!"

Практическая часть.

Как доехать.

Сейчас Каджурахо небольшая деревенька полностью ориентированная на туристов.
Но из-за популярности места в этой деревне даже есть свой аэропорт с регулярными рейсами из Дели.
Так что самый быстрый вариант - это самолет.
Мы ехали из Агры на поезде до Джанси. Успели на последний автобус Джанси-Каджурахо, но он был битком. Ехать несколько часов стоя нам не хотелось. Ночевать в Джанси тоже. Поэтому наняли такси.
Переплатили солидно. Меня подкупили слова о новой машине с кондиционером и практически не торгуясь поехали за 1500 рублей. Ошибочка. Водитель посчитал, что счастье привалило - богатые белые туристы. И всю дорогу пытался отжать больше денег. Канючил настолько назойливо, что на середине пути мы вышли из машины, чтобы ловить попутку. Это привело в чувство этого "милого человека". Так что дальше ехали в тишине.
***Когда в эту поездку по Индии в моей речи стал превалировать мат, сестра предложила все нецензурные обозначения заменить на "милые люди", прижилось:))
Но о людях расскажу отдельно:)

Где жить:

Мы выбрали Hotel Surya Khajuraho
Взяли люкс с выходом из номера в сад.
Большой номер с кондиционером, шкафом, дополнительным диваном. Чистое белье. Первое место, где сразу все было на месте (обычно полотенца, туалетная бумага, мыло появлялись только после похода не ресепшн). Плохо работающий душ. Один раз отключилась вода на несколько часов. Стоил номер после небольшого торга 650 рублей.
Завтрак был включен, но не понравился.

Вход на территорию Западной группы храмов для иностранцев 250 рупий.
Она открыта для посещения от рассвета до заката.
Остальные группы можно посетить бесплатно.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Женские архетипы. Афина. Развитие в себе архетипа афины Архетип афины
Психосоматика от а до я Психосоматика какие болезни вызывает обида
Льюис кэрролл самые краткие рассказы