Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Описание опыта работы (инновационного опыта) учителя технологии. Обобщение педагогического опыта учителя технологии Из опыта работы учителя технологии мальчики

Описание профессиональной педагогической деятельности

в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения учителя технологии муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Назарово Красноярского края

Витковской Татьяны Викторовны

Педагогическое кредо: "Не бывает скучных дел, бывают скучные подходы к их выполнению.

Долой скуку, давай творчество!".

«Технология» в школе - интегрирующая, системообразующая образовательная область, показывающая применение гуманитарных и естественнонаучных знаний, элементов гуманитарной и естественнонаучной культуры, полученных при изучении всех других образовательных областей в практической деятельности человека.

Я преподаю технологию в 5-8 классах. Реализую государственный стандарт учебного предмета «Технология» основного общего образования для 5-8 классов, работаю по программе основного общего образования В.Д. Симоненко. К урокам разрабатываю, подбираю и систематизирую дидактический материал: инструкционные карты, карточки-задания, морфологические матрицы - с учетом дифференциации, в зависимости от уровней обученности.

Владею компетентностями, необходимыми в профессиональной деятельности: методической, методологической, психологической, диагностической, коммуникативной, творческой.

Приоритетные направления моей деятельности - это осуществление единства обучения, воспитания и развития учащихся.

Основой целью своей работы считаю создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения творческой самореализации личности ребёнка, умеющей использовать приобретенные навыки в практической деятельности и повседневной жизни, творчески решать поставленные задачи, способной к профессиональному самоопределению.

Исходя из этой цели, ставлю перед собой задачи:

    Помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т.е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;

    Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;

    Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;

    Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.

Поставленные задачи реализую на всех ступенях образовательного процесса, выстраивая свою деятельность в рамках образовательных программ, в которых определены цели, задачи, содержание обучения, программное, методическое и техническое обеспечение, принципы использования программ и критерии оценки их эффективности. Реализация этих программ невозможна без использования эффективных педагогических технологий. Для меня такими технологиями стали проектная технология, технология разно уровневого обучения и технология коллективных способов обучения. Их сочетание позволяет сформировать следующие компетенции:

    информационную - способность грамотно работать с информацией;

    коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;

    социальную - способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;

    предметную - способность применять полученные знания на практике.

В своей деятельности ведущую роль отвожу проектной технологии, так как метод проектов применяю планировано и постоянно, то будут созданы условия для:

    формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью;

    повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;

    речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;

    развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;

Изменения роли учителя в образовательной среде;

    более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.

Постоянно занимаюсь самообразованием. Работаю над методической темой: «ИКТ на уроках технологии как средство формирования ключевых компетенций».

Мои педагогические задачи:

    Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.

    Развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

    Развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог.

    Формирование умений у учащихся применять полученные знания на практике.

Стараюсь применять различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются:

    по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся: лекция; беседа; рассказ; инструктаж; демонстрация; упражнения; работа с книгой;

    по источнику получения знаний: словесные; наглядные: демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей; использование технических средств; просмотр кино- и телепрограмм;

    практические: задания; деловые игры; анализ и решение конфликтных ситуаций.

Методы, используемые мною в работе, делятся по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный; иллюстративный; проблемный; частично поисковый; исследовательский. Также применяю методы обучения, составленные по критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности учащихся.

Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. В своей работе применяю следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; метод проблемного изложения; частично поисковый, или эвристический, метод; исследовательский метод. В каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения - метод, при котором учащиеся получают знания на уроке, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, учащиеся остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления.

Репродуктивный метод обучения - метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям (выполнение швов, поузловая обработка).

Частично-поисковый, или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами и учебными пособиями.(проектный метод, моделирование изделия).

Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Этот метод учащиеся применяют в проектной деятельности. Использованные методы: проектный, исследовательский позволяли учитывать и развивать индивидуальные способности учащихся, формировать обще учебные умения: коммуникативные, когнитивные, информационные, это способствовало эффективному развитию трудовых навыков.

Использую следующие организационные формы: коллективная (при разработке проектов), групповая, парная (выполнение проектов, практические работы, работа по карточкам, написание рефератов), индивидуальная. Всё это обеспечивает включенность учащихся в учебный процесс.

Использованные методы: проектный, исследовательский позволяли учитывать и развивать индивидуальные способности учащихся, формировать обще учебные умения: коммуникативные, когнитивные, информационные, это способствовало эффективному развитию трудовых навыков.

В 2010 году начала работать по теме самообразования «Метод проектирования на уроках технологии», в 2011году расширила рамки своей деятельности по данной теме в связи с информатизацией «Метод проектирования в курсе преподавания технологии с использованием ИКТ». Цель выбранной темы: активизировать самостоятельную учебную работу учащихся, стимулировать к более глубокому усвоению изучаемого материала, значительному расширению знания, изучению дополнительной литературы и одновременно приобретению умения самостоятельно добывать знания, анализировать и оформлять проекты. Важной развивающей и воспитательной задачей проектного метода обучения является формирование интереса к учению, усидчивости, настойчивости в овладении знаниями. Проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности, открывает большие возможности для учащихся. Опыт по данной теме обобщен на заседании методического объединения учителей ГМО. Преподавание технологии веду с учетом дифференциации, в зависимости от уровней обученности, разработаны разно уровневые тесты, задания и практические работы, каждый учащийся изготавливает индивидуальные модели различных фасонов.

На уроках 5-8 классов я использую способы активизации учебной деятельности учащихся:

    Формирование мотивации учения, развитие познавательного интереса и познавательной потребности.

    Задания творческого характера.

    Самостоятельная работа учащихся.

    Проектное обучение.

При выполнении проекта деятельность учащихся максимально самостоятельная, что является основным принципом метода проектирования. Моя роль в данном процессе - консультант-помощник.

Так как, обучая предметной области «Технология», целесообразно обращать внимание на развитие науки и техники в данной области, я обучаю детей использованию мультимедийных технологий при создании и защите проектов, при изучении и обобщении изучаемого материала.

Главной целью обучения в образовательной области "Технология" является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности. Ребята должны овладеть основами рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умение применять их при реализации собственной продукции и услуг. Поэтому я стараюсь обучать учащихся оформлять объекты труда с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства, давать знания и развивать самостоятельность и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи.

Все эти задачи ребенок реализует в творческом проекте. Учащиеся выполняют интересные работы, проявляют творческие способности при изучении разных тем. И моей целью на уроках является приблизить учащихся к акту творения. Ведь подлинное творчество расцветает там, где есть влечение, привязанность и страсть к делу. Я пришла к выводу, что, все-таки, 2/3 части детей -творческие дети. Стоит их только вовремя развивать и чем раньше, тем лучше. Творческий проект - это хорошая творческая задача для самовыражения любого учащегося. Результаты представлены в таблице:

1 .Рушники

2. Детский комбинезон

3. Корсет эпохи Людовика 13

    Детский коврик

5. Жареная сайра под сыром
6.Вышивка крестом-

Ларионова М 8в

Шутова А 8а

БушуеваИ 8в

НевшупаД Белоглазова М 8в

Пястолова Ю7в

Лыткина К 6а

Гардт В 8в

МетелкинаН8в Лободенко А 8в

7. Кактусы -

Лыткина К 8а

10 учащихся 5 аб

1 .Выжигание салфетки-

3. Нейл-арт

4. Отделка изделий

5. Интерьер комнаты

7. Бутерброды

Камышева Ю 86 Радченко А 8а Горбунова Н 8 в 13 уч-ся 8 аб

15 уч-ся 7 аб

5 уч-ся 6 аб

10 уч-ся 5 аб

1 .Вязание спицами.

2. Бисероплетение

3. Уход за руками.

4. Семеновская игрушка

Курметова Д 76

Коунева К 76

Жирносек А 8а

Дуброва О 8в

Овечкина Ю 8в

6. Песочный торт

Конынина Н 8а

7.Вышивка крестом

10 учащихся 6 аб

8.Вязание крючком

Бокарева Н 8а

Ворошилова М 8а

9. Флористика

Насирова Э 8а

Щукина Н 86

10.Здоровое питание

Трофимова Л 8в

ЛисунЮ 8а

искусство

8 учащихся 7 аб кл

10 учащихся 6 аб кл

За десять лет работы по внедрению метода проектов в предметную область «Технология», учащимися было создано большое количество проектов,
которые успешно были представлены на уроках, конкурсах в рамках города и края. Тематику учащиеся выбирают самостоятельно, исходя из своих интересов
склонностей, возможностей.

Я никогда не смогла бы стать ни кем другим, кроме учителя. Школа - это мой второй дом. Приходя в него, я каждый день стараюсь отдать детям то, чему меня научили, то, чему научила меня жизнь.

Основой моего обучения является развитие творческих способностей у детей на уроках технологии. Этот процесс длительный, поэтому вести работу целесообразно с первых дней пребывания ребенка в школе. Но, к сожалению, до сих пор в начальном трудовом обучении преобладают репродуктивные методы. И бывает обидно за детей, когда недооцениваются творческие возможности ребенка, его умение и желания работать самостоятельно, инициативно.

Бесталанных детей нет. Важно только вовремя научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. И это задача каждого учителя. Уроки технологии - это уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. В наш тяжелый век, когда у родителей не хватает время посидеть со своей дочерью, научить или передать ей свои умения, этот предмет просто необходим. В нашей школе есть все условия для проведения прекрасных уроков технологии и развития творческих способностей у детей.

Сегодня, опираясь на свой 27-летний опыт работы в школе, с уверенностью могу сказать: для того чтобы стать хорошим учителем, одного желания и старания мало. Надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, изучать психические особенности школьников, предвидеть возможные затруднения при усвоении, учебного материала, учитывать особенности детей. Занятия по технологии позволяют проводить систематическую работу по формированию у школьников, нравственных качеств личности, развивать способности, воспитывать трудолюбие.

Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении. Особенно это важно по отношению к слабому ученику: следует хвалить его за каждую удачу, создавая благожелательное отношение к предмету.

Дифференцированный подход к учащимся предполагает наличие достаточного количества инструкционно - технологических карт, карточек -заданий, раздаточного материала, различных по степени трудности.

Учитывая все это, я разработала и изготовила инструкционные карты и различный материал. Эстетично оформленные, они вызывают интерес у детей и желание выполнять работу так же красиво и качественно.

На некоторых уроках использую музыку, способствующую поднятию настроения, помогающую внутренне расслабиться, улыбнуться. А в приятной обстановке и работа лучше ладится.

Учитель технологии призван способствовать формированию у школьников желание трудиться с охотой, интересом. Очень важно побудить у детей желание "хочу узнать". Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу "хочу сделать", вселить уверенность "могу сделать" и помочь довести работу до конца - "я сделал!". Успех окрыляет, пробуждает желание узнавать новое, выполнять более сложную работу.

Закрепить у школьниц интерес к изучаемому материалу помогают мои советы сделать сюрприз своим близким: приготовить еду, красиво сервировать стол, подарить к празднику какую-либо изготовленную своими руками вещь. При этом я обращаю особое внимание на трудоемкость того или иного изделия. Перспектива быстрого выполнения работы, желание как можно скорее увидеть результаты своего труда воодушевляют учащихся.

Как правило, на уроках технологии учащиеся ведут записи в рабочих тетрадях, а в альбомах наклеивают образцы и выполняют чертежи. Новые темы, термины записываю на доске. В тетрадях учащиеся выделяют их цветом или подчеркивают, чтобы можно было при необходимости быстро найти. Записывают только главное - коротко и четко. Оценки за ведение тетради выставляю в журнал. Слежу за тем, чтобы при выполнении чертежей учащиеся пользовались линейкой и циркулем.

В работе я реализую принцип преемственности содержания трудового обучения в начальной и основной средней школе, сделан упор на самостоятельную работу учащихся, развитие у них творческих способностей. Содержание ее в большей мере отвечает реальным возможностям учащихся. При изучении раздела «Рукоделие» девочки с удовольствием впитывают все знания, приобретают навыки. Работы детей настолько хороши, что вызывают восторг и восхищение. Мне нравится самой заниматься с девочками различными видами рукоделия. Я вижу огонек в их глазах, вижу, как им хочется закончить начатую работу, и благодарю Бога, который дал мне Дар -обучать детей.

При изучении раздела "Рукоделия" я не навязываю им, какое выбирать изделие. У девочек есть выбор. Они могут рассчитывать на свои силы. Выбрать работу на "3", но сделать ее на "5". Или выбрать на "5", но сделать на "3".

На уроках по кулинарии я учу девочек правильно и красиво сервировать стол, вкусно готовить, приобщаю к национальным блюдам.

С 5 класса стараюсь приучить девочек правильно оформлять блюдо, подходить творчески к любой работе. Пример: при изучении темы "Виды бутербродов". Можно сделать бутерброд, просто нарезав хлеб и намазав сливочным маслом, но можно сделать по-другому. На уроках кулинарии девочки в нашей школе готовят все блюда от бутербродов, мяса, супов до пирогов. Работая в 5 классах, я стараюсь увлечь детей делать красивые вещи. Хотя не сразу виден хороший результат, но, прививая, учу трудолюбию. В 6 классе виден результат целого года работы, и работать уже легче. Девочки понимают, чего от них хочу я, и стараются выполнять работы аккуратно, проявляют свое мастерство и фантазию в оформлении изделия.

На уроках по изготовлению швейных изделий, разрешаю ученицам выбрать модель изделия по желанию. Например, в 5 классе - все шьют фартук с квадратными деталями, т.к. их обрабатывать легче, но есть дети, которые желают изменить форму фартука. Вот это первый шаг к творчеству. А к 8 классу эти девочки будут шить изделия сложнее, не испытывая трудности в изготовлении изделия. Я никогда не навязываю детям, какую модель они будут шить. Они выбирают сами, хотя я объясняю, что технология изготовления этого изделия сложнее. Они отвечают: "Я смогу".

Почти по каждому разделу предусмотрено проведение итоговых уроков для повторения, закрепления и систематизации знаний и умений. Это способствует поддержанию интереса к изучаемому материалу. При изучении раздела "Конструирование и моделирование изделия" пользуемся при построении чертежа условными обозначениями и опорными конспектами. Девочки меньше испытывают трудности при расчете и построении чертежей.

На занятия по швейному делу, кулинарии имеются широкие возможности для использования проблемности. Это обусловлено тем, что изготовление швейных и кулинарных изделий требует творческого подхода. Проблемные ситуации возникают и во время конструирования и моделирования изделий, когда из системы имеющихся знаний нужно выбрать необходимые. Например, при описании модели изделия, автор предлагает клетчатую ткань, а девочка хочет выполнить эту модель из полосатой ткани. Возникает ряд вопросов. Можно ли заменить предложенную модель тканью в полоску? Как разместить фасонные линии на изделии? Какие элементы платья изменить? Как расположить рисунок на ткани? Девочки должны самостоятельно найти ответы и аргументировать их. Вот вам и еще один элемент творчества и самостоятельности.

Опыт показывает, что по окончании 8 класса учащиеся вполне самостоятельно выполняют работы по моделированию, конструированию, пошиву изделий, вышиванию и вязанию. Если мои ученицы, заканчивая обучение, сожалеют, что больше не будут приходить ко мне в мастерскую, то и мой труд не пропал даром. Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее адаптируются в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы. А чтобы труд был радостным и творческим, надо зажечь хотя бы одну свечу в темноте, и, тогда "Свеча зажжет огни".

Использование меж предметной связи на уроках расширяет содержание учебного материала за счет введения понятий из смежных предметов, обогащает программный материал дополнительной информацией.

При выборе содержания методов и форм учебно-воспитательного процесса учитываю индивидуальные и психологические особенности учащихся. Уровень теоретических знаний дает мне возможность работать в классах с разно уровневой подготовкой по предмету. Это обеспечивает выполнение учащимися уровня образования не ниже предусмотренного государственным образовательным стандартом. В результате большинство учащихся имеют теоретические знания на «5» и «4» -94%, имеют практические навыки 95%, при 100% успеваемости. Более 15 учениц выбрали профессию технолога швейного производства, модельера, швеи, парикмахера и работают в родном городе и за его пределами.

Всё это помогает создать атмосферу психологического комфорта, заинтересованности, успешности каждого учащегося в работе и в итоге способствует высокому качеству обучения.

Качество

успеваемость

За последние три года качество обучения при 100% успеваемости выросло на 5%.

Внеклассная работа по предмету является важнейшей составной частью моей профессиональной деятельности. Внеклассную работу я провожу, используя обще дидактические принципы: научность, последовательность, преемственность, связь теории с практикой, доступность, наглядность. Формы организации внеклассной работы я использую разнообразные: беседы, конкурсы, викторины, олимпиады, предметные недели и декады. Веду кружок « Художественная обработка ткани» в 6-8 классах; целью, которого является углубление знаний по декоративно - прикладному искусству, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учениц в процессе самостоятельного получения знаний и умений с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий.

Результаты внеурочной деятельности учащихся:

Название конкурса

результат

1 .Экологическая выставка

школьный

благодарности 8

«Зеркало природы

учащимся

2. Экологическая выставка

муниципальный

грамоты 6

«Зеркало природы

учащимся

3.Выставка декоративно-

школьный

участвовали 18

прикладного искусства среди

учащихся

4. Выставка декоративно-

муниципальный

грамоты семьям

прикладного искусства

(Шилко 6в,

посвященная году семьи

Трофимовых 6в,

Борисовых 6в,

Горбуновых 7в,

5. Детский конкурс проектов

всероссийский

Лыткина Катя 8а

1 .Экологическая выставка

школьный

благодарности

«Зеркало природы

обучащимся

2. Экологическая выставка

муниципальный

грамоты: 4

«Зеркало природы

учащихся

Болубнев 6б кл

3.Выставка новогодней

школьный

игрушки «Фабрика Деда

30 учащихся

4. Выставка новогодней

муниципальный

грамоты 6

игрушки «Фабрика Деда

учащимся

5. Выставка прикладного

муниципальный

творчества

Борисова Н 7в,

Козлова Ж 7а,

Шилко Н 7в,

Трофимова!! 7в.

6. выставка прикладного

школьный

творчества в рамках

благодарностей

городского фестиваля

7Выставка прикладного

участие 6 чел

творчества «Скажи жизни

2 место Шилко

1. Экологическая выставка «Зеркало природы

школьный

приняли участие 10 чел

2. Экологическая выставка

муниципальный

«Зеркало природы

3.Выставка

новогодней

школьный

35 учащихся

игрушки «Фабрика Деда

4. Выставка

новогодней

муниципальный

игрушки «Фабрика Деда

Крыжевская К

5. Выставка

прикладного

муниципальный

творчества

Борисовой Н 8в,

6. Выставка

прикладного

муниципальный

2 место Шилко

творчества

«Ожившая

старина»

7.Выставка «Рождественские

муниципальный

Трофимовой Л 8 в

8.Интернет-карусель «Уж ты,

всероссийский

3 уч-ся 6бкл

Масленица!»

3 уч-ся 8 в кл

9. Ярмарка

прикладного

всероссийский

творчества

православная»

За 3 года % учащихся, принявших участие во внеклассных мероприятиях различного уровня увеличился на 5 %.

В последнее время изучаю личностно-ориентированный урок, индивидуально-ориентированный подход. Цель – развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, собственной деятельности. Учащиеся работают весь урок. На уроке – постоянный диалог: учитель-ученик. Деятельность учителя: организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Учитель объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура – ученик! Практическое использование знаний при выполнении практических работ направлены на формирование специальных способностей у учащихся:

    уметь использовать различные источники информации;

    уметь работать и сотрудничать в команде;

    уметь планировать свою деятельность;

    уметь участвовать в принятии групповых решений;

    уметь оценивать свои учебные достижения.

Раскрываю личностные качества ученика через ключевые компетенции:

    Умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, поведение в обществе - этикет, умение работать самостоятельно, индивидуальная работа, формирование групп, где дети учатся распределять свои обязанности, самоконтроль (такой метод применяется во время кулинарных работ, лабораторно-практических работах), устные ответы, защита проектов, сообщений.

    Умение рассчитывать семейный бюджет, распределение обязанностей в быту, определение потребностей, навыки при приготовлении пищи, применение основ конструирования и элементов пошива (пришить пуговицы), рукоделие (вязание, вышивка)

    Осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность.

    Самостоятельная подготовка сообщений, проектов с использованием различных источников информации: книг, учебников, справочников, энциклопедий, Интернета. Владение навыками использования компьютера, принтера, копира.

    Знакомство с культурой своего народа, края.

    Знать и уметь применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности.

Информационно-коммуникационные технологии на уроках образовательной области «Технология» применяю при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Это обуславливается следующими факторами:

1. Данная образовательная область предусматривает, прежде всего,
формирование и совершенствование практических умений, навыков учащихся
в экономном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов,
уходе за жилищем, в способах художественной обработки материалов,
моделирования и пошива одежды. Соответственно, большее количество
времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке.

2. Недостаточное количество мультимедиа дисков в школьной медиатеке.

Имеющиеся диски имеют узкую тематическую направленность, не лишены ряда достоинств. Таких, как профессионализм работы программистов,
красивая графика, содержат хорошую мультипликацию, многофункциональны. Он в большинстве своем они не вписываются в канву данного конкретного урока конкретного учителя. С их помощью невозможно достичь всех целей, поставленных учителем на уроке.

В зависимости от выступления я или учащийся могут включать в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение. Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи.Для решения обучающей задачи на уроке «Кулинария. 5 класс. Бутерброды» используется презентация, делающая рассказ учителя более насыщенным, иллюстративным. Презентация позволяет мне не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения, анализировать получаемую информацию (многообразие видов бутербродов), сравнивать (чем отличаются), обобщать, делать выводы., тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.

По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даются учителем по ходу презентации. Подобные презентации-опросы могут быть рассчитаны на фронтальный устный опрос учащихся или фронтальный индивидуальный письменный опрос (контрольная работа, письменная проверочная работ, самостоятельная работа).

Несомненно, использование медиа презентаций оптимизируют мою деятельность, упрощают подготовку преподавателя к уроку в будущем. Возможность распечатать необходимые слайды решает проблему тиражирования дидактического раздаточного материала к уроку.

Презентации позволяют учителю использовать различные формы обучения и виды деятельности на уроке для развития различных видов мышления ученика. Мною разработаны авторские ЦОР по темам:

Здоровое питание Бутерброды

Вредные привычки

Здоровье и режим дня Личная гигиена

Построение основы фартука Чаепитие на Руси

Здоровое питание

Декоративно - прикладное искусство Конструирование юбки Моделирование юбки

Вышивка крестом

Пагубность вредных привычек

Машинные швы и их применение. Народные промыслы

Здоровое питание Отделка изделий

Провела мастер-класс в рамках городского детского фестиваля «Таланты.111- тысячелетия» по теме «Плетение из бумажного шпагата», «Цветы из компьютерных дисков».

Проблема здоровья подрастающего поколения считается чрезвычайно важной во всем мире, так как оно является основным показателем благополучия общества и государства. В последние годы наблюдается неуклонный рост числа заболеваний и отклонений в состоянии здоровья детей и подростков, возникновение которых приходится на школьный период. Дети страдают различными хроническими заболеваниями, нарушением осанки, повышенным давлением, плохим зрением, нарушениями в пищеварительной системе.

    в физическом плане - здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

    в социальном плане - он коммуникабелен, общителен;

    в эмоциональном плане - ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

    в интеллектуальном плане - учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, само обучаемость;

    в нравственном плане - он признаёт основные общечеловеческие ценности.

В связи с резким ухудшением состояния здоровья школьников в последние годы остро встал вопрос об организации здоровье сберегающего обучения. В связи с этим наша школа реализует проект «Школа - территория здоровья». Проект реализуется поэтапно и в 2011-2012 учебном году начинается реализация проекта в основной школе с 5-6 классов. Мною разработан курс для 6 класса «Я И МОЕ ЗДОРОВЬЕ», который прошел экспертизу на муниципальном уровне.

Здоровье человека закладывается смолоду, когда процессы развития организма протекают наиболее интенсивно, и одним из важнейших факторов является рациональнее питание. Сегодня педагоги и врачи сходятся во повышенным давлением, плохим зрением, нарушениями в пищеварительной системе.

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

В физическом плане - здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

В социальном плане - он коммуникабелен, общителен;

В эмоциональном плане - ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя - помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: "Мне тогда все понятно, когда интересно". Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.

С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Не составляет исключения в этом смысле и организация начала урока

В связи с резким ухудшением состояния здоровья школьников в последние годы остро встал вопрос об организации здоровьесберегающего обучения. В связи с этим наша школа реализует проект «Школа - территория здоровья». Проект реализуется поэтапно и в 2011-2012 учебном году начинается реализация проекта в основной школе с 5-6 классов. Мною разработан курс для 6 класса «Я И МОЕ ЗДОРОВЬЕ», который прошел экспертизу на муниципальном уровне.

В программе нашли отражение вопросы физиологии и гигиены всех систем органов человека, гигиенические аспекты поведения, профилактики различных заболеваний, предупреждения вредных привычек. Основной упор делается на формирование важных для здоровья навыков, активной жизненной позиции и умений сделать правильный выбор модели поведения. В программу включены вопросы психологии, экологии, этики поведения и семейной жизни, материал, не содержащийся в базовых программах и вызывающий познавательный интерес учащихся.

Здоровье человека закладывается смолоду, когда процессы развития организма протекают наиболее интенсивно, и одним из важнейших факторов является рациональнее питание. Сегодня педагоги и врачи сходятся во

мнении, что здоровье не только медицинская, но и педагогическая категория, поэтому важная роль в формировании здорового образа жизни должна принадлежать школе. Именно у нее имеется для этого немало возможностей, которые в настоящее время почти не реализуются.

Многие десятилетия школа была ориентирована на формирование у учащихся общенаучных знаний. Вопросы физического развития, сохранения и укрепления здоровья рассматриваются лишь на уроках физической культуры и в курсе анатомии и имеют скорее теоретическую, чем практическую направленность. Школа обладает исключительным, что я ис пользую в настоящее время ресурсом для формирования у школьников здорового образа жизни. Этот ресурс заложен в программе курса «Обработка пищевых продуктов» («Кулинария»).

При изучении этого курса, учащиеся знакомятся с такими важными вопросами, как санитария и гигиена, физиология питания, технологии первичной и тепловой обработки продуктов, с рецептами различных блюд. Когда речь идет о проблеме здоровья детей, то в курсе кулинарии я уделяю гораздо больше внимания вопросам состава и качества пищевых продуктов, их влияния на обменные процессы в организме, проблемам безопасности для здоровья современных пищевых продуктов.

Программа по кулинарии подстроена так, что в течение всего периода изучения этого курса (5-8 класс)учащиеся знакомятся с составом, биологической ценностью, способами определения качества пищевых продуктов, составляющих основу рациона питания школьников.

Ценность здоровья определяется установками человека на сохранение, формирование и укрепление здоровья. Именно эти установки и формируют культуру здоровья, наиболее важными компонентами, которой являются: самосознание, самопознание, саморазвитие, рациональное питание, физическая активность, умение правильно отдыхать, отсутствие вредных привычек

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

    строгая дозировка учебной нагрузки;

    построение урока с учетом работоспособности учащихся;

    соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

    благоприятный эмоциональный настрой.

Ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест проверкой отсутствующих. Я ещё на перемене проверяю подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости проверить помещение. А каждый ученик должен быть приучен своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок: положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать с него все лишнее, если оно есть. Учащиеся должны быть готовы и к выполнению обязанностей дежурных, от которых следует добиваться того, чтобы учебное помещение к началу каждого урока было проветрено и убрано, классная доска вымыта, находились на своем месте чистая влажная тряпка и мел. Более того, учитель должен быть всегда готов помочь учащимся в решении этих вопросов.

Не нужно забывать и о том, что отдых - это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока стараюсь не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание как целых правил, так и просто отдельных терминов. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.

Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке. Известно, что просидеть на уроке 45 минут достаточно сложно не только первокласснику, но и старшекласснику. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся. Стараюсь предлагаемые упражнения для физкультминутки вплести в канву урока. Очень важно развить воображение учеников. С этой целью в 5 классах выполняется упражнение "Буратино". После введения нового понятия, хорового прочтения этого термина ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что их нос вырос, как у Буратино. Можно предложить обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин, это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его. Многие ребята легко отвлекаются.

Также важно включать в физкультминутки профилактические упражнения для глаз. Например, упражнение для глаз - "Раскрашивание". Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом. Также всем известная игра "Муха" помогает глазам отдохнуть. Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения:

    вертикальные движения глаз вверх-вниз;

    горизонтальное вправо-влево;

    вращение глазами по часовой стрелке и против;

    закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;

    на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами "нарисовать" эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.

Также обязательны и упражнения на релаксацию. Например, игра "Роняем руки" расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.

Важно научить ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки ("Вверх рука и вниз рука") и дыхательная гимнастика.

На уроках технологии прежде всего создаются условия для здорового развития детей:

1 .Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима:

    время трудоспособности, утомляемости учащихся;

    учебная нагрузка, дозирование домашних заданий,

    физкультминутки.

    Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения:

    воздушно-тепловой режим;

    световой режим;

    режим и организация учебно-воспитательного процесса.

    Формируется здоровый образ жизни.

Большое внимание уделяю нормированию домашних заданий, для недопущения перегрузок. Обращаю особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. В кабинете технологии воздушно- тепловой и световой режим соблюдается полностью. Кабинет регулярно проветривается. Преподавание предмета технологии позволяет органично вписывать принципы здоровьясбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания. При изучении раздела «Кулинария», учащиеся знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учащихся на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований. В ходе изучения тем «Цветы в доме» учащиеся знакомятся с разновидностями комнатных и приусадебных декоративных растений, их положительном влиянии на эмоционально-психологическое состояние людей. Работая на пришкольном участке, учащиеся получают дополнительную физическую разгрузку, проводят время на открытом воздухе. Многочисленными медицинскими исследованиями установлено, что посильный труд оказывает благотворное влияние на развивающийся организм детей и подростков. Эта работа требует определенных физических усилий, при которых основная нагрузка ложится на костно-мышечный аппарат. Последний, в свою очередь, способствует нормальной деятельности сердечно­сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, усиливает обмен веществ, стимулирует крепкий, здоровый сон, повышает работоспособность и выносливость. Однако, при этом необходимо организовать занятия, так чтобы они соответствовали возрастным, половым и индивидуальным возможностям каждого учащегося, а также предполагали обязательное соблюдение правил гигиены, безопасности труда и требований к режиму и условиям. При изучении тем по материаловедению и раздела «Изготовление одежды» учащиеся знакомятся с натуральными, искусственными и химическими волокнами, из которых изготавливают ткани, их свойствами, применением и влиянием на здоровье человека.

Для формирования здорового образа жизни с 5 класса дети изучают и на практике применяют знания по следующим тематикам:

    «Соотношение работы и отдыха для правильной организации режима

    «Климат и его влияние на здоровье человека»;

    «Спорт и здоровый образ жизни»;

    «Здоровое питание и влияние его на здоровье»;

    «Генетически модифицированные продукты и их влияние на здоровье людей»;

    «Профилактика болезней»;

    «Основы безопасности жизнедеятельности»;

    «Проблемы молодежи»;

    «Здоровье и культура общения»;

    «Труд, здоровье, долголетие»;

    «Генетические проблемы здоровья».

Большое значение на уроках технологии имеет соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований («Кулинария», «Работа на швейной машине», «Материаловедение»), которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся. Уроки трудового обучения дают возможность переключения учащихся с умственной деятельности на физическую, более эмоциональную.

Основным структурным элементом школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Среди функций классного руководителя является социальная защита воспитанников. Объектом социальной защиты являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности. Я исполняю обязанности классного руководителя в 9 «Б» классе. За плечами у меня далеко ни один выпуск учащихся. Так в июне 2007 года я выпустила во взрослую жизнь третий выпуск - 11 «Б» класс (класс общеобразовательной подготовки).

Главным системообразующим фактором в жизни класса служит коллективная деятельность учащихся. Моя тема по самообразованию работы с классом: «Деятельность классного руководителя по сплочению классного коллектива через основные направления воспитательного процесса». Направления учебно-воспитательного процесса:

    Нравственное.

    Экологическое.

    Гражданско-патриотическое.

    Художественно-эстетическое.

    Спортивно-оздоровительное.

    Трудовое.

В классе обучается 27 человек (14 девочек и 13 мальчиков). 80% детей во внеурочное время посещают занятия в системе дополнительного образования музыкальную школу, спортивную школу, художественную школу. Все ребята, без исключения, активно участвуют в общественной жизни класса и школы, у нас девиз: «Мы вместе!». Все общие дела решаем коллективно - распределяем роли, задания, поручения. Дети трудолюбивы, главное-мотивация и они свернут горы. В течение года правонарушений не было, на внутри школьном контроле никто не состоит.

В нашем детском коллективе развивается самоуправленческая деятельность. Для того чтобы каждый мог проявить свои организаторские способности, действуют сменные председатели секторов, меняется состав совета по подготовке и проведению КТД. Развиваю ребят через познавательные игры, КВНы, конкурсы, викторины. Совместные походы, экскурсии, дни именинников, беседы на нравственные и этические темы, разговоры по - душам, учатся слушать и понимать друг друга, принимают участие в спортивных мероприятиях. Класс участвует во всех школьных соревнованиях, где постоянно занимают призовые места. На городских президентских соревнованиях класс занял 2 место среди школ города, 1 место по футболу среди девочек. Помощь оказывают родители, участвуя в совместных делах и в индивидуальной работе. В своем классе организую целенаправленные коллективные творческие дела. На этих мероприятиях особое внимание уделяется творческой инициативе самих учащихся. Дети сами планируют, организуют и проводят интересные дела, в которые вовлекаются не только сами учащиеся, учителя, но и их родители. К 70 летию Победы, в классе был реализован проект «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»

Классный руководитель - сосредоточение всех социальных воздействий на ребенка, он фокусирует множество влияний, преломляет их через призму жизненных ценностей. Поэтому я считаю, что классный руководитель способен влиять на личностное развитие ребенка. Моя работа с классом имеет свою динамику: акцент делается на индивидуальное развитие личности школьников.

Опрос учащихся 9«Б» класса показал следующее: с радостью идут в школу 96%, равнодушно - 4%. На вопрос о неприятностях в школе учащиеся ответили, что от классного руководителя они не исходят, так же как и конфликтов с классным руководителем не возникает.

Воспитательный успех класса складывается только из профессионализма классного руководителя. Свою роль играют множество факторов школьной системы воспитания, ибо класс вписан в социальный контекст школьного коллектива. Так и я осуществляю связь с учителями-предметниками, родителями, с детским активом класса, психологом, социальным педагогом, медиком школы. Дети моего класса гиперактивны, они не стоят на месте. Их любознательности нет предела, с ними невозможно плыть по течению, поэтому я постоянно совершенствуюсь, то есть большое значение уделяю собственному профессиональному развитию.

В современной системе образования неотъемлемым качеством учителя должна являться его профессиональная компетентность, то есть "осведомлённость и авторитетность в той или иной сфере его деятельности" (словарь В. И. Даля). В психологическом словаре профессиональная педагогическая компетентность определяется, как "владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя, как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания".

В соответствии с современными тенденциями образования к педагогическим компетентностям относят следующие:

    Самостоятельно учиться;

    Повышать свою квалификацию или полностью переучиваться;

    Быстро оценивать ситуацию и свои возможности;

    Принимать решения и нести за них ответственность;

    Адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;

    Нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации.

Методические разработки

Курс «Найди свой стиль»

Школьное мероприятие «Масленица»

1 .Викторина «Мой город Назарово».

2. Курс.«Я и мое здоровье»

Первыми шагами в формировании компетентностей, являются обучение "жизненным навыкам" (справляться со своими личными проблемами, со стрессами; управлять своим временем; читать инструкции, соблюдать правила; оформлять деловую документацию) и "над предметным умениям" (обрабатывать и систематизировать текстовую и числовую информацию; писать тексты и выступать; осуществлять деловую коммуникацию; быть инициативным, предлагать нестандартное решение, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения.)

Работа по обобщению и распространению собственного опыта.

мероприятие

1 .Проведение мастер-класса «Плетение сувениров из бумажного шпагата». В рамках детского фестиваля «Таланты 3 тысячелетия»

муниципальный

2.Учительская конференция Выставка работ.

муниципальный

3. Презентация курса «Найди свой стиль» на родительской конференции по пред профильной подготовке

4.Защита курса для 8 класса «Найди свой стиль»

муниципальный

муниципальный

муниципальный

1 .Выступление на городском методическом объединении учителей технологии

Из опыта работы

Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь…

И чтобы дать ученикам искорку знаний,

Учителю надо впитать целое море света.

В.А. Сухомлинский .

Есть ли на свете профессия благороднее профессии учителя? Наверное, никто не сможет с полной уверенностью утверждать обратное. Испокон веков учителем становились люди глубоко любящие других, самоотверженные, уверенные в себе. История несет много примеров этому. Не будь в мире учителей, не было бы людей других профессий.

Я – учитель. И я горжусь этим званием. Я люблю свою работу, своих воспитанников. Мне нравится отвечать на их вопросы, порой серьезные и сложные, порой нелепые, а то и вовсе непонятные. Но раз человек спрашивает, значит, его ум работает, и работает целенаправленно.

В самом деле, требования современной жизни очень жестоки, и выстоять в новых условиях способна лишь личность, которая будет крепка во всех отношениях.

Я учитель технологии для девочек, поэтому я считаю, что уровень подготовки девочек к жизни, на прямую зависит от нас. Мы живем в очень трудный период, многие наши выпускники, оказавшись за стенами школы, встречаются с трудностями и часто остаются без работы. Поэтому еще в школе мы должны проводить трудовую и экономическую подготовку учащихся, чтобы, оказавшись за стенами школы, будь это отличник, ударник или троечник могли адаптироваться в условиях рыночной экономики.

Трудовое становление личности в любых социально-экономических условиях остается фундаментальной задачей воспитания. Недооценка технологии и трудового воспитания в школе приводит к тому, что у современной молодежи не формируется уважение и интересы к труду в сфере материального производства, техническому творчеству. Технологическая подготовка основывается на включение учащихся в разнообразные виды деятельности: учебную, самообслуживания, общественно-полезную, в том числе и созидательную, производственно-предпринимательскую и поисково-исследовательскую.

Моя методическая тема: «Воспитание и обучение конкурентоспособной личности, способной адаптироваться в условиях рыночной экономики».

Я преподаю уроки технологии с 1991года. Имею следующие достижения:

– победитель Приоритетного национального проекта «Образование» 2006 года; (приложение 1 )

Победитель районного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года -2002»; (приложение- 2 )

Победитель III Республиканского конкурса «Использование новых информационных технологий в учебном процессе и управлении школой» в номинации «Лучшая методика использования новых информационных технологий при изучении предметов с использованием технологических процессов » . (приложение 3)

Общий педагогический стаж 32 года. За эти годы я выпустила 5 выпускных классов, в данный момент классный руководитель 10 класса. Меня радует, что мои ученики в жизни нашли правильный путь, они всегда уважительны к старшим и не безразличны к возникающим обстоятельствам. Многие, окончив высшие учебные заведения, занимают руководящие посты. Трое выпускников окончили высшую военную школу и в данный момент служат Отечеству.

В своем классе я стараюсь воспитывать коллективизм, дружбу, взаимопонимание. Привлекаю к различным мероприятиям, сплачивающим детский коллектив, помогаю ученикам утвердить свое «Я». Уроки технологии близки к жизни. Успеваемость и качество учащихся по предмету всегда на высоком уровне. Какая же это мама, которая плохо освоила уроки кулинарии, шитья, вязания, личной гигиены, экологии. Ведь не бывает мам, не умеющих готовить, шить, вязать, не соблюдать правил личной гигиены. экологии.

Успеваемость учащихся - 100%;

Качество обучения -100%.

В своей работе я стараюсь использовать различные методы и формы работы. Большое внимание уделяю методу проектов. Ежегодно учащиеся, начиная с 5 по11 классы, выполняют проектные работы. Они выбирают тему проекта, обосновывают выбор темы проекта, ищут пути решения поставленной задачи, делают экономические расчеты, составляют технологическую карту по изготовлению изделия. Например, проекты: «Тапочки мои тапочки» работа ученицы 10 класса Газизуллиной Алии - 2010 год, «Черепашка простым крючком» работа ученицы 11 класса Махмутовой Алии - 2011год, «Волшебная паутина» работа ученицы 8 класса Сунгатуллиной Гульназ – 2012 год, «Букет невесты своими руками» работа ученицы 10 класса Зайдуллиной Лианы - 2012 год, «Универсальная пляжная сумка –«УПС» работа ученицы 10 класса Хабировой Алины - 2011 год, «Волшебная корзина» работа ученицы 11 класса Хабировой Алины - 2012 год.

Хабирова Алина Ильшатовна является участницей Республиканского этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии 2012 и 2013 гг. (приложения 4,5 сертификаты ).

Я люблю посещать семинары, проводимые моими коллегами. В марте 2012 года я сама провела мастер – класс в рамках районного семинара учителей технологии по теме «Использование проектной деятельности на уроках технологии». (приложения 6,7 )

В программу семинарского занятия были включены следующие вопросы:

  1. Выступление по теме: «Использование проектной деятельности на уроках технологии»
  2. Презентация продукции школьной компании «ЛОТОС»
  3. Мастер класс по карвингу для учителей технологии.
  4. Презентация лучших проектов республиканской олимпиады.

Мною были проведены открытые уроки для учителей технологии, родителей и коллег по школе на темы: «Сервировка стола» в 7-8 классах – 2010 год; «Виды декоративно- прикладного творчества» в 10 классе – 2011год; «Вязание крючком от А до Я» 5-6 классах – 2011 год; «Экологические проблемы и природоохранные технологии» в 11 классе 2012 год, ежегодно во всех классах проводим защиту творческих проектов.

Помимо уроков провожу внеклассные мероприятия с приглашением мам, бабушек. Так, провела внеклассное мероприятие: «А ну-ка, девочки» среди девочек 5-8 классов, 2011год; «Вдвоем за чайным столом», мероприятие со старшеклассника, посвященное истории чая – 2011год. Мероприятие закончилось чаепитием.

Ведется большая работа по пошиву сценических костюмов к различным школьным и районным конкурсам.

Большое внимание уделяю трудовому воспитанию.

Своеобразным девизом в моей работе стали слова Антона Семеновича Макаренко:

«Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры»

Приобщение школьников к труду, формирование готовности к социально-ответственным действиям, самостоятельному принятию решений – одна из актуальных задач современного воспитания. Работа школьников на пришкольных участках, в лагерях труда и отдыха вовлекает подростков в производительный плановый труд, обеспечивает знакомство с современным технологическим циклом.

Трудовая практика организуется с целью эффективного использования возможностей пришкольных территорий, ознакомления детей с новыми технологиями в области зеленого градостроительства, с современными подходами и методами природоохранной работы, способствует проявлению самостоятельности, самоутверждению школьников.

Трудовое воспитание и трудовая практика проводится:

Во время учебно – воспитательного процесса;

На пришкольном участке;

В пришкольной теплице;

Внутри здания школы во время ремонтных работ;

Через школьную бизнес-компанию;

В пришкольном питомнике.

Трудовое становление личности в любых социально-экономических условиях остается фундаментальной задачей воспитания. Другое дело, что в современном обществе достаточно риторическую в прошлом установку на коллективный труд во имя общего блага сменила более жизненная, ориентированная на достижение личного успеха. Но при этом не должны ущемляться интересы общества и попираться нравственные нормы.

Успех трудового воспитания молодого поколения во многом зависит от объединения усилия образовательных учреждений, семьи и общественности. Сегодня сельская школа располагает большими возможностями для трудового воспитания детей располагает школа.

При этом в новых условиях на первый план выступает задача подготовки сельских школьников к грамотному ведению индивидуального (фермерского) хозяйства на современной агро-, зоотехнической и экономической основе.

Все это в полной мере представлено в деятельности нашей школы.

При этом теоретический материал изучается в неразрывной связи с практикой, поскольку школа обладает хорошей материально-технической базой и земельным участком.

Я также являюсь заведующим пришкольным учебно- опытным участком.

Наша школа дважды в 2005 и 2008 году участвовала в республиканском конкурсе учебно-опытных участков, в 2005 году заняли 2 место, в 2008 году заняла 3 место. Школа награждена почетной грамотой МО и Н РТ и ценным призом – телевизор. Меня, как заведующую пришкольным участком, наградили Почетной грамотой МО и Н РТ. (Приложения 8,9);

В 2011 году был представлен пакет документов на соискание Гранта Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в размере 100000 рулей. Школа и я награждены Почетной грамотой Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан. (приложения 12,13 – грамоты )

В 2010 году мы стали лауреатами VIII Международного конкурса имени А.С. Макаренко, который проходил в г Москва в апреле 2010 года.(приложение14)

- В 2012 году стали лауреатами X Международного конкурса имени А.С. Макаренко, который проходил в городе Чебаркуль Челябинской области с1по 5 апреля 2012 года. (приложение15 )

В учебное и внеучебное время, большое внимание уделяю экологическому воспитанию. Вместе с детьми участвуем в различных операциях: «Чистый родник», «Самая зеленая школа», «Самая зеленая улица», «Чисто там, где не сорят» и т.д. В 2010 наша школа включилась в проект «Больше кислорода». Создали школьный питомник, было посажено 1500 штук сосны и 400 штук дуда. За хорошую организацию работы активные участники и руководители награждены Дипломами МОО «ЭКА». (Приложения 16,17,18,19 )

С 2004 года являюсь руководителем школьных бизнес компаний.

Одной из инноваций в нашей школе является создание школьных бизнес компаний, результатом деятельности которых является выращивание рассады овощей и клумбовых цветов, изготовление универсальной пляжной сумки «УПС», вязаные вещи.

Ребята компаний занимаются и благотворительной деятельностью, так, например, в прошлом году, они стали участниками акции «Вязаные изделия – воспитанникам детского сада». Благотворительный фонд составил тысячу рублей.(приложение 20 )

22 декабря школьная компания «Лотос» участвовала в республиканской благотворительной ярмарке в городе Казани и вырученные 3250 рублей были направлены на лечение маленькой Ванечки. (приложения 21, 22)

Все бизнес компании школы ежегодно участвуют в республиканских и всероссийских слетах школьных бизнес компаний и награждены дипломами за победы в различных номинациях. (Приложения 23,24,25 )

В этом году получила старт школьная бизнес компания под красивым названием «Лотос», которая оказывает услуги по оформлению праздничных столов художественной резьбой по овощам и фруктам, применяя технологию «Карвинг»

Компания «Лотос» победитель XII республиканского слета школьных бизнес компаний и награждена Дипломом третьей степени МО и Н РТ, а также и я как руководитель. (приложения 26,27,28)

Бизнес компании школы призваны воспитывать у школьников навыки управления, умения быть не иждивенцами, а хозяевами, хозяевами земли.

Фантазии и творчеству ребят нет предела. Мы очень много работаем, совершенствуемся, изучаем новинки, не останавливаемся на достигнутом, идем в ногу со временем.

О наших успехах говорят и пишут не только в местных, но и республиканских средствах массовой информации, наш опыт работы также показывают по республиканскому телевидению.(Приложения 29,30,31,32)

Член школьной компании «УПС», воспитанник объединения Садыков Айрат участвовал на IX Республиканском фестивале «Паруса науки» (приложения 33,34)

Долгие годы веду кружки по интересам «Веселые квадратики», «Шаг к бизнесу» и мои воспитанники участвуют в конкурсах различного уровня. Так, например Махмутова Алия участвовала в конкурсе «Нетающий иней» и награждена Дипломом МО и Н РТ. (приложения 35,36 )

В 2012 году я приняла участие в VIII республиканском конкурсе «50 лучших инновационных идей для Республики Татарстана». Выступила на секции и презентовала, защищала проект «Лотос» (приложения37,38)

Мои публикации:

1.«Универсальная пляжная сумка – УПС», журнал «Школа и производство» №1, 2010 год. (приложение 39 ).

2. «Цветы из овощей» материал в журнал «Школа и производство», материал на стадии рассмотрения.

На уроках и во вне урочное время уделяю внимание национальному воспитанию, на основе традиционных промыслов татарского народа. Это национальная вышивка, изготовление национальных украшений, национальных блюд. Одним из интересных внеклассных мероприятий является праздник «Каз омасы». (Приложение 40)

Успешному проведению уроков способствует кабинет технологии, который соответствует нормативным требованиям. Имеется 5 ручных, 2 электрических швейных машин, оверлок, утюг, гладильная доска, ножницы и т.д.

Для успешного ведения учебно-воспитательного процесса постоянно и своевременно прохожу курсы повышения квалификации :

  1. «Норматино - правовые и технологические основы детско - взрослого образовательного производства», 1по5 апреля,2012год, Челябинский институт развития профессионального образования.(приложения 41,42,43 )
  2. «Антикризисное управление: практические вопросы автономных учреждений и управление ими», Москва, Государственное образовательное учреждение дополнительного образования, Московский областной учебный центр «Нахабино», с 10 марта по 4 апреля 2010 года.
  3. «Технологическое обеспечение экспертизы педагогической деятельности с использованием компьютерных технологий: новые методики оценки уровня квалификации педагогических работников», институт развития образования РТ, 4.10.2011.
  4. «Методика оценки квалификации педагогических работников», институт развития образования РТ, г.Казань, 2011г.
  5. Непрерывно работаю над самообразованием, обобщением опыта:

Презентация на республиканском августовском совещании педагогических работников РТ в г. Мамадыш в августе 2012 год.(приложения 44,45)

Презентация продукции компании «Лотос» на районном августовском совещании педагогических работников.

Выступление на районном августовском совещании педагогических работников на тему:

«Школьные бизнес компании – основа для зарождения навыков предпринимательства и малого бизнеса», 2012г.

Доброта, милосердие, честность, порядочность, любовь к Родине – вот те качества, которые я стараюсь воспитать в своих детях. Эти качества во все века составляли непреходящую ценность человеческой культуры. Поэтому главная цель моей работы – вырастить здорового, самостоятельного, ответственного, критически мыслящего, свободного и счастливого гражданина своей страны и всей планеты. Я обязана привить вкус к интеллектуальному труду: научить смотреть и видеть, наблюдать, мыслить, вести диалог… важно, как миссию человека.

Я мечтаю только о том, чтобы мои дети вышли из школы в большой мир с сердцем, открытым добру и красоте, душой способной любить и сострадать. Чтобы просто стали Людьми!

Учителя! Как огонек в пути!
Какое ж нужно пламенное сердце,
Чтоб людям свет нести,
Чтоб след его вовек не мог стереться!


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15
ст. Родниковской Курганинского района Краснодарского края
Из опыта работы учителя технологии Гончаренко В.В.
«Описание положительного опыта по трудовому обучению и
воспитанию на уроках и во внеурочное время»

2015 год
Настоящая работа – это обобщение моего опыта, полученного за годы работы в
школе.
Мой поиск – построение учебного процесса, который помог бы обеспечить
усвоение урочной или учебной темы. Как спланировать урок так, чтобы за
минимальный отрезок времени дать максимальное количество знаний учащимся.
Как, оставаясь в стороне, раскрыть возможности своих учеников, сделать всё для
того, чтобы они почувствовали себя личностями, прониклись самоуважением. А
для этого учитель должен подготовить урок так, чтобы ученики после него
стремились самостоятельно, добровольно к расширению полученных на уроке
знаний.
И уж, конечно, не под страхом получения неудовлетворительной оценки, а для
того, чтобы больше узнать. Ведь привлекательность учебного процесса является
важнейшим условием результативности обучения и фактором познавательной
активности учащихся к образованию, положительного отношения к школе.
Для этого стараюсь чётко объяснить задание и поставить цель перед учащимися
так, чтобы ученики знали, для ЧЕГО, ПОЧЕМУ и с КАКОЙ ЦЕЛЬЮ им дали
задание. Научить детей внутренне признавать разумность и необходимость
осуществления этой деятельности – основная задача моей работы.
Ребёнку очень сложно переходить от состояния ничего неделывания / или что
сложнее, от деятельности по своему почину / к активному труду по заданию
учителя.
Поэтому раскрытие той или иной темы в полном объёме даю учащимся
постепенно. Как бы, подымаясь по ступенькам лестницы. Часть сопутствующей
тематики для раскрытия основной темы даю в младших классах, затем в старших.
В младших классах люблю проводить уроки и внеклассные мероприятия в
нетрадиционной форме, которые дают большие положительные результаты.
В старших классах провожу практические работы, которые вырабатывают навыки
шитья, вязания, приготовления пищи и др.
Учитель в состоянии сделать каждый свой урок привлекательным, но это
требует большой дополнительной подготовки. Надо подобрать материал, задачи,
упражнения, составить карточки – задания. И это дело не одного года, но в конце
концов урок превратится в желанное время общения учителя и учеников, будет
приносить последним радость познания. Использование ИКТ позволяет проводить
уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация).
Обеспечение наглядностью, привлечение большого количества дидактического

материала повышают объём выполняемой работы на уроке в 1,5­2 раза, а также
обеспечивают высокую степень дифференциации обучения.
С первых минут, когда дети приходят ко мне на урок, я убеждаю их, что труд –
это основа всего. Основа преодоления трудностей в окружающем мире и в самом
себе, развития, человеческого счастья. И французская пословица: «Никто не
рождается с умными руками, руки умнеют в труде» стала нашим живым девизом.
Поэтому каждый мой ученик знает, что нет слова не хочу, а есть слово надо. Но
рядом с трудом физическим и умственным должен быть и труд нравственный,
возвышающий. Без него – труда нет, остаётся одна механическая работа.
Радость труда – это важнейший путь формирования отношения к труду. Без
радостного отношения вообще невозможен хороший труд. И примером этого
являются результаты работы: участие в творческих конкурсах, выставках.
Следующая педагогическая задача – воспитание эстетического отношения к
окружающей жизни: к природе, к людям, обществу.
Эстетическое развитие помогает формированию нравственных критериев,
вкусов, понятий, трудовых способностей и умственного развития. Связь
эстетических критериев со всеми задачами развития детей многопланова.
Например, на уроках кулинарии по теме « Приготовление горячих напитков » ­ в
частности, использование момента даже приготовления заварки чая, учащиеся
проявляют особую искусность, мастерство. Простое приготовление чая
превращается в некий сказочный ритуал. Тем самым, девочки показали свое
стремление к творческому мастерству (материал части этого урока прилагается в
презентации). А у меня была возможность взять на заметку способных учениц и
определить наметившихся лидеров, тех, кто более развит, кому даётся учение
легко, а кому труднее.
Используя задачи ТРИЗ (теория, решения изобретательных задач), я выявляю
нестандартное мышление у учащихся, которые не входили в число лидеров, а были
довольно неприметными в группе своих товарищей.
Например, объясняя учащимся историю возникновения швейных машин
(раздел машиноведения), делаю сообщение, что в 1837 г. Варфоломеем Тимотье
была впервые построена мастерская, где установлено было 80 деревянных
швейных машин. Но просуществовала эта мастерская недолго, т.к. была
разгромлена (но об этом не говорю) а задаю вопрос: « Почему мастерская
просуществовала недолго? » в одних классах дети сразу говорят ответ, в других
необходимы наводящие вопросы.
На протяжении всего учебного процесса уделяю большое внимание развитию
детей по народному декоративному искусству – одному из способов воспитания
любви и уважения к Родине, к своему народу, краю и местности, в которой мы

живём, приобщая к миру прекрасного, изучению национальных традиций и
обычаев. Это прослеживается в такой работе, как коллекционирование и
демонстрации работ, выполненных бабушками, родителями учащихся и
творческими работами, представленными самими учащимися.
В школе при помощи учащихся создана Кубанская горница. Предметы быта
горницы используем при проведении обрядовых праздников, таких как Масленица;
организуем предметы выставок и проводим встречи с мастерами рукоделия.
Изменившиеся социально – экономические условия диктуют необходимость
внесения изменений в подготовку учащихся к жизни и труду. И одно из новых
требований – развитие качеств делового человека. Это значит, что большое
внимание отводится на изучение домашней экономики, куда входят изучение
семейного бюджета, планирование, одним словом то, что необходимо молодому
человеку, вступившему в самостоятельную жизнь.
Хотелось бы подчеркнуть, что, добиваясь разными способами усиления
привлекательности урока, хотелось бы добиться главной цели современного
школьного образования – воспитания и развития способной, жизнелюбивой,
знающей и умеющей талантливой личности, готовой к творческой деятельности. И
при этом научить эту личность уважительно относиться к людям, считаться с их
делами, интересами; воспитать умение общаться со взрослыми и сверстниками
быть общительными, вежливости, деликатными и скромными.
И это возможно. Возможно, когда ты веришь в духовные силы ребенка в его
будущее победы и удачи.




Формы организации работы Самостоятельная исследовательская, работа на уроке и вне урока, работа в группах, дискуссии, "мозговой штурм", консультации, конкурсы, защита проектов. В основу обучения положен проектный подход, стимулирующий более полному и прочному усвоению учениками жизненно необходимых обще-трудовых знаний и умений, воспитанию трудолюбия, обязательности, ответственности и порядочности, формированию навыков бесконфликтного общения, культуры поведения и разумного обращения с природой.


Методы для выработки Методы для выработки жизненной компетентности на уроках жизненной компетентности на уроках технологии технологии Вербальные: рассказ; разные формы опроса; работа с учебником; дидактический материал. Наглядные: практический показ действий; технологические карты; опорные таблицы. Практические: планирование работы; выполнение, контроль и проверка своей работы; проектная деятельность.


Принципы которыми я руководствуюсь при обучении Принцип наглядности; Принцип систематичности и последовательности знаний; Принцип доступности и посильности; Принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения; Принцип прочности знаний учащихся; Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью; Принцип научности обучения.


В своей педагогической практике я использую следующие образовательные технологии: Исследовательские методы обучения; Информационно-коммуникационные технологии; Проблемное обучение; Личностно-ориентированное обучение; Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); Проектные методы обучения; Здоровьесберегающие технологии; Технология игрового обучения


Беленькая Людмила Владимировна Теоретический Описание теоретических сведений по предлагаемой теме. Практический Практическое выполнение зад.: сбор информации; разработка конструкции; составление последова- тельности изготовления; выбор метода обработки; выполнение работы; экономическое обоснование проекта. Творческий проект. Творческий проект. 1 этап 2 этап





Включайся в дискуссию
Читайте также
Великолепные цитаты о дружбе
Женские архетипы. Афина. Развитие в себе архетипа афины Архетип афины
Психосоматика от а до я Психосоматика какие болезни вызывает обида