Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Орнаменты домовой резьбы. Домовая резьба в украшении строений своими руками Узоры домовой резьбы

Символика, используемая в традиционных мотивах домовой резьбы имеет не только эстетический, но и глубокий этический смысл. По сути, определённый набор символов, нанесённый вокруг «незащищённых» участков дома, является оберегом. Считается, что неправильное сочетание символов может быть не только бесполезно, но и вредоносно.

Орнамент обычно классифицируется на зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный. Орнаментика резьбы консервативна и очень традиционна. Именно благодаря стойкости культурных традиций, мы получаем возможность видеть древние символы, элементы, украшавшие жилища наших предков.

Идея охраны человека, его жилища, предметов быта, домашних животных при помощи различных магических изображений возникла в незапамятной древности и просуществовала очень долго. По представлениям древних славян, анимистическая повсеместность рассеянного в природе зла была столь велика, что ей не мог противостоять человек. Поэтому человек должен был защитить себя с помощью охранительной символики. Защищали прежде всего свои дом и одежду.

Орнаментировали дом доброжелательными языческими символами, размещенными на самых уязвимых участках жилища и двора. Обратим внимание, что и в архитектуре, и в одежде был проведен последовательно один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента - орнаментировались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные «злыдни» могли проникнуть к человеку. Декоративные (а в свое время магическо-заклинательные по смыслу) элементы располагаются на воротах, вокруг окон, у застрехи; то или иное «священное» изображение (конь, олень, богиня и птицы, солнце) увенчивало наивысшую точку дома - щипец крыши.

«Сумма подобных оберегов, постоянно присутствующих на всех уязвимых участках дома, и превращала каждую «хоромину» в недоступное для «навий» убежище всех членов семьи» (Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси). Внутри дома все обиходные предметы тоже были покрыты охраняющими знаками, облегчавшими одоление зла внутри убежища. Традиционно в домовой резьбе славянского жилища большое внимание уделялось окнам, через которые могли проникнуть «вездесущие навьи». Щели в оконницах, сквозняки, зимний холод, все то, что могло вызвать болезнь, - все это преображалось в сознании древних в образы невидимых, неосязаемых «навий», несущих людям «на злых ветрах» различные несчастья. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окна, обычно обильно насыщенное языческой символикой. Обрамление окон было всегда очень значимым элементом, ведь оконный проем - это не только окно в мир, в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища.

Сибирские переселенцы XVII века, осваивая Западную и Восточную Сибирь, несли с собой традиции домовой резьбы Русского Севера и средней части России, которые, в свою очередь, были основаны на древнеславянских языческих представлениях. «Изба русского крестьянина - это не просто его жилище, это его мир, в котором отражена вся вселенная и определено свое место в ней. Дом служил защитой, оберегал. Эти орнаменты и детали - это просьбы и пожелания, обращенные к силам природы и символизирующие единение с ней человека» (Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Дерево и гармония).

Этнографические исследования свидетельствуют об устойчивом и широко распространенном изображении «небесных хлябей» «верхнего неба» - волнистых линий, на причелинах домовых кровель. Самым частым является волнистый орнамент, или узор из «городков», которые на расстоянии воспринимаются как волны. Обычно волны идут в два ряда, как бы подчеркивая глубину «хлябей». Очень часто наряду с волнистыми линиями изображаются небольшие кружки, очевидно, символизирующие дождевые капли, те «груды», которые, по мнению язычников, являлись причиной жизни на Земле. «Грудие росное» - «капли росы, живительной влаги небесной. Русские язычники полагали в XII–XIII веках, что роса, опадающая с небес в виде тумана-облака, посылается богом неба Родом именно как всерождающая влага жизни» (Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси).

Нам известно о существовании причелин с изображением волнистых струй в Новгородской, Архангельской, Вологодской, Ярославской областях, в русских селах Карелии и в ряде других мест центральной России, севера страны и Сибири.

Причелины русских изб украшались в два–четыре ряда, тот же порядок мы видим на карнизе и причелинах дома Прокопьева (конец XIX в.). Верхний ряд занят зигзагообразнойлинией, являвшейся архаичной и устойчивой идеограммой воды, в данном случае - «хлябей небесных», недосягаемых дождевых запасов. Система построения декора избяныхпричелин состояла в том, что проводились две неразрывно связанные друг с другом идеи: во-первых, наличие в верхнем небе (над твердью) запасов дождевой воды (зигзаги имеандры), а во-вторых, передача этой воды вниз, на землю к пахарям, показанная посредством мифологического символа грудей небесных богинь, орошающих землю «родивыми грудами росными».

Широкое бытование этой системы на всем Русском Севере позволяет нам считать ряды узоров русских причелин на избах XIX века, находящихся в музее, не случайным набором орнаментальных приемов, а пережитком древних космологических представлений о небесах, дающих дождь.

С удивительной строгостью соблюдалась эта древняя картина мира в системе архитектурного убранства, явившегося повторением макрокосма в микрокосме славянского жилища; путь солнца по небу подчеркнут тем, что для показа солнечных знаков в надлежащей зоне применялись искусственные, не игравшие никакой конструктивной роли особые доски-«полотенца», спускавшиеся от причелин вертикально вниз. Солярные знаки на этих «полотенцах» размещались ниже зоны небесных вод причелин, на фоне затененного кровлей фронтона.

Полдневное солнце изображалось на фасаде избы на самом верху, под фигурой главенствующего коня, но все же ниже «хлябей небесных», являвшихся верхним небом.

Повалы - выступы до 1,5 метра двух–трех верхних бревен сруба -служили для поддержки кровли, выдвинутой далеко вперед от главного фасада. Повалы всегда были очень важной конструктивной деталью русских изб. Так же как и охлупень, традиционно повалы имели вид конской головы. Образ головы не всегда натуралистичен, иногда только по характерной криволинейной форме можно угадать, что повалы вырезаны в виде «солнечных коней» с ногами в форме гроздей-полуваликов. Такая форма повала с полуваликами (от двух до шести штук) характерна именно для сибирских изб русских переселенцев. Ее семантический смысл понятен сразу, ведь конь - это символ солнца - солярный знак, главный «защитник» русской избы от злых сил.

Со второй половины XIX века в Сибири получила широкое распространение художественная обработка наличников. Деревенские сибирские мастера любили украшать наличники геометрическим орнаментом. Преобладающими мотивами были солярные розетки (полукруги), ромбы, круги. Особенно часто встречаются в городах и селах Сибири наличники в стиле барокко. Сибирские деревенские наличники отличаются от городских наличников барочного стиля тем, что чаще всего между волютами вместо вазона и балясины в середине композиции помещены сложные геометрические, зооморфные, антропоморфные элементы или солярная розетка.

Сибирские деревенские мастера, зная основные композиционные элементы домовой славянской резьбы, вносили свои мотивы орнамента, заимствованные из городской архитектуры середины XIX века. И хотя древний магический смысл орнамента домовой резьбы к концу XVIII века был практически забыт, главные его мотивы и способы размещения элементов орнамента остались почти неизменными и передавались из поколения в поколение мастерами-резчиками по дереву, строителями и плотниками. Особенно хорошо это видно на примере деревянной домовой резьбы, сохранившейся в сибирской глубинке.

Горизонтальные орнаменты прорезной домовой резьбы

Домовая резьба

Название этого вида резьбы говорит само за себя: домовая резьба предназначена для наружного украшения жилища и выполнения внутреннего его убранства.

По характеру и технике исполнения домовая резьба неоднородна и может быть рельефной, прорезной и объемной. Поскольку об этих видах резьбы и технике их исполнения мы рассказывали в предыдущих разделах, основное внимание уделим элементам, которые можно использовать в домовой резьбе.

Глухой (поскольку фон не прорезался) рельефной резьбой декорировали фронтоны, наличники. Чаще всего воплощали флористические орнаменты, в которых листья образуют гирлянды, закручиваются спиралями, перемежаются розетками, цветами. Нередко в растительные мотивы вставляли изображения русалок, львов и др.

Секреты между строк

Можно ли в домашних условиях определить химический состав стали, которую предполагается использовать для инструмента?

Способ, конечно, есть. Он достаточно прост, но его результат может быть только приблизительным. Тестируют искры, которые дает материал на шлифовальном круге. Анализ проводится в затемненном помещении. Углеродистая сталь отбрасывает белый пучок искр со звездочками (чем их больше, тем выше содержание углерода в стали); хром – чуть заметные желтые; вольфрам – очень заметные красные; сталь Р18 – короткий пучок темно-красных искр без звездочек.

Прорезная домовая резьба относится к середине XIX в. Ею украшали фронтоны, обрамления окон и дверей, балконы и перила лестниц.

Пример объемной домовой резьбы – охлупень, представляющий собой изображение головы и верхней части туловища крупного животного, например оленя, или птицы. Их вырезали из корневища и устанавливали на гребень крыши или на нос корабля.

Орнамент в домовой резьбе можно отнести к основным способам украшения дома и предметов домашнего обихода. Он представляет собой узор, в котором в соответствии с заданным ритмом чередуются изобразительные элементы. Орнаменты могут быть растительными, геометрическими, сюда же можно отнести разнообразные плетенки.

При этом элементы, положенные в основу орнамента, стилизуются в декоративные формы, которые легки для восприятия и достаточно просты в исполнении.

Орнамент решает сразу несколько задач:

1) украшает предмет;

2) ориентирует предмет в пространстве (обозначает его левую и правую стороны, верх, низ);

3) представляет поверхность в виде незамкнутого фрагмента (например, сетчатый орнамент) или ограничивает ее по краю путем выполнения бордюра или каймы.

Секреты между строк

Как самому сделать нож-косяк?

Для этого подойдет кусок ножовочного полотна из быстрорежущей стали. Сначала на шлифовальном круге стачивают зубья, потом затачивают лезвие под углом 40–45°. Заточка возможна как правая, так и левая, оптимальной считается двустороння. Такой нож-косяк не требует термообработки. Поскольку в этой стали отверстия проделываются с трудом, делают примитивную ручку: соответствующее место смазывают клеем БФ-2, оборачивают резиной и плотно обматывают шпагатом.

Ажурный орнамент обычно состоит из прорезных розеток, которые в домовой резьбе играют роль накладных элементов, например в подзорах.

Арабеска – сложный орнамент, состоящий из затейливо переплетающихся геометрических и флористических мотивов.

Бусы – незатейливый орнамент из шаров и всевозможных продолговатых элементов.

Букля – орнамент, состоящий из колец, в которые заключены розетки.

Венок – орнамент, который выглядит как флористический мотив, перевязанный лентами.

Волюта – своеобразное украшение, состоящее из спиралевидных завитков. В домовой резьбе часто украшает кронштейны.

Геометрический орнамент представляет собой полосу, которая состоит из ритмически организованных элементов (кругов, уголков, зигзагов и пр.). Сюда относятся розетки, звезды, каймы. Геометрический орнамент, в котором линии переплетаются под прямым углом, называется меандром, а орнамент, заполняющий все пространство мелким узором, – сетчатым. Чаще всего геометрический орнамент реализуется в контурной, геометрической и прорезной резьбе.

Геральдическим называется орнамент, в котором представлены оружие, символы, знаки, эмблемы и пр.

Гирлянда – декор, по форме похожий на волну, которую образуют листья, цветы, ленты и др.

Годрон – особая разновидность орнамента, построенного из ритмически повторяющихся полуовалов и продолговатых выпуклых элементов, которые называются выкружками и каннелюрами.

Городковый орнамент – это зубчатые полосы, наложенные друг на друга, как ступени.

Секреты между строк

Возможно ли самому изготовить ложечный резец?

Часто мастера именно так и поступают. Подбирают инструментальную сталь, изготавливают из нее прямое лезвие, которое обрабатывают слесарными инструментами, как и обыкновенный нож. Длина лезвия определяется радиусом и углом дуги изгиба. Лезвие нагревают и придают ему необходимую форму. Дальнейшие операции типичны: нож нагревают, медленно остужают, закаляют.

Жгут по своему строению напоминает витой пояс.

Животный орнамент – стилизованное изображение животных, птиц и фантастических существ, которое вырезают, сочетая разные техники, чем добиваются его большей выразительности.

Картуш – виньетка, представляющая собой плоскость, по форме напоминает свиток с заворачивающими краями, в центре которого имеются надпись, цифра, вензель и т. п.

Ленточный орнамент – это всевозможные прямо– и криволинейные орнаменты, которые декорируют поверхность предмета, окаймляя его. Кайма представляет собой узкую полосу ажурного орнамента.

Люнет – полукруглая плоскость, выполненная в любой технике резьбы.

Плетенка – это орнамент из переплетающихся полос, лент, стеблей и прочего, является одним из древнейших способов декорирования предметов и жилища.

Пальметта – разновидность растительного орнамента, имеющего веерообразную форму. Ею завершают резной декор, используют в виде полосы на фризе.

Растительный орнамент состоит из стилизованных флористических форм (цветов, плодов, листьев и пр.), которые, переплетаясь, складываются в полосу. Этот орнамент встречается во всех видах домовой резьбы.

Секреты между строк

Существует ли разница между заточкой и переточкой инструмента?

Заточка представляет собой снятие тонкого слоя металла по всей фаске. К ней прибегают при монотонном (равномерном) затуплении инструмента. При переточке снимают более толстый слой металла. Этот способ используют при аварийном износе и подготовке нового инструмента.

Солярные знаки – стилизованные символические изображения (восходят к эпохе язычества) божеств, например солнца. Подобные изображения нередко встречаются на фронтонах, крыльце.

Некоторые из представленных орнаментов показаны на рис. 95.

Рис. 95. Орнаменты, использующиеся в домовой резьбе: а – геометрический; б – растительный; в – зооморфный; г – ленточный; д – ажурный; е – городковый; ж – плетенка; з – пальметта; и – венок; к – бусы; л – букля; м – годрон; н – жгут; о – арабеска

Домовая резьба предназначена для акцентуализации таких конструктивных элементов здания (рис. 96), как фронтон, ставни, балкон, конек, крыльцо и др.

Рис. 96. Основные конструктивные элементы строения, украшаемые домовой резьбой: 1 – крыльцо; 2 – пилястра; 3 – ставни; 4 – обшивка; 5 – наличник; 6 – кронштейн (консоль); 7 – кисть причелины; 8 – балкон; 9 – причелина (левая); 10 – фриз; 11 – кисть полотенца; 12 – слуховое окно; 13 – карниз; 14 – скат (вальма) 15 – конек

К внешнему декорированию дома приступают после того, как закончены все строительные и отделочные работы, а деревянный дом миновал стадию осадки, которая длится около 2 лет.

Наиболее интересно и затейливо стараются украсить фасад дома. На его фронтоне может размещаться мансарда с балконом, оформленным резным ограждением, или окнами, рамы которых украшают вставками, наличниками, накладными розетками.

Причелины, карнизы, подзоры и фризы обычно выполняют в технике прорезной резьбы, благодаря приемам которой все ажурные конструкции выглядят очень легкими. Особое внимание уделяют украшению окон. При этом наличники не только создают декор, но и выполняют чисто утилитарную функцию, маскируя щели между стеной и оконной коробкой. В украшении наличников используются все виды резьбы.

Крыльцу также придается особое значение, поэтому у хорошего хозяина это не просто навес над ступеньками, а навес с кронштейном, декорированным изящной резьбой. Крыльцо оформляется резными столбиками или ажурным ограждением.

Дом, украшенный резьбой, выгодно отличается от обычных строений. При этом мастер должен выдержать общий стиль оформления и сохранить при этом собственный. Помимо разнообразной техники резьбы, можно использовать и другие способы отделки, например тонирование, окраску, которые позволяют увидеть текстуру и оценить красоту дерева.

Домовая резьба предполагает украшение и внутреннего убранства жилища, в которое входят мебель, посуда. Все они должны быть выполнены в одном стиле. Мастер может применять здесь всевозможные техники, которыми владеет: контурную, геометрическую, прорезную, ажурную, рельефную, скульптурную резьбу.

Секреты между строк

Что надо учитывать при заточке инструмента?

Требования к заточке: необходимо выдерживать угол заострения и форму лезвия; фаска должна быть ровной, без заоваливания, острота – без заусенцев; засинение инструмента недопустимо. Обучаться затачиванию инструмента нужно на кусках металла.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Стильная бижутерия своими руками. Бусы, браслеты, серьги, пояса, ободки и заколки автора Хворостухина Светлана Александровна

Резьба Резьба является одним из самых сложных видов декорирования, потому что требует определенного опыта и четких движений руки. Для этой работы понадобятся очень острые ножи с тонкими лезвиями. Резьбу лучше всего делать на толстой коже, тогда вырезанные узоры могут

Из книги Секреты резьбы по дереву автора Серикова Галина Алексеевна

Плосковыемчатая резьба Как следует из названия резьбы, ее фоном является плоская поверхность (как заготовки, так и декорируемого предмета), а рисунок складывается из углублений (выемок), разнообразных по своей форме. Плосковыемчатая резьба подразделяется на контурную и

Из книги Выжигание по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Плоскорельефная резьба При выполнении плоскорельефной резьбы изображение располагается в одной плоскости, при этом рельеф, разнообразный по рисунку и композиции, выявляется своеобразно. Для этого фон, окружающий элемент или орнамент, выбирается или углубляется. В

Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Рельефная резьба Из представленных разновидностей рельефная резьба является наиболее выразительной, поэтому в прежние времена ею покрывали стеновые панели, мебель, двери и потолки. Она и сейчас актуальна при декорировании интерьера. Различают 2 вида рельефной резьбы –

Из книги автора

Прорезная резьба Название этой разновидности резьбы означает, что при таком способе обработки древесины удаляют фон. Поэтому такая резьба по-другому называется пропильной или сквозной.Приемы прорезной резьбы являются достаточно простыми, поэтому она еще издревле

Из книги автора

Скульптурная резьба Скульптурная резьба является наиболее древней и берет свое начало еще с тех времен, когда человек вырезал из дерева фигурки языческих богов, которым поклонялся и у которых искал помощи и защиты.В период после Крещения Руси из древесины стали вырезать

Из книги автора

Домовая резьба Название этого вида резьбы говорит само за себя: домовая резьба предназначена для наружного украшения жилища и выполнения внутреннего его убранства.По характеру и технике исполнения домовая резьба неоднородна и может быть рельефной, прорезной и

Из книги автора

Из книги автора

Плосковыемчатая резьба Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия или заготовки, а рисунок образуют различной формы углубления – выемки. Низшие точки рельефа расположены ниже уровня украшаемой

Из книги автора

Плоскорельефная резьба Суть рельефной резьбы заключается в том, что узор (рисунок) формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае формируемый узор (рисунок) будет иметь одну и ту же высоту (обычно 5–7 мм) по всей

Из книги автора

Рельефная резьба Рельефную резьбу выполняют путем подрезки плоского орнамента, оставленного на углубленном фоне, и проработки форм на поверхности этого орнамента. Рельефная резьба почти не имеет плоских поверхностей. Формы рисунка выявляются рельефом разной высоты.

Из книги автора

Прорезная резьба Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной (с плоским орнаментом), так и рельефной резьбы. Фон в прорезной резьбе удаляют долотом или пилой. В последнем случае резьбу называют пропильной.Прорезная резьба получила широкое

Из книги автора

Скульптурная резьба Скульптурная, или объемная, резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру. В отличие от одностороннего изображения объекта в прочих видах резьбы, объемную резьбу можно

Из книги автора

Контурная резьба По технике выполнения контурная резьба как разновидность геометрической является самой простой. Изображения, выполненные таким способом, напоминают четкий графический рисунок. Применяя различные виды прорезов и сочетания прямых, кривых,

Из книги автора

Геометрическая резьба Все элементы геометрической резьбы представляют собой простейшие геометрические фигуры, образованные прямыми и кривыми линиями либо сочетанием четырехгранных или полукруглых выемок. Основные элементы геометрической резьбы – это двугранные,

Из книги автора

Скобчатая, или ногтевидная, резьба Скобчатую резьбу выполняют полукруглыми стамесками, применяя нож-косяк как вспомогательный инструмент. В результате применения полукруглой стамески на поверхности древесины остается след, похожий на скобку или след от ногтя, отсюда и

Домовая резьба по дереву – это украшения дома внутри и снаружи при помощи резных изделий. Домовая резьба один из древнейших видов резьбы. Сначала резьба применялась для украшения деревянных изб, сейчас ее используют в современном дизайне частных домов, бань.

Деревянные домовые украшение, при правильно выборе материала, стойки к атмосферным воздействиям и могут служить годами. Домовая резьба, если верить нашим предкам, помогает защитить жилье от злых духов и плохой энергетики. Знаки-обереги, с годами, теряли свою первоначальную символику и превращались в обычный, хоть и красивый, орнамент. Сейчас резные домовые украшения всего лишь традиция декоративно-прикладного искусства.

Декоративная резьба по дереву активно применяется в современном интерьере и домостроении, при изготовлении мебели. С помощью декоративной резьбы не составит труда украсить как детали интерьера, так и предметы целевого назначения.

Как выбрать древесину для домовой резьбы

Древесина для домовой резьбы обязательно должна быть атмосферостойкая. Основой для домовой резьбы являются сосновые и еловые доски, иногда: осина, дуб, лиственница. Доски могут быть различной толщины и ширины. Материал для резьбы должен быть дешевым и доступным, ведь домовая резьба рассчитана на крупные размеры изделий. Не могут использоваться при домой резьбе любые заготовки из березы, она быстро портиться на открытом воздухе, загнаивается.

Внешний вид древесины может меняться в зависимости от обработки, относительно устойчивый цвет характерен для дуба, клена, груши.

Порядок работы при домовой резьбе

  1. Для начала необходимо подготовить примерный эскиз дома.
  2. Дальше делаем расчет необходимого количества и вида материала, заготавливаем доски нужного размера.
  3. Готовим шаблоны для домовой резьбы. Для того чтобы добиться стилевого единства в оформлении дома, следует хорошо продумать орнамент, детали композиции непременно должны повторятся.
  4. В связи с большими объемами работы лучше воспользоваться станками для резьбы.

Виды домовой резьбы

В зависимости от техники и характера резьбы домовая резьба имеет несколько направлений: рельефная резьба, плоскорельефная, контурная. Характерным отличием домовой резьбы является многократное повторение одних и тех же элементов на разных участках.

Глухая рельефная

Резьба применяется для украшения мебели шкафа, стола, рам для зеркал. Такой вид резьбы осуществляется на глухом фоне и имеет вид рельефного узора. Рельефная резьба хорошо подойдет для украшения оконных и дверных наличников, фронтонов дома. В основном используется растительный орнамент, изображение животных, мифологических созданий: виноградная лоза, русалка, лев, птица Феникс, цветочные розетки.

Плоскорельефная резьба

Характеризуется выбиранием фона или его углублением, вокруг орнамента на 5-7мм. Еще одно условное название техники – «рельеф на плоскоти». Изображение получается объемным, за счет одинаковой высоты большинства выступающих деталей узора, по отношению к фону. Растительные орнаменты, композиции с изображением птиц, животных, людей – прекрасно выглядят в технике плоскорельефной резьбы.

Неимоверно популярна в плоскорельефной и глухой рельефной резьбе банная тематика. Сувениры для бани отлично подойдут для дачного интерьера, разнообразят его и добавят уюта. Украсить резьбой можно двери бани, окна, а так же ковш для набора воды или чаши, которые используются для приготовления мазей. Для банного декора лучше всего подойдет сосна и деревья жестких лиственных пород. Такая древесина устойчива к горячей температуре и влаге. Деревянные изделия экологически чисты и потому очень подходят для использования в парной. В предбаннике можно поместить деревянную скульптуру Нептуна или шуточные банные фигуры. Полки в бане замечательно украсит геометрическая резьба. Сучковатая древесина отлично подойдет для выполнения вешалок для банных полотенец. Из толстых сучков так же можно сделать дверные ручки.

Считается одной из самых простых техник. Она идеально подходит для оформления разделочных досок, посуды, бытовых предметов, настенных панно. Контурная резьба характеризируется контурной обрисовкой изображений выраженной линией-выемкой. Контурная резьба, близка по технике исполнения к геометрической. Отличие состоит в том, что в контурной резьбе используют изобразительные мотивы: листья, цветы, фигурки животных.

Домовая резьба

Красивое и практичное решение для отделки интерьера и экстерьера. Домовая резьба сочетает в себе современные достижения и самобытность резного искусства. В современном домостроении резные элементы добавят дому индивидуальности и стиля. Ваш дом точно не останется незамеченным.

Домовая резьба – это способ украшения жилища путем вырезания на деревянных конструкциях разнообразных орнаментов, узоров или фигур. Традиции подобного украшения уходят корнями в глубокое прошлое – ученые считают, что резьба зародилась у древних славян приблизительно в X-XIп веке. Мастера украшали все выступающие элементы жилья – балясины, крыльцо, ветровые доски, кровлю, карнизы и наличники. Работы по дереву велись простейшими инструментами, на доски наносили защитные руны, отпугивающие нечистую силу и призывающие в дом благополучие, изображения богов и окружающей природы, символы дождя и солнца. Руны и символы выполняли роль оберегов, защищая домовое пространство.

С внедрением на Руси христианства их магическо-заклинательная функция была утеряна, и домовую резьбу стали применять исключительно в декоративных целях. Но даже сегодня в орнаментах и узорах видны древние символы и руны – ряды треугольников и полукружий, символизирующих дождь и небесную влагу, изображения животных и деревьев, полей и лесов. С помощью резьбы можно украсить свое жилище, придать ему декоративный и завершенный внешний вид, вернувшись к традициям предков.

Порядок выполнения работ в мастерской «Резное Дело»

В прошлом мастерам приходилось изготавливать декоративные элементы вручную, что было связано с высокими трудозатратами и процесс затягивался на несколько месяцев. Сегодня накладные элементы создаются на современном станке с числовым программным управлением, а прорезы делаются при помощи лазера. Подобная технология имеет серьезные преимущества: планки и накладки получаются идентичными, а раскрое поры дерева запечатываются от высокой температуры и немного обугливаются (дополнительная защита от влаги). К тому же теперь нет необходимости ждать изготовления несколько месяцев – на изготовление наличников в деревянном доме классического размера тратится 2-3 дня в зависимости от сложности работ.

Домовая резьба — красивое и практичное решение для отделки интерьера и экстерьера. Резьба предназначалась для украшения своего жилища снаружи и внутри при помощи резных изделий. С помощью резного фасада можно сделать свой дом праздничным. Резьбой украшали все выступающие и накладные элементы фасада дома: карниз, наличник, причелины, столбы крыльца, кровли.

Разновидности техники

Существуют такие виды домовой резьбы: рельефная, плоскорельефная, контурная, прорезная. Если вам нужно украсить стол, рамы для зеркал, шкаф, стоит выбрать глухую рельефную резьбу. Она имеет вид рельефного узора и выполняется на глухом фоне. При выполнении используются растительные орнаменты, изображения мифологических созданий и животных. На фото это выглядит так:

Плоскорельефная резьба – это «рельеф на плоскости». Для нее характерно углубление или выбирание фона вокруг орнамента на 5-7 мм. Изображение получатся объемным. В технике плоскорельефной резьбы прекрасно выглядят композиции с изображением людей, птиц и животных. Такой вид очень популярен для банной тематики.

Контурная резьба характеризуется контурной обрисовкой изображений. Это один из самых простых видов резьбы. Ее используют для оформления посуды, разделочных досок, бытовых предметов. В контурной резьбе используют изобразительные мотивы: цветы, листья, фигурки животных.

Прорезная резьба (ажурная), использовалась для украшения перил, лестниц, наличников, дверей и т.д. Это самый молодой вид резьбы, которому примерно 150 лет.

Порядок работы

  • Готовим примерный эскиз дома;
  • Рассчитываем необходимое количество материала, подбираем вид материала и заготавливаем доски нужного размера;
  • Изготавливаем необходимые шаблоны для домовой резьбы. Для этого следует хорошо продумать орнамент, элементы композиции непременно должны повторятся;

  • Подготовить станки для резьбы.

Приступать к резьбе нельзя без знакомства с ее техникой. Начинать нужно с исполнения геометрических узоров.

Шаблоны можно изготовить у мастера на заказ. Для этого предоставляется ваш эскиз, рисунок или фото. Много умельцев самостоятельно изготавливают ленточные трафареты для резьбы.



Изготовление шаблона

Готовые шаблоны применяются для изготовления наличников. Их можно найти в свободном доступе в интернете. Можно изготовить шаблон самому, если не удалось найти нужный вариант:

  1. Подбираем подходящий рисунок;
  2. На кальку переносим контуры узора. Для этого используйте шариковую ручку или мягкий простой карандаш;

  1. Если нужно увеличить или уменьшить рисунок — воспользуйтесь сеткой. Переносим контуры на кальку. Поле изображения делим на квадраты и каждый нумеруем. На картонном листе или плотной бумаге должно быть столько же квадратов с большими или меньшими размерами. Выбранное изображение нужно перерисовать в новую сетку;
  2. При помощи копировальной бумаги рисунок переносим на деревянную заготовку.

Шаблон можно также сделать с фанеры.

Особенности способа

Если мы проедем по русской глубинке, то обязательно увидим накладные элементы домовой резьбы по дереву на фасадах домов. Еще с языческих времен существовала традиция украшать экстерьер резными узорами. В наше время она вновь обрела актуальность.


Россия всегда славилась запасами древесины и своими лесами. Поэтому большая часть домов и хозяйственных построек была сооружена из качественного дерева, множество таких домов стоит и ныне.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Кунжутная халва: польза, вред, рецепты и свойства
Осетинские пироги - рецепт приготовления с фото
Валерьянка при беременности: дозировка и инструкция по применению Можно ли валериану беременным