Религия индуизм. Иконография индуизма, младшие божества, дик-палы, варуна Другие сюжеты из эпоса и пуран
ВАРУНА (VARUNA)
Варуна пользовался большим уважением в Ведический период. Он властелин Адитьев (Adityas), «вечно сущих» сыновей Адити (Aditi), олицетворяющего Безграничность. В Ведический период Варуна был верховным божеством. Он «тот, который заставляет солнце сиять в небесах; ветры дуют только тогда, когда он дышит; он прокладывает русла рек, которые текут по его повелению, и создает морские глубины; его требования бесспорны и неопровержимы; благодаря ему луна в сиянии проходит по ночному небу и на нем появляются звезды, пропадающие днем; ему известны направления полета птиц в небе, дороги странствующего повсюду ветра, курсы кораблей в океане, открыты тайны всех вещей и событий - происшедших, происходящих и тех, которые должны произойти; он свидетельствует о людских правде и лжи».
Варуна, который в Ведический период был всеобъемлющим божеством, был постепенно вытеснен воинственным Индрой. В Пуранический период Варуна из верховного божества превратился в бога океана, двойника Нептуна. В его обязанности также входит присматривать за разными демонами, в изобилии населяющмими водную стихию. После такого ниспровержения начали появляться и новые изображения Варуны. На них божество обычно сидит на алмазном троне рядом со своей супругой, в окружении свиты из богов и богинь различных рек, озер и ручьев.
Варуна является Стражем западной стороны света.
Иконографическое представление.
Варуна имеет прекрасную антропоморфную форму, цвет - белый, сидит на легендарном морском чудовище Макаре (голова и передние лапы антилопы, тело и хвост рыбы). Варуна может изображаться как двуруким, так и четырехруким. В одной из правых рук он всегда держит аркан (петлю).
Вáруна [санскр. ], древнеинд. бог, один из главнейших и древнейших в ведийском пантеоне. Несмотря на то что образ В. привлекал внимание мн. исследователей, он остается неясным, противоречивым и трудным для понимания. В Ведах к В. обращены 10 гимнов и еще множество - к В. совместно с др. богами. Часто в них В. называется царем, вседержителем, самодержцем (напр., РВ II.28). На основании того, что в нек-рых гимнах Ригведы В. предстает как изначально верховный бог, но затем оттесненный Индрой (IV. 42; X. 124), высказывались предположения о его автохтонном, доарийском происхождении (Shendge , Dandekar), но большинство исследователей считает, что образ В. имеет индоевроп. корни и родственен таким персонажам, как греч. бог неба Уран , хеттское морское божество Аруна.
В. тесно связан с Митрой , древним божеством договора. Союз Митры и В. (при том что В. часто называется асуром) может быть сопоставлен с парой благих божеств древнеиран. Авесты - Митрой и Ахура Маздой . В ведийских текстах Митра и В. нередко объединяются в парное божество Митра-Варуна, являя собой единство противоположностей по принципу бинарных оппозиций: они противопоставляются друг другу как свет и день (Митра) - тьме и ночи (В.), свое, близкое - чужому, далекому, солнце и огонь - луне и воде и т. д. По теории Ж. Дюмезиля о трехчастном разделении социальных функций в пантеоне, пара Митра-Варуна воплощает магико-юридическую функцию в ведийской религии: они являются установителями и охранителями нравственных законов и миропорядка (рита), причем Митра здесь олицетворяет милосердный аспект права, а В.- карающий. Из всех богов ведийского пантеона именно В. в первую очередь связан с такими моральными категориями, как грех и воздаяние.
Др. черты образа В.- его связь с магией (майя), с небесной сферой, с царством смерти и с водной стихией. В. управляет водами космическими (мировой океан древнеинд. космогонии), небесными (дожди), земными (реки, моря) и подземными. На своих врагов и нарушителей обетов В. насылает водянку. В послеведийской мифологии В. выступает в качестве супруга (или брата) речных богинь; его обитель помещается в глубинах зап. океана.
В. почти не имеет антропоморфных черт, олицетворяет небесный свод: солнце и звезды - его глаза, бдительно следящие за поведением людей; ночь и день - его одежда. Главные атрибуты В.- петля (служит для уловления грешников и врагов), лотос, морская раковина и драгоценная чаша; его ездовое животное (вахана) - морское чудовище Макара.
В послеведийские времена В. упоминается во мн. мифологических сюжетах, но играет в них второстепенные роли. В XIII кн. Махабхараты рассказывается о том, как В. похищает Бхадру, супругу мудреца Утатхьи, за что последний силой своего подвижничества осушает океан, обитель В., и вынуждает его вернуть Бхадру. В древнем сказании о Шунахшепе, воспроизводимом в Рамаяне и пуранах , В. дарует бездетному царю Харишчандре сына с условием, что тот принесет его в жертву; царь не выполняет обета, и В. насылает на него водянку; сына царя должен заменить Шунахшепа, сын нищего брахмана, но он, взмолившись богам, в последний момент спасается. В Махабхарате (III кн.) В. дарует оружие (петлю) и боевую колесницу герою Арджуне; в Маркандея-пуране В. участвует в сотворении Великой Богини (Деви , Дурга, Кали) и снабжает своей боевой петлей. Как и мн. др. боги ведийского пантеона, утратившие в индуизме свое значение, В. входит в группу локапал (божеств-хранителей мира) и покровительствует Западу.
Лит.: Dumezil G . Ouranos-Varuna: Étude de mythologie comparée indo-européenne. P., 1934; idem . Mitra-Varuna, Indra, les Nasatya comme patrons des trois fonctions cosmiques et socials // Studia Linguistica. Oxf., 1947. Vol. 1; Lommel Н . Das Varuna und Fluch-Gedicht. Atharva-veda 4, 16 // ZDMG. 1938. Bd. 92. S. 462-463; Renou L . Varuna dans I"Atharvaveda // Festgabe für Н. Lommel. Wiesbaden, 1960. S. 122-128; Тhieme P . Patanjali über Varuna und die sieben Strome // Indo-Iranica: Mélanges presentés à G. Morgenstierne. Wiesbaden, 1964. P. 168-178; idem . King Varuna // German Scholars on India. Varanasi, 1973. P. 333-349; Елизаренкова Т . Я . Еще раз о ведийском боге Варуне // Тр. по востоковедению. Тарту, 1968. T. 1. C. 113-122; Gonda J . The Dual Deities in the Religion of the Veda. Amst., 1973; Shendge M . J . The Civilized Demons: The Harappans in Rigveda. New Delhi, 1977; Kuiper F . B . Varuna and Viduљaka. Amst. e. a., 1979; Dandekar R . N . Vedic Mythological Tracts // idem . Selected Writings. Delhi, 1979. Vol. 1; Дюмезиль Ж . Верховные боги индоевропейцев. М., 1986; Топоров В . Н . Варуна // Мифы народов мира. М., 19912. T. 1. C. 217-218.
“Варуна рисуется в гимнах Pr - веды как всемогущий, всеведущий и всеблагой творец и промыслитель. Он создал небо, землю и отделяющее их воздушное пространство, прозрел на земле пути рек, на небе - для светил и в воздухе - для ветров. Все в мире движется по установленным им законам, он знает прошедшее, настоящее и будущее. Он установил законы не только для физической природы, но и для нравственной жизни людей и требует от этих последних, чтобы они исполняли его законы. Преступающих его законы он сразу видит, обмануть его нельзя. В наказание за преступления он посылает на человека тяжелое душевное состояние, угрызения совести, болезненное сознание своей греховности. От этого тяжелого состояния нельзя откупиться жертвенными подачками, а можно избавиться лишь покаянием и горячей молитвой. Варуна - единственный бог, к которому обращаются с покаянными псалмами”. (Л.88 стр. 169)
Наиболее близок Варуне Митра, который может быть отождествлен с одним из Ангелов Божиих.
Цитаты из Ригведы о Варуне.
1 Того могуществом умудрены поколения,
Кто оба мира порознь укрепил, сколь ни огромны они,
Протолкнул небосвод он вверх высоко,
Двуединым взмахом светило толкнул и раскинул землю.
2 К самому себе я обращаюсь ныне:
“Когда я стану близким Варуне?
Насладится ль безгневно он моею жертвой?
Когда же обрадуюсь я его милости?”
3 Вопрошаю себя о грехе своем, понять жажду, о Варуна,
Прихожу к умным, пытаю расспросами.
Все одно и то же говорят мудрецы:
“Ведь это Варуна на тебя же гневается”.
4 Что за грех величайший несу, о Варуна,
Если хочешь убить слагателя гимнов хвалебных, друга?
Не таи правду, о бог, ведь тебя не обманешь, о
Самосущий.
Вот я иду поклониться тебе, пока не свершен грех!
5 Отпусти же прегрешенья предков наших!
Отпусти и те, что сами мы сотворили!
Отпусти, Васиштху, о царь, как отпускают вора,
Укравшего скот, как теленка отпускают с привязи!
6 Не моя воля на то была, Варуна. Смутили меня
Хмельное питие, гнев, игральные кости, неразумие.
Совиновником старший был в преступлениях младшего.
Даже сон не мог злодеяния отвратить.
- (Л.90 стр. 384 - 385 Мандала VII, 86)
- 9 Сотня, о царь, у тебя целебных средств, тысяча.
Широким (и) глубоким пусть будет благоволение твое!
Погони далеко прочь Гибель!
Даже содеянный грех сними с нас!
- (стр. 29 Мандала I. 24 )
- 10 Вон те звезды, что вверху укреплены
Ночью они видны. Куда же днем уходят?
Непреложны обеты Варуны:
Озирая (все вокруг,) бродит ночью луна.
- (стр. 29 Мандала I. )
- 1 Если, о бог Варуна,
Мы станем нарушать изо дня в день
Твой завет, как племена (завет царя),
2 Разгневанный, не выдавай нас (своему)
Смертельному оружию на убийство,
Ни ярости (своей), когда ты разгневан!
3 Хвалебными песнями, о Варуна, мы хотим развязать
Твою мысль для милосердия,
Как колесничий - спутанного коня.
- (стр. 30 Мандала I. 25 )
- 5 Когда же мужа, воплощающего блеск власти,
Варуну, мы побудим
К милосердию, (его,) далеко смотрящего?
6 Той самой (власти) равно они двое достигли.
Любя не пренебрегают они
Почитателем, чьи обеты крепки.
7 Кто знает след птиц,
Летающих по воздуху,
Знает челны морские.
8 Знает тот, чей завет крепок, двенадцать
Месяцев с (их) потомством.
Он знает (того,) кто рождается впридачу.
9 Он знает путь ветра,
Широкого, высокого, сильного,
Он знает тех, кто восседает.
10 Варуна, чей завет крепок,
Расположился в водах
Для безраздельной власти, (он,) очень умный.
- (стр. 30 Мандала I. 25)
- 19 Услышь, о Варуна, этот зов мой
И будь милостив сегодня!
К тебе я стремлюсь в поисках помощи.
20 Ты царишь надо всем,
О мудрый: над небом и землей.
Обрати слух к (моей) молитве!
- (стр. 31 Мандала I. 25)
- 1 Кого охраняют прозорливцы
Варуна, Митра, Арьяман,
Тот человек на обман никогда не попадается.
2 Кого они словно на руках переносят,
Спасают смертного от вреда,
- (Тот) процветает, целый и невредимый.
- 3 Эти цари сокрушают перед ними
Препятствия в пути, враждебные замыслы.
Они проводят их сквозь опасности.
- (стр. 53 - 54 Мандала I. 41)
- 5 (Тот) человек, кто служил Митре (и) Варуне,
- (Сделав его) неуязвимым, они охраняют его со всех
сторон от узости,
Почитающего смертного - от узости.
Того (человека) защищает Арьяман,
Идущего прямо в соответствии с обетом,
Кто гимнами всячески содействует обету,
Восхвалениями содействует обету.
- (стр. 173 Мандала I. 136)
- 2 С тех самых пор, о Митра - Варуна, когда за пределы
Вы поместили Беззаконие - своим рвением,
(Рвением) силы действия, своим рвением,
Там, на ваших местах сиденья,
Мы увидели золотой (трон) -
Пусть силами прозрения мыслью, (но) своими глазами,
Своими глазами, (глазами) сомы!
- (стр. 175 Мандала I. 139)
- 1 Вы оба одеваетесь в одежды из жира.
Ваши непрерывные мысли - непрерывные потоки.
Вы подавили все беззакония.
О Митра - Варуна, вы следуете закону.
- (стр. 188 Мандала I. 152)
- 10 Ты Варуна - царь для всех,
И для тех, кто боги, о Асура, и для тех, кто смертные.
Даруй нам увидеть сто осеней!
Мы хотим достигнуть хорошо установленных, прежних жизненных сроков!
- (стр. 268 Мандала II. 27)
- 1 Это (восхваление) поэта, Адитьи, самодержца
Пусть превзойдет величием все существующие,
(Восхваление Варуны,) который как бог очень приятен для почитания!
Я прошу доброй славы у Варуны обильного.
2 Да будем мы счастливы в твоем завете,
Восхвалив (тебя), о Варуна, с добрыми намерениями,
При приближении богатых коровами утренних зорь
Бодрствующие, словно (жертвенные) костры, день
- 3 Да будем мы под защитой у тебя, обладающего многими героями,
- (У бога,) чья хвала далеко раздается, о Варуна - вождь!
Вы сыновья Адити, не поддающегося обману,
Снизойдите до союзничества с нами, о боги!
4 Адитьи выпустил их течь, (и) разделил (их):
Реки движутся по (вселенскому) закону Варуны.
Они не устают, не отдыхают.
Быстро, как птицы, летят они по кругу.
5 Ослабь грех на мне, словно пояс!
Пусть будет нам удача (в том, чтобы достигнуть)
источника твоего закона, о Варуна!
Да не порвется нить у меня, ткущего произведение!
Да не сломается прежде времени мерка умельца!
6 Прогони же, о Варуна, страх от меня!
Прими меня (к себе), о законный вседержитель!
Сними с меня узость, как веревку с теленка!
Вдалеке от тебя я не могу (быть) ни мгновения!
Не (порази) нас твоим стремительным оружием, о
Которое ранит, когда ты ищешь сотворившего грех, о Асура!
Да не отправимся мы в путешествие прочь от солнца!
Ослабь же (наши) прегрешенья, чтобы мы жили!
8 Поклонение тебе, о Варуна, (мы) прежде (выражали), и теперь,
И в будущем мы хотим его выразить, о рожденный силой!
Ведь на тебя, как на гору, опираются обеты (человека),
- (Чтобы быть) непоколебимым, о (бог,) которого трудно обмануть!
- 9 Уничтожь же долги, сделанные мной!
Да не выплачу я (долг,) сделанный другим, о царь!
Много ведь еще не зажегшихся зорь:
Определи нам жить при них, о Варуна!
10 (Если) какой мой союзник, о царь, или друг
Во сне мне сказал страшное, чтобы испугать,
Или вор, который преследует нас, или волк,
Ты сохрани нас от этого, о Варуна!
11 Не хотел бы я, о Варуна, испытывать недостаток
В милом, щедром дарителе, в друге, много дающем!
Не хотел бы я лишиться, о царь, легко управляемого богатства!
Мы хотим провозгласить жертвенную раздачу, (чтобы иметь) прекрасных мужей!
- (стр. 268 - 270 Мандала II. 28)
- 18 Арьяман, Адити (и другие боги) достойны жертв у нас.
Нерушимы обеты Варуны.
Удержите нас от того, чтоб угодить в беспотомственность!
Да будет наш путь сопровождаться потомством (и)
(стр. 346 Мандала III. )
IV, 42. “К Индре и Варуне”
- (Варуна:)
- 1 “Мне изначально принадлежит царство, владыке
Всех сроков жизни - как (знают) о нас все бессмертные.
Боги следуют решению Варуны.
- 2 “Я царь Варуна. Для меня установили
- (Боги) эти асурские силы.
Боги следуют решению Варуны.
Я правлю народом, чье тело наилучшего вида”.
3 “Я, Варуна, - Индра. Эти два широких,
Глубоких, хорошо установленных пространства
- (Своим) величием я привел в движение и поддержал
- (эти) два мира,
Зная, как Тваштар, все существа”.
4 “Я сделал набухшими текущие воды,
Я поддержал небо в сидении закона.
По закону сын Адита, хранитель закона,
Трояко распластал землю”.
(стр. 408 Мандала IV. 42)
См. также `Варуна` в других словарях
ВАРУНА - в ведической религии всеведущий и карающий грозный бог-судья, бог неба и водной стихии. Наряду с Индрой - глава пантеона.
1. Бог в ведической религии.
2. Всеведающий и карающий бог индусов.
Варуна в ведической религии всеведущий и карающий грозный бог-судья, бог неба и водной стихии. Наряду с Индрой - глава пантеона.
варуна
сущ.
, кол-во синонимов: (1) Бог
(368)
варуна
ВА́РУНА
-ы; м.
[с прописной буквы] В древнеиндийской мифологии: бог-судья, хранитель истины и справедливости.
В ведической религии величайший, наряду с Индрой, из богов. В Ведах выступает как создатель (демиург) и хранитель мира, грозный бог-судья, карающий и награждающий. В послеведический период становится божеством водных стихий.
Варуна
(т. е. облекающий, обнимающий, по-гречески Ουρανoς) - в санскритских священных книгах так называется один из небесных богов; в Ведах он прославляется как первый бог (Adityas), создатель и хранитель мира, а также как праведный и кроткий судия, карающий грехи и награждающий добродетель. К нему обращены некоторые из лучших гимнов Ригведы. В позднейшей мифологии он по преимуществу является богом вод и одним из стражей мира.
Варуна
малая планета номер 20000, классический объект пояса Койпера. Среднее расстояние до Солнца 43,01 а. е. (6,4 млрд. км), эксцентриситет орбиты 0,051, наклон к плоскости эклиптики 17,2 градусов. Период обращения вокруг Солнца 282,49 земных лет. Диаметр 965 км, масса 9,82*10^20 кг. Варуна была открыта в рамках американского проекта "Обзор Космоса" ("Spacewatch") 28 июля 2000 и получила условное обозначение 2000 WR106. Название было утверждено Международным Астрономическим Союзом в честь Варуны.
Варуна
В ведич. религии бог небесного свода, повелитель богов и людей, хранитель мирового порядка и страж морали. Позднее, в индуизме, В. теряет это место в сонме божеств и становится богом вод и хранителем зап. части мира.
Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. - М.: Центрполиграф . В. Д. Гладкий . 1998 .
Один из наиболее почитаемых богов ведического пантеона.
(др.-инд. Varuna), в древнеиндийской мифологии бог, связанный с космическими водами, охранитель истины и справедливости, главный из адитьев;
наряду с Индрой
величайший из богов ведийского пантеона. В. посвящено Ю гимнов, кроме того, многочисленные гимны посвящены В. совместно с Митрой.
Только В. и Индру называют «вседержитель». В. - также самодержец, царь (над миром, над богами и людьми) надо всеми (РВ II 27, 10; V 85, 3; VII 87, 6; X 132, 4). В. наставляет богов, и они следуют его приказам и советам (IV 42, 1; VIII 41, 7; X 66, 2). В. - тот, кто сотворил мир и удерживает его (IV 42, 3; VIII 41, 5); он заполняет воздушное пространство, расширяет землю, освещает небо и землю, укрепляет солнце, измеряет землю солнцем, поднимает на небо; небо и земля подвластны ему; ночь и день - его одежда. В. дал движение солнцу; оно его глаз (I 50, 6), сам он тысячеглаз (VII 34, Ю).
Как показал немецкий индолог Г. Людерс, основная черта В. - связь с космическ...
Деньги – важная часть жизни каждого из нас. Древняя наука индуизма, Васту, имеет свои средства диагностики и решения материальных затруднений. Хотя Васту предлагает много средств, исправляющих проблемы с деньгами, всегда желательно сначала разобраться в причине...
К сожалению, в наше время, век компьютеров и смартфонов проблема со зрением стала широко распространенной – у многих людей падает зрение. По мнению Аюрведы – корень причины, по которой падает зрение, особенно в молодом возрасте, находится в кишечнике. При запорах, не... В аюрведе преждевременное выпадение волос называется калитья, и раннее поседение – палитья. Причиной и калитьи, и палитьи считаются нарушения Питты. Таким образом, если человек регулярно потребляет пищу, провоцирующую Питту (количество жара в организме), или ведет... В пантеоне богов индуизма бог Дханвантари известен как небесный целитель, оказывающий помощь не только людям, но даже и полубогам. Дханвантари также считается покровителем медицины и богом Аюрведы, ведь именно благодаря ему знания аюрведической медицины пришли на... Что такое аюрведа Аюрведа – одна из старейших систем медицины на Земле. Она зародилась на территории Индии. Аюрведа – старейшая из всех систем медицины, которая не до сих пор, не прекращаясь со времени своего зарождения, практикуется в мире и пользуется огромной... Какая польза от Варуна-мудры? Ниже перечислены всего несколько положительных эффектов от выполнения мудры Варуны, на самом же деле их гораздо больше. Мудру Воды следует практиковать по 15 минут 3 раза в день. Эта мудра помогает сбалансировать элемент воды в организме... Популяризировано это упражнение из индийской традиции, и на западе называется «супер-йога для мозга». Это простое упражнение, выполнение которого доступно каждому человеку, активизирует нейроны мозга и занимает всего 2 минуты в день, но этого времени достаточно,... видео 1 из 3, часть 1 (00.00 – 15.40) Самадхи – не такая уж легкая тема для разговора. О пранаяме и асанах можно говорить: мы все можем испытать это на себе и потом обсудить этот опыт. Когда мы говорим о гневе, такой опыт есть у всех. А опыт самадхи есть у очень... Общая информация о боге Вишну Основная мантра Вишну / Вишну биджа-мантра: Ом Намо Нараяная Om Namo Narayana Очень искреннее и мощное по духовной силе исполнение мантры: Om Namo Narayanaya – мантра в очень красивом исполнении: Вишну (Нараяна):...Это отрывок из книги известного авторитетного индолога Гусевой Н.Р. Реальная ведическая история бога Вишну адаптирована специалистом для широкого круга читателей. Получившийся текст – исторически правдив и художественно красив. ВИШНУ – бог правды и единения Бог... “Индия – духовная колыбель человечества” – это простой и искренний познавательный документальный фильм о религиозном разнообразии в Индии. В фильме присутствуют диалоги с простыми людьми и духовными учителями Индии. Большинство эпизодов –... Кто такой Бог Вишну? Бог Вишну является одним из богов в индуистской Троице (или Тримурти). Троица-тримурти состоит из трех богов, которые несут ответственность за создание, поддержание и разрушение мира. Два других бога – это Брахма и Шива. Брахма является творцом... Параматман или Параматма – это Абсолютный Атман или Высшая Душа (Сверхдуша). Параматма – это изначальное, первичное Я или Сверх-Я, которое духовно практически идентично с Абсолютом, идентично с Парабрахманом. Безличностность – качество Параматмана, в нем всякая... Изначальная идея хатха-йоги не в развитии физического тела, а в работе со своим сознанием – с тонким телом ума, с тонким телом разума, с праной. Сурья Намаскар - Почтение Солнцу Сурья Намаскар – широко распространенный комплекс упражнений, он известен повсюду... Богу Ганеше поклонялись с безначальных времен. И само по себе Время начало быть с момента появления Ганеши. К нему, как ни к кому другому, обращаются перед началом всякого дела, и особенно в переломные моменты нашей жизни. Бог Ганеша всегда готов успокоить наши умы и... Сарасвати является богиней знаний, музыки и искусства. Она считается супругой Брахмы и «матерью Вед». Изначально в Ригведе Сарасвати является рекой, а также ее персонификацией в виде богини. В пост-ведической период она начала терять свой статус богини реки и...