Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Скульптуры кхаджурахо. Неожиданный Христос: что мы знаем о русской храмовой скульптуре? Особенности строения и архитектуры зданий

Бытует устойчивое мнение, что скульптурные изображения в храме православием запрещены. Если начать разбираться в вопросе, то окажется это не так.

Лишь в Деяниях VII Вселенского Собора мы найдём послание св. патриарха Германа Клавдиапольскому епископу Фоме, в котором он осторожно подчёркивает: возникшая у христиан традиция живописных икон «более прилична», нежели римский обычай воздвигать в память тех или иных событий медные статуи (которые, тем не менее, первыми христианами тоже использовались).

Гораздо позже и гораздо резче высказался по поводу храмовой скульптуры российский Святейший Синод, которому в 1722 году не угодили разом обычай, «вкравшийся» на Русь «от римлян и поляков» и «неискусные злокозненные невежды-иконники» (и ещё неизвестно, что больше).

Между тем, традиция храмовой скульптуры на Руси продолжала развиваться, питаясь сразу от нескольких источников – северорусской народной деревянной скульптуры; католических влияний, которые действительно наблюдались в русском искусстве, начиная с эпохи барокко и более поздней скульптуры классицизма.

Поддерживалось существование скульптуры также популярностью барочных резных иконостасов (чаще всего – с цветочным орнаментом), да разными образцами храмовой пластики вроде дарохранительниц.

Как видим, русская храмовая скульптура XVIII-XIX веков представляет собой очень пёстрое явление. Зато по каждой отдельной работе здесь можно хорошо представить, в рамках какой именно традиции находился художник.

Такие разные

Собирать храмовую скульптуру в России начали ещё в 1930-е годы, спасая её из разрушенных храмов. Искусствоведы утверждают, что именно первая подобная экспозиция, устроенная в 1935 году в галерее Большого Собора Донского монастыря, спасла от разрушения сам храм.

И всё же, даже в новом собрании, вырванные из храмовых интерьеров, скульптуры выглядят этакими сиротами. В других случаях необычная обстановка музейного зала позволяет подсмотреть секреты художников, очевидно рассчитывавших, что в храме на их творения зритель будет видеть лишь с определённого ракурса.

Например, скульптура Иоанна Богослова, если подойти к ней чуть сбоку, оказывается наполовину плоской. Это – почти горельеф, на который зритель должен был смотреть строго во фронт.

С традициями народной скульптуры очевидно связаны Распятие и Христос в темнице XVIII века.

Изображение человеческого тела – поза, мышечное строение, выражение лица – здесь пока условны. Руки Христа в распятии повторяют очертания утраченного креста так, будто приклеены к нему намертво и не имеют собственного веса.

Незначительную динамику, живость изображению, придают лишь поворот головы Христа в Распятии и скрещенные бессильно брошенные кисти рук Христа в темнице:

Ещё одно изображение Христа в темнице продолжает интересную народную традицию. Оказывается, в народной скульптуре сложился именно такой канон изображения Страстей – избитый стражниками Христос в терновом венце в тяжёлых раздумьях приложил руку к уху.

Следы тернового венца на челе и рубцы на теле Спасителя для большей достоверности художник нарисовал темперой.

Были среди скульптур на выставке и такие, в которых явно прослеживалось влияние западного искусства: Ветхозаветный первосвященник – вытянутая фигура, словно бы сошедшая со стен какого-нибудь готического собора

и стражник – пышноусый польский шляхтич в античном шлеме и кирасе.

Причём создатель Стражника очевидно обучался в Европе и проявил в своём творении немалое мастерство, равно как и знание анатомии. Только посмотрите на то, как изображены здесь сведённые ключицы и натянутые мышцы предплечья!

Очевидно, знаком с образцами классической скульптуры был и создатель Христа-Вседержителя.

Пожалуй, более всего удивляет в его скульптуре – материал, из которого она сделана. Согласитесь, столь тонкую работу куда легче представить в мраморе, чем в дереве.

Дополняли представленное собрание поволжская Богоматерь – яркое продолжение народной традиции, этакая то ли боярыня Морозова, то ли мама шамана,

барочный, румяный, словно бы кукольный ангел

и ещё один Иоанн Богослов, почему-то представившийся скульптору удивлённым простецом, больше похожим на сказочного Емелю.

Вот такой была русская храмовая скульптура – где-то мáстерская, а где-то наивная попытка представить евангельские события не просто в красках, но в позах, жестах, эмоциях и формах. Ведь можно мыслить и так.

Храмы в Каджурахо - второе место по посещаемости в Индии после Тадж Махала.
Место стало столь знаменито благодаря уникальным эротическим скульптурам, которые украшают храмы.

То что мы увидели в Каджурахо невероятно.
Вся поверхность храмов украшена различными скульптурами.
Такой чрезвычайно тонкой и реалистичной работой по камню я еще не встречала.
Недаром барельефы считаются одними из лучших скульптур Индии.

Когда-то Каджурахо был столицей государства Чандела, чьи раджи правили центральной Индией с IX по XIII век.
В IX-XI веках было построено 85 храмов. Арабские путешественники описывали большой город и храмы с массой идолов, которые оскорбляли взоры правоверных мусульман.
В XIII веке мусульмане завоевали эти земли и столицу поглотили леса.
Только в 1838 года британский военный инженер Д.С. Барт случайно обнаружил в джунглях – "чудесное место, именуемое Кхаджурахо".

К сегодняшнему дню из 85 сохранилось только 25 храмов. Но то что сохранилось уникально.
Это надо видеть!

По одной из версий в скульптурах изображена свадьба индуистского бога Шивы и его супруги Парвати.
«Камасутра» когда-то была именно отражением сцен божественной свадьбы.

Одна из теорий индийской философии гласит: "Чувственное удовлетворение гораздо раньше приводит к освобождению души, чем запрет на него".

Кандарья Махадев (Kandariya Mahadeva Temple) - это вершина искусства династии Чандела. Он посвящен Шиве. Его святилище, воплощение горы Меру – символа Земли и Вселенной, украшают около 900 скульптур.

Не смотря на то, что своей свехпопулярностью Каджурахо обязан именно эротическими скульптурам, они составляют не более 10% скульптур украшающих храмы.

Много изображений апсар или небесных танцовщиц, в чьих венах тек солнечный свет.

Или просто бытовых сцен

В скульптурах запечатлели любовные игры богов

Такие посетители присутствуют почти в каждом храме:)

Храмы условно делят по их месторасположению на три группы Западную, Восточную и Южную (Western, Eastern, Southern Group of Temples).
Они относятся к разным религиозным направлениям в индуизме. Какая-то часть из них посвящена Шиве, какая-то Вишне, некоторые Джайну Тиртанкарасу.
Эти фотографии Западной группы храмов. Она лучше всего сохранилась и наиболее известна.
Мы пришли как только встало солнце и пару часов наслаждались осмотром храмов практически в одиночестве.

Эротические скульптуры только на внешних стенах храма. Внутри их нет.
Объясняют - это тем, что только полностью познав свою сексуальность, можно достичь пункта, когда секс уже не будет иметь значения и войти в храм.

Внутри храма 11-го века Вишванатх

А вот эту скульптуру описал писатель из моего детства:

"На консолях внутри святилища некогда были восемь статуй апсар, из которых уцелела только одна. Эта сурасундари глубоко потрясла молодого художника.
Как утешение в суровой борьбе, как обещание радости, обнаженная сурасундари, украшенная лишь пояском, браслетом и ожерельем, реяла между чудовищами. Склонив голову, апсара оглядывалась через плечо, повторяя позу правого зверя, но в немыслимом извороте по вертикальной оси тела. Скульптура была повреждена, ноги ниже колен совсем отбиты, и, несмотря на это, Даярам не мог оторвать взгляда от изваяния, созданного будто не долотом скульптора, а самой матерью природой.
Дневной свет, и без того скудный в темном святилище, быстро угасал. Рамамурти, наконец, нашел в себе решимость уйти. На прощание он осветил карманным фонариком статую с правой стороны. Солнечная красавица посмотрела на него через плечо, как живая, маняще и уверенно, а свет фонаря в его дрожавшей от волнения руке игрой теней придал странную жизнь ее блестящему телу.
...Искать больше было нечего, самое лучшее, что создало древнее искусство его страны, находилось тут, на расстоянии вытянутой руки."
И. Ефремов "Лезвие бритвы" 1963 г.

Храм Адинатх

Рядом с этой группой храмов есть маленький, но любопытный музей. Вход 5 рупий.

Окно в музее

Южная группа наиболее удалена. Мы побывали только в Дуладео (Dulhadev Temple) , самом позднем из храмов Кхаджурахо. И на этом остановились.
Дуладео построен в XII веке и посвящён Шиве.
Смело можно было бы пропустить, т.к. барельефы выглядят куда проще, чем храмах Восточной и Западной группы. Пожалуй, интересен только тем, что можно увидеть как угасало исскуство мастеров.

А еще Дуладео запомнился исчезновением нашего моторикши. Вышли после осмотра, рикши нет. Удивились, т.к. возил он нас долго, а денег мы ему еще не платили. Подождали. Полдень. Палящее солнце. И никого вокруг. Подождали еще. Никого и ничего. Пришлось прогуляться по жаре в компании с осликами до первых признаков цивилизации:)

Последний взгляд на барельефы западной группы храмов

Сестра после насыщенного дня

И завершу рассказ еще одной цитатой из Ефремова:
"Человеческие статуи поразительной жизненности и красоты, посвященные теме физической любви, составляют одно целое со стенами храмов. Десять веков простояли эти солнечные изваяния перед взорами множества поколений, и еще бесконечно долгие годы они будут изумлять тех, которые еще придут, волнуя и возвышая их великолепной красотой человека!"

Практическая часть.

Как доехать.

Сейчас Каджурахо небольшая деревенька полностью ориентированная на туристов.
Но из-за популярности места в этой деревне даже есть свой аэропорт с регулярными рейсами из Дели.
Так что самый быстрый вариант - это самолет.
Мы ехали из Агры на поезде до Джанси. Успели на последний автобус Джанси-Каджурахо, но он был битком. Ехать несколько часов стоя нам не хотелось. Ночевать в Джанси тоже. Поэтому наняли такси.
Переплатили солидно. Меня подкупили слова о новой машине с кондиционером и практически не торгуясь поехали за 1500 рублей. Ошибочка. Водитель посчитал, что счастье привалило - богатые белые туристы. И всю дорогу пытался отжать больше денег. Канючил настолько назойливо, что на середине пути мы вышли из машины, чтобы ловить попутку. Это привело в чувство этого "милого человека". Так что дальше ехали в тишине.
***Когда в эту поездку по Индии в моей речи стал превалировать мат, сестра предложила все нецензурные обозначения заменить на "милые люди", прижилось:))
Но о людях расскажу отдельно:)

Где жить:

Мы выбрали Hotel Surya Khajuraho
Взяли люкс с выходом из номера в сад.
Большой номер с кондиционером, шкафом, дополнительным диваном. Чистое белье. Первое место, где сразу все было на месте (обычно полотенца, туалетная бумага, мыло появлялись только после похода не ресепшн). Плохо работающий душ. Один раз отключилась вода на несколько часов. Стоил номер после небольшого торга 650 рублей.
Завтрак был включен, но не понравился.

Вход на территорию Западной группы храмов для иностранцев 250 рупий.
Она открыта для посещения от рассвета до заката.
Остальные группы можно посетить бесплатно.

(8 голосов : 4.3 из 5 )

Ирина Языкова

Является ли скульптура моленным образом, или это просто памятный знак, свидетельство исторического события и напоминание об историческом лице?

Вопрос о скульптуре в Православной Церкви непростой. Развитие церковного искусства на Востоке имело свою определенную логику. Оно выросло на почве античной культуры, в которой статуи были чрезвычайно широко распространены, потому что красота человеческого тела считалась эталоном совершенства и верхом природной красоты.

«Человек - мера всех вещей», - провозглашали античные философы, понимая под этим не только разум и душу человека, но и его тело. Кредо античного человека: «В здоровом теле - здоровый дух». Правда, другие философы утверждали, что тело - это темница для души, и душа рвется из тела, как птица из клетки. Но обойдя обе эти позиции, одинаково далекие от библейского Откровения, христианство провозгласило человека как единство духа, души и тела.

Согласно апостолу Павлу, тело есть храм духа («Разве вы не знаете, что вы - храмы, живущего в вас духа», ). Но храмом тело становится только благодаря Богу, Который и вдыхает в человека дух. И потому пишет апостол: «сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (). Конечно, физическое тело тленно, оно рано или поздно должно уступить место телу духовному: «сеется тело душевное. Восстает тело духовное» (). Не прославляя тело, как это делала античность, христианство не отказывается от телесности: «Душе грешно без тела, как телу без сорочки…», писал Арсений Тарковский. Но христианству чужда плотскость.

На этом основании уже в христианском искусстве происходит отказ от круглой скульптуры, остается лишь плоский рельеф, но главным жанром становится икона. Иконописное изображение сформировалась на основе античного портрета, из которого постепенно изгонялась иллюзорность и натурализм, а предпочтение отдавалось символическому изображению. Стремление к плоскостности, и в пластике, и в живописи происходило ради передачи, прежде всего, внутреннего содержание человека - духа и души.

В раннем христианстве, правда, были почитаемые скульптурные изображения. Так, например, (IV в.) упоминает о статуе Христа, воздвигнутой в городе Панеаде кровоточивой женой, известной нам из Евангелия (см. ). Сохранились упоминания о скульптурах апостолов Петра и Павла. В катакомбах встречается скульптурное изображение Христа – Доброго пастыря с овечкой на плечах.

Но все же скульптура для христиан ассоциировалась с идолопоклонством, и потому была под подозрением. Постепенно, по мере того, как уточняла догматические позиции, оформляя свою веру словесно, происходил и строгий отбор изобразительных средств, и, в конце концов, христианское искусство на Востоке отказалось от скульптуры в пользу иконописного образа.

Русь крестилась в Х веке, восприняв от Византии вместе с верой богатейшее наследие христианской культуры. Для русских, как когда-то и для первых христиан, скульптуры воспринимались как языческие идолы. «Повесть временных лет» описывает, как в Киеве, только что принявшие крещение горожане скидывали изваяние Перуна в Днепр. Было бы странно, если бы свергнув Перуна, на его месте они стали воздвигать другие изваяния, хотя бы и дав им имя Христа. Все силы своей молодой души вновь просвещенный светом Христовым народ отдал иконе. И в первом же поколении принявшая христианство Русь переживает величайший взлет иконописи, мозаичного и фрескового искусства.

Тем не менее, в Киеве, на берегу Днепра, на том самом месте, где когда-то князь Владимир крестил киевлян, стоит памятник - великолепное каменное изваяние Крестителя Руси.

За сто лет все привыкли к нему, а его возведение было связано чуть не со скандалом. Когда киевский генерал-губернатор кн. Илларион Илларионович Васильчиков пригласил митрополита Киевского освятить памятник, тот наотрез отказался, сказав: «негоже устанавливать идола в память о том, кто сам низвергал идолы».

Сегодня традиция скульптурных изображений святых возобновляется, такие изображения мы видим не только на площадях городов, но и возле монастырей: преп. Сергия у Троице-Сергиевой Лавры, преп. Саввы Сторожевского рядом с его обителью в Звенигороде, преп. у стен Волоколамского монастыря. В Ярославле памятник свв. Петру и Февронии, в том же городе поставлено скульптурное изваяние Св. Троице (!!!) Примеры можно множить.


Памятник Св. Петру и Февронии,
г. Екатеринбург

Но неизбежно встает вопрос: как относиться к скульптурному изображению святого? Можно ли его почитать наравне с иконой? Является ли скульптура моленным образом? Или это просто памятный знак: свидетельство исторического события и напоминание об историческом лице?

Прежде чем ответить на эти вопросы, посмотрим, сначала, каковы истоки скульптуры. Традиция круглой скульптуры пришла в Россию из Европы. Христианство на Западе развивалось иначе, чем на Востоке.

В V -VI вв. на Римскую империю обрушились варвары - гунны, готы, аланы, германцы, они разрушили античную культуру, а когда обосновались на новых территориях и стали строить свою культуру, за образец они взяли именно античность, Рим.

И потому Римская от скульптуры не только не отказалась, но, напротив, активно развивала, чтобы именно через телесность свидетельствовать о подлинности Боговоплощения и реальности страданий Спасителя. Это хорошо видно в средневековых Распятиях, в готических порталах, в статуях святых. Уже в каролингский (VIII -IX вв.) и романский периоды (X -XI вв.) в западных храмах появляются статуи святых, к которым верующие относятся как к моленному образу.

В готический период (XII -XIV вв.) искусство скульптуры достигает невероятного мастерства и совершенства, вместе с тем телесная красота не всегда здесь превозносится, порой готические мастера гипертрофируют человеческое тело, чтобы показать, например, страдания Господа или сверхусилия мучеников и аскетов, молитвенную жизнь подвижников. Но при всем натурализме, видно, что художники руководствуются глубокими богословским идеями, стремятся передать дух и учение Церкви.

На Востоке никогда к таким средствам не прибегали, напротив, здесь всегда стремились уйти от аффектации, возбужденного воображения, страстности. Восточные люди, в том числе и славяне, и так достаточно чувствительны и возбуждаемы, образ должен их умиротворять и гармонизировать. На средневековом Западе люди были грубы и просты, им нужно было потрясение, чтобы они поняли, что претерпел Господь за каждого из нас. Не случайно по улицам средневековых городов ходили флагелланты, бичевавшие себя во исполнение обета покаяния и приобщения к страданиям Господа.

Западное искусство во многом ориентировано на воображение человека: готические распятия с нарисованными красной краской кровавыми ранами Христа должны были потрясти молящегося, чтобы его сердце сокрушилось и покаялось, а изображенный молящихся святых должны вознести душу созерцающего к небесному престолу. Постепенно Европы перестала быть варварской, стала утонченной, рафинированной, интеллектуальной. Но стремление к визуальной доказательности, к наглядной убедительности остается (это видно даже на современной рекламе).

В эпоху Возрождения в европейском искусстве происходит отход от каноничности и символизма в искусстве, художники стремятся в живописи передать красоту окружающего мира, а в скульптуре - красоту человеческого тела, героизм, пафос, величие. Искусство теряет связь с богословием, но не перестает быть декларацией идей. Но так любимое бывшими варварами античное наследие все более выявляло противоречия между христианским и языческим, что, в конце концов, привели к взрыву - к Реформации.

В XVI в. европейский мир раскололся на Север и Юг - на протестантов и католиков. Протестанты с иконоборческим пафосом выбрасывали из церквей иконы, картины, скульптуры, вдохновляясь Лютеровским лозунгом «Soli Scriptura!» - «Только Писание!». Они отказывались от визуального искусства, от чувственных образов, от всего, что может поколебать душу.

В католических же странах, напротив, лозунгом становится «Soli Gloria Dei!» - «Все для славы Божьей!». И как стиль контрреформации на сцену выходит барокко (от слова «причудливый, изощренный»), стиль предельной визуализации, непредсказуемой фантазии и невероятной энергетики. Барокко вновь обратило человека от земли к небу. Многочисленные статуи наполняют католические храмы, они пытаются передать духовное состояние человека, причем в момент молитвенного экстаза, когда душа соприкасается с божественной реальностью и восхищается в иной мир.

Складки одежд святых развиваются словно от ветра, жестикуляция энергична, позы и ракурсы самые неожиданные, глаза возведены к небесам, губы, кажется, шепчут слова молитв. Это уже не наивная попытка достучаться до грубого сердца, а активное вовлечение зрителя в экстатическое состояние, психическая атака на него.


Дж. Л. Бернини. Трон Петра в Соборе
Святого Петра, г. Рим

Нет ничего более далекого от православного понимания образа, чем барочная скульптура, в которой нет места тишине, бесстрастию, безмолвию, той исихии, о которой говорили св. отцы как идеале предстояния перед Богом. Тем не менее, в кон. XVIII - нач.XVIII вв. в русских храмах появляются скульптурные изображения. Так, например, Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге (строился с 1818 по 1858 г.) украшают снаружи и внутри скульптуры Христа, апостолов, святых.

Скульптуры - деревянные, бронзовые, каменные - наполняют не только столичные храмы, но и провинциальные.


Ангелы Исаакиевского собора в
Санкт-Петербурге. Скульптор И. Герман

Это, прежде всего, Распятие с предстоящими, где мы видим натуралистическое изображение мук Спасителя, гримасы боли на Его лике, капли крови стекающие из-под тернового венца. Предстоящие Богоматерь и Иоанн Богослов изображаются порой в театральных позах, с воздетыми к Кресту руками, с возведенными к небу глазами, складки их одежд развиваются. В это же время получает распространение образ «Христос в темнице» («Полуночный Спас»), изображающий сидящего Спасителя в терновом венце с рукой у щеки в знак страдания. Считается, что это традиция северная, обычно ее выводят из Перми. Возможно это и так, можно предположить, что древние, еще дохристианские традиции Пермского края повлияли на появление такой скульптуры. Но тогда еще сильнее звучит вопрос: нет ли в этих скульптурах отголосков язычества?

Появление скульптуры «Христос в темнице» имеет и другое объяснение. По историческим источникам известно, что такие скульптуры Петр I привозил из-за границы. Одну такую статую он подарил, например, в Рязань.

Размышляя о традициях скульптуры, нельзя не вспомнить и древнерусские образы свт. Николая Мирликийского, известные с в изводах «Никола Зарайский» и «Никола Можайский» (первый изображается с Евангелием, второй - с мечом и храмом), образы св. Параскевы Пятницы, Св. Георгия и др. Такие изображения известны на Руси с XV в., а может и ранее. Известно даже имя прославленного мастера таких резных образов - Ермолин, его образы украшали Спасскую башню Московского Кремля. Но это не круглая скульптура, а плоский деревянный рельеф, как правило, раскрашенный, что приближает такие изображения к иконе. Можно сказать, что это резная икона. Традиция резных икон хорошо была известна еще в Византии. Известны, например, рельефные иконы Влахернской Божьей Матери.

Но и тут есть западные истоки: образ свт. Николая Можайского восходит к скульптурному образу свт. Николая Барийского (Бари - город в Италии, где покоятся мощи св. Николая). Связи Руси с Италией активизируются во второй половине XV в., особенно после хождения русских на Флорентийский собор (1438-1439 гг.). Итальянские зодчие приезжают работать в Россию, они отстраивают Московский Кремль и его соборы, а русские люди посещают святые места в Италии, в том числе и Бари. И поскольку любовь православных велика к свт. Николаю, то копии статуи в Барии появляются и в России, конечно, не в виде круглой скульптуры, а в виде рельефа.

В Древней Руси были распространены не только резаные из дерева образы, но и резные каменные иконки, резьба по кости, литые образки и складни.


В XVIII -XIX вв. популярность приобрели резные фигуры св. Нила Столобенского. Но все эти скульптурные произведения стремились к иконной плоскости, не подчеркивали телесность человека, выявляя через пластику духовное содержание образа. Доля таких изображений в общей массе священных образов была невелика, более привычной для русского православного человека оставалась писанная икона. Так было вплоть до XX в. Даже в Синодальный период, когда западные художественные стили господствовали в церковном искусстве, скульптура имела очень ограниченное распространение.

В постсоветский период церковная культура интенсивно возрождается, восстанавливаются храмы, возвращаются святыни, причисляются к лику святых новые мученики и подвижники. И на этой волне мы видим распространение традиции, которую все же нельзя назвать исконной, это скульптурные изображения святых.

Одним из инициаторов этого процесса еще в поздние советские годы стал скульптор Вячеслав Клыков. Его работы - свв. Кирилл и Мефодий на Славянской площади в Москве, св. вмч. Елизавета Федоровна в Марфо-Мариинской обители, памятник преп. Сергию Радонежскому в Радонеже, памятник княгине Ольге в Пскове и др.


в Марфо-Мариинской Обители милосердия,
г. Москва. Фото Е. Степановой

Убежденный националист и защитник всего русского и славянского, Клыков в своем искусстве оказался проводником западной католической традиции, не отдавая себе отчет в этом.

Можно вспомнить более ранний пример: памятник Андрею Рублеву скульптора O.K. Комова, установленный в 1985 г. в сквере перед воротами Спасо-Андроникова монастыря (Музея им. Андрея Рублева).

Правда, здесь подчеркивается образ Рублева, прежде всего, как иконописца, и не возникает вопроса об отношении к нему как образу преподобного, прославленного Церковью. Тогда как у Клыкова скульптурное изображение мыслится не столько как памятник, сколько как образ для почитания.

Совсем недавно в Манеже проходил конкурс проектов памятника патриарху Гермогену. Памятник будет установлен в Александровскому саду. Как будут воспринимать его москвичи и гости столицы: как памятник или как сакральное изображение, ведь изображается-то святой, мученик?

Памятник Андрею Рублеву перед
входом в московский Спасо-Андроников
монастырь. Скульптор Олег Комов

Сама по себе традиция ставить памятники великим людям, конечно, неплоха. Еще в древнем Риме ставили статуи императорам-победителям, были статуи философов. В России эту традицию активно внедряла Екатерина II , поставив памятник Петру - знаменитый медный всадник. В Москве был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому, созданный скульптором И. Мартосом. Можно вспомнить памятник тысячелетия России в Новгороде и памятники Пушкину, Гоголю, Достоевскому в Москве и других городах. Это знаки исторической памяти, и они напоминают потомкам о славе и величии предков.

Но как быть со святыми? Нуждаются ли они в таком прославлении? Безусловно, святые тоже были историческими личностями, и в этом смысле очень важно, чтобы память о них выходила за церковную ограду. Памятник святому, стоящий на площади города или в центре парка, может быть, привлечет к себе внимание и напомнит «Иванам, непомнящим родства», кто мы. Но здесь важно не переборщить, не сделать из святого наглядную агитацию. Известно, что в первые годы советской власти по приказу вождя пролетариата был разработан «План монументальной пропаганды», к которому привлекались художники, а особенно скульпторы. По этому плану во всех городах на улицах и площадях следовало ставить памятники вождям революции: Марксу, Энгельсу, Робеспьеру, Дантону, Герцену, местным героям. В первое десятилетие после революции страну просто наводнили такими памятниками. Хорошо, что время было бедное, нормальных материалов не хватало, скульпторам приходилось работать не с камнем, а с гипсом. И гипсовые изваяния через несколько лет под дождем и снегом просто разрушились. Зато из прочных материалов ваяли памятники Ленину и Сталину, и от этих изваяний мы не можем освободиться по сей день.

Когда беспристрастно смотришь на наше время, то видно, что активность по насаждению православных памятников весьма напоминает ленинский «План монументальной пропаганды». Безусловно: воспитательное значение искусства велико. Скульптура, как вид искусства наиболее телесно осязаемый, иллюзорный, как правило, возникал именно там, где нечто декларировалось, где нужно было обозначить незыблемость принципов: варварам показать наглядно раны Христа, а рациональному уму явить чудо.

Наша страна находится в состоянии близком к варварскому, и чтобы пробиться к закрытому и черствому сердцу, к непросвещенному верой разуму, возможно, и нужны сильнодействующие средства - наглядность и доходчивость образа, сходство его с окружающей действительностью, внешняя красота, возвышенный пафос.

Но все нужно делать с умом. В православном храме скульптура вряд ли уместна, она чужда ему по духу, а вот рельефные иконы вполне могут быть там. Напротив, в городской среде круглая скульптура воспринимается нормально, она работает в пространстве, а икона или плоский рельеф потеряются, ибо они «не от мира сего». Все попытки вывешивать баннеры с иконными образами на фасады домов доказали, что моленный образ сразу воспринимается как реклама, а это граничит с кощунством.

Скульптура хорошо себя ощущает в выставочном зале, поэтому мелкая пластика, даже круглая, на христианские темы на выставке более чем уместна. Но в любом случае, художникам, работающим с церковными темами и образами, нужно быть предельно осторожными: образ должен соответствовать месту и времени, своему назначению и раскрывать большую реальность, чем он сам.

И последнее: очень странно видеть, как памятники святым освящают. Словно, этим действием можно придать скульптуре благодать и святость большую, чем том, чей образ она представляет. Ничто не мешает скульптору выразить свою веру, свой творческий импульс или богословскую мысль в круглой скульптуре, но надо помнить, что язык должен быть адекватен теме и образу. Святые ждут молитвенной памяти, а не площадной славы. А новые традиции следует вводить очень осторожно.

Если вы помните, я уже , что в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева (МУАР), в аптекарском приказе, с 18 февраля по 20 апреля 2014 года проходит выставка "Под сводами русского храма. Церковная деревянная скульптура XVII-XIX веков". На днях мы эту выставку посетили.
Что я могу сказать? Она прекрасна! Я всегда буквально цепенею, когда вижу церковную деревянную скульптуру. Она производит на меня очень сильное впечатление. Кажется, что передо мной живые люди, те самые, шагнувшие ко мне навстречу из невероятно далёкого прошлого. И они прекрасны, несмотря на всё их несовершенство.
Увы, сейчас храмовая деревянная скульптура практически забыта. Когда-то она наполняла каждый храм, но в 1920-х годах была практически изъята из культурного пространства, погибла, вместе с храмами их их интерьерами. И лишь небольшое количество попало в музеи. Благодаря чему и сохранилось. Многие из этих скульптур выставляются впервые.
Большинство выставленных памятников являются произведениями мастеров провинциальной школы. Они подчёркнуто просты, аскетичны и лишены анатомических изысканий. Тело в форме блока, руки и ноги выглядят как цилиндры, голова, как обобщённый объём, с торчащим клином носа, рёбра обозначены горизонтальными полосами. Однако, они притягивают взгляд. Вглядитесь в их лица. Они полны силы, в них ясно передана эмоция - страдание, отрешённость или боль, надежда или нежность.

Иоанн Богослов. Фрагмент композиции "Распятие с предстоящими".


Богоматерь. Фрагмент композиции "Распятие с предстоящими".
XVIII-XIX века, Ивановская область. Дерево, левкас, темпера.


Особенно часто в скульптуре представлены образы Ангелов и Херувимов. Они тонки и изящны, у них гармоничные и юные лица. Чаще всего они располагались в ярусах иконостасов, рядом с особо чтимыми иконами, осеняя значимые композиции и сакральные зоны, такие, как Царские врата.

Ангел.
XVIII век, дерево, левкас, темпера, позолота.
Частное собрание.

Отдельный, очень популярный сюжет в церковной скульптуре, это страдания Христа перед распятием, называемый "Христос в темнице" или "Спас Полунощный". Трактовка этого образа отличалась от Западноевропейской. Уходит на второй план физическое страдание. Выделяется именно небесная сущность Иисуса. Он печален и отстранён. Он, как-будто, не замечает ни ударов, ни оскорблений его палачей.

Христос в темнице.
XIX век, дерево, левкас, темпера.
Частное собрание.

Посмотрите поближе на его прекрасное лицо. Оно удивительно живое, при этом такое отстранённое и спокойное.

И ещё одна скульптура "Христос в темнице":

XVIII-XIX века, дерево, левкас, темпера, позолота.
Частное собрание.

Чаще всего такие скульптуры помещали в отдельные ниши. Для них создавали небольшие "темницы", так называемые "преторы", украшали их золочёной резьбой, портьерами и занавесками.

Различные скульптуры могли стоять как отдельно, так и целыми композициями. Вот фотографии фрагментов этих композиций:



Фрагмент композиции "Распятие с предстоящими". Святой Лонгин сотник.
Середина XVIII века, дерево, левкас, темпера, позолота.
Происхождение: трапезная церковь Симонова монастыря в Москве.

Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева.

Фрагмент композиции "Распятие с предстоящими". Бюст воина.
Середина XVIII века, дерево, левкас, темпера, позолота.
Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева.

А вот удивительно красивая дарохранительница. Она исполнена в виде пятиглавого храма. А внутри неё даже устроено подобие церковного интерьера, с алтарной перегородкой и раскрывающимися Царскими вратами. Их изображают створки походного литого складня. Внутри ранее помещались Святые Дары.

И напоследок Царские Врата. На вратах изображена Тайная Вечеря. Христос и его 12 апостолов за столом.

XVIII век, дерево, левкас, темпера, позолота, металл.

Происхождение: иконостас церкви Вознесения Варфоломеевского монастыря в Москве (1729)
Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева.

Немного поближе обе створки:

Вот такая замечательная выставка. Кроме скульптуры, на ней представлено некоторое количество фотографий интерьеров храмов. И все экспонаты снабжены описанием и довольно полными и интересными комментариями.


Очень рекомендуем эту выставку к посещению.

Адрес : ул. Воздвиженка, д.5/25 (по ссылке схема проезда)
Ближайшие станции метро: «Библиотека им. Ленина», «Арбатская»,
«Александровский сад», «Боровицкая»
Время работы :
Залы музея открыты со вторника по воскресенье с 11:00 до 19:00
В четверг - с 13:00 до 21:00.
Касса работает до 18.30.
В четверг - до 20:30.
Цена билета : полный - 100 руб, льготный - 50 руб.
Билет даёт право посещения постоянной экспозиции музея и всех временных выставок.
Подробнее .
Увы, нет каталога выставки, что лично нас очень расстроило.

Заслуженный художник России, скульптор С.М.Исаков - человек, имеющий международное признание. Памятники его работы установлены не только в России, но и в Германии, Испании, Казахстане, Белоруссии. Действительный член Академии художеств, кавалер двух орденов Русской Православной Церкви и ордена Благотворительного Фонда Святителя Николая Чудотворца. Простое перечисление всех его регалий и свидетельств признания самыми разными структурами заняло бы несколько страниц...

По предложению иеромонаха Михаила (Чепеля), при поддержке которого Сергей Михайлович сумел реализовать многие из задуманных им проектов, я встретился со скульптором в Ростове-на-Дону, где он живет, а потом мы съездили в Батайск, где находится его мастерская. Результатом наших бесед, осмотра мастерской и установленных в этих городах памятников, автором которых является С.М.Исаков, стал этот небольшой очерк.


Памятник Святителю Николаю в г. Батайске

Святитель Николай Чудотворец

Скульптуры Святителя Николая Чудотворца занимают особое место в творчестве С.М.Исакова: из 54 памятников его работы 20 посвящены именно этому столь почитаемому в России святому.

Сказалось здесь без сомнения сотрудничество скульптора с Благотворительным Фондом Святителя Николая Чудотворца и его учредителями - Михаилом Ивановичем Чепелем (в настоящее время иеромонахом Михаилом, проходящим свое пастырское служение в представительстве Русской Православной Церкви в Королевстве Таиланд) и Андреем Юрьевичем Быковым. Об этих людях С.М. Исаков говорит очень тепло; рассказывает, что особенно его впечатлило даже не то, что они установили столько памятников Святителю Николаю и другим православным святым.

Отец Михаил и Андрей Юрьевич умеют видеть таланты, многим молодым дарованиям они помогли раскрыться, получить признание. Сергей Михайлович приводит два примера. Слепой мальчик, при поддержке Фонда получивший прекрасное музыкальное образование и в 20 лет ставший лауреатом многих престижных международных конкурсов, игравший гимн на закрытии параолимпийских игр в Сочи в 2014 году. Почти голодавшая талантливая девочка из бедной семьи из сибирской деревеньки, мечтавшая стать художницей, которой Фонд помог в оплате обучения в московском институте и проживания в Москве. А ведь кроме таких локальных, но от этого не менее важных примеров, Фондом был реализован и масштабный проект по поддержке хоровой капеллы мальчиков под управлением заслуженного работника культуры России А.М. Жуковского.

Особенно подкупает скромность отца Михаила, человека блестящего ума и больших духовных дарований, который всем, кто пытается его благодарить, отвечает: «Это не я, это все Святитель Николай».


Памятник Святителю Николаю в г. Алтея (Испания)

Ряд памятников работы С.М. Исакова стоят по периметру границ России, где установить их оказалось возможным. Если посмотреть на карту, на которой отмечены места их установки, то мы увидим, что памятники Святителю Николая создают конфигурацию креста. Внизу мощный «постамент» - Сахалин-Анадырь, это восток. На западе находится памятник в Калининграде. Памятник Николаю Чудотворцу на севере, на Земле Франца Иосифа, соединяется, словно перекладина креста, с памятником Николаю Чудотворцу в городе Майкопе. Своими молитвами Святитель охраняет всю территорию нашей страны, и это больше, чем просто символ. Кстати, памятник на Земле Франца Иосифа является самым северным памятником в мире. Он находится в шестистах километрах от Северного полюса. Так, что согласитесь, что установка памятников не такая уж легкая вещь, как некоторым может показаться. Таких северных памятников два, второй на Новой Земле.

Православная скульптура

А насколько вообще скульптура, как форма прославления Бога, традиционна для Православия? Обычно многие считают, что это что-то католическое. С.М. Исаков с этим утверждением не согласен. В качестве примера приводит сохранившиеся деревянные скульптуры православных святых 18-19 веков, которые есть на Севере (Архангельск), на Урале (Алопаевск) и в других местах. Памятник святому равноапостольному князю Владимиру был установлен в Киеве в 1853 году.

Но главное ведь не в наличии прецедентов, а в том, что Седьмой Вселенский Собор, обосновавший возможность иконопочитания Боговоплощением, тем самым говорит и о возможности православной скульптуры. Ведь какая, в сущности, разница объемное изображение или нет, если в принципе оно возможно? Скульптура та же икона, только объемная. Установленная на открытом пространстве, она доступна верующему круглосуточно.


Памятник Великомученику и Победоносцу Георгию в г. Иваново

Религиозной безграмотностью можно объяснить то, что из-за памятников С.М. Исакова, а особенно Михаила Ивановича Чепеля критиковали за приверженность к католицизму. На самом же деле, у католиков нет традиции установки памятников святым на улицах, их ставят внутри храмов. Самое смешное в этой ситуации, что почему-то памятники других религий, устанавливаемые на площадях, критиками игнорировались, что еще раз показывает их поверхностность. Ведь с большим успехом скульптора и Фонд можно было бы обвинить в следовании традициям, например, буддизма. В восточных странах вообще установка памятников религиозной тематике на площадях, является частью культуры народа.

Совсем иное мнение у тех, кто имеет о религии не поверхностное представление. Установку памятников святым на площадях активно поддерживал Патриарх Алексий ІІ. В личной беседе с Михаилом Ивановичем Чепелем он сказал: «Какое счастье, что я дожил до этого времени, когда Россия украшается куполами храмов и памятниками святым». Не менее активно идею православной скульптуры поддерживает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Меньшее же распространение в Православии скульптурных изображений по сравнению с иконописными, объясняется большей трудоемкостью и затратностью их изготовления. Даже не все страны могут себе позволить широко их устанавливать. И сейчас, когда наука и техника многого достигли, установка памятников в некоторых регионах остается весьма проблематичной. Достаточно вспомнить установку памятника Святителю Николаю высотой двенадцать метров на Чукотке. Чтобы его установить пришлось обращаться в НИИ, для расчета технических характеристик необходимого для памятника постамента и расчета внутренних конструкций скульптуры. Это было связано с тем, что памятник стоит на возвышенном месте, у самого моря и испытывает огромные ветровые нагрузки. Если бы не специальные конструкции, его просто бы снесло, как спичку.

Да и само появление скульптуры представляет собой очень трудоемкий и длительный процесс. Сначала она лепится из пластилина, затем с помощью гипса вокруг фигуры делается форма, в которую потом заливается воск. И лишь после воскового варианта, на котором видны все дефекты, делается бронзовый, при подготовки к литью которого они устраняются. Если статуя большая, то она собирается по частям. Все это кропотливое и сложное действо, занимающее несколько месяцев.

И не всегда все получается так, как хочет автор. А настоящий художник стремится к совершенству даже в ущерб самому себе. Сергей Михайлович показал мне несколько скульптур, которые ему не понравились, и он их переделал, хотя получилось, что из-за этого работал себе в убыток. Но его это не расстраивает: деньги, конечно, важная вещь, но дар творчества, данный Богом - важнее.

Апостолы Петр и Павел на Камчатке

С.М.Исаков рассказывает, сколько сложностей было с установкой памятника святым Апостолам Петру и Павлу в Петропавловске-Камчатском. Местное сообщество архитекторов пыталось навязать для его установки совершенно не подходящее место.

Как раз в это время Камчатку посетил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Святейший Патриарх. Сергей Михайлович поделился с ним своими мыслями о том, что место, которое предлагают выделить под памятник, совсем не подходит. «А вы бы что предложили?» - поинтересовался Владыка. Скульптор сказал, что вот где-то в этом месте памятник хорошо было бы поставить, но точнее он не видит... И митрополит Кирилл вдруг подошел туда, ударил посохом о землю и сказал: «Здесь будет памятник и Богу нашему cлава!»

Закладка камня на месте будущего памятника.

г. Петропавловск-Камчатский

Через некоторое время была встреча с губернатором, убежденным коммунистом. Владыка рассказал ему, как по линии Отдела внешних церковных связей посещал Кубу, где встречался с Фиделем Кастро. Встреча, на которую по протоколу отводилось пять минут, продлилась несколько часов. Кубинский лидер отпустил переводчика, и переводили им хорошо знавшие русский язык племянники руководителя кубинского государства. Темой, изначально заявленной как повод для встречи, было строительство на Кубе православного храма. В ее результате Фидель Кастро заявил, что Куба построит за счет своих средств не маленький храмик, а собор.

Все это очень впечатлило губернатора, который спросил, а как обстоят дела с памятником. Митрополит дипломатично ответил ему, что предлагают хорошее место, но есть лучший вариант... И предложил сходить посмотреть.


Памятник Апостолам Петру и Павлу на Камчатке

Губернатор, когда увидел место, изначально обозначенное Владыкой Кириллом, решил внести свои коррективы: да, можно, но нужно сдвинуть на пять метров влево. А с ним были все руководители коммунальных служб. И оказалось, что влево нельзя, так как там идут коммуникации водоканала. «Тогда на пять метров вправо!» - заявил губернатор. Но и это было невозможно - там шли коммуникации электросети...

Так митрополит Кирилл, ничего об этих сетях не знавший, по какому-то наитию свыше, сразу определил место памятника, которое и было губернатором утверждено. И что интересно: после того как решение главы региона было принято, все архитекторы, раньше выступавшие против установки на этом месте, стали говорить, что всегда были за, только С.М.Исаков неправильно их понял...

Дар творчества

Сергей Михайлович считает, что полученные от Бога таланты нельзя не только зарывать, но и использовать не по назначению. Он категорический противник так называемого модернизма и постмодернизма в изобразительном искусстве. Окончивший в 1985 году с отличием Бельгийскую академию изящных искусств в Антверпене, он рад тому, что учился у традиционных мастеров живописи и скульптуры. В своем взгляде на искусство он совпадает с отцом Михаилом (Чепелем), которого считает для себя большим духовным авторитетом.


Иеромонах Михаил (Чепель)

Отец Михаил удивительно точно умеет видеть многие вещи, его данные как бы вскользь оценки поражают своей глубиной. Сказывается большой жизненный и духовный опыт.

«Бывает, он скажет что-то между делом, и лишь потом приходит осознание того, насколько же это точно подмечено, что делать нужно именно так, а не иначе, - говорит С.М. Исаков. - Одна из его способностей - видеть в других таланты, и помогать им раскрыться. Другое дело, что не все это правильно используют». Сам же скульптор, полученный от Бога талант, посвятил прославлению святых и воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма.

Бюст Спасителя

Одним из шедевров в творчестве Исакова, можно назвать бюст Спасителя. Великолепно удалась передача двух противоположных эмоций, с одной стороны это страдание, скорбь; с другой - всепрощающая любовь к заблудшему и погрязшему в грехах человечеству. Музеи страны с удовольствием приобретают его. Что согласитесь, достаточно редкое явление. О мироточении икон широко известно. А вот чтобы мироточили бюсты, такого еще не было. Бюст Спасителя, работы С.М. Исаков, который находился в епархиальном управлении на Камчатке, при управлявшем тогда епархией архиепископе Игнатии замироточил, что было засвидетельствовано архиереем.

Памятник графу М.С. Воронцову в г. Ейске

Уникальный памятник Сергей Михайлович поставил в городе Ейске, основателю города, графу Воронцову на коне, стоящем на двух ногах. Идея такой конструкции скульптуры хотя и не нова, но ввиду сложности установки и расчетов, таких памятников по всему миру наберется едва ли более двадцати. В динамике он похож на памятник императору Петру І в Петербурге, но там три точки опоры. Конь дополнительно опирается на хвост.

Из пока нереализованных проектов остается памятник Святителю Николаю Чудотворцу в Антарктиде и Аргентине. Православный мир любит этого дивного святого; памятники в самых разных местах планеты - свидетельство этой народной любви.

Открытие памятника А.П. Чехову в Германии

Мы встретились со скульптором, когда он вернулся из Германии с культурно-делового форума «Дни России в Европе», на котором в числе прочих мероприятий прошло торжественное открытие памятника А.П. Чехову работы С.М.Исакова.

У Сергея Михайловича прекрасная семья, двое детей. В трудные периоды жизни, когда он годами сидел без заказов, не хотел размениваться на бездуховные памятники, семья поддерживала. Не было ни упреков, ни ссор. В этот период скульптор много работал над проектами памятников святым, не зная, будут ли они реализованы. Тема в то время явно была бесперспективной. Но что-то в душе было такое, что не останавливало его, и он упорно работал в этом направлении. Сегодня С.М. Исакова вполне можно назвать одним из ведущих скульпторов страны в православной тематике. И об этом говорит не только число установленных памятников.

При работе над образами святых, он не просто лепит схожие портреты, особенно если есть фотографии. Он пытается передать духовную составляющую святого, для чего тщательно изучает жизнь, подвиги его. Не изучив жизнь святого, не приступает к работе над образом. Вероятно, в этом кроется успех его работ.

Хочется пожелать талантливому художнику новых творческих успехов, здоровья и сил для продолжения его такой нужной для России миссии.

Алексей Федотов , доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор Ивановского филиала Института управления

Включайся в дискуссию
Читайте также
Тушенка в мультиварке скороварке редмонд
Шашлык из семги на мангале
Домашний рулет со сгущенкой