Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как погиб броненосец русалка. Броненосные башенные лодки типа «Русалка. Фрагменты из книги «Чёрное море»

Броненосные башенные лодки типа «Русалка»

Постройка и служба

Общие данные

Бронирование

Вооружение

Артиллерия главного калибра:

  • После ввода в строй: 2 - 229-мм обр. 1867 г. и 2 - 381-мм гладкоствольные; c начала 1870-х: 4 - 229-мм обр. 1867 г.; c 1880-х: 4 - 229-мм обр. 1867 г. или обр. 1877 г..

Противоминная артиллерия:

  • С 1890-х: 4 - 87-мм и 5 - 37-мм револьверные.

Построенные корабли

«Русалка», «Чародейка»

Оба корабля спустили на воду 31 августа 1867 года, но установка машин, орудийных башен с вооружением, иного оборудования затянулась и корабли удалось подготовить к плаванию только весной 1869 года - на два года позднее изначально намеченного срока. Учитывая отсутствие в задержке вины подрядчика, штрафные санкции было решено не применять, и более того, фирме были выплачены ее издержки в связи с задержкой строительства - более 70 тысяч рублей. Всего же каждая лодка обошлась казне в 762 000 рублей.

Описание конструкции

Продольный разрез и план палубы монитора «Чародейка»

Корабли представляли собой двухбашенные двухвинтовые мониторы. Стандартное водоизмещение кораблей составляло 1881,7 т, полное – 2100 т, длина по ватерлинии - 62,8 м, ширина - 12,8 м, осадка - 3,36 м, высота надводного борта составляла всего 0,6 м. Форштевень заканчивался тараном длиной 1,4 м.

Корпус

Корпуса кораблей, построенные из «лучших отечественных материалов», набирались по клетчатой («бракетной») системе с двойным дном, ранее опробованной на мониторе «Смерч». Водонепроницаемые переборки делили корпус на 25 отсеков. Железный палубный настил имел толщину 25 мм в средней части и 6-13 мм в оконечностях, покрывался 89-мм сосновыми и дубовыми досками. Также деревом обшивалась нижняя палуба, борта, трюмы, крюйт-камера и бомбовые погреба. На верхней палубе имелись световые и вентиляционные люки с комингсом высотой 457 мм, снабженные боевыми крышками из 25-мм железа. От предусмотренного проектом откидного фальшборта отказались еще на этапе строительства как неэффективного, но для удобства управления между башнями установили мостик шириной 3,6 м с узкими поперечными площадками.

Бронирование

Мониторы имели сплошной броневой пояс по ватерлинии, набиравшийся из двух рядов броневых плит. Высота пояса составляла в середине корабля 2,3 м, при этом на 1,7 м пояс уходил под воду. Толщина пояса составляла 114 мм в середине корабля и утончалась до 95 мм в носу и 83 мм в корме. Плиты пояса устанавливались на тиковую подкладку толщиной 305-457 мм. Орудийные башни были защищены 140-мм броней, боевая рубка 114 мм броней, также на тиковой подкладке.

Броневые плиты новых мониторов были изготовлены Ижорским и Воткинским заводами, что было значительным прогрессом - всего за два года до этого отечественные предприятия не могли массово производить броневые плиты такой толщины, в связи с чем броневая защита мониторов типа «Ураган» набиралась из слоев дюймовой (25,4 мм) брони, а 114-мм броневые плиты для монитора «Смерч» заказали в Англии.

Энергетическая установка

Сечение по корпусу монитора «Русалка»

Мониторы были оснащены двумя горизонтальными двухцилиндровыми паровыми машинами . Проектная суммарная мощность машин должна была составлять 900 л.с., реально же на испытаниях была достигнута мощность 705-786 л.с. Машины питалась паром давлением 1,6 атм от двух огнетрубных котлов. Каждый котел имел четыре топки, дым выводился в общую дымовую трубу диаметром 1,7 м. Машины приводили в действие четырехлопастные винты диаметром 2,6 м. Емкость угольных ям составляла 150 т. Максимальная достигнутая на испытаниях скорость хода «Русалки» составляла 9 узлов, «Чародейки» - 8,5 узлов. Машинная установка была изготовлена в России на заводе Берда, полностью из отечественных материалов (для предыдущих броненосных кораблей чаще всего использовались импортные машины).

Вспомогательное оборудование

Помимо основной машины, имелась вспомогательная машина для привода помп и вентиляторов. На «Русалке» в 1869 году установили вспомогательный паровой котел. Мониторы оборудовались тремя железными мачтами по типу монитора «Смерч», а также тремя якорями (два по 1,52 т и один 1,36 т). Гребные суда размещались по краям мостика, их состав включал в себя десятивесельный катер, шестивесельный вельбот, четырех- и двухвесельные ялы. На «Чародейке» в 1871 году дополнительно установили паровой катер длиной 10 м.

Вооружение

Характеристики артиллерии мониторов типа «Русалка»

Образец 381-мм гладкоствольные 229-мм обр. 1877 г. 229-мм обр. 1867 г. (короткие) 229-мм обр. 1867 г. (длинные) 87-мм обр. 1867 г. 44-мм Энгстрема 37-мм пятиствольные Гочкиса 25-мм четырехствольные Пальмкранца
Калибр, мм 381 229 229 229 86,87 44,25 37 25,4
Длина ствола в калибрах 11,3 22 17,33 20 19,7 23,5 20 38,6
Масса орудия, кг 19 656 15 348 12 711 15 070 360 109,7 209 200
Начальная скорость снаряда, м/с 361/407 471 386 447 306 310 442 447
Масса снаряда, кг 377,1/164,6 113,4 - 126,2 122 - 124 122 - 124 5,74 1,01 0,5 0,3

Главный калибр

229-мм пушка обр. 1867 г. (на бортовом станке Пестича)

Орудия главного калибра устанавливались в двух двухорудийных башнях системы Кольза, преимущества которых по сравнению с примененными на мониторах типа «Ураган» башнями системы Эриксона уже были очевидны. Башенные установки, как и машины, изготавливал завод Берда. Помимо механического привода башня имела в качестве дублирующего ручной привод.

1860-е года были временем быстрого прогресса в области корабельного артиллерийского вооружения, в связи с чем артиллерия главного калибра мониторов неоднократно изменялась. Изначально планировалось вооружить каждый монитор четырьмя 229-мм нарезными орудиями, но их производство задерживалось, и в итоге корабли вступили в строй со смешанным вооружением из двух 381-мм гладкоствольных орудий отечественного производства (в кормовой башне) и двух 229-мм нарезных орудий обр. 1867 года завода Круппа в носовой башне. При этом 229-мм нарезные пушки были переделаны из гладкоствольных орудий и имели длину ствола 17,3 калибра («короткие»). 381-мм гладкоствольные пушки изготавливались на Олонецких заводах, длина ствола составляла 11,3 калибра. В боекомплект входили стальные ядра весом 217-220 кг, ядра закаленного чугуна весом 205 кг и обыкновенного чугуна весом 200 кг. Также имелись бомбы обыкновенного чугуна весом 164,6 кг, снаряженные 4,92 кг взрывчатого вещества (черного пороха).

В 1871-72 годах гладкоствольные пушки были сняты и мониторы получили однородное вооружение из 229-мм «коротких» пушек обр. 1867 г. К 1878-79 годам «короткие» пушки заменили на орудия «нового чертежа» с длиной ствола 20 калибров, производства заводов Круппа и Обуховского. На этом перевооружение не закончилось - пушки обр. 1867 года постепенно переделывались в 229-мм орудия обр. 1877 года , так в 1881 году было решено отправить на переделку пушки с «Русалки». Орудия устанавливались на станках Пестича, изначально спроектированных для 381-мм орудий, угол вертикального наведения составлял от -2 градусов до +8,67 градусов на «Русалке» и от -4 градусов до +7 градусов на «Чародейке». Максимальная дальность стрельбы (для 229-мм пушек обр. 1867 г. «нового чертежа») составляла соответственно 20 и 17 кабельтовых.

Боекомплект 229-мм пушек обр. 1867 г. (по 75 выстрелов на ствол) включал в себя снаряды со свинцовой оболочкой весом 122-124 кг, начальная скорость 447-409 м/с. Снаряды обыкновенного чугуна снаряжались 3,5-4,5 кг черного пороха и имели ударную трубку. Снаряды закаленного чугуна (бронебойные) снаряжались 0,8 кг черного пороха, взрывателя не имели. Также имелась картечь весом 79,4 кг (72 пули). В боекомплект 229-мм орудий обр. 1877 г. входили снаряды с двумя медными поясками. Снаряд обыкновенного чугуна весил 113,4 кг, вес ВВ - 5,02 кг. Снаряды закаленного чугуна и стальные весили 126,2 кг. Начальная скорость снаряда составляла 471 м/с. (на крышах башен) и пять 37-мм револьверных пушек (на мостике и верхней палубе).

Экипаж

Экипаж мониторов состоял из 12-13 офицеров и 160-178 унтер-офицеров и матросов.

Модернизации и переоборудования

За время службы мониторы прошли ряд модернизаций. Помимо неоднократной замены артиллерии главного калибра и установки вспомогательных орудий в 1870-74 годах в конструкцию внесли ряд изменений, обусловленных опытом эксплуатации. Была обеспечена герметичность иллюминаторов на люках, установлены два путевых компаса, переделали штурвалы, заменив железные детали медными, на верхнем штурвале для облегчения работы рулевых добавили еще одно колесо, сделали краны для перепуска воды в междудонном пространстве (последнее исправление было сделано по опыту навигационной аварии на «Русалке» в 1869 году, когда лодка едва не затонула). В 1878 и 1891 годах на обеих кораблях заменили паровые котлы.

Оценка проекта

Мониторы типа «Русалка» вполне отвечали своему прямому предназначению - береговой обороне Финского залива во взаимодействии с береговыми батареями. Постройка кораблей полностью из отечественных материалов была существенным шагом в развитии отечественного броненосного кораблестроения.

В качестве недостатков проекта отмечалась недостаточная мореходность, которая привела к гибели «Русалки» во время шторма. При волнении в 1-2 балла и небольшой скорости вода заливала верхнюю палубу, проникая через различные отверстия и неплотности внутрь корабля. Возможность ведения огня на волнении была сомнительной; при стрельбе на острых курсовых углах повреждались ограждения люков на верхней палубе. Корабли практически не реагировали на перекладку руля до 20 градусов, маневрирование требовало много времени и напряженной работы рулевых.

Примечания

Литература

  • Первые русские мониторы (сборник статей и документов) . - Боевые корабли мира. - Санкт-Петербург: Галея Принт, 2002. - 84 с.
  • С. С. Бережной. Броненосные и линейные корабли. Канонерские лодки. Справочник . - Москва: Военное издательство, 1997. - 312 с. - ISBN 5-203-01671-2
  • Л. И. Амирханов. Артиллерия российских мониторов . - Морское оружие. - Санкт-Петербург: Издательство «Гангут», 1998. - 32 с.
  • А. Б. Широкорад. Энциклопедия отечественной артиллерии . - Минск: «Харвест», 2000. - 1188 с. - ISBN 985-433-703-0

Галерея изображений

История мореплавания полна трагических страниц. Горькая чаша не обошла стороной и российский флот. Одной из "печальных случайностей" стала гибель броненосной лодки "Русалка" со всем экипажем во время шторма в 1893 году при переходе из порта Ревель в Гельсинфорс (Хельсинки).

Броненосная лодка "Русалка"

Жизнь "Русалки"

История создания броненосной лодки "Русалка" и ее тридцатилетняя военная служба стали своего рода отражением истории мирового военно-морского флота конца XIX века. Этот период ярко выражен жестокой борьбой империй и постоянной готовностью к войне, а также жесткой конкуренцией технологий в освоении новых знаний в век пара и машин.

Политическое напряжение, вызванное попытками Англии не допустить доминирования России после поражения в Крымской войне, привело к неминуемому кризису во всем мире. Появление русских маршевых рот в Средней Азии и английской экспансии в Афганистане, крейсеров Российской империи на британских коммуникациях и подписание Русско-китайского договора, а также угроза появления британского флота на Балтике - все это потребовало от русских морских руководителей принятия новой кораблестроительной программы и создания серии броненосцев, способных защитить от неприятеля подходы к Санкт-Петербургу.

В ходе реализации "броненосной" программы Морское Адмиралтейство 14 января 1865 года подписало контракт с подрядчиком Кудрявцевым о постройке двух броненосных башенных кораблей из железа. За основу был взят проект боевого корабля шифр "F" английской фирмы "Митчелл и К°", полностью переработанный инженерами МТК. 29 мая 1865 года на стапелях Галерного острова судостроители произвели закладку килей для кораблей, которые впоследствии получили названия "Русалка" и "Чародейка", что вызвало скандал со стороны православной церкви, которая в результате отказалась освящать корабли с языческими наименованиями.

31 августа 1867 года корабли были спущены на воду, а уже весной 1869 года были готовы к плаванию. Корпуса кораблей типа "Русалка" были построены по клетчатой системе с двойным дном. Киль набирался из листов размером 610 на 14 мм, шпангоуты - из "углового" железа 102 на 76 на 10 мм. Люки на верхней палубе с комингсами имели высоту 457 мм и снабжались 25 мм боевыми железными и штормовыми деревянными крышками. Форштевень оканчивался тараном с выступом 1,4 м. Броня бортового пояса состояла из двух рядов плит и имела толщину 1,7 м в воде, 95 мм в носу и 83 мм в корме.


Для защиты от заливания верхней палубы, располагавшейся на расстоянии чуть больше полуметра от ватерлинии, проектом предусматривалось устройство откидного фальшборта по всему периметру палубы. Однако эффективность такого механизма в дальнейшем не подтвердилась, и фальшборт в 1867 году был снят, а для удобства управления между башенными орудиями был установлен мостик шириной 3,6 м с узкими поперечными площадками для "походных фонарей" и "бросания лота". По краям мостика размещались спасательные шлюпки: десятивесельный катер, шестивесельный вельбот и двухвесельные ялики. Комингсы люков между башнями были доведены до уровня мостика, фальшборт был заменен леерным ограждением.

После серии ходовых испытаний для броненосной лодки "Русалка" началась боевая служба под командованием адмирала Бутакова.

Одновременно с техническим прогрессом военный корабль "Русалка" совершенствовал свои мореходные качества и модернизировал вооружение. В 1871 году орудия главного калибра были заменены на нарезные орудия калибром 229 мм, претерпела изменения также установка противоминной артиллерии. В 1891 году было произведено переоснащение котлов. Но в 1869 году с броненосной лодкой "Русалка" произошла авария, указывающая на опасность плавания монитора и несовершенства ее водоотливной системы. Событие стало началом поисков совершенных систем в вопросах непотопляемости адмиралом Макаровым - великим знатоком кораблестроения.

С 1892 года броненосные лодки "Русалка" и "Чародейка" были отнесены к классу броненосцев береговой обороны. Корабли, находившиеся в длительных походах, стали привычными на Балтике, что и способствовало гибели броненосной лодки "Русалка". 7 сентября 1893 года, покинув порт Ревель, броненосный корабль взял курс на Гельсинфорс на зимнюю стоянку. Через несколько часов на море поднялся сильнейший шторм с силой до 8 баллов, в результате чего корабль был залит волнами. Система водоотлива не справилась со своей задачей, и броненосная лодка "Русалка" ушла на дно Балтийского моря.


Памятник погибшим морякам броненосной лодки "Русалка" в Таллине


Память 166 матросов и 12 офицеров боевого корабля увековечена поставленным в Таллинне монументом и многочисленными спусками к кораблю водолазами легендарной группы ЭПРОН, которые "открыли" его спустя десятилетия, в 1932 году. Броненосные лодки типа "Русалка" были последними и наиболее совершенными кораблями береговой обороны на Балтике с минимальной высотой полностью бронированного надводного борта. В ходе их постройки и эксплуатации определилась необходимость совмещения надежной защиты с достаточными мореходными качествами. Решение этой проблемы нашло отражение в последующих типах броненосных кораблей - фрегатах.

Технические характеристики броненосной лодки "Русалка"

Длина - 62,9 м;
Ширина - 12,8;
Водоизмещение - 1871 тонн;
Скорость - 9 узлов;
Осадка - 3,3 м;
Бронирование - борт 83-114 мм, башни - 114 мм
Механизмы - 1 паровая машина, 2 котла, 876 л.с. 1 винт
Экипаж - 178 человек.

Вооружение:
Орудия 229 мм - 4;
Орудия 87 мм - 8;
Орудия - 37 мм - 5.

Гибель "Русалки"

Башенная броненосная лодка "Русалка" заложена в 1866 году на Галерном острове в Санкт-Петербурге. Спуск на воду состоялся 31 августа 1867 года. В составе флота с 1868 года, приписана к броненосной эскадре Балтийского флота. В летнюю кампанию 1869 года на "Русалке" служил С.О. Макаров. В конце кампании произошла на лодке первая авария, едва не закончившаяся гибелью корабля. Следуя в шхерах, "Русалка" коснулась правым бортом подводного камня. Образовалась течь в носовое отделение, которую удалось устранить только с помощью водолазов после посадки носовой части корабля на мель. Изучив причины аварии "Русалки" и других кораблей, С.О. Макаров в 1870 году опубликовал в "Морском сборнике" работу "Броненосная лодка "Русалка". Исследование плавучести лодки и средства, предлагаемые для устранения этого качества". В своей работе Макаров предложил ряд средств для борьбы с подводными пробоинами (в том числе пластырь из парусиновых матов), одобренные и принятые Морским министерством.


1 февраля 1892 года броненосная лодка "Русалка" перечислена в разряд броненосцев береговой обороны. Входила в состав учебно-артиллерийского отряда Балтийского флота. В 8 часов 40 минут 7 сентября 1893 года броненосец "Русалка" под командованием капитана 2 ранга В.Х. Иениша вышел из гавани Ревеля, имея приказ следовать в Гельсингфорс и далее в Бьерке соединённо с канонерской лодкой "Туча". В пути, в районе Ревельштейнского плавучего маяка, из-за девятибалльного шторма и тумана корабли потеряли друг друга из вида. Командир лодки "Туча" капитан 2 ранга Н.М. Лушков вопреки приказу следовать соединённо с "Русалкой" принял решение следовать далее и в 15 часов 7 сентября 1893 года "Туча" прибыла в Гельсингфорс.

Лушков в телеграмме командиру учебно-артиллерийского отряда контр-адмиралу П.С. Бурачеку не упомянул об отсутствии "Русалки", а также не доложил об этом командиру Свеаборгского порта. 8 сентября Лушков отправил новую телеграмму Бурачеку с запросом, ожидать ему "Русалку" или следовать в Бьерке, но эта телеграмма не дошла до адресата. В свою очередь, контр-адмирал Бурачек после получения первой телеграммы от Лушкова не предпринял никаких мер для установления судьбы "Русалки" и 8 сентября вышел с оставшимися кораблями учебно-артиллерийского отряда "Первенец" и "Кремль" из Ревеля в Бьерке, куда прибыл утром 9 сентября.

В Бьерке Бурачек также не принял мер по установлению местонахождения "Русалки" и "Тучи". В это время лодка "Туча" находилась на пути из Гельсингфорса в Бьерке. Зайдя в порт Роченсальма, Лушков отправил телеграмму Бурачеку, ждать ли ему "Русалку" или следовать дальше. Получив эту телеграмму 10 сентября, Бурачек запросил Гельсингфорс, прибыла ли туда "Русалка", и только после этого уведомил о пропаже броненосца Главный морской штаб, где уже было известно о судьбе "Русалки" от командиров Свеаборгской крепостной артиллерии, Свеаборгского и Ревельского портов.

Первые сведения о "Русалке" были получены в Свеаборгском порту поздно вечером 9 сентября от гельсингфорсского полицмейстера, который сообщил об обнаружении на одном из островов Кремаре шлюпки с трупом матроса 2 статьи Ивана Прунского. 10 сентября на острове Сандхамн были обнаружены несколько разбитых шлюпок и деревянные обломки, а также другие предметы с броненосца "Русалка", о чём сразу было доложено в Главный морской штаб. 11 октября 1893 года Высочайшим приказом броненосец береговой обороны "Русалка" был исключён из списков кораблей Российского императорского флота. В 1900 году был создан комитет по сбору пожертвований на сооружение памятника броненосцу "Русалка", а к девятой годовщине со дня гибели корабля в Ревельском приморском парке Кадриорг Амандусом Адамсоном воздвигнут монумент в виде бронзового ангела, стоящего на гранитном постаменте с надписью: "Россіяне не забываютъ своихъ героевъ мучениковъ".

В январе 1894 года состоялся военно-морской суд по делу о гибели броненосца "Русалка". В ходе судебного разбирательства были сделаны предположения о причинах гибели корабля, а также выдвинуты обвинения против командира учебно-артиллерийского отряда контр-адмирала П.С. Бурачека и командира канонерской лодки "Туча" капитана 2 ранга Н.М. Лушкова. Приговор суда, объявленный 14 февраля 1894 года, и утверждённый 28 февраля императором Александром III, гласил:

"Контр-адмиралу Павлу Степановичу Бурачеку, 56 лет от роду, за недостаточную осторожность в выборе погоды для отправления броненосца "Русалка" и лодки "Туча" в море, противозаконное бездействие власти и слабый надзор за подчинёнными объявить выговор в приказе, а командира лодки "Туча", капитана 2 ранга Николая Михайловича Лушкова, 39 лет от роду, за неисполнение приказаний начальника по небрежности и за противозаконное бездействие власти отрешить от должности..."

Причины гибели

Выдвинутые в ходе следствия версии о причинах гибели броненосца сводились к следующим: корабль мог быть залит волнами после потери управляемости или получил пробоину при ударе о подводные камни. Предположения о гибели из-за плохого технического состояния корабля, взрыве котлов или взрыве в помещении с боезапасом были отклонены как несостоятельные. Суд в своём решении закрепил эти предположения.

Писатель К.Г. Паустовский, общавшийся с водолазами Экспедиции подводных работ особого назначения, участвовавшими в поисках затонувшего броненосца, на страницах книги "Чёрное море" (рассказ "Горох в трюме"), выдвинул свою версию катастрофы:

"Осенью над Финским заливом часто проходят короткие бури. Начинаются они в полдень и бушуют до вечера. "Русалке" надо было выйти на рассвете, чтобы проскочить в Гельсингфорс до полудня. Но адмирал приказал выходить в девять часов утра, и броненосец не посмел ослушаться.

По обычной в царском флоте небрежности "Русалка" забыла на берегу деревянные крышки, которыми задраиваются во время шторма входные и световые люки. В десять часов утра сорвался шторм силой в девять баллов. "Русалку" начало заливать.

Когда начался шторм, вся команда спряталась внутри броненосца. Огромные волны били в корму корабля и перелетали через низкую палубу, ломая надстройки. Они вливались в открытые люки и горловины. О том, чтобы выйти на палубу, нечего было и думать - она вся скрылась под бушующими волнами.

Оставшиеся на верхнем мостике командир и штурвальные были крепко привязаны канатами к поручням.

Волны усиливались. Они начали перехлестывать через мостик. Вода попадала в трубы. В закупоренном броненосце, наполнявшемся водой, не хватало воздуха. Тяга в трубах упала, и машина начала сдавать. Это привело к тому, что волны обгоняли корабль и разрушали всё, что находилось на палубе.

Броненосец всё больше и больше набирал воду. Наконец водой залило топки, и машина встала. Тогда "Русалку" повернуло бортом к волне, опрокинуло, и броненосец пошёл ко дну. Ни один человек не выплыл, потому что люди были или привязаны к поручням, или закупорены в стальной коробке броненосца."

Поиски "Русалки"

Поиски "Русалки" и команды начались 10 сентября 1893 года в районе Эрансгрундского плавучего маяка как предполагаемого места гибели корабля. Поиски, в которых участвовали 15 судов, продолжались 37 дней (до 16 октября) и были приостановлены в связи с наступившими заморозками и зимними штормами. В ходе поисков были обнаружены различные предметы и детали надстройки "Русалки". Ни один из офицеров и матросов спасён не был, место гибели броненосца обнаружить не удалось.

В июне-августе 1894 года предпринимались попытки поиска затонувшего броненосца "Русалка" с использованием водолазов, тралов и буксируемого самоходным судном воздушного шара с наблюдателями, однако положительного результата они не дали, и 15 августа 1894 года поиски были официально прекращены.

В 1932 году водолазы Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН), ведшие поиски затонувшей в 1931 году подводной лодки №9, сообщили об обнаружении лежащего на дне корпуса неизвестного корабля. О том, что этот корабль является "Русалкой", сообщалось в статье Л.В. Ларионова "Гибель "Русалки" и её поиски" и в воспоминаниях бывшего руководителя ЭПРОН Н.П. Чикера. И. Гольдман, изучивший архивное дело экспедиции по поиску подводной лодки №9, хранившееся в Центральном Государственном архиве Военно-Морского Флота СССР, не обнаружил в нём сообщений об обнаружении броненосца "Русалка" в 1932 году.

В июле 2003 года эстонское исследовательское судно "Маре" (капитан Велло Мясс) обнаружило на дне Финского залива затонувший корабль, после спуска водолазов опознанный как броненосец "Русалка". Корабль обнаружен южнее района поиска в 1893-1894 годах и места, указанного в статье Ларионова. Броненосец не лежит на грунте, а стоит вертикально на глубине 74 метров, кормой вверх, наполовину погружённый в ил, в 25 километрах южнее Хельсинки. Эстонскими кинодокументалистами снят фильм "Тайна "Русалки".

Памятник броненосцу «Русалка» появился в Таллине в 1902 г. До недавнего времени экскурсоводы заканчивали свой рассказ словами: «В мирное время военный корабль вместе с экипажем бесследно исчез в водах Финского залива. Вот уже более ста лет этот случай остаётся загадкой»

Загадка "Русалки" - фильм, который так и не был показан в Эстонии.

В конце июля 2003 года в 25 милях южнее Хельсинки эстонская экспедиция под руководством исследователя Велло Мясса обнаружила в финских экономических водах уникальный объект, поиски которого продолжались 110 лет: броненосец береговой обороны Учебно-артиллерийского отряда Российского императорского флота «Русалка». Да-да, того самого пропавшего корабля, памятник которому стал одной из самых ярких достопримечательностей Таллина! Гибель броненосца в сентябре 1893 года унесла жизни всего экипажа из 177 человек.

Когда в 1902 году, на девятую годовщину гибели корабля, в Ревеле был поставлен знаменитый памятник «Русалке», вместе с ним родилась легенда: через сто лет и один год позолоченный крест, которым ангел осеняет все уходящие в море корабли, укажет дорогу к тем, кто лежит в морской пучине. Правда, при одном условии - если к тому времени останется на земле хоть один скорбящий. Может, поэтому, у российских моряков всех поколений сложилась традиция: оказавшись в Ревеле (Таллине), навестить «Русалку», совершая один и тот же обряд. Полагалось обойти памятник вокруг и прочесть все имена членов погибшего экипажа - и офицеров, и простых матросов.

Памятник был установлен в конце июля 1902 года (потом еще около месяца продолжались отделочные работы). С момента установки Таллинской «Русалки» прошел ровно сто один год. Экспедиции Велло Мясса оставалось работать всего пару дней, исследовательское судно «Маре», принадлежащее эстонскому морскому музею, должно было возвратиться в Таллинский порт. Квадрат, который прочесывали эстонские специалисты, был выбран после долгой работы в архивах и представлялся наиболее вероятным местом нахождения «Русалки». Надо ли говорить, что после более чем вековых поисков, производившихся самыми разными командами и отрядами, шансов найти бесследно пропавший корабль было очень немного.

Однако когда на экране сонара появилось темное изображение странной формы, предчувствие подсказало членам экипажа, что «тень золотого креста» указала-таки легендарную могилу. На следующий день штормило, и погружения пришлось отложить. Однако ни о чем другом экипаж думать не мог, снова и снова возвращаясь к разглядыванию сонарных снимков. На глубине в 74 метра кормой вверх, почти вертикально (примерно под тем же углом, под которым держит свой крест ангел над памятником), возвышался мертвый корабль. Первое же погружение эстонских водолазов Кайдо Перемееса и Индрека Острата подтвердило предположение: это «Русалка».

Погружение к "Русалке" в Балтийском море

«Корабль стоит почти отвесно, как тридцатиметровый дом, необычайно глубоко уйдя острым носом в глинистое дно. Мы исследовали корму, левый борт, правый. Стараясь не запутаться во множестве тралов, обмотавших «Русалку», тихо двигались вдоль броненосца и поражались тому, как прекрасно он сохранился. Под сильными прожекторами ярко блестели ходовые винты со специфической формы, изогнутыми лопастями. Мы снимали подводной камерой все, что видели: чистый и крепкий корпус, иллюминаторы, световые люки,» - рассказывают водолазы.

Финнские водолазы на месте крушения "Русалки"

Спустя несколько дней собранные материалы и фотодокументы Велло Мясс передал российскому посольству в Эстонии: «Мы не проникали внутрь корабля, - подчеркнул он. - Подводная могила осталась неприкосновенной. Но собранных сведений достаточно для того, чтобы сделать окончательное заключение. Совпадают все параметры, длина и ширина корабля, равно как и увиденные детали говорят о том, что ошибка практически невозможна. В идентификации «Русалки» нам помогали и финские водолазы, пришедшие к такому же заключению, что и мы. «Русалка» успела пройти две трети пути от Ревеля к Гельсингфорсу, когда случилась трагедия, подводная могила расположена в финских экономических водах. Решать дальнейшую судьбу находки будет российская сторона, это боевой корабль, и члены его экипажа служили на Императорском флоте (Финляндия в те времена, как и Эстония, входила в состав Российской империи)».

Поиски, начатые осенью 1893 года, завершились только к сентябрю 2003. Ровно 110 лет… На третий день после гибели «Русалки», десятого сентября, об ее исчезновении стало известно высшему морскому начальству России, после чего начались поиски. Время было потеряно. Первые неутешительные вести пришли весьма необычным образом - с суши. Гельсингфорский полицмейстер сообщил в Свеаборгский порт, что на берег выбросило шлюпку с трупом матроса. Позже нашлись и остальные шлюпки с «Русалки», пустые и не использовавшиеся (судя по тому, что уключины не были вставлены), их просто смыло волной во время крушения. Гибель боевого корабля в мирное время повергла Россию в шок, по стране прокатилась волна возмущения. Единственный обнаруженный труп, израненное тело матроса Ивана Прунского - очевидно, вахтенного, находившегося в момент катастрофы наверху - ничем не способствовал выяснению причины аварии.

Броненосец "Русалка" и его капитан

В Москве и Петербурге поднялась мощная газетная кампания, было объявлено о сборе пожертвований семьям экипажа броненосца, звучали требования разыскать следы «Русалки». До 16 октября, 37 дней, пятнадцать различных судов прочесывали последний отрезок пути исчезнувшего корабля. Страна ещё надеялась, что кто-то остался в живых. Содержание многих статей сводилось к словам: «Народ должен знать правду». Как впоследствии выяснилось, высочайшим повелением Александр III гораздо раньше констатировал потерю броненосца, и экипаж «Русалки» был вычеркнут из списков отряда.

К небольшому финскому островку прибило только матросскую бескозырку с надписью «Русалка», да много спасательных кругов. Но Россия своих моряков не забыла. В начале лета 1894 года под давлением общественности поиски возобновились, была создана комиссия, рассмотревшая множество предложенных проектов и организовавшая работы. Специальные группы исследовали побережье, Морское министерство дало указание начать активные действия на море. Журналисты того времени возмущались тем, что ход операции держится в тайне, и предполагали, что поиски ведутся спустя рукава. Ни водолазы, ни представители Кронштадского воздухоплавательного отряда, пытавшиеся обнаружить броненосец с воздушных шаров, буксировавшихся небольшими судами, ничего не нашли - и при этом их обязали хранить молчание.



Часть экипажа броненосца

В своих дневниках начала ХХ века один из современников (некто С.Р.Минцлов) сделал любопытную запись. На наш взгляд, она заслуживает дословного цитирования: «6 февраля. Разговаривал с одним из моряков, участвовавшего в поисках (и отыскавшего) погибшаго несколько лет тому назад от собственной ветхости броненосца «Русалку». В городе ходили тогда рассказы, что не подняли ея только оттого, что пришлось бы отдать под суд все высшее морское начальство, до того корпус судна был ветх и так мошеннически был он построен. Моряк подтвердил все дословно. По той же причине погиб в свое время и «Гангут». Моряк этот штурман торговаго флота, человек заслуживающий безусловного доверия, утверждает, что ремонты этих судов, хорошо известных ему, производились на бумаге, на деле же их только перекрашивали снаружи. На «Гангуте» вечно работали машины, выкачивая воду, просачившуюся во все пазы. В точно таком же состоянии, говорят, находится и вся прочая береговая оборона наша, в роде разных «Адмиралов» и «Не тронь меня». Последнее имячко занятное: «не тронь меня, сам развалюсь», - так переиначивают его моряки…»Трудно сказать, чего здесь больше: откровенного «революционного» злопыхательства или неправды. Это история из того же разряда, что и уверения некоторых современных нам российских «специалистов» о том, что броненосный монитор «Русалка» не был освящен при спуске на воду! Дескать, православному духовенству не по нраву пришлись отдающие бесовщиной имена «Русалка» и «Чародейка». Вранье! Одна бабка, получается, сказала, а советская историография добрых семь десятилетий на все лады повторяла идеологически устраивающую ее дурную сказку. Да. Стара была «Русалка», но не стоит преувеличивать ее ветхость. Честный и принципиальный офицер русского флота (а именно таковым был В.Х.Иениш, последний командир броненосца) просто бы не допустил выхода «ветхаго» корабля в этот осенний рейс.


Однако, вернемся к поискам. В 1932 году было неожиданно объявлено, что «Русалку» отыскала Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН), «охотившаяся» на затонувшую советскую подлодку «номер 9». Однако сведения не подтверждались документами экспедиции, а экипаж «Маре» этим летом обнаружил броненосец примерно в трех милях от указанного «Эпроном» места. Тем не менее, говорилось в тридцатые годы о находке много. Писатель Константин Паустовский, узнав об этом, включил рассказ о «Русалке» в свою знаменитую повесть «Черное море» (по содержанию, водолаз Черноморского флота, участвовавший в балтийской экспедиции, рассказывает автору о поисках) и выдвинул свою версию случившегося. Работал Паустовский над произведением в 1935 году, а потому основной упор сделал на то, чтобы показать преимущества советского флота над имперским и опять же заклеймить недостатки царизма. «Гибель двухсот моряков была неотделима от бездарной эпохи, - писал он. - Здесь смешалось все - трусость и глупость начальников, безалаберщина и тупое равнодушие к живому делу и людям. Царь выслушал доклад морского министра. На рапорте о гибели «Русалки» он, размашисто и не задумываясь, написал синим карандашом: «Скорблю о погибших»....

Основным свидетелем и, одновременно, обвиняемым по делу о «Русалке» проходил тридцатидевятилетний капитан второго ранга Николай Михайлович Лушков.
«По мере приближения к Ревельштейнскому маяку ветер и волнение моря усиливались с каждою минутою, - свидетельствует кавторанг. - Сигнал о возвращении, который должен был последовать с броненосца «Русалка», ожидал, и наблюдатели внимательно следили за всеми ее движениями. Конечно, трудно было лодке «Туча» идти против ветра и волнения, но до маяка, в случае приказания, я еще смог бы попытаться сделать это. Ревельштейнский маяк я прошел около 11 часов, и, видя, что броненосец «Русалка» намного отстал от меня, приказал уменьшить ход, так как из-за наступившей пасмурности сигналы, если они и делались в это время, нельзя было разобрать. В 12 часов, ровно в полдень, пошел частый, но мелкий дождь. Сразу наступила мгла, которая пеленой закрыла броненосец, и с тех пор никто его больше не видел. Предоставленный самому себе, я не думал больше о возвращении; при усилившемся ветре (8 баллов) и волнении машины лодки «Туча» не могла бы уже выгрести, да и лодка подвергалась опасности быть залитой... «Туча» взлетала на вершину волны, нос или корма ее по очереди поднималась кверху и потом стремглав как бы летела в пропасть. Одним словом, было такое состояние моря, при котором ни один командир, даже если у него часть команды упадет в море, даже не подумает спасать ее, чтобы не увеличить число и так уже погибших. Чувствуя себя совершенно бессильным при подобных условиях быть чем-то полезным для броненосца «Русалка», я решил дать полный ход машине и все внимание обратил исключительно на сохранение вверенной мне лодки и ста человек команды».

Обвинение с доводами Лушкова не согласилось, и выступивший на суде контр-адмирал Скрыдлов заклеймил его весьма сурово. Если внимательно прочесть текст этой речи, можно почувствовать себя в роли проницательного детектива, улавливающего ряд показательных нюансов адмиральской филиппики. Явно пытаясь приписать командиру «Тучи» все грехи, как того хотелось руководству флота, Скрыдлов все-таки не может задушить в себе взгляд реалиста-моряка, постоянно «снижая» высоту предъявляемых обвинений: «Я не признаю в данном случае таких обстоятельств, которые устраняли бы всякую надежду хотя бы подобрать из воды погибавших людей. Но если бы даже «Туча» не имела возможности оказать прямую помощь, то капитан Лушков, присутствуя при ее гибели, избавил бы флот и все общество от чувства неизвестности о причинах этого ужасного случая... При другом образе действий капитана Лушкова сомнения были бы рассеяны, они уступили бы место чувству сожаления о жертвах неизбежной в морской службе катастрофы. Капитан Лушков объяснил бы нам если не действительную, то, по крайней мере, возможную причину гибели «Русалки» и указал бы место ее гибели».

Начав с заявления о том, что в любых обстоятельствах следовало спасать «Русалку», Скрыдлов заканчивает признанием, что Лушков, останься он на месте, даже действительной причины гибели броненосца не смог бы указать. Однако Лушков был опозорен, суд пришел к выводу, что он повел себя крайне недостойно. Много говорилось и о том, что на борту «Тучи» во время перехода находилась молодая жена кавторанга, которую он рискнул взять с собой. Якобы за ее жизнь больше всего опасался Лушков, «убегая» от терпящего бедствие броненосца. Николай Михайлович был уволен со службы - и никогда на нее не возвратился. В 1979 году автор одной из брошюр И. Гольдман писал: «Некоторые сведения... удалось получить от его (Лушкова) невестки Веры Сергеевны Лушковой, проживавшей в Таллине. Бывший командир «Тучи»... после увольнения с военно-морской службы жил сначала в городе Нахичевань, а позднее работал в Ростове-на-Дону начальником речного порта. Н. Лушков скончался в отделении для умалишенных Кронштадского военного госпиталя...».

«Взвешивая все обстоятельства, можно понять, насколько ограничен для меня был выбор погоды для отправления «Русалки» и «Тучи», когда на шее висели еще «Первенец» и «Кремль» с их старыми котлами, с которыми при их слабых машинах предстояло прокачаться в море не менее 25-30 часов,» - заявил контр-адмирал Бурачек, которому впоследствии объявили выговор.

Комиссия пришла к выводу, что корабль погиб в результате шторма, однако мнения экспертов во многом разделились. Судостроители склонялись к тому, что все случилось из-за остановки машины - «Русалку» могло развернуть бортом к ветру и перевернуть: корпус накренился на один борт и зачерпнул низким бортом большую массу воды, которая затем через открытые люки, а также зазоры башен и дымовых кожухов попала в жилую палубу. В то же время на судебном заседании был зачитан акт недавнего осмотра корабля, где значилось, что «водоотливные средства на броненосце исправны и более чем достаточны, чтобы удалить воду, которая набиралась от течи через броневые болты и т.п.».

Контр-адмирал Скрыдлов полагал, что из-за порчи руля «Русалка» потеряла управляемость, и допускал, что броненосец напоролся на подводную скалу и получил пробоину. Однако для того, чтобы плоскодонная «Русалка» с ее малой осадкой напоролась на камень, он должен был быть очень заметным - и, тем не менее, по какой-то причине упущенным из виду при дневном освещении. Ряд предположений других членов комиссии основывался на том, что корабль погиб в результате взрыва котла или взрыва в артиллерийском погребе. Но были представлены документы о том, что перед самым походом капитан Иениш потребовал выполнить ряд дополнительных работ по механизмам, тогда же на корабль поставили новые котлы.

Ни одна из версий не была полностью удовлетворительной, к тому же существовали некоторые таинственные обстоятельства. История с люками, например, до сих пор остается загадкой. Судя по тому, что «Русалка» не могла догнать «Тучу», она шла с закрытыми люками. Об этом же говорит то, что тела членов экипажа (кроме тела вахтенного) не были найдены - равно как и предметы из внутренних помещений броненосца. Но Константин Паустовский, например, пишет: «По обычной в царском флоте небрежности «Русалка» забыла на берегу деревянные крышки, которыми задраиваются во время шторма входные и световые люки». Кстати, дальше, противореча себе, знаменитый писатель объясняет: «Волны усиливались, они начали перехлестывать через мостик. Вода попала в трубы. В закупоренном броненосце, наполнявшемся водой, не хватало воздуха. Тяга упала...».

Причиной гибели броненосца комиссия назвала совокупность обстоятельств: недостаточно правильную оценку погодных условий перед выходом в море; поздний выход «Русалки» из порта и - третье - нерешительность кавторанга Иениша, который мог повернуть обратно, увидев признаки надвигающегося шторма. Таким образом, в утвержденном императором приказе, практически главным виновником трагедии становился погибший Иениш. Любопытно, что никто из знавших капитана броненосца о его «нерешительности» не упоминает, напротив, много говорится о том, что Виктор Христианович был человеком исполнительным, твердым и весьма искусным в своем деле.

Находка, сделанная Велло Мяссом, может поставить последнюю точку в запутанном и крайне тяжелом расследовании. Дополнительное изучение корпуса корабля поможет, вероятно, установить, по какой причине произошла трагедия и почему никто из экипажа не спасся. «Мы гарантированно нашли броненосец. Он настолько своеобразен, что его нельзя спутать ни с каким другим судном, - сказал капитан эстонского исследовательского судна «Mare» Велло Мясс. - Корабль вошел в глинистый грунт почти вертикально. Он находится в хорошем состоянии, корпус не разломался, при погружении в воду отвалилась только одна орудийная башня…»


По материалам

7 сентября 7410 лета или 20 сентября 1902 года по новому стилю, в девятую годовщину исчезновения русского броненосца «Русалка», в Ревеле - ныне это уже столица Эстонский Республики город Таллин состоялось торжественное освящение знаменитого памятника Русалке.


Экипаж Русалки.

Из воспоминаний очевидцев открытия памятника «С утра на берегу моря, на бульваре, стал собираться народ. Все промокли от дождя и шквалистого ветра. Море было особенно бурным и невольно напоминало грозным видом о ненастном дне, когда исчезла сама «Русалка». Вокруг памятника был выстроен почетный караул из всех частей войск, находящихся тогда в Ревеле. На правом фланге находилась прибывшая из Кронштадта депутация учебно-артиллерийского отряда и 16-го флотского экипажа, к которым принадлежал экипаж погибшего броненосца. В 12 часов дня к памятнику прибыли губернатор, адмиралы, представители дворянства, высокие чиновники города, представители всех учреждений и ведомств, учащиеся всех школ с учителями и родственниками погибших моряков. В половине первого, по прибытии министра Тыртова и адмирала Авелина, послышалась команда снять с памятника завесу. Наступил торжественный момент: завеса упала и перед взорами присутствующих предстал красивый монумент, лёгкий и стройный памятник «Русалки» (ж. «Нива», 1902 г.)









Как следует из морских журналов, 7 сентября 1893 года броненосная лодка после успешных учений совместно с канонерской лодкой «Туча» возвращаясь в место своей дислокации - Гельсингфорс - Хельсинки, бесследно исчезла.

Эскадра Зиновия Рожественского, совершая поход из Кронштадта до Тихого океана в 1904-1905 годах и то не потеряла ни одного корабля и ни одного матроса, а тут «Русалка» на ровном месте а Маркизовой Луже не просто погибла – она исчезла со всеми членами экипажа. Эта трагедия была сопоставима с трагедией на АПЛ «Курск": родные бились в истерике, что моряков надо спасать, если нет вестей, надо что-то предпринимать и действовать, но никто особо, как нарочно не прилагал никаких усилий, как и после гибели Курска.

Сразу после выхода кораблей из ревельского порта разыгрался 8-бальный шторм. Канонерке «Туча» удалось дойти неповрежденной до порта, но она сразу потеряла из виду вторую лодку.

Лодка вышла из пункта "А" в пункт "Б" и не дошла. Почему?
- "Не судьба!" как-то резюмировал Никулин.
Что же явилось причиной гибели - взрыв? но его бы слышали на Туче. Теперь уже точно никто не знает. А я бы очень хотела осмотреть целостность корабля.



В тот злополучный промозглый сентябрьский день на Балтике броненосной канлодке "Русалка" так не удалось добраться до порта следования. Только 9 сентября по найденному телу матроса и отдельным обломкам «Русалки» командованию удалось воссоздать картину и понять, что произошла страшная трагедия. В 1932 году похожий корабль был обнаружен на дне Залива, а в 2003 году через 110 лет после трагедии на этом же месте был найден корабль и зафиксирован эстонцами, пропавшая когда-то в этих водах «Русалка».

Немного истории:

Башенная броненосная лодка «Русалка» была заложена в 1866 году на Галерном острове в Санкт-Петербурге. Спуск на воду состоялся 31 августа 1867 г. Теперь все списывают гибель Русалки на тот факт, что корабль не был вовремя освящён. А священники попросту отказывались ступать на палубу корабля «Дивизиона Нечистой Силы».Причем все корабли береговых канонерок и броненосцев с именами «Колдун», «Леший», «Русалка», «Баба-Яга» были не освещены, потому что православная церковь не разрешила такие названия, но они же не пропадали! Почему их так назвали - сейчас уже никто не скажет. Может быть, чтобы запугать противника только названием, ведь во время Второй мировой войны WWII был батальон "Летающие Ведьмы" русских девушек летчиц и он действительно наводил ужас на немцев одним названием, но они же не исчезали и не растворялись! Так почему в 1868 году корабль с этим красивым древне-русским названием "Русалка" Russ, Russalka, был приписан к броненосной эскадре Балтийского флота.

В летнюю кампанию 1869 года на «Русалке» служил знаменитый русский океанограф, гидрограф, полярный исследователь, кораблестроитель и вице-адмирал С.О.Макаров. 14 февраля 1892 года в день всех влюбленных, который теперь тоже отвергает русская православная церковь, броненосная лодка «Русалка» была перечислена в разряд броненосцев береговой обороны. С этого момента она входила в состав учебно-артиллерийского отряда Балтийского флота - ранее Невского Флота.

В 8 часов 40 минут 7 сентября 1893 года, после завершения учебных стрельб новым вооружением, броненосец «Русалка» и канонерская лодка «Туча» вышли из гавани Ревеля, имея приказ следовать в укрепленный русский порт - крепость Свеаборг - находящийся ныне около столицы Финляндии, которая носит теперь наш старинный русский "Невский Флаг"- Флаг Александра Невского. "Русалка" должна была отчитаться о стрельбах и далее следовать в Приморск.

Броненосцем должен был командовать капитан 2-го ранга В. Х. Иениш - дисциплинированный, подчеркнуто пунктуальный морской офицер. Но в момент трагедии он почему-то он спал у себя дома на берегу "по причине болезни". Командовавший учебно-артиллерийским отрядом контр-адмирал П. С. Бурачек разрешил Иенишу сдать командование, причем сделал это в сугубо рекомендательной форме. Странно как-то, не находите? Так что же произошло тогда, более ста лет назад и почему второй, следовавший рядом корабль - Канонерская лодка «Туча», которой командовал капитан 2-гo ранга Н. М. Лушков бросила в беде Русалку?

По официальной легенде в районе Ревельштейнского плавучего маяка, из-за восьмибального шторма и тумана корабли потеряли друг друга из вида. Командир канонерской лодки «Туча», вопреки приказу, принял решение идти в порт назначения и в 15 часов «Туча» уже прибыла в Гельсингфорс. Причем, Лушков в телеграмме контр-адмиралу П. С. Бурачеку не упомянул об отсутствии «Русалки», а также не доложил об этом командиру Свеаборгского порта - знаменитая русская Военно-морская крепость напротив Гельсингфорса -Хельсинки, которая спасала Петербург во время Крымской Войны с нетерпением ждала сведений о пропавшей "Русалке" но Русалка не появилась и через несколько дней... При этом никакой паники и поисков не предприняли.

Первые сведения о членах экипажа «Русалки» стали появляться в Свеаборгском порту только поздно вечером 9 сентября, через два дня, после трагедии, от гельсингфоргсского полицмейстера, который сообщил, что нашел на одном из островов Кремаре шлюпку с трупом матроса 2-й статьи Ивана Прунского. 10 сентября на острове Сандхамн были обнаружены ещё несколько разбитых шлюпок и деревянные обломки и некоторые обломки броненосца «Русалка», о чём сразу же было доложено в Главный Морской Штаб в Санкт-Петербурге.

Далее матросы и старшины безуспешно разыскивали «Русалку» и членов экипажа более месяца и следственная комиссия пришла к выводу, что «Русалка» погибла около 16 часов пополудни 7 сентября несколько юго-западнее маяка Эрансгрунд, это у берегов нынешней Финляндии. Потом началась промозглая Осень, Зима и корабль продолжили искать следующим летом 1894 года уже с использованием водолазов, тралов и буксируемого самоходным судном воздушного шара с наблюдателями, но все напрасно и 15 Августа 1894 года поиски "Русалки" были официально прекращены.

Приговор суда, объявленный 14 февраля 1894 года и утверждённый 28 февраля императором Александром III, гласил:
«Контр-адмиралу Павлу Степановичу Бурачеку, 56 лет от роду, за недостаточную осторожность в выборе погоды для отправления броненосца «Русалка» и лодки «Туча» в море, противозаконное бездействие власти и слабый надзор за подчинёнными, объявить выговор в приказе, а командира лодки «Туча», капитана 2-го ранга Николая Михайловича Лушкова, 39 лет от роду, за неисполнение приказаний начальника по небрежности и за противозаконное бездействие власти отстранить от должности...»

Но ведь прекрасно вооружённый бронированный корабль не мог просто так исчезнуть среди бела дня в морских просторах и 170 человек экипажа тоже не могли бесследно раствориться в пучине вод. Они бы точно успели спастись на шлюпках!

Причину и место гибели «Русалки» удалось немного рассекретить только в 2003 году, когда в июле исследовательское океанографическое судно «Маре» перешедшее после развала Советского Союза Эстонии обнаружило на дне затонувший корабль, опознанный водолазами как пропавшая более ста лет тому назад Русалка. Броненосец стоял вертикально на глубине 74 метра, кормой вверх, наполовину погруженный в ил, в 25 километрах южнее Хельсинки. По положению корпуса удалось установить, что командир в последние минуты жизни всё же отдал приказ возвращаться в Ревель и при резком развороте корабль могла накрыть волна. А по данным следственной комиссии, штормовые крышки палубных люков были оставлены в Кронштадте, когда отряд контр-адмирала П. С. Бурачека выходил на стрельбы. 24 июля 2003 года эстонские водолазы спустились к останкам корабля и засняли всё на видеокамеру. Велло Мясс полагает, что ошибки быть не может и это именно Русалка, потому что другие броненосцы береговой обороны в этом районе не пропадали. Водолазы побоялись притронуться к останкам броненосца – это фактически братская могила.

Гибель канонерской лодки «Русалка» считается крупнейшей морской катастрофой на Балтике до гибели парома «Эстония» 28 сентября 1994 года следовавшей по этому же направлению. Почему на этом участке, связывающем две столицы, отколовшихся от Российской Империи республик постоянно гибнут корабли. Просто мистика какая-то!
Командир «Русалки» 41-летний капитан 2-го ранга Виктор Христианович Иениш был офицером незаурядным. В отличие от большинства сослуживцев он получил высшее образование, закончил Михайловскую артиллерийскую академию. Написал ряд трудов по морской артиллерии и после его кончины развитие артиллерии но флоте существенно замедлилось, что, как считают специалисты, сыграло роковую роль в битве при Цусиме. Иениш был блестящим знатоком балтийского театра военных действий и дисциплинированным, подчеркнуто пунктуальным офицером. Не случайно ему доверили особо важное задание – подготовку молодых артиллеристов русского флота.

Тихоходная «Русалка» служила как раз для таких целей – юные гардемарины, мечтавшие о мичманских походах, выходили на ней в море на учебные стрельбы. Речь шла о рутинной процедуре, повторявшейся из года в год. Сама «Русалка» была уже «не первой молодости», однако благодаря русским умельцам оставалась очень надежным кораблем и к моменту гибели могла находиться в строю еще не менее полутора десятков лет.


Что послужило поводом взрыва Русалки и гибели более 200 русских моряков остается только догадываться.

Почему молчал адмирал Бурачек, который якобы лишь 10 сентября узнал, что подведомственная ему «Русалка» не дошла до Гельсингфорса, а броненосец уже пропадал где-то три дня?
В 1900 году создали комитет для сбора пожертвований на сооружение памятника погибшим морякам. Вся Россия собирала деньги на памятник исчезнувшей «Русалке». Пропажа родных, как гром среди бела дня подкосила родных и близких экипажа. Чтобы было место, где они бы могли тихо посидеть и проститься с пропавшими родными и приносить свои печали и горести было решено поставить памятник. От императора Александра III был лично сделан первый взнос - 5 тысяч золотых рублей. С миру по нитке русские моряки насобирали на достойный памятник.

Это копия ангелов,хорошо известных всем русским морякам, расположенных на колоннах подле Исаакиеского собора со стороны Невы на пересечении Адмиралтейского Канала и Площади Декабристов в Санкт-Петербурге. Прямо у здания Манежа, в Питере остались точно такие же две скульптуры ангелов, только с лавровым венкам в руке.

Брошюра контр-адмирала П.Вульфа, изданная на заре прошлого столетия является уникальнейшим документом. На ее страницах не только подробно и дотошно описывается весь ход работ по установке памятника, но и дается подробный отчет о каждой потраченной копейке народных денег, собранных по подписным листам во всей Великой Российской Империи. Многие добрые традиции ушедшей поры, которые прочитываются между строк этой книги, достойны того, чтобы возродиться в наше время., только бы мы были достойны.

Мемориал решено было поставить на пересечении линии створа Екатеринентальских маяков и Омрской аллеи.
"Вокруг памятника площадка 14 сажен в диаметре отделана плитками разных цветов гранита в виде компаса и розы ветров. Кругом четыре канделябра из пяти фонарей каждый,(в настоящее время разворовано эстонцами) между ними шестнадцать чугунных тумб. Все фонарные столбы и тумбы с тремя проходами к памятнику между ними соединены цепями, оставшимися в Кронштадте от погибшего броненосца.

Заводу Виганда в Ревеле за изготовление и установку фонарных столбов было выделено много золота на подсветку памятника, но теперь мемориал «потерял» за долгие годы "Перестройки" эти чугунные фонари, завершающие мемориальный ансамбль.


Бронзовая фигура Ангела с православным крестом весом 144 пуда встречает всех теперь в Таллине.

Гранитный постамент памятника изображает броненосец, разрезающий штормовую волну. Над палубой поднимается скала, увенчанная фигурой ангела с крестом в высоко поднятой правой руке, благословляющего и спасающего все входящие ныне в порт корабли. Высота монумента - 16 метров. Со стороны парка на палубу броненосца ведёт широкая лестница, которая подводит к бронзовому барельефу на скале, изображающему гибель «Русалки». Памятник расположен в центре «розы ветров», по периметру которой были установлены тумбы. На них помещены таблички с именами погибших на броненосце 165-ти «нижних чинов». Со стороны моря в гранитной скале высечены имена 12 погибших русских офицеров броненосца «Русалка».


Памятник представляет собой символическое надгробие - «кенотаф». Кенотафы устанавливаются в тех случаях, когда прах погибших не найден для погребения, но сам факт погребения имеет важное общественное значение.




Когда автор Монумента, Амандус Иванович Адамсон лечился в Крыму на Мисхор, в Крыму он был потрясен местной легендой о Русалке, в честь которой был назван русский корабль и создал самый романтичный второй памятник Русалке с ребенком на руках. Она как бы спасает души тех погибших моряков с берегов Балтийского Моря.





По легенде девушка изображенная на камне была гречанкой из небогатой семьи. Дом ее отца был построен в том месте, где сегодня вытянулась мисхорская набережная. И в день свадьбы её выкрал татарский торговец живым товаром и увез с собой в Стамбул, где продал в гарем одного из османских султанов. Девушка родила султану сына, но ровно через год, после своего похищения после всех истязаний выпавших на её долю, она не выдержала и выпрыгнула из окна в Босфор, взяв на руки своего ребенка от любимого человека. В тот же день Русалка была замечена в водах у берега ее родного Мисхора с мальчиком на руках. И теперь раз в год Русалка с сыном выныривает из вод Понта Аксинского, так раньше называли Русское или Черное море, и всматривается в берег, на котором она должна была счастливо жить-поживать с отнятым у нее судьбою любимым.

За собственные средства Амандус Адамсон создал и установил эту «Русалку на камне» и каждый гость Крыма теперь имеет шанс дождаться и увидеть прекрасную Русалку, раз в год появляющуюся в прибрежных водах самого черного в мире моря.

И через 20 лет после трагедии на Балтике в 1913 году на свет появилась ещё одна Русалка в Дании, в Коппенгагине.


Эта Русалка имела очень красивое русское лицо, за что её лик переделывали или обливали краской уже три раза:



Датское название русской Русалки Den Lille Havfrue, в дословном переводе всего лишь - «Морская дамочка» а у нас это не дамочка, а русалка.
Говорят, что женщина на корабле это к несчастью- не верьте!

Но ничего плохого нет в русском женском названии корабля "Russalka". Все понимают, что конечно же не название языческой "Чародейки" послужило причиной гибели корабля, а скорее захват идеи придуманной Капитаном Корабля Русалка, но теперь наклонный православный крест спасает корабли, входящие в порт, а не Русалка своей любовью.


В Дании русская русалка провожала изначально наши корабли в дальний поход. Русские уходили в Дальние походы именно из Коппенгагена. И первая Русалочка выглядела, как и на МысеХор так:






Sailors of the Battleship Russalka/ автор все тот же Аманд Иванович Адамсон


Как Адамсон с русским курносым носом, после гибели отца получил такую странную фамилию я ума не приложу.
И Жил в Адамсон Иванович Петербурге, преподавал в Мухинском училище на русском языке - тогда училище им. Штиглица.


Дом Амандуса Ивановича Адамсона в русском стиле и творил вот такие памятники и все теперь его называют эстонцем из-за данной ему в детстве практически английской фамилии.


А. Адамсон за работой над фигурой Ивана Сусанина для памятника в честь 300-летия дома Романовых

Почему сейчас до сих пор не могут воссоздать прежний вид лодки и многие моделисты ищут чертежи? Почему тогда не подняли со дна моря старую найденную лодку и почему она непостижимым образом похожа на вот эту лодку, cозданную уже не на Петербургских Верфях, а якобы в Дании или это и есть наша Русалка с перебитыми номерами?


Барбетный броненосец береговой обороны «Ивер Хвитфельдт» Дания, 1886 год - тоже тот же год постройки что и Русалка.

Датчане стащили технологии нашей Русалки или целиком Корабль? не мог же весь экипаж погибнуть одномоментно? Там точно было достаточно шлюпок для всех.


Вот там, кто искал, модель броненосца береговой обороны "Русалка", Музей Балтийского флота.



И вот это похоже та самая "Броненоская лодка Русалка", хоть и не подписана нигде.

Я нашла чертежи исчезнувшей Русалки, могут пригодиться. Покажите на морских форумах своим друзьям:

Чертежи исчезнувшей Русалки в далеком 1893 году.


"Чародейка" - это же и есть Русалка! Какая я молодец - настоящая морячка в четвертом поколении.
Но я не пойму, почему, когда через 40 лет после пропажи Русалки в Финском заливе погибла советская подводная лодка и водолазы из ЭПРОНа или Экспедиции Подводных Работ Особого Назначения на 90-метровой глубине обнаружили корпус «Русалки» никаких дальнейших действий предпринимали? Объясняли потом, во-первых, поднять «Русалку» целиком невозможно, во-вторых, в 1932 году пристальный интерес к судьбе корабля «царского режима» советские власти власти могли счесть неуместным. Однако, И. Гольдман, работая в Центральном госархиве ВМФ,так не обнаружил в документах о поиске подводной лодки упоминаний о «Русалке». Видимо не Русалка была найдена и даже не "Чародейка"

А меня до сих пор мучает вопрос, почему в 1932 году русские водолазы смогли погрузиться на такую глубину, а вот АПЛ "Курск" они через 70 лет, уже в 2000 году спасти не смогли? Как Или у нас в этот самый момент, как и ранее более ста лет назад тоже воровали технологии, разрезая корпусы лодок под водой?
Много чего переняла Европа и Америка у русских "алкашей и лапотников", но самое страшное, что русских людей не ценят и не спасают их жизни.

И приятно, что несмотря ни на что все знают чего стоят руские моряки и в Эстонии даже уже после сноса памятника русскому солдату, все равно чтят память русским Морякам:

Вечная память великим русским морякам и инженерам!

Да спасут они нас и нашу Родину с небес! Да настанет на нашей земле долгожданное счастье и покой, так заслуженное русскими!

Хочется закончить мое повествование самой замечательной работой того же автора, так не свойственной эстонцам.


Эта замечательная работа Аманда Ивановича, который сам родился во время Крымской войны в 1855 году, был вторым ребёнком в семье русского моряка Ивана, который в 1860 году на корабле ушел в Америку, что было обычным делом в то время но больше не вернулся обратно. Семья считала его погибшим. Мальчик был отдан в Ревельскую Вышгородскую школу для детей из бедных семей, где проявил склонность к искусству, вырезая фигурки из дерева. В 1875 году когда мама вновь вышла замуж перебрался в Санкт-Петербург и в 1876 году поступил в Императорскую Академию художеств. И после памятника Русалке, 27 сентября или 10 октября по новому стилю 1905 года в Севастополе по его эскизу был открыт памятник погибшим кораблям и там же в Крыму родилась та самая Русалочка.

На памятнике русским морякам, на месте выхода в море русского броненосца "Русалке" Аммон Иванович начертал: «Русские не забывают своих героев». Памятник Русалке получился очень изящным. Русские жены погибших моряков очень любили своих мужей и так же как жены с Курска пытались их найти. Они принимали активное участие в утверждении эскиза этого памятника Русалке. Слава нашим Великим предкам, которые пережили столько горя и остались с красивой душой.

Красота спасет Мир. Любите и будьте любимыми и тогда никому и в голову не придет больше воевать.
Всем любви, счастья и благоденствия!

Полна трагических страниц. Российский флот не обошла стороной и эта горькая чаша. Одной из подобных «печальных случайностей» стала гибель броненосной лодк и «Русалка », со всем экипажем, во время шторма в 1893 году при переходе из порта Ревель в Гельсинфорс (Хельсинки).

История создания броненосной лодки «Русалка » и тридцатилетняя военная служба стала своего рода отражением истории мирового военно-морского флота конца XIX века. Этот период ярко выражен жестокой борьбой империй и постоянной готовностью к войне, а также жесткой конкуренцией технологий в освоении новых знаний в век пара и машин.

Политическое напряжение, вызванное попытками Англии не допустить доминирования России после поражения в Крымской войне, привело к неминуемому кризису во всем мире. Появление русских маршевых рот в Средней Азии и английской экспансии в Афганистане, Российской империи на Британских коммуникациях и подписание Русско-Китайского договора, а также угроза появления британского флота на Балтике. Все это потребовало от русских морских руководителей принятия новой кораблестроительной программы и создания серии броненосцев, способных защитить от неприятеля подходы к Санкт-Петербургу.

В ходе реализации «броненосной» программы Морское Адмиралтейство 14 января 1865 года подписало контракт с подрядчиком Кудрявцевым о постройке двух броненосных башенных кораблей из железа. За основу был взят проект боевого корабля шифр «F» английской фирмы «Митчелл и К° » полностью переработанный инженерами МТК. 29 мая 1865 года на стапелях Галерного острова судостроители произвели закладку килей для кораблей, которые в последствии получили названия «Русалка » и «Чародейка », что вызвало скандал со стороны православной церкви, и в результате отказалась освящать корабли с языческими наименованиями.

31 августа 1867 года корабли были спущены на воду, а уже весной 1869 года были готовы к плаванию. Корпуса кораблей типа «Русалка » были построены по клетчатой системе с двойным дном. Киль набирался из листов размером 610 на 14 мм, шпангоуты - из «углового» железа 102 на 76 на 10 мм. Люки на верхней палубе с комингсами имели высоту 457 мм, и снабжались 25 мм боевыми железными и штормовыми деревянными крышками. Форштевень оканчивался тараном с выступом 1,4 м. Броня бортового пояса состояла из двух рядов плит и имела толщину 1,7 м в воде, 95 мм в носу и 83 мм в корме.

Для защиты от заливания верхней палубы, располагавшейся на расстоянии чуть больше полметра от ватерлинии, проектом предусматривалось устройство откидного фальшборта по всему периметру палубы. Однако эффективность такого механизма в дальнейшем не подтвердилось, и фальшборт в 1867 году был снят, а для удобства управления между башенными орудиями был установлен мостик шириной 3,6 м с узкими поперечными площадками для «походных фонарей» и «бросания лота». По краям мостика размещались спасательные шлюпки: десятивесельный катер, шестивесельный вельбот, и двухвесельные ялики. Комингсы люков между башнями были доведены до уровня мостика, фальшборт был заменен леерным ограждением.

броненосная лодка «Русалка» фото

броненосная лодка «Русалка» в городе Helsimgfors, 1890 год

броненосная лодка «Руса лка» в Кронштадте

После серии ходовых испытаний для броненосной лодки «Русалка » началась боевая служба под командованием адмирала Бутакова.

Одновременно с техническим прогрессом «Русалка » совершенствовал свои мореходные качества и модернизировал вооружение. В 1871 году орудия главного калибра были заменены на нарезные орудия калибром 229 мм, а также претерпела изменения установка противоминной артиллерии. В 1891 году было произведено переоснащение котлов. Но в 1869 году с броненосной лодкой «Русалка » произошла авария, указывающая на опасность плавания монитора и несовершенства ее водоотливной системы. Событие стало началом поисков совершенных систем в вопросах непотопляемости - великого знатока кораблестроения.

С 1892 года броненосные лодки «Русалка » и «Чародейка » были отнесены к классу броненосцев береговой обороны. Корабли, находившиеся в длительных походах стали привычными на Балтике, что и послужило причиной гибели броненосной лодки «Русалка ». 7 сентября 1893 года покинув порт Ревель, броненосный корабль взял курс на Гельсинфорс на зимнюю стоянку. Через несколько часов на море поднялся сильнейший с силой до 8 баллов, в результате чего корабль был залит волнами. Система водоотлива не справилась со своей задачей и броненосная лодка «Русалка » ушла на дно Балтийского моря.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Николай Зиновьев. Стихи. Стихи Николая Зиновьева. Самодержавная Русь В степи покрытой пылью бренной сидел
Нарушение порядка исчисления и уплаты авансовых платежей по страховым взносам: правомерен ли штраф?
Тушенка в мультиварке скороварке редмонд