Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как был придуман обратный отсчёт. Как был придуман обратный отсчёт Кто придумал обратный отсчет при запуске ракеты

В наше время, ни один космический старт не обходится без обратного отсчёта. Эти простые цифры от десяти до нуля, произнесенные монотонным голосом, служат той самой отправной точкой, которая настраивает многие десятки, а то и сотни людей на предстартовый лад и концентрирует их внимание на одной единственной цели - запуске космического корабля.

Обратный отсчёт, это рубеж, граница, несколько секунд во время которых ещё можно всё отменить, и в то же время, по мере их приближения к нулю, точка невозврата.

Однако мало кто задумывается над простым вопросом, откуда появился обратный отсчёт? Как он был придуман? Самым логичным ответом была бы дата 12 апреля 1961 года, день когда полетел в космос первый человек - Юрий Гагарин. Однако, это не так.

Фриц Ланг


В далёком, 1929 году, знаменитый немецкий кинорежиссёр Фриц Ланг, автор таких известных кинокартин как «Метрополис» и «Нибелунги» , снял первый в истории кинематографа по настоящему масштабный научно-фантастический блокбастер «Женщина на Луне».

Первая афиша фильма "Женщина на Луне"


Несмотря на то, что данная картина относится к эре дозвукового кино, посмотреть её безусловно стоит всем, кто интересуется фантастикой и масштабными съёмками. Тем более, что не так давно фильм был полностью отреставрирован и его можно увидеть в полном варианте, без купюр и сокращений.

Теа фон Харбоу в фильме "Метрополис"


В основу сценария фильма лёг одноимённый фантастический роман талантливой немецкой актрисы, писательницы и сценаристки, по совместительству супруги режиссёра - Теа Габриэлы фон Харбоу . Она же кстати, в своё время написала сценарии для «Метрополиса» и «Нибелунгов».

Фильм интересен не только захватывающим приключенческим сюжетом и масштабными съёмками. В картине впервые были достоверно показаны предстартовая подготовка, взлёт, перегрузки, отделение первой ступени, невесомость, маневрирование корабля в пространстве, торможение двигателями при посадке и многое другое.

Многие сцены картины, намного опередили своё время и выглядят словно кадры из будущего. Например, космодром, с которого стартует ракета, до боли напоминает современные космические площадки. Также в мельчайших подробностях запечатлены такие этапы предстартовой подготовки, как вывод корабля из ангара, заправка его топливом, стартовые мачты, посадка экипажа в корабль при помощи специального лифта и многое другое.

Но самым примечательным является эпизод, который придумал режиссёр для нагнетания драматизма и придания сцене взлёта корабля максимального напряжения. Этим инновационным ходом стал предстартовый обратный отсчёт, показанный именно в том виде, в каком мы можем наблюдать его сейчас.

Старт лунной ракеты в фильме «Женщина на Луне» (отрывок из фильма)

Так как же этот эпизод получил дальнейшую жизнь и стал использоваться всеми центрами управления ракетными пусками? Всему виной главный технический и научный консультант картины, выдающийся немецкий инженер и энтузиаст ракетостроения - Герман Оберт. Познакомил Оберта с Лангом ещё один энтузиаст и активный популяризатор ракетных космических перелетов, писатель Вили Лей. Он в свою очередь состоял вместе с Обертом в научно-популярном «Обществе межпланетных сообщений», организации, объединяющей инженеров, писателей и энтузиастов ракетостроения, межпланетных перелётов и популяризаторов научных исследований в данной области.

И наконец, самое интересное во всей этой истории, это молодой семнадцатилетний ассистент Германа Оберта, принимавший участие в работе над фильмом. Звали ассистента - Вернер фон Браун . Именно он, спустя годы войдёт в историю как создатель всей ракетной программы Третьего Рейха и в частности первой баллистической ракеты ФАУ - 2.

По окончании войны Вернер фон Браун создаст всю ракетно-космическую программу США, включая самую мощную в мире

Обратный отсчет используемый при запуске космических кораблей, взрыве бомб, старте гонок или открытии торжеств придумал режиссер Фриц Ланг в 1929 году. Фильм «Женщина на Луне» был один из первых фильмов, в котором было показано космическое путешествие в полном соответствии с научными представлениями тех лет. По сценарию старт лунной экспедиции происходит при огромном стечении народа со специального космодрома. Огромную двухступенчатую ракету с экипажем вывозят из ангара и опускают в заполненную водой стартовую шахту. Ведётся прямой радиорепортаж о запуске. Для нагнетания напряжения Фриц Ланг показывает обратный стартовый отсчёт, после которого ракета уходит в небо.

Впоследствии прием естественным образом вошел в практику космических запусков и в настоящее время стал набором процедур, прописываемых отдельно для каждого запуска. В зависимости от типа ракеты и климатических условий обратный отсчет начинается за несколько суток до старта. Во время обратного отсчета космический корабль перевозится на стартовую площадку и заправляется топливом. Центр управления полетом контролирует датчики с ракетоносителей, отслеживает погодные условии и ожидает «стартового окна». По достижении 00 часов 00 минут 00 секунд происходит зажигание двигателя.

Временная остановка обратного отсчета - обычная ситуация, это происходит при изменениях погоды или при технических неисправностях.

Обратный отсчет отображаются на часах запуска в формате «Т минус время» (напр. «-00:52:30»), а последние 10 секунд дублируются голосом: «10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск!». После запуска отсчет становится положительным (напр. «+00:00:12»).

Кроме того обратный отсчет используется в начале фильмов на кинопленке для синхронизации. Отсчет заканчивается на цифре 2, на случай если пленка начнет показывать чуть раньше запланированного времени. На цифровых носителях обратный отсчет не используется.


«Привычка» такая, с 1929 года. Да-да, с 29-го: впервые обратный отсчёт для старта космической ракеты прозвучал ещё до того, как таковые взлетели в космос. И не из уст учёных или конструкторов. Как драматический приём для нагнетания напряжения его придумал в своём фильме «Женщина на Луне» немецкий кинорежиссёр Фриц Ланг (Friedrich Christian Anton Lang). Это был один из первых фильмов (помимо «немой» протазановской «Аэлиты» 1924 года), в котором было показано космическое путешествие – естественно, так, как это представляли себе в те годы учёные и писатели-фантасты.

Пока новая Россия громила «Аэлиту» как «старомодное развлекательное кино, бесполезное для новой советской культуры», по «сомнительному с идеологической точки зрения сюжету романа Толстого» (Алексея), Ланг вместе с женой Теей фон Харбоу (Thea Gabriele von Harbou) соединили в своём сценарии две не дающие покоя человечеству темы: «идеологически сомнительную» жажду обогащения, поиска несметных запасов золота и – благородную, окрыляющую мечту о космосе. Один из величайших представителей немецкого экспрессионизма и будущий голливудский кинорежиссёр, Фриц Ланг показал старт лунной экспедиции со всем технически возможным в те годы размахом. В его картине из ангара на специальном космодроме при огромном стечении народа и прямом радиорепортаже вывозили огромную двухступенчатую ракету с экипажем и опускали её в заполненную водой стартовую шахту. На экране возникали цифры обратного предстартового отсчёта, зрители замирали в волнении – и ракета взмывала в небо.

Отсчёт оказался чрезвычайно удобным и впоследствии при запуске настоящих ракет конструкторы, в том числе и советские, просто переняли этот приём, который вошёл в практику ракетных запусков.

В настоящее время обратный отсчёт – это набор процедур, предусмотренных отдельно для каждого запуска. Иногда он начинается за несколько суток до старта – в зависимости от типа ракеты и климатических условий. За это время космический корабль перевозится на стартовую площадку и заправляется топливом. Центр управления полётом контролирует датчики с ракетоносителей, наблюдает за погодными условиями и ожидает «стартового окна». В 00 часов 00 минут 00 секунд после начала отсчёта происходит запуск двигателя.

Сегодня обратный отсчёт используется не только при запуске космических кораблей, но и при взрыве бомб, старте гонок или открытии торжеств.

Кстати, «Аэлита», немой художественный фильм Якова Протазанова, не оценённый современниками, при всех его недочётах сегодня называют «одним из лучших научно-фантастических фильмов эпохи немого кино».

Второе «кстати». Вообще-то, Фриц Ланг родился в Вене, тогда Австро-Венгрии (1890), а умер, прожив и проработав в США 42 года, в Беверли-Хиллз (1976), так что справедливее будет назвать его австрийско-немецко-американским режиссёром.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Неканоничненько - взбранной воеводе победительная
Осетинские пироги - рецепт приготовления с фото
Валерьянка при беременности: дозировка и инструкция по применению Можно ли валериану беременным