Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Административно территориальные единицы в вкл. Административно-территориальное деление Великого Княжества Литовского в XIII – XIV вв. Города республиканского подчинения

В территория Литовской ССР делилась на 41 район, 89 городов, 25 посёлков городского типа.

В последние годы существования Литовской ССР территория делилась на 44 сельских района и 11 городов республиканского подчинения (в 1960-е их насчитывалось 9, без Алитуса и Капсукаса). Самые крупные города Вильнюс и Каунас , кроме того, делились на городские районы (всего 7). Сельские районы делились на апилинки и включали 22 посёлка городского типа и 81 город районного подчинения.

Города республиканского подчинения

  • Капсукас (в 1989 г. переименован в Мариямполе)

Районы

Литовская Республика

  • 10 уездов
    • Уезды образуют территории 60-ти самоуправлений:
        • 7 городских (города: Алитус , Вильнюс , Каунас , Клайпеда , Паланга , Паневежис и Шяуляй)
        • 43 районных
            • 10 новообразованных самоуправлений (Бирштонское, Висагинское, Друскининкайское, Казлу-Рудское, Калварийское, Мариямпольское, Нерингское, Пагегяйское, Ретавское и Электренское)
          • Самоуправления делятся на 546 староств
            • Староства подразделяются (с 2009 года) на формирующиеся, в настоящее время, сянюнайтии

              Самоуправления крупных городов (Алитус , Вильнюс , Каунас , Клайпеда , Паневежис , Шяуляй) охватывают территорию одного города (в некоторых случаях с предместьями).

              Самоуправления курортов (Паланга и Неринга) включают расположенные рядом с ними населённые пункты.

              Таким образом уезд включает в себя различные административные единицы. Например, Вильнюсский уезд охватывает самоуправление города Вильнюса, самоуправление Вильнюсского района, Электренское самоуправление, а также самоуправления Тракайского, Укмергского, Шальчининского, Швенчёнского и Ширвинтского районов; в свою очередь, например, Вильнюсский район включает в себя город Неменчине, местечки Бяздонис , Майшягалу, Мицкунай, Шумскас, деревни и поделён на 23 староства.

              Каждый уезд возглавляет начальник уезда, назначаемый правительством Литовской Республики. Его основная задача - гарантировать соблюдение на территории уезда Конституции Литовской Республики и законов.

              Напишите отзыв о статье "Административное деление Литвы"

              Примечания

              Отрывок, характеризующий Административное деление Литвы

              – Не знаю; я думаю, коли он пишет, – и я напишу, – краснея, сказала она.
              – И тебе не стыдно будет писать ему?
              Соня улыбнулась.
              – Нет.
              – А мне стыдно будет писать Борису, я не буду писать.
              – Да отчего же стыдно?Да так, я не знаю. Неловко, стыдно.
              – А я знаю, отчего ей стыдно будет, – сказал Петя, обиженный первым замечанием Наташи, – оттого, что она была влюблена в этого толстого с очками (так называл Петя своего тезку, нового графа Безухого); теперь влюблена в певца этого (Петя говорил об итальянце, Наташином учителе пенья): вот ей и стыдно.
              – Петя, ты глуп, – сказала Наташа.
              – Не глупее тебя, матушка, – сказал девятилетний Петя, точно как будто он был старый бригадир.
              Графиня была приготовлена намеками Анны Михайловны во время обеда. Уйдя к себе, она, сидя на кресле, не спускала глаз с миниатюрного портрета сына, вделанного в табакерке, и слезы навертывались ей на глаза. Анна Михайловна с письмом на цыпочках подошла к комнате графини и остановилась.
              – Не входите, – сказала она старому графу, шедшему за ней, – после, – и затворила за собой дверь.
              Граф приложил ухо к замку и стал слушать.
              Сначала он слышал звуки равнодушных речей, потом один звук голоса Анны Михайловны, говорившей длинную речь, потом вскрик, потом молчание, потом опять оба голоса вместе говорили с радостными интонациями, и потом шаги, и Анна Михайловна отворила ему дверь. На лице Анны Михайловны было гордое выражение оператора, окончившего трудную ампутацию и вводящего публику для того, чтоб она могла оценить его искусство.
              – C"est fait! [Дело сделано!] – сказала она графу, торжественным жестом указывая на графиню, которая держала в одной руке табакерку с портретом, в другой – письмо и прижимала губы то к тому, то к другому.
              Увидав графа, она протянула к нему руки, обняла его лысую голову и через лысую голову опять посмотрела на письмо и портрет и опять для того, чтобы прижать их к губам, слегка оттолкнула лысую голову. Вера, Наташа, Соня и Петя вошли в комнату, и началось чтение. В письме был кратко описан поход и два сражения, в которых участвовал Николушка, производство в офицеры и сказано, что он целует руки maman и papa, прося их благословения, и целует Веру, Наташу, Петю. Кроме того он кланяется m r Шелингу, и m mе Шос и няне, и, кроме того, просит поцеловать дорогую Соню, которую он всё так же любит и о которой всё так же вспоминает. Услыхав это, Соня покраснела так, что слезы выступили ей на глаза. И, не в силах выдержать обратившиеся на нее взгляды, она побежала в залу, разбежалась, закружилась и, раздув баллоном платье свое, раскрасневшаяся и улыбающаяся, села на пол. Графиня плакала.
              – О чем же вы плачете, maman? – сказала Вера. – По всему, что он пишет, надо радоваться, а не плакать.
              Это было совершенно справедливо, но и граф, и графиня, и Наташа – все с упреком посмотрели на нее. «И в кого она такая вышла!» подумала графиня.
              Письмо Николушки было прочитано сотни раз, и те, которые считались достойными его слушать, должны были приходить к графине, которая не выпускала его из рук. Приходили гувернеры, няни, Митенька, некоторые знакомые, и графиня перечитывала письмо всякий раз с новым наслаждением и всякий раз открывала по этому письму новые добродетели в своем Николушке. Как странно, необычайно, радостно ей было, что сын ее – тот сын, который чуть заметно крошечными членами шевелился в ней самой 20 лет тому назад, тот сын, за которого она ссорилась с баловником графом, тот сын, который выучился говорить прежде: «груша», а потом «баба», что этот сын теперь там, в чужой земле, в чужой среде, мужественный воин, один, без помощи и руководства, делает там какое то свое мужское дело. Весь всемирный вековой опыт, указывающий на то, что дети незаметным путем от колыбели делаются мужами, не существовал для графини. Возмужание ее сына в каждой поре возмужания было для нее так же необычайно, как бы и не было никогда миллионов миллионов людей, точно так же возмужавших. Как не верилось 20 лет тому назад, чтобы то маленькое существо, которое жило где то там у ней под сердцем, закричало бы и стало сосать грудь и стало бы говорить, так и теперь не верилось ей, что это же существо могло быть тем сильным, храбрым мужчиной, образцом сыновей и людей, которым он был теперь, судя по этому письму.
              – Что за штиль, как он описывает мило! – говорила она, читая описательную часть письма. – И что за душа! Об себе ничего… ничего! О каком то Денисове, а сам, верно, храбрее их всех. Ничего не пишет о своих страданиях. Что за сердце! Как я узнаю его! И как вспомнил всех! Никого не забыл. Я всегда, всегда говорила, еще когда он вот какой был, я всегда говорила…
              Более недели готовились, писались брульоны и переписывались набело письма к Николушке от всего дома; под наблюдением графини и заботливостью графа собирались нужные вещицы и деньги для обмундирования и обзаведения вновь произведенного офицера. Анна Михайловна, практическая женщина, сумела устроить себе и своему сыну протекцию в армии даже и для переписки. Она имела случай посылать свои письма к великому князю Константину Павловичу, который командовал гвардией. Ростовы предполагали, что русская гвардия за границей, есть совершенно определительный адрес, и что ежели письмо дойдет до великого князя, командовавшего гвардией, то нет причины, чтобы оно не дошло до Павлоградского полка, который должен быть там же поблизости; и потому решено было отослать письма и деньги через курьера великого князя к Борису, и Борис уже должен был доставить их к Николушке. Письма были от старого графа, от графини, от Пети, от Веры, от Наташи, от Сони и, наконец, 6 000 денег на обмундировку и различные вещи, которые граф посылал сыну.

              12 го ноября кутузовская боевая армия, стоявшая лагерем около Ольмюца, готовилась к следующему дню на смотр двух императоров – русского и австрийского. Гвардия, только что подошедшая из России, ночевала в 15 ти верстах от Ольмюца и на другой день прямо на смотр, к 10 ти часам утра, вступала на ольмюцкое поле.
              Николай Ростов в этот день получил от Бориса записку, извещавшую его, что Измайловский полк ночует в 15 ти верстах не доходя Ольмюца, и что он ждет его, чтобы передать письмо и деньги. Деньги были особенно нужны Ростову теперь, когда, вернувшись из похода, войска остановились под Ольмюцом, и хорошо снабженные маркитанты и австрийские жиды, предлагая всякого рода соблазны, наполняли лагерь. У павлоградцев шли пиры за пирами, празднования полученных за поход наград и поездки в Ольмюц к вновь прибывшей туда Каролине Венгерке, открывшей там трактир с женской прислугой. Ростов недавно отпраздновал свое вышедшее производство в корнеты, купил Бедуина, лошадь Денисова, и был кругом должен товарищам и маркитантам. Получив записку Бориса, Ростов с товарищем поехал до Ольмюца, там пообедал, выпил бутылку вина и один поехал в гвардейский лагерь отыскивать своего товарища детства. Ростов еще не успел обмундироваться. На нем была затасканная юнкерская куртка с солдатским крестом, такие же, подбитые затертой кожей, рейтузы и офицерская с темляком сабля; лошадь, на которой он ехал, была донская, купленная походом у казака; гусарская измятая шапочка была ухарски надета назад и набок. Подъезжая к лагерю Измайловского полка, он думал о том, как он поразит Бориса и всех его товарищей гвардейцев своим обстреленным боевым гусарским видом.
              Гвардия весь поход прошла, как на гуляньи, щеголяя своей чистотой и дисциплиной. Переходы были малые, ранцы везли на подводах, офицерам австрийское начальство готовило на всех переходах прекрасные обеды. Полки вступали и выступали из городов с музыкой, и весь поход (чем гордились гвардейцы), по приказанию великого князя, люди шли в ногу, а офицеры пешком на своих местах. Борис всё время похода шел и стоял с Бергом, теперь уже ротным командиром. Берг, во время похода получив роту, успел своей исполнительностью и аккуратностью заслужить доверие начальства и устроил весьма выгодно свои экономические дела; Борис во время похода сделал много знакомств с людьми, которые могли быть ему полезными, и через рекомендательное письмо, привезенное им от Пьера, познакомился с князем Андреем Болконским, через которого он надеялся получить место в штабе главнокомандующего. Берг и Борис, чисто и аккуратно одетые, отдохнув после последнего дневного перехода, сидели в чистой отведенной им квартире перед круглым столом и играли в шахматы. Берг держал между колен курящуюся трубочку. Борис, с свойственной ему аккуратностью, белыми тонкими руками пирамидкой уставлял шашки, ожидая хода Берга, и глядел на лицо своего партнера, видимо думая об игре, как он и всегда думал только о том, чем он был занят.

В ХП-ХШ вв. территория делилась на две части: центральную (главную), земли граничащие (прислушивающиеся). Центральную часть (политическое ядро государства) составляли Ошмянская, Браславская, Берестейская, Виленская, Вилкамирская, Волковыская, Городенская, Клецкая, Кобринская, Копыльская, Лидская, Менская, Мстиславская, Несвижская, Новоградская, Пинская, Речицкая, Слонимская, Слуцкая, Трокская, Туровская и Упитская земли, в истории известные под общим терми-ном «Литва».

К землям прислушивающимся относились Витебская, Волынь, Жмудь, Киевская, Подляшье, Подолье, Полоцкая, Смоленская, Чернигово-Северская и др.

В центральной части Великого княжества Литовского располагался основной массив государственных великокняжеских земельных владений, а также владения крупных феодалов. Эта часть государства имела большую плотность населения, с которого взымалась основная часть го-сударственных налогов и из которого формировалась большая часть армии. В этой части государства находились и высшие органы государственной власти.

Земли, образовавшие Великое княжество Литовское, сохраняли свои прежние границы. Усложнение административно - территориального деления произошло при вступлении на престол Альгерда (1345-1377 гг.), когда центральная часть в силу внешних причин была разделена на два военно административных округа - Виленский и Трокский Сохранение в Великом княжестве Литовском пре-жнего государственного устройства земель, анализ их правового статуса и взаимоотношений князя Великого княжества Литовского с местными князьями позволяют утверждать, что в этот период земли-княжества пользовались широкой автономией.

Административно-территориальное деление Великого Княжества Литовского (ХIV – середина ХVI вв.)

С 15 века основными административно-территориальными единицами, на которые делилась территория ВКЛ были воеводства и поветы. В 1413 году были образованы первые воеводства - Виленское и Трокское. В 1503 году появляется Витебское, Полоцкое, в 1507 -Новогрудское. Реформа 1565 года привела территорию ВКЛ к единообразию.16 век Завершился процесс складывания территории государства, унификации его административно-территориального деления в результате проведенной в 1564-1566 гг. административной реформы, что в итоге привело к окончательному оформ-лению централизованного государства. Вся территория государства была разделена на 13 воеводств, которые в свою очередь делились на поветы. Воеводства были различны как по территории, так и по количеству населения, имея неодинаковое число поветов (от одного до пяти). На белорусских землях были образованы Берестейское воеводство с делением на поветы: Берестейским, Пинским, Витебское - с поветами Витебским и Оршанским, Минское воеводство с поветами Речицким, Мозырьским, Мстисталвкое и Полоцкое воеводства без деления на поветы. Новогородское воеводство было разделено на Новогородское, Волковыское, Слонимскиое. В Вилейское воеводство вошли поветы Ошмянский и Браславский, в Трокское - поветы Городенский и Лидский, в Киевское - Брагинский повет. Такое административно-территориальное деление просуществовало без особых изменений до конца18 века.

Государственно-правовое положение глав княжеств-анексов и удельных княжеств в составе Великого Княжества Литовского (вторая половина ХIII – ХIV вв.)

Анекс – как пристройка,дополнение. В начале правления Витовта, в 1390-е гг. были сделаны существенные шаги к централизации власти в руках великого князя. Ряд удельных княжеств преобразован в наместничества. Правда, этот процесс не был бесповоротным. Время от времени создавались новые уделы, но в целом государственное управление все увереннее строилось на новых основах. На месте ряда упраздненных уделов (в том числе в Полоцке, Витебске, на Волыни, в новоприобретенном Смоленске) наместничества получили права отпределенной автономии, закрепленные в так называемых «земских привилеях». Позднее такой же статус получила Жемайтия, возвращенная в состав ВКЛ после победы над Тевтонским орденом. Такие полусамостоятельные единицы традиционно назывались «землями» в отличие от остальной территории, в 1413 г. разделенной на два воеводства: Виленское и Трокское. Удельные князья управляли своими княжествами самостоятельно и самодержавно, кроме княжеств Полоцкого и Смоленского, в которых искони существовали вече и княжеские советы, помогавшие князю в его государственных делах. Все удельные князья Великого Княжества Литовского признавали над собою власть великого князя. В случае войны великий князь становился во главе войска и был главнокомандующим всех военных сил. Под его командой находились удельные князья со своими войсками. Монарший титул Гедымина был: "Великий князь литовский и русский" - "Rex Litvinorum ruthenorumque". Его преемники величались: "Великий князь Литвы и Руси" или "Великий князь Литвы, Руси, Самогитии и Киева". Александр титуловался: "Божией милостью великий князь Литовский, Руский, Жомойтьский и иных".

Трансформация социальной структуры общества ВКЛ в течение второй половины XIII - первой половины XVI в.

Социальная структура Великого княжества Литовского - структура общественных отношений в Великом княжестве Литовском, по мере развития закреплявшаяся правовыми актами.

До XV века крепостного права в Великом княжестве Литовском не существовало. Земским привилеем 1457 года великий князь Казимир IVзапретил переход крестьян с частных земель на казённые. Тогда же начал постепенно развиваться и вотчинный суд помещика, к концу XV - началу XVI веков он стал принадлежностью землевладения.

В большинстве поветов, которыми управляли наместники-державцы, велось господарское хозяйство , то есть земли и различные угодья эксплуатировались на великого князя. Порядок этот был особенно развит в собственной Литве, где проживал великий князь. В других областях господарское хозяйство было распространено слабее вследствие трудности надзора и контроля над ним. Этим хозяйством заведовали наместники-державцы. Рабочую силу в господарских имениях образовали невольная челядь (паробки и женки) и тяглые люди, называвшиеся в Полоцке пригонными . Признаком тяглой службы, по мнению М. К. Любавского, служил барщинный труд, а не уплата особой подати сверх службы (дякла), как думал С. А. Бершадский. В разгар работ на помощь призывались и нетяглые разряды крестьян, а также мещане.

Все землевладельцы, обязанные службой, несли её лично с известным числом слуг сообразно размерам имений. С земель, находившихся в общем владении родов, семей или сябров, военная служба отбывалась сообща. Она была обязательна со всякого рода имений: отчин, дедин, прадедин, купленных, пожалованных на разных условиях великим князем.Отчиною называлось имение, перешедшее по наследству от отца к сыну; если наследство шло от деда или прадеда, то называлось дединою, прадединою. Сначала великие князья считали боярские отчины своими и нередко отбирали, жалуя их князьям и панам; боярам оставалось, таким образом, покинуть свои земли или же служить новым панам.

Обязанность бояр нести с земли военную службу ограничивала их право собственности на землю: они не могли отчуждать её без разрешения господаря или его урядников; право наследования жены было ограничено, установлен особый порядок наследования сыновей и дочерей; при покупке имений давалось преимущество родственникам перед чужеродцами и т. п.

Генезис шляхецтва вкл

В ВКЛ господствовал феодальный строй. Основным занятием населения было земледелие. Земля при этом находилась в собственности крупных и средних землевладельцев (феодалов). За право пользования ею крестьяне были обязаны феодалу отработкрй или оброком.

Шляхта - привилегированное сословие землевладельцев (феодалов). Окончательно консолидировалось оно лишь в XVI в.

Формирование единого шляхетского сословия связано с изданием великими князьями ряда земских привилеев (16 привилеев до Люблинской унии). В результате к XVI в. сложился комплекс прав и привилегий шляхетского сословия ("шляхетские вольности"):

Неприкасаемость личности и имущества;
- освобождение от государственных податей;
- равенство шляхты перед законом;
- право на выборы великого князя;
- участие в государственном управлении;
- право на протест против действий администрации.

Крупнейшие землевладельцы из шляхты в XVI - XVIII вв. назывались магнатами. Согласно войсковой описи 1567 г., в ВКЛ было 29 магнатов, владевших более 1000 крестьянских дымов каждый. Как правило, они же занимали высшие государственные должности. Наиболее богатые магнатские роды: Кезгайлы, Радзивиллы, Олельковичи, Кишки, Гольшанские и другие.


Развитие производительных сил в конце 12 века, упрочение феодальных производственных отношений вызвали углубление общественного разделения труда. Это объективно повлекло за собой ускоренное развитие городов и торговли, что, в конечном счете, предопределило процесс ликвидации обособленности государств-княжеств и их объединение.

Наряду с внутренними экономическими причинами объединение государств-княжеств было ускорено неблагоприятной внешней обстановкой, сложившейся в Восточной Европе в связи с начавшейся в первой половине XIII в. агрессией с северо-запада католических орденов крестоносцев и меченосцев, а с юго-востока - татар. В силу указанных причин и того, что соседние белорусские, литовские, украинские княжества с древнейших времен находились в постоянных торговых и политических отношениях (общность торговых путей, культуры, религии, неоднократные совместные военные действия), объединение государств-земель поддерживалось всеми слоями общества, в том числе и крестьянством, которое больше всего страдало от феодальных междоусобных войн и внешней агрессии.

Процесс становления Великого княжества Литовского как суверенного государства начался в конце ХП в. с объединения некоторых белорусских и литовских княжеств, и продолжался в ХШ-XTV веках, когда в его состав вошли украинские и некоторые русские княжества. Столицей нового славянского государства в ХП-ХШ вв. был Новогрудок.

Концепции образования Великого Княжества Литовского

ВКЛ, в состав которого вошли белорусские, литовские княжества, начало складываться в 12 веке. На протяжении 13-14 веков к нему были присоединены украинские и русские земли. Земли, образовавшие Великое княжество Литовское, сохраняли свои прежние границы. На протяжении более ста лет создавалось великое государство в Центральной и Восточной Европы, представляющее собой своеобразную федерацию земель так называемых "Литвы " и "Руси".

Под воздействием развития феодальных отношений социальная структура общества усложнилась: помимо оформления основных классов - феодалов и феодально-зависимого населения - сложилась новая социальная общность - феодальное сословие - шляхта, духовенство, мещане; возникли новые социальные группы населения (крестьяне осадные, крестьяне-бояре, мещане городов с магдебургским правом, паны хоруговные и др.).

Великий князь не принадлежал ни к одному из феодальных сословий, но его правовой статус был самым высоким: он обладал всей полнотой имущественных и личных прав, а также обладал большим объемом политических прав.

Особенностью общественного строя Великого княжества Литовского являлось наличие различного статуса православных и католических феодалов, православного и католического духовенства, что создавало дополнительную социальную напряженность в обществе.

Административно-территориальное деление Великого Княжества Литовского (вторая половина ХIII – ХIV вв.)

Государственное устройство и административно-территориальное деление складывались по мере формирования самого государства.

В ХП-ХШ вв. территория делилась на две части: центральную (главную), земли граничащие (прислушивающиеся). Центральную часть (политическое ядро государства) составляли Ошмянская, Браславская, Берестейская, Виленская, Вилкамирская, Волковыская, Городенская, Клецкая, Кобринская, Копыльская, Лидская, Менская, Мстиславская, Несвижская, Новоградская, Пинская, Речицкая, Слонимская, Слуцкая, Трокская, Туровская и Упитская земли, в истории известные под общим термином «Литва».

К землям прислушивающимся относились Витебская, Волынь, Жмудь, Киевская, Подляшье, Подолье, Полоцкая, Смоленская, Чернигово-Северская и др.

В центральной части Великого княжества Литовского располагался основной массив государственных великокняжеских земельных владений, а также владения крупных феодалов. Эта часть государства имела большую плотность населения, с которого взималась основная часть государственных налогов и из которого формировалась большая часть армии. В этой части государства находились и высшие органы государственной власти.

Земли, образовавшие Великое княжество Литовское, сохраняли свои прежние границы.

Административно-территориальное деление Великого Княжества Литовского (ХIV – середина ХVI вв.)

Усложнение административно - территориального деления произошло при вступлении на престол Альгерда (1345-1377 гг.), когда центральная часть в силу внешних причин была разделена на два военно административных округа - Виленский и Трокский Сохранение в Великом княжестве Литовском прежнего государственного устройства земель, анализ их правового статуса и взаимоотношений князя Великого княжества Литовского с местными князьями позволяют утверждать, что в этот период земли-княжества пользовались широкой автономией.

С 15 века основными административно-территориальными единицами, на которые делилась территория ВКЛ были воеводства и поветы. В 1413 году были образованы первые воеводства - Виленское и Трокское. В 1503 году появляется Витебское, Полоцкое, в 1507 -Новогрудское. Реформа 1565 года привела территорию ВКЛ к единообразию. На белорусских землях были образованы Берестейское воеводство с делением на поветы: Берестейским, Пинским, Витебское - с поветами Витебским и Оршанским, Минское воеводство с поветами Речицким, Мозырьским, Мстисталвкое и Полоцкое воеводства без деления на поветы. Новогородское воеводство было разделено на Новогородское, Волковыское, Слонимскиое. В Вилейское воеводство вошли поветы Ошмянский и Браславский, в Трокское - поветы Городенский и Лидский, в Киевское - Брагинский повет. Такое административно-территориальное деление просуществовало без особых изменений до конца18 века.

Форма правления Великого Княжества Литовского (вторая половина ХIII – ХIV вв.)

Великое княжество Литовское по форме правления представляло собой феодальную монархию. В период формирования своей территории система управления Великим княжеством Литовским была построена по принципу вассалитета. Во главе государства стоял государь, который назывался великим князем, реже - королем. Первый титул короля носил Миндовг после коронации в Новогородке в 1253 г. Правовой статус монарха Великого княжества Литовского в ХШ-ХУ вв. характеризовался концентрацией в его руках широких властных полномочий. Он командовал вооруженными силами, управлял внешней политикой, выдавал грамоты и другие правовые акты, осуществлял контроль за управлением финансово-хозяйственной деятельностью. Но власть великого князя не была абсолютной и ограничивалась верхами класса феодалов, некоторые из них входили в состав рады ВКЛ. Владея огромными землями, имели большое количество вассалов - зависимых людей. Кроме того, власть великого князя ограничивалась сеймом.

Форма правления Великого Княжества Литовского (ХIV – середина ХVI вв.)

Осуществляя свою власть, князь опирался на должностных лиц центрального и местного управления, а также других крупных феодалов, которые были его ближайшими советниками - составляли его раду. В раду входили ближайшие родственники великого князя, некоторые князья-вассалы, должностные лица центрального и даже местного государственного аппарата. В состав рады по должности входили и представители духовенства.

Сойм, как законодательный орган, берет начало с древнейших вечевых собраний, которые при феодализме превратились в сословно-представительные органы. Кроме того, соймом назывались и другие собрания, например, собрание жителей города или поветовой шляхты. На заседания сойма приглашались все епископы, князья вассальных княжеств, должностные лица центральных и местных органов управления, а также феодалы, которые пожелали присутствовать. Порядок созыва и работы сойма до XVI в. регулировался не законами, а обычным правом. Решения на сойме принимались, как правило, государем и радой. В XVI в. законодательные функции сойма и феодалов, на нем присутствующих, чуть увеличились, однако все решения готовились руководящими верхами - государем и радой.

К высшим служебным особам относился маршалок. Он следил за сохранением порядка и этикета при дворе великого князя, старшинствовал на заседаниях сойма и рады, объявлял решения государя, сойма и рады, осуществлял правосудие в отношении особ, виновных в преступлении в месте присутствия государя или на сойме.

Помощником князя в командовании армией были гетман, воевода, которые могли осуществлять суд над подчиненными. Позднее воеводами начали называться руководители местной администрации. Финансовые вопросы были в ведении подскарбия земского. Функции дворцовой администрации исполняли коморники, ведавшие имуществом князя; стольники, мечник и др. должностные лица.

В XVI в. интенсивно развивается государственный аппарат: усложняется структура, увеличивается численность, унифицируются местные органы, происходит централизация. Именно во второй половине XVI в завершается процесс складывания и правового закрепления основных звеньев государственного аппарата.

В XVI во главе государства, как и прежде, стоял монарх (господарь, Великий князь литовский, король польский). В соответствии с преамбулой Статута 1529 года должность господаря была выборной. При избрании господарь заключал ряд-договор, в котором содержались обещания (соблюдать прежние законодательство страны, новые нормативные акты принимать только с панами-радами, сохранять прежние права и льготы различных категорий населения и прежнее должности (врады) - Статут 1529 г., разделы I и III. Власть господаря была весьма ограниченной, т.к. он не обладал единоличной властью: любые важные вопросы решались обязательно с участием панов радных.

В XVI в. на престоле ВКЛ сменилось 5 великих князей: Александр I (1492-1506 гг.), Жигимонт (Сигизмунд) I Старый (1506-1548гг.), Жигимонт (Сигизмунд) II Август (1544-1572 гг), Стефан Баторий (1575-1582 гг.) и Жигимонт (Сигизмунд) III Ваза (1587-1632 гг.).

Вторым по значительности высшим органом была Рада -постоянно действующий коллегиальный орган, который фактически осуществлял реальную власть в государстве. В состав Рады входили крупные светские феодалы - паны радные, католические епископы (в первую очередь Вилен-ский и Жмудский) и лица по должности (канцлер, гетман земский, маршалок земский, маршалокдворный, подскар-бий земский и ряд других должностных лиц). Численный состав Рады законодательно не был определен, а на практике колебался от трех до сорока человек в зависимости от важности рассматриваемых вопросов. Компетенция Рады была столь широкой, что фактически ни один вопрос, относящийся к компетенции различных высших органов, не решался без его обсуждения в Раде

Сейм ВКЛ как сословно-представительный орган окончательно сформировался именно в XVI в. В него входили представители шляхты, избираемые ежегодно от каждого повета по одному человеку. Но в работе сеймов помимо послов, избранных от шляхты, принимали участие гос-подар, паны-радные, католические и православные епископы и лица, занимавшие высшие и местные рады.

По мере накопления опыта работы постепенно законодательно закрепляется порядок рассмотрения судебных дел на Сейме (арт.5 р. VI Статута 1529 г), определяется исключительная его компетенция (арт. 12 р.III Статута 1566 г.). Четко установленных сроков созыва Сеймов, места и продолжительности их проведения не было. Они собирались по мере необходимости в разных городах (Вильно, Гродно, Слониме и др.) и могли продолжать работу в течение нескольких дней или месяцев, но чаще всего - в течение 2-4 недель.

Особенностью государственного аппарата ВКЛ являлось отсутствие коллегиальных отраслевых органов управления. Вместо них была создана довольно широкая система высших и дворных должностей, основанных на принципах единоначалия, назначения, кормления, персональной ответственности, совмещения должностей и др. Например, Николай Радзивил в начале XVI в. занимал одновременно две государственные весьма значимые должности: земский маршал и воевода трокский, а затем канцлер и воевода виленский; а Юрий Радзивил в 30-х годах XVI в. - четыре должности: великий гетман, староста гродненский, наместник мозырский, державца лидский, скидальский, белицкий.

Среди высших должностных лиц государственного аппарата следует назвать канцлера, который заведовал государственной канцелярией и был хранителем большой государственной печати, без которой ни один нормативный акт не имел юридической силы. Он активно участвовал в разработке нормативных актов, следил за учетом всей входящей корреспонденции, поступающей на имя господаря (жалобы, прошения, донесения, судебные дела и т.д.). В его подчинении был большой штат должностных лиц (врадников): подканцлер, писари, дьяки и др. Важнейшую роль в системе государственного аппарата занимал земский маршал, в обязанности которого входили контроль за соблюдением этикета при дворе господаря и охрана порядка не только во дворе великого князя, но и в любом месте его нахождения. Он руководил приемом послов, просителей с челобитными на имя государя, мог председательствовать на заседаниях вального Сейма и Рады при отсутствии господара, Виленского и Жмудского католических епископов; осуществлял рассмотрение судебных дел, связанных с совершением правонарушений во время работы Сейма, и решал ряд других вопросов.

Все финансово-хозяйственные вопросы и государственная казна были в ведении земского подскарбия. Он ведал доходами и расходами государственной казны, сдачей в аренду государственного имущества, осуществлял общее управление всем государственным имуществом и т. д Его ближайшим помощником был дворный и подскарбий и множество скарбников, ревизоров, сборщиков налогов и т.д., ведающими по его указанию отдельными вопросами хозяйственно-финансовой деятельности. Вооруженные силы ВКЛ были в ведении гетмана наивысшего (земского, великого). Он не только командовал войском и организовывал оборону или военный поход, но ведал вопросами сбора войска, его комплектованием, снабжением. В его подчинении были гетман польный, гетман дворный, воеводы, каштеляны, поветовые старосты и другие должностные лица. Численность дворных врадов (должностей) была еще больше, чем земских, а их специализация - более узкой. Например, дворный подчаший, дворный подстолий, конюший, постельничий, крайний, кухмистр, мечник, ловчий, ключники, подключив, стольники, чашники и т.д.

В государственном строе Великого княжества Литовского, составной частью которого являлась и Беларусь, произошли значительные изменения под воздействием объективных и субъективных причин. Завершился процесс складывания территории государства, унификации его административно-территориального деления в результате проведенной в 1564-1566 гг. административной реформы, что в итоге привело к окончательному оформлению централизованного государства. Вся территория государства была разделена на 13 воеводств, которые в свою очередь делились на поветы. Воеводства были различны как по территории, так и по количеству населения, имея неодинаковое число поветов (от одного до пяти).

Централизованное государство сложилось, как и во многих других странах мира, в форме сословно-представительной монархии. Для нее характерно наличие монарха, власть которого ограничена, и сословно-представительных органов, которые, как правило, совместно решают наиболее важные вопросы как внутренней, так и внешней политики. Поскольку эта форма правления всегда означает более высокий уровень развития феодальной демократии, то все аспекты создания и функционирования сословно-представительных органов Великого княжества Литовского, их взаимоотношений с государем и его администрацией находят правовое закрепление. Но это происходит не сразу, а постепенно, по мере накопления опыта работы и диалектического процесса складывания самих сословно-представительных органов - великих вольных сеймов и поветовых сеймиков, - о чем свидетельствуют нормы Статутов ВКЛ 1529, 1566, 1588 годов.



Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

П о Истории государства и права Беларуси

на тему:

« Административно-территориальная реформа в середине XVI века»

Введение

Административно-территориальное деление Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского представляло собой с XIII по начало XV вв. строй удельных княжений, где княжили династии Рюриковичей и Гедиминовичей, находившихся в вассальной зависимости от монарха (господаря), являвшегося носителем законодательной, исполнительной, судебной, военной власти.

В начале XV века в Великом княжестве Литовском были введены новые административно-территориальные единицы - воеводства. Впоследствии входившие в их состав волости были объединены в более крупные административно-территориальные образования - поветы.

В 1413 году были образованы Виленское и Трокское воеводства. Территории, не вошедшие в состав этих воеводств, сохраняли статус автономных земель.

В 1419 году над Жемайтией был утверждён староста, хотя официально Жмудская земля носила статус княжества

В 1471 году образовано Киевское воеводство, в состав которого входил, в частности, Мозырский повет, а также часть земель на крайнем юго-востоке современной Белоруссии.

С 1503 года начинают именоваться воеводами наместники Витебской земли, а после 1511 г. за ней окончательно закрепляется статус Витебского воеводства.

Около 1504 года на основе Полоцкой земли образовано Полоцкое воеводство.

В 1507 году из состава Виленского воеводства выделено Новогородское (Новогрудское) воеводство.

В 1513 году из нескольких поветов Трокского воеводства создано Подляшско-Берестейское воеводство (с 1520 г. Подляшское).

ВКЛ - это полиэтническое феодальное государство, о чем говорит и название государства. Сначала Литовское княжество, потом (до середины XV в.) - ВКЛ и Русское, после присоединения Жамойтии - ВКЛ, Русское, Жамойтское и др. земель.

Первоначально ВКЛ по форме государственного устройства представляло собой совокупность отдельных княжеств и уделов - своеобразную федерацию. Во главе государства стоял господарь - великий князь. Ему принадлежала военная, административная, законодательная и судебная власть. В начале 15 в., при великом князе Витовте, власть литовского господаря была могущественной, авторитетной и формально неограниченна, но в течение 15 столетия власть господаря постепенно ослабевала и ограничивалась с разных сторон, прежде всего, начиная с городского привилея 1413 г., власть великого князя признается избирательной, а не наследственной, и таким образом только лицо, угодное землевладельческой аристократии, могло занять великокняжеский престол.

1. Предпосылки административно-территориальной реформы 16 в.

Объединительные процессы, междоусобица, внешняя агрессия, католические ордена, Ливония, Орден крестоносцев, «Золотая Орда», Литва и Русь, административно-территориальное деление, воеводство, повет, волость, фискальный центр, шляхта, духовенство, мещане, крестьяне осадные, крестьяне-бояре, паны хоруговные и др.

Дальнейшее развитие производительных сил в конце 12 века, упрочение феодальных производственных отношений вызвали углубление общественного разделения труда. Это объективно повлекло за собой ускоренное развитие городов и торговли, что, в конечном счете, предопределило процесс ликвидации обособленности государств-княжеств и их объединение.

Наряду с внутренними экономическими причинами объединение государств-княжеств было ускорено неблагоприятной внешней обстановкой, сложившейся в Восточной Европе в связи с начавшейся в первой половине XIII в. агрессией с северо-запада католических орденов крестоносцев и меченосцев, а с юго-востока - татар. В силу указанных причин и того, что соседние белорусские, литовские, украинские княжества с древнейших времен находились в постоянных торговых и политических отношениях (общность торговых путей, культуры, религии, неоднократные совместные военные действия), объединение государств-земель поддерживалось всеми слоями общества, в том числе и крестьянством, которое больше всего страдало от феодальных междоусобных войн и внешней агрессии.

Процесс становления Великого княжества Литовского как суверенного государства начался в конце ХII в. с объединения некоторых белорусских и литовских княжеств, и продолжался в ХIII-XIV веках, когда в его состав вошли украинские и некоторые русские княжества. Столицей нового славянского государства в ХII-XIII вв. был Новогрудок, а с XIV в. - Вильно. Территория Великого княжества Литовского составляла 900 тыс. кв. км. Границы его на севере соприкасались с Ливонией, Псковской и Новгородской землями, на востоке - с Московским и Рязанским княжествами, на юго-востоке - с Золотой Ордой, на юге - с Крымским ханством, на юго-западе - с Молдавским государством, на западе - с Польшей, на северо-западе - с Орденом крестоносцев.

Государственное устройство и административно-территориальное деление сложилось не сразу, а по мере формирования самого государства.

С 15 века основными административно-территориальными единицами, на которые делилась территория ВКЛ были воеводства и поветы. В 1413 году были образованы первые воеводства - Виленское и Трокское. В 1503 году появляется Витебское, Полоцкое, в 1507 - Новогрудское. Реформа 1565 года привела территорию ВКЛ к единообразию. На белорусских землях были образованы Берестейское воеводство с делением на поветы: Берестейским, Пинским, Витебское - с поветами Витебским и Оршанским, Минское воеводство с поветами Речицким, Мозырьским, Мстисталвкое и Полоцкое воеводства без деления на поветы. Новогородское воеводство было разделено на Новогородское, Волковыское, Слонимскиое. В Вилейское воеводство вошли поветы Ошмянский и Браславский, в Трокское - поветы Городенский и Лидский, в Киевское - Брагинский повет. Такое административно-территориальное деление просуществовало без особых изменений до конца 18 века.

Местное управление белорусскими территориями отличалось собственными особенностями:

На этих территориях предусматривалось ограничение судебной власти великокняжеских заместителей и воевод.

Функционирование местных вече.

Право полоцкого и витебского боярства занимать все должности местного управления. Возможно, именно поэтому из Подвинья выходит абсолютное большинство родов белорусского происхождения, представители которых занимали руководящие посты в как в местных, так и в центральных органах управления ВКЛ.

Таким образом, ВКЛ в состав которого вошли белорусские, литовские княжества, начало складываться в 12 веке. На протяжении 13-14 веков к нему были присоединены украинские и русские земли.

Таким образом, на протяжении более ста лет создавалось великое государство в Центральной и Восточной Европы, представляющее собой своеобразную федерацию земель так называемых «Литвы» и «Руси».

Под воздействием развития феодальных отношений социальная структура общества усложнилась: помимо оформления основных классов - феодалов и феодально-зависимого населения - сложилась новая социальная общность - феодальное сословие - шляхта, духовенство, мещане; возникли новые социальные группы населения (крестьяне осадные, крестьяне-бояре, мещане городов с магдебургским правом, паны хоруговные и др.).

Великий князь не принадлежал ни к одному из феодальных сословий, но его правовой статус был самым высоким: он обладал всей полнотой имущественных и личных прав, а также обладал большим объемом политических прав.

Особенностью общественного строя Великого княжества Литовского являлось наличие различного статуса православных и католических феодалов, православного и католического духовенства, что создавало дополнительную социальную напряженность в обществе.

Вопрос о консолидации складывающегося сословия шляхты был разрешен Привилеем 1432 г. Он уравнял в правах феодалов православных с феодалами-католиками, тем самым заложив основу юридического оформления сословия шляхты, объединив в этом сословии всех феодалов независимо от вероисповедания. Именно в XV в. окончательно в писаном праве закрепляются привилегии класса феодалов и оформляется правовой статус шляхты. Привилей Казимира 1447 г. значительно расширил права и привилегии шляхты.

Что касается духовенства, то правовое его оформление как сословия началось с принятия Привилея от 22 февраля 1387 г., когда имения и проживающее в них феодально-зависимое население освобождаются от податей и повинностей в пользу государства. Более того, различные категории населения, проживающие на землях, принадлежащих католическому духовенству, изымаются из юрисдикции государственных судебных органов и передаются в ведение церковных судов.

Крестьяне, как и прежде, составляли основную массу феодально-зависимого населения, но правовое положение их значительно ухудшилось. Произошло правовое оформление их крепостной зависимости, усилилась эксплуатация, увеличилось число частновладельческих крестьян. Крестьяне в зависимости от повинностей делились на тяглых, осадных, данников, слуг, огородников; в зависимости от принадлежности - государственных, церковных и помещичьих; по степени феодальной зависимости - непохожих и похожих.

Особую роль в закрепощении крестьян сыграл общеземский Привилей Казимира 1447 г. Согласно арт. 12 феодал получил право суда над своими крестьянами, т.е. частновладельческие крестьяне были исключены из юрисдикции государственных органов и отданы в полную власть феодала. Артикул 11 устанавливал запрет на переход частновладельческих крестьян в разряд государственных и наоборот.

Идея полного бесправия рабов (холопов, челяди невольной) продолжала господствовать в праве, которое не признавало челядь невольную субъектом права.

Значительные изменения произошли и в правовом положении городского населения, которое оформилось в привилегированное сословие. Этому способствовало не только дальнейшее развитие феодальных отношений, но и распространение на территории Великого княжества Литовского магдебургского права путем выдачи великими князьями грамот, закреплявших различные привилегии лицам конкретного города, четко определяющие их обязанности и взаимоотношения с государственными органами.

Мещане, проживающие в городах, не имеющих привилея на магдебургское право, хотя и относились к привилегированному сословию, но были в худшем положении, ибо как и феодально-зависимые крестьяне находились под властью либо государства, либо частного феодала (князя, пана, боярина, монастыря, церкви). Но горожане, независимо от правового статуса, одновременно были и податным феодально-зависимым населением.

К богатым мещанам относились купцы и ремесленники, а положение большей части мещан было почти таким же, как и феодально-зависимого крестьянина. В самом же худшем положении, которое напоминало положение челяди невольной, были паробки и наймиты.

В силу развития и укрепления феодальных отношений в обществе ускорился процесс не только установления различной правоспособности для простых людей и феодалов, но и формирования новой социальной общности - сословия. Значимую роль в формировании светского сословия шляхты сыграли общеземские грамоты (привилеи), которые выдавались великими князями в 1387, 1413, 1432, 1434, 1447 гг.

В 1565-1566 гг. в Великом княжестве Литовском проводилась административная реформа. Земли на территории Беларуси были разделены на следующие воеводства и поветы.

2 . А дминистративно-территориальное деление на воеводства, поветы и волости

реформа административный власть княжество

В 1565-1566 гг. была проведена административно-территориальная реформа, которая разделила ВКЛ на воеводства, поветы и волости:

Берестейское (Брестское) (Берестейский (Брестский) и Пинский поветы);

Виленское (Браславский, Виленский, Лидский, Ошмянский поветы, а также Вилькомирский повет, земли которого в настоящее время входят в состав Литовской Республики);

Витебское (Витебский и Оршанский поветы);

Менское (Минское) (Менский (Минский), Речицкий и с 1569 г. Мозырский поветы);

Мстиславльское (без поветов);

Новогородское (Новогрудское) (Волковысский, Новогородский (Новогрудский), Слонимский поветы);

Полоцкое (без поветов);

Трокское (территория Гродненского повета, а также Ковенский, Трокский, Упитский поветы, земли которых в настоящее время входят в состав Литовской Республики).

Киевское, Подляшское и Брацлавское воеводства с 1569 г. находились в составе Польского королевства.

Местные органы власти и управления на государственных землях (великого князя) изначально строились в соответствии с административно-территориальном разделом, но до 16 века сохранялось особое управление Полоцкой, Витебской и Мстиславской земли и многие поветы и волости, которые имели специальные грамоты, кроме этого особое управление имели города - все это порождало огромное многообразие местных органов и серьезные отличия в полномочиях даже у однотипных органов, но были и общие черты.

В целом местные органы власти в период феодализма владели широкими полномочиями в решении всех местных дел и очень мало зависели от центральных органов. В своей деятельности они опирались на общегосударственные нормативные акты, местное обычное право и акты местной администрации. Главным лицом в системе местных органов был воевода, который возглавлял администрацию, хозяйственные, военные, судебные органы на территории воеводства. Воеводы во многом заменили вассальных князей, сохранив основные звенья старого аппарата. Управляли при участии местных сеймиков, рад, в которые входили наиболее влиятельные феодалы воеводства. Назначался великим князем и радой пожизненно (должен был быть уроженцем ВКЛ). Местные феодалы имели право требовать его смещения. В своем лице воевода совмещал черты представительства центрального управления и местного самоуправления. В своей деятельности опирался на институт служебных лиц.

Каштелян командовал воинскими силами данного воеводства, мог замещать воеводу в раде. Ключник собирал дань - чинш. Конюший отвечал за конюшни всего воеводства. Городничий (комендант замка) отвечал за ремонт замка, укрепление, замещал Каштеляна. Лесничий отвечал за охоту, обеспечение шляхты продуктами. Подвоевода совмещал функции замвоеводы в административно-судебных делах, руководил работой канцелярии (функции нотариуса - подтверждал документы, возглавлял нижний гродский или замковый суд).

3. Поветовый уровень власти

Глава в повете - староста, назначался князем и радой из числа крупных феодалов. Заместителем был подстароста. Полномочия старосты близки к полномочиям воеводы. Помощником старосты в военных делах был поветовый маршалок, который командовал поветовым военным ополчением шляхты. Он же был председателем на заседаниях поветового сойма. Сохранялись древние должности: ключник, конюший, лесничий, тивун, харужий (знаменосец). Старосты пользовались широкими правами и не зависели от власти воеводы. Их полномочия основывались на традициях управления местных вассальных князей. Правовое положение старосты зависело от повета, который он возглавлял, и от того, кто занимал эту должность.

Сословно-представительными органами в воеводстве и повете был воеводский и поветовый сойм, на котором могла присутствовать вся шляхта повета или воеводства. Здесь обсуждались как местные, так и государственные дела. На поветовых соймах избирались депутаты на вальный сойм, разрабатывались для них инструкции, наказы и ходатайства, заслушивали отчеты, избирались кандидаты на судебные должности, определялся размер налогов на нужды поветов.

Низшим звеном в системе местного управления (на уровне волости) были державцы (ранее назывались тивуны), которые руководили государственными и великокняжескими имениями. В их подчинении для контроля над крестьянами находились стацкие, десятские, сельские войты, сорочники. Весь аппарат власти и управления составлял примерно 10% населения страны.

Органы самоуправления и местного управления городов регулировались корпорациями мещан и значительно отличались от других местных органов. По организации самоуправления и по характеру зависимости от высших органов власти города делились на города, которые имели магдэбургское право и которые не имели его.

Города с магдэбургским правом исключались из администрации воевод и старост и создавали органы городского управления (магистрат) в сочетании с некоторыми элементами самоуправления. Частные города являлись собственностью особых князей и панов, управление в них зависело от воли владельца. Магистрат состоял из рады и лавы, в него входили войт, бурмистры, радцы и лавники. Во главе городской администрации и суда стоял войт, который назначался из феодалов или горожан правительством. Правосудие осуществлял совместно с радцами и лавниками. Мог назначать помощника - лейт-войта. Помощниками по управлению делами города были бурмистры, которые утверждались войтом из числа радцев. В раду входили наиболее богатые купцы, руководители цехов и богатые мастера. В одних городах рада выбиралась мещанами, в других ее комплектовал войт. Рада определяла основные направления развития городского хозяйства, боевую готовность города, сбор средств, контроль.

4 . Отражение в Статуте Великого княжества Литовского 1588 г .

XVI в. приходится второй период в развитии права - статутный период. Наличие в государстве подобных крупных нормативных актов свидетельствует о высоком развитии правовой мысли, культуры, образования.

Такое административно-территориальное деление было закреплено Статутом Великого княжества Литовского 1588 г. и просуществовало до конца XVIII века.

Заключение

Таким образом, к концу XVI в. ВКЛ являлось централизованным государством. Система государственного управления также прошла долгую эволюцию. Сначала вся верховная власть в княжестве находилась у великого князя. Он возглавлял вооруженные силы, мог объявлять войну и заключать мир, был главным судьей и администратором.

Местное самоуправление в разных частях государства строилось неодинаково. В результате реформ проведенных в 1565-1566 гг., вся территория государства была разделена на 30 поветов, которые входили в состав 13 воеводств. Правовое положение воеводств и поветов в составе княжества было различным.

Во главе каждого воеводства стоял воевода, назначаемый великим князем и радой. Воевода руководил военными силами, был главою исполнительных органов воеводства, осуществлял контроль за управлением государственными имениями и доходами, осуществлял правосудие в городском суде. Он же входил в состав панов-радов.

Воеводы проводили свою деятельность совместно с радами. Управление в поветах осуществлялось старостами, которые назначались великим князем и радой. Старосты наблюдали за выполнением населения всех повинностей, руководили сбором общегосударственных налогов.

Наиболее важные вопросы в воеводствах и поветах обсуждались на местных сеймах, на которые собирались только шляхтичи независимо от их имущественного положения. Они избирали представителей в сейм, кандидатов на некоторые судебные должности, заслушивали отчеты депутатов о решениях вольного сейма и решали некоторые местные сословные дела.

Функции органов государственного самоуправления в волостях осуществляли наместники - державцы, которым давались в держание господские имения и замки.

В деревнях представителями администрации являлись сельские войты, сотники, сорочники, десятники, у крестьян - данников, избираемые ими старцы. Эти лица занимались разверсткой повинностей, сбором дани и доставкой ее в казну.

Отличительной чертой управления в городах Великого княжества Литовского было предоставление им некоторого самоуправления.

Во главе города стоял войт, назначаемый господарем. Впоследствии эта должность стала выборной. Непосредственными помощниками войта были бурмистры, радцы, лавники, которые назначались войтом или избирались из местных богатых мещан. Рада и бурмистры ведали административно - хозяйственными делами. Войт совместно с лавниками рассматривал уголовные дела.

Высшим судебным органом в государстве был суд великого князя, в котором судили господарь и паны - рада. Разновидностью господарского суда считался суд панов-рады, который рассматривал дела без великого князя.

Таким образом, Социально-политический строй Великого княжества Литовского носил все характерные черты западноевропейского средневекового феодализма: раздробление государственной власти между землевладельцами, система частного подданства и иерархическая лестница вассалов с сувереном, великим князем, наверху этой лестницы.

Список литературы

1. Вишневский А.Ф., Сароковик И.А. История государства и права Беларуси/А.Ф. Вишневский, И.А. Сароковик - Минск 1998.-320 с.

2. Пашуто В.Т. Образование Литовского государства/ В.Т. Пашуто - М., 1959 -320 с.

3. Кузнецов И.Н. История государства и права Беларуси/ И.Н. Кузнецов Минск 1999.-520 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Административно-территориальное деление в унитарном государстве, правовое регулирование его органов. Административно-территориальное устройство Республики Казахстан, оптимизация системы. Территориальные органы государства и их взаимоотношения с центром.

    дипломная работа , добавлен 04.07.2015

    Административно-территориальное устройство как система территориальной государственной организации. Значение и функции административно-территориального деления и государственного строя Тамбовского края, историко-географические особенности его устройства.

    реферат , добавлен 12.06.2011

    Система административно-территориального устройства РФ. Понятие административно-территориального устройства РФ. Конституционно-правовое регулирование административно-территориального устройства РФ. Правовые и организационные основы преобразований.

    курсовая работа , добавлен 10.09.2008

    Предпосылки и основные причины изменений границ и административно-территориального деления Беларуси в составе СССР. Укрепление в 1924 году, возврат губерний. Развитие права Беларуси в 20-30-е годы, разработка Конституции и становление государственности.

    контрольная работа , добавлен 14.04.2010

    Административно-правовое регулирование обороной. Административно-правовое регулирование управления безопасностью. Система и правовое положение органов военного управления, а так же органов федеральной службы безопасности и других служб безопасности.

    реферат , добавлен 12.10.2008

    Значение административно-территориального устройства страны. Конституционно-правовое регулирование административно-территориального устройства РФ. Проблемы и направления совершенствования административно-территориального устройства в Брянской области.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2017

    Административно-правовые формы. Понятие административно-правовых форм. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение понятие административно-правовых методов. Виды административно-правовых методов. Административное принуждение.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2004

    Значение административно-территориального устройства страны. Федеральные округа Российской Федерации. Муниципальные Районы Чувашии. Административно-территориальное устройство субъектов страны, предложения по их укрупнению. Экономические районы России.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2014

    Учреждения как организации, их классификация в зависимости от вида исполняемой ими социально-культурной или административно-политической функции. Особенности административно-правового статуса предприятий. Различия между предприятиями и учреждениями.

    реферат , добавлен 03.10.2014

    Понятие Закрытого административно-территориального объединения. Порядок создания, упразднения и изменения его границ. Административно-правовой режим безопасности ЗАТО, его характеристика. Взаимоотношения с федеральным центром и руководством субъектов РФ.


Административно-территориальное устройство Великого княжества Литовского во второй половине XIV - cередине XVI веков

Во второй половине XIV - cередине XVI века Великое княжество Литовское, Русское и Жемайтское представляло собой достаточно сложное образование. Состояло оно из удельных княжеств, а также областей (Полоцкая, Витебская, Смоленская, Жемайтская земли), находившихся в федеративных отношениях с центральной властью, а также из территорий собственно Литвы с частью белорусских земель. Особый автономный статус имели Киевская, Волынская и Подольская провинции. Ими управляли князья-наместники из числа Гедиминовичей. После ликвидации уделов эти земли вошли в состав государства под полную юрисдикцию великого князя.

В XIV - первой половине XVI века Великое княжество Литовское развивалось с учетом белорусских политических традиций, хотя все без исключения великие князья по линии отцов были литовского происхождения. Руководящая политическая роль также принадлежала крупным феодалам-землевладельцам литовского происхождения, которые назывались панами. Из них, а также из родственников великого князя состоял и высший орган - рада. Они же занимали и высшие государственные и придворные посты.

Главная обязанность великого князя состояла в защите целостности государства. Он стоял во главе войска, от его имени издавались законодательные акты и вершился суд, он поддерживал дипломатические отношения с соседями, объявлял войны, заключал мирные договоры с воюющими сторонами. Он назначал на государственные должности, распоряжался государственным имуществом, осуществлял руководство государственными имениями, раздавая их за верную службу своим подчиненным.

В подчинении великого князя находились города, которым он выдавал грамоты на магдебурское право. Теоретически власть князей считалась наследственной, но установилась традиция признания каждого очередного великого князя высшим феодалом. Вассалы великого князя имели своих вассалов, что свидетельствовало о существовании обычной феодальной иерархии. Власть великого князя была ограничена, с одной стороны, крупными феодалами, с другой - местными привилегиями отдельных территорий. Как правило, великие князья считались с мнением рады.

В 1413 году Городельским актом существование великокняжеской рады было оформлено юридически. За ней закреплялся статус государственного органа, который обязан был давать рекомендации великому князю. В привилеях государя 1492 и 1506 годов, связанные с ограничением великокняжеской власти права, подтверждались и расширялись. Со временем повышалась роль и значение рады. повышалась. Состав рады определял ее большое значение в управлении государством. В XV веке в нее входили епископы, канцлер, воеводы и каштеляны виленские и трокские, воеводы смоленские, витебские, полоцкие, киевские, старосты жемайтский и луцкий, должности которых приравнивались к воеводским, наместник гродненский.

Позже в состав рады стали входить воевода подляшский, подскарбий земский и маршалок земский. Рада принимала участие в раздаче земель, назначением на должности, вопросами дипломатических отношений, обороны и финансов. Важнейшие вопросы государственной жизни великие князья обсуждали не только с радой, но и с боярством. На него великие князья опирались в тех случаях, когда не находили понимания с высшей аристократической властью и с удельными князьями. Уже при первых великих князьях собиралась вече, совещения, сеймы.

Сеймы затем становятся общегосударственными, порядок их созыва сложился в начале XV века. Великий князь приглашал на них служебных лиц, князей, представителей поветовой шляхты всех регионов. Постепенно компетенция сеймов расширялась. Они стали созываться для избрания великих князей, обсуждения вопросов войны, налогов, заключения уний и др.

В первой половине ХVI века деятельность сеймов приобретает более широкий размах. Сейм стал выполнять законодательные функции. Со временем он стал представительным учреждением, то есть на него избирались послы (делегаты) местными уездными сеймиками. Вальные сеймы созывались не только в столице Великого княжества - г. Вильно, но и в Гродно, Бресте, Новогрудке, Минске. Позднее вальный сейм состоял из Государственного совета, которые стал называться Сенатом, а также из поветовых послов-депутатов, которые составляли Посольскую избу.

Центральную администрацию - исполнительную власть в Великом княжестве Литовском возглавляли три человека. Первым из них был канцлер, который хранил государственную печать и заведовал центральной канцелярией. За ним следовал гетман, который в отсутствие великого князя командовал во время войны армией, и земский подскарбий, ведавший государственной казной. Эти три человека подчинялись непосредственно великому князю. При дворе был также ряд должностей, которые позднее стали скорее почетным, чем реальными. Это маршалок дворный, чашник, стольник, мечник, конюший и др. При дворе великого князя находился также значительный штат государственных урядников и слуг из шляхты. Они выполняли поручения великого князя, членов рады и высших должностных лиц государства, осуществляли надзор за выполнением решений суда, вводили во владение государственными имениями, проводили следствия и ревизии, взыскивали задолженность по налогам, следили за строительством дорог, замков, сопровождали посольства за границу и др.

По административному делению XV века в великое княжество входило шесть воеводств: Виленское, Трокское, Киевское, Полоцкое, Витебское, Смоленское и два староства - Жемайтское и Волынское. Руководителями администрации в воеводствах были воеводы, а в поветах - старосты. Воеводы назначались великим князем и радой из числа крупных феодалов, уроженцев Великого княжества Литовского, пожизненно. Однако местные феодалы в случае необходимости имели право требовать их отставки. Обязанности и полномочия воевод были очень широкими. Практически им принадлежала вся полнота власти в воеводстве.

Заместителями воевод являлись подвоеводы. В их ведении находились административно-судебные дела, они руководили работой воеводской канцелярии, председательствовали в низшем городском суде. Военными силами главного замка в воеводстве и ополчением военнообязанного населения, приписанного к данному замку, командовали каштеляны. Они являлись заместителями воевод и представляли интересы воеводства в раде.

Державцы - руководители государственных и великокняжеских имений - замков, дворов - являлись низшим звеном местного государственного управления. Как воеводы и старосты, они несли ответственность перед правительством и великим князем за состояние дел на вверенной им территории, осуществляли суд на местным населением. Руководителями администрации в поветах являлись старосты. Староства вошли с XVI века. Чтобы осуществлять надзор над крестьянами старосты и державцы назначали сельских войтов, сотников, сорочников, десятников, которые следили за поддержанием порядка в селах и выполнением феодальных повинностей.

Сотники осуществляли надзор за выполнением повинностей на территории повета, сорочники - на территории волости, десятники - в отдельных деревнях. После волочной померы 1557 года эти должности были заменены сельскими войтами. В деревнях действовали органы крестьянского самоуправления - сельские сходы и старцы. Старцы избирались на сельских сходах. Они наблюдали за строительством дорог, мостов, замков, собирали и отвозили в установленные места налоги, участвовали в осуществлении правосудия.

Великокняжеский суд являлся высшим судербным органом. Судом панов рады, сейма являлся комиссарский суд. Во второй половине XVI века сеймом был принят закон о создании Главного суда - Трибунала, который состоял из выбранных на поветовых сеймиках шляхты судей. Заседал он в Минске, Вильне и Новогрудке попеременно. Среди местных судов наиболее древним был замковый (гродский) суд. Этот суд действовал в двух составах. В состав высшего суда входили воевода или староста, либо державцы и местные феодалы. Низший состав суда состоял из подвоеводы, судьи и писаря. Судьями могли быть только шляхтичи, умеющие писать, знающие право и имеющие недвижимость.

Для шляхты судом был земский поветовый суд. В этот суд судьи избирались шляхтой и утверждались великим князем пожизненно. Дела о земельных спорах рассматривал подкоморский суд. В городах, обладающих магдебурским правом, судопроизводство осуществляли войтовско-лавницкие или бурмистерско-радецкие суды. Судебные дела крепостных крестьян рассматривал вотчинный суд. Его осуществляли представители вотчинной администрации - державцы, старосты, соцкие. Дела рассматривались на основе местных обычаев или по воле владельца вотчины. Среди духовенства, татар, евреев действовали свои суды, основанные на религиозном праве, - Библии, Торе, Коране.

Белорусские земли в составе Великого княжества занимали неодинаковое положение. Виленскому, а также трокскому князьям были подвластны в военно-политическом и судебно-административном отношении Принеманье, Минская, Брестская земли, Полесье, часть Подрепровья и часть Литвы. В этих землях литовские князья, потомки Гедимина, постепенно вытеснили большинство князей династии Рюриковичей. По воле великого князя здесь часто происходила перегруппировка владений, создавались новые удельные княжества.

Каждая часть великого княжества сохраняла свой государственный строй, который, как правило, действовал на основе древнерусских правовых норм. Удельный князь приносил «покору» великому князю, предполагавшую обязательство оказания великому князю военной помощи, верной службы и платы дани. Но фактически отношения великого князя с удельными характеризовались еще и «братством». Удельный князь мог давать великому князю советы, заседать в его раде.

Удельное княжество управлялось исключительно местным князем. При нем действовали боярская дума и вечевое собрание. В Полоцкой, Витебской и Смоленских землях государственный строй имел свои особенности. С давних времен в них были князья, которые придерживались древнерусского вечевого уклада. Выборы князя и признание его власти зависело от вече. Каждая земля отдельно признавала власть великого князя. Этот порядок был изменен лишь в 1492 году, когда великий князь Александр был избран на общем сейме. Древние обычаи в отношениях центральной и местной (вечевой) власти соблюдались еще в XV и XVI веках.

Например, часто приезжали в отдаленные области великие князья Казимир и Александр, где они определенное время жили и помогали местным князьям и вече принимать управленческие решения. Великим князьям иногда приходилось принимать декреты, чтобы все слои населения жили между собой в согласии и решали дела сообща.

Все земли управлялись на основе уставных грамот, своеобразных законов, которые регулировали различные стороны жизни. Уставные грамоты предусматривали наличие у земель своей казны, присутствие городских выборных на суде великокняжеского наместника, устанавливали другие нормы уголовного и гражданского права.

Великий князь гарантировал жителям земель личную неприкосновенность и безопасность. В области имущественных прав граждан грамотами определялись права владения имущества, получения наследства. Грамоты обеспечивали также процессуальное право и защищали личность от ущемления со стороны местной администрации. Жемайтия и Подляшье такой самостоятельности не имели. Только в 1446 году Жемайтия получила дарственную грамоту от великого князя Казимира, в которой Жемайтии представлялась широкая автономия. Для Подляшья привилей не давал статуса земли-княжества. Автономия в области судебных отношений предоставлялась только шляхте.

Территориально-государственное оформление собственно литовских земель было также специфичным. В них выделялась территория, центром которой была старая столица Литвы - Троки. Это были древние родовые земли Гедиминовичей. Второе территориальное образование представляло собой земли вокруг новой столицы Вильно. Сюда входили владения литовских феодалов, а такжеж белорусские территории, которые были включены в Великое княжество Литовское уже при первых его князьях. Преимущественно это были западные части полоцких земель и северо-восточные районы Турово-Пинского княжества. Эти территории со временем обрастали белорусскими волостями, которые обычно среди удельно-княжеских земель размещались черезполосно. Поэтому Ольгерд и Кейстут заключили между собой договоренность о том, что одна половина присоединявшися земель приписывалась к Трокскому княжеству, а другая к Виленскому.

Во второй четверти XVI века земли, составлявшие собственное Великое княжество Литовское, включали в себя Вильно, Троки, Браслав, Новогрудок, Гродно, Брест, Слоним, Бобруйск, Мозырь, Минск, Пинск, Рогачев, Могилев, Гомель.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Кластерный подход в профессиональном образовании
Этнический состав РФ Российской Федерации
Пересчет отпуска в 1с зуп 8