Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Григорий мелехов, донской казак. Григорий Мелехов в романе "Тихий Дон": характеристика. Трагическая судьба и духовные искания Григория Мелехова Как меняется характер григория мелехова

Григорий Мелехов - самый известный и запоминающийся персонаж романа Шолохова «Тихий Дон». Но мало кто знает, что в первой редакции произведения такого героя не было вообще. Его место занимал некто Абрам Ермаков, который внешне очень походил на Григория. Почему автор решил внести в роман изменения, до сих пор неизвестно.

Внешность героя

Григорий Мелехов (характеристика персонажа будет подробно рассмотрена в этой статье) наделен автором «диковатой» красотой, как и все казаки его рода. Он был выше своего старшего брата, черноволосый и горбоносый, что делало его похожим на цыгана. Глаза чуть раскосы, миндалевидные и «подсиненные», а «острые плиты скул обтянуты коричневой кожей». Улыбка у него была «звероватая», «волчьи зубы» белоснежные. Руки неподатливы и черствы на ласку.

Во всем его облике чувствуется дикость и грубость, сочетающаяся с невероятной красотой. Даже во время войны он не утратил привлекательности. Хотя сильно исхудал и больше стал похож на азиата.

Григорий Мелихов носил традиционную казачью одежду: широкие шаровары, шерстяные белые чулки, чирики (туфли), зипун, просторную рубаху, полушубок. В одежде имеется прямое указание на национальную принадлежность. Автор подчеркивает казачье происхождение своего героя.

Кто главный герой романа?

Начнем с того, что в центре внимания Шолохова находится народ, а не конкретная личность. А Григорий выделяется на общем фоне лишь потому, что является воплощением народных черт. Он стал отражением казацкой удали и «любви к хозяйству, к работе» - двух главных заповедей казаков, которые были воинами и земледельцами одновременно.

Но славен не только этим Григорий Мелехов («Тихий Дон»). Отличительными чертами его характера стали своеволие, стремление к истине и независимость в поступках. Он всегда стремится во всем убедиться лично и не верит никому на слово. Для него истина рождается медленно, из конкретной действительности, тягостно и мучительно. Вся его жизнь и есть поиск правды. Эти же мысли мучили и казаков, впервые столкнувшихся с новой властью.

Григорий Мелехов и Аксинья

Любовный конфликт является одним из главных в романе. Отношения главного героя с Аксиньей проходят красной нитью через все произведение. Их чувство было высоким, но трагичным.

Поговорим немного о героине. Аксинья - статная, красивая и гордая казачка, очень эмоционально воспринимающая происходящее. На ее долю выпала нелегкая судьба. В шестнадцать лет Аксинью изнасиловал отец, а через год выдали замуж за Степана Астахова, который бил ее. За этим последовала гибель ребенка. Нелюбимый муж и тяжелая работа - вот вся жизнь молодой женщины. Такова была судьба многих крестьянок и казачек, поэтому и принято считать, что отражает целую эпоху «Тихий Дон».

Судьба Григория Мелехова оказалась тесно переплетена с жизнью Аксиньи. Женщина хотела настоящей любви, поэтому она с такой готовностью откликнулась на ухаживания соседа. Между молодыми людьми вспыхнула страсть, сжегшая страх, стыд и сомнения.

Даже женитьба на Наталье не остановила Григория. Он продолжал встречаться с Аксиньей, за что и был изгнан отцом из дома. Но и тут влюбленные не сдались. Их жизнь в работниках не приносит счастья. А измена Аксиньи с хозяйским сыном заставляет Григория вернуться к жене.

Однако окончательного разрыва не происходит. Влюбленные снова начинают встречаться. Они проносят свои чувства через всю жизнь, несмотря на все несчастья и трагедии.

Характер

Григорий Мелехов не бежит от реальности. Он трезво оценивает все происходящее вокруг и принимает активное участие во всех событиях. Это считается самым ярким и запоминающимся в его образе. Ему свойственны широта души и благородство. Так, он спасает жизнь Степану Астахову, рискуя собой, хотя не питает к нему никаких дружеских чувств. Затем он отважно бросается на спасения тех, кто убил его брата.

Образ Мелехова сложен и неоднозначен. Ему свойственны метания, чувство внутренней неудовлетворенности своими поступками. Именно поэтому он постоянно мечется, для него сделать выбор - непростая задача.

Социальный аспект

Характер героя определяется его происхождением. Например, Листницкий является помещиком, а Кошевой - батраком, поэтому на них нельзя положиться. Совсем другое происхождение имеет Григорий Мелехов. «Тихий Дон» писался во время расцвета соцреализма и жесткой критики. Поэтому не удивительно, что главный герой имеет крестьянское происхождение, которое считалось самым «правильным». Однако то, что он был из середняков, стало причиной всех его метаний. В герое уживаются одновременно труженик и собственник. Это и является причиной внутреннего разлада.

Григорий Мелехов на войне практически не заботится о своей семье, даже Аксинья уходит на второй план. В это время он пытается понять общественное устройство и свое место в нем. На войне герой не ищет для себя выгоды, главное - отыскать правду. Именно поэтому он так пристально всматривается в окружающий мир. Он не разделяет восторга других казаков относительно прихода революции. Григорий не понимает, зачем она им нужна.

Раньше казаки сами решали, кто будет ими править, выбирали атамана, а теперь за такое сажают. На Дону не нужны ни генералы, ни мужики, народ и сам разберется, как разбирался и до этого. Да и обещания большевиков ложны. Говорят, что все равны, а вот идет Красная армия, на взводном хромовые сапоги, а солдаты все в обмотках. И где равенство?

Поиски

Григорий Мелехов очень ясно видит действительность и трезво оценивает происходящее. В этом он похож на многих казаков, однако есть и одно отличие - герой ищет правду. Именно это не дает ему покоя. Сам Шолохов писал, что в Мелехове воплотилось мнение всех казаков, но сила его в том, что он не боялся высказываться и пытался разрешить противоречия, а не принял смиренно происходящее, прикрываясь словами о братстве и равенстве.

Григорий мог бы признать правоту красных, но чувствовал ложь в их лозунгах и обещаниях. Он не мог принять все на веру, а когда проверял на деле, получалось, что ему врали.

Закрыть же глаза на ложь было равносильно предательству себя, своей земли и своего народа.

Как поступить с ненужным человеком?

Григорий Мелехов (характеристика это подтверждает) выделялся на фоне других представителей казачества. Это и привлекло к нему внимание Штокмана. У этого человека не было времени переубеждать таких, как наш герой, поэтому он сразу же решил его устранить. Неповинный Григорий был обречен на арест и смерть. А что еще делать с ненужными людьми, которые задают лишние вопросы?

Приказ отдается Кошевому, который приходит в удивление и смущение. Григория, его друга, обвиняют в опасном образе мыслей. Здесь мы видим основной конфликт романа, где сталкиваются две стороны, каждая из которых права. Штокман предпринимает все меры, чтобы не допустить восстания, которое могло бы помешать воцарению советской власти, которой он служит. Характер же Григория не позволяет ему смириться ни со своей участью, ни с участью своего народа.

Однако приказ Штокмана становится началом того самого восстания, которое он хотел предупредить. Вместе с Мелеховым, вступившим в бой с Кошевым, поднимается все казачество. В этой сцене читатель с отчетливой ясностью может убедиться в том, что Григорий действительно является отражение народной воли.

Мелехов принимает решение бороться с властью красных. И это решение обусловлено чередой происшествий: арест отца, многочисленные расстрелы в Татарском, угроза жизни самому герою, оскорбления красноармейцев, разместившихся на его базу.

Григорий сделал свой выбор и уверен в нем. Однако не все так просто. Это еще не последний поворот в его судьбе.

Метания

Образ Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» очень неоднозначен. Он постоянно в метаниях и не уверен в правильности выбора. Так происходит и с решением противостоять Красной армии. Он видит пленных и погибших, участвовавших в его восстании, понимает, кому это может быть выгодно. Окончательно прозрение наступает, когда Григорий один мчится на пулемет и убивает матросов, управлявших им. Мелехов после этого катается по снегу и восклицает: «Кого же я убил!»

Герой снова оказывается в конфликте с миром. Все метания Мелехова отражают колебания всего казачества, которое сначала пришло от монархизма к большевизму, затем решило строить автономию, а потом опять вернулось к большевизму. Только на примере Григория мы видим все более отчетливо, чем это происходило в действительности. Связано это с самим характером героя, с его непримиримостью, страстностью, необузданностью. Строго Мелехов судит себя и окружающих. Он готов ответить за свои неверные поступки, но хочет, чтобы ответили и другие.

Подводя итоги

Образ Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» полон трагизма. На протяжении всей своей жизни он пытался найти правду, но что получил в конце? В последней главе книги мы видим, как герой теряет самое дорогое - любимую женщину. Смерть Аксиньи стала самым страшным ударом для Мелехова. В этот момент у него отняли смысл жизни. В этом мире у него не осталось больше близких людей. Душевное опустошение приводит его в лес. Он пытается жить один, но не выдерживает и возвращается в хутор, где живет его сын - единственное, что осталось от Аксиньи и их любви.

В чем трагедия Григория Мелехова? Он вступил в конфликт с миром, не смог смириться с его новыми законами, попытки что-то изменить завершились провалом. Но смириться с происходящим герой так и не смог. Новая эпоха «перемолола» и исковеркала его судьбу. Григорий просто оказался человеком, который не смог приспособиться к переменам.

Григорий Пантелеевич Мелехов – главный герой романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон» (1928-1940), донской казак, офицер, выслужившийся из рядовых. Это молодой житель станицы Татарская, обыкновенный хуторской парень, полный сил и жажды жизни. В начале романа трудно причислить Григория к положительным или отрицательным героям. Он – скорее свободолюбивый правдоискатель. Он живет бездумно, но по традиционным устоям. Несмотря на сильную любовь к Аксинье , разрешает отцу женить себя на Наталье . Григорий так всю жизнь и мечется между двумя женщинами. На службе он тоже оказывается меж красных и белых. Этому не жестокому по натуре и не любящему кровопролитие человеку суровая жизнь все же вложила в руки саблю и заставила воевать.

Трагический перелом в его личной жизни совпал и с резким переломом в истории донского казачества. Благодаря своим природным способностям Григорий сумел дослужиться сначала из рядового казака до офицера, а затем и до командира повстанческой армии. Однако впоследствии становится ясно, что военной карьере Мелехова не суждено сложиться. Гражданская война забрасывала его, то в белые соединения, то в Буденновский отряд. Он шел на это не по бездумному подчинению укладу, а из-за поиска правды. Будучи честным человеком, он до конца верил в обещанное равенство, но выводы были неутешительны. От брака с Натальей у Григория были сын и дочь, от Аксиньи – дочь умерла в детстве. В конце романа, потеряв

Главный герой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов, ища правду жизни, много путается, ошибается, страдает, потому что ни в одной из противоборствующих сторон не находит той нрав-ственной правды, к которой он стремится.

Григорий верен казачьим традициям, внушаемым ему с самого рождения. Но при этом он отдается во власть буйной страсти, способной нарушить общепри-нятые нормы и правила. Ни грозный отец, ни грязные слухи и насмешки не в силах остановить Григория в его страстном порыве.

Мелехова отличает удивительная способность лю-бить. Невольно при этом он причиняет боль близким людям. Григорий и сам мучается, страдает не меньше, чем Наталья, Аксинья, родители. Герой оказывается словно между двумя полюсами: любовью-долгом и любовью-страстью. Совершая дурные с точки зрения общественной морали поступки и встречаясь с замуж-ней женщиной, Григорий остается до конца честным и искренним. «И жалко тебя,— говорит он Наталье,— кубыть, за эти деньки и сроднились, а нету на сердце ничего... Пусто».

Бурные исторические события закрутили Григо-рия в своем вихре. Но чем больше он углубляется в во-енные действия, тем больше его тянет к земле, к труду. Ему часто снится степь. Сердцем он всегда с люби-мой, далекой женщиной, с родным хутором, куренем.

Новый поворот в истории возвращает Мелехова к земле, к любимой, к семье. Григорий встречается с до-мом, с хутором после долгой разлуки. Лоно семьи воз-вращает его в мир пошатнувшихся привычных пред-ставлений о смысле жизни, о казачьем долге.

Воюя, «крепко берег Григорий казачью честь, ло-вил случай выказать беззаветную храбрость, риско-вал, сумасбродничал, ходил переодетым в тыл к авст-рийцам, снимал без крови заставы». Со временем ге-рой меняется. Он чувствует, что «ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны. Огрубело сердце, зачерствело...». Меняется и первоначальный портрет Григория: «... ввалились у него глаза и остро торчат скулы».

Трагический переворот, расколовший мир казаков на своих и чужих, ставит перед Григорием множест-венные трудные и острые вопросы. Герой стоит перед выбором. Куда идти? С кем? Для чего? Где правда? Мелехов на своем пути поиска сталкивается с разны-ми людьми, у каждого из которых своя точка зрения на происходящее. Так сотник Ефим Изварин не верит во всеобщее равенство, декларируемое большевика-ми, он убежден в особой судьбе и предназначении ка-зачества и выступает за самостоятельную, автоном-ную жизнь Донской области. Он сепаратист. Григо-рий, вникая в суть его речей, пытается с ним спорить, но он малограмотен и проигрывает в споре с хорошо образованным сотником, умеющим последовательно и логично излагать ход своих мыслей. «Изварин лег-ко разбивал его в словесных боях»,— сообщает автор, а потому Григорий попадает под сильное влияние изваринских идей.

Иные истины внушает Мелехову Подтелков, счи-тающий, что у казаков общие интересы со всеми русскими крестьянами и рабочими, со всем пролетариа-том. Подтелков убежден в необходимости выборной народной власти. Он настолько грамотно, убедитель-но и горячо говорит о своих идеях, что это заставляет Григория прислушаться к нему и даже поверить. По-сле разговора с Подтелковым герой «мучительно ста-рался разобраться в сумятице мыслей, продумать что-то, решить». В Григории, человеке малограмот-ном и политически неподкованном, несмотря на раз-ные внушения, все же активно пульсирует стремле-ние найти свою правду, свое место в жизни, то, чему действительно стоит служить. Окружающие предла-гают ему разные пути, но Григорий твердо отвечает им: «Сам ищу входа».

Наступает момент, когда Мелехов всей душой ста-новится на сторону нового строя. Но этот строй своей жестокостью к казакам, несправедливостью вновь толкает Григория на тропу войны. Мелехова шокиру-ет поведение Чернецова и Подтелкова в сцене распра-вы над чернецовцами. Оно горит слепой ненавистью и враждой. Григорий, в отличие от них, пытается защи-тить безоружного врага от беспощадной кровавой рас-правы. Не за неприятеля вступается Григорий — в ка-ждом из врагов он видит прежде всего человека.

Но на войне как на войне. Усталость и озлобление ведут героя к жестокости. Об этом красноречиво гово-рит эпизод убийства матросов. Однако Григорию не-легко дается такая бесчеловечность. Именно после этой сцены Мелехов испытывает глубокие мучения от осознания страшной истины: он далеко ушел от того, для чего был рожден и за что сражался. «Неправиль-ный у жизни ход, и, может, и я в этом виноватый»,— понимает он.

Неотступной истиной, непоколебимой ценно-стью всегда остается для героя родное гнездо. В са-мые тяжелые жизненные моменты он обращается к мыслям о доме, о родной природе, о труде. Эти вос-поминания дают Григорию ощущение гармонии и душевного покоя.

Григорий становится одним из руководителей Вешенского восстания. Это новый виток в его пути. Но постепенно он разочаровывается и понимает, что вос-стание не принесло ожидаемых результатов: от белых казачество страдает так же, как до этого страдало оно от красных. Сытые офицеры — дворяне презрительно и надменно относятся к рядовому казаку и мечтают лишь достичь успеха с его помощью в новых своих по-ходах; казачество — лишь надежное средство в дости-жении их целей. Возмутительно для Григория хам-ское отношение к нему генерала Фицхелаурова, нена-вистны и отвратительны иностранные оккупанты.

Мучительно перенося все происходящее в стране, Мелехов тем не менее отказывается от эвакуации. «Какая бы ни была мать, а она родней чужой»,— рас-суждает он. И такая позиция заслуживает всяческого уважения.

Очередным переходным этапом, спасением для Григория снова становится возврат к земле, к Акси-нье, к детям. Он неожиданно проникается необыкно-венным теплом и любовью к детям, осознает, что в них смысл его существования. Привычный уклад жизни, обстановка родного дома порождают в герое стремление уйти от борьбы. Григорий, пройдя долгий и трудный путь, теряет веру и в белых, и в красных. Дом и семья — подлинные ценности, настоящая опо-ра. Насилие, многократно виденное и познанное, вы-зывает в нем отвращение. Не раз совершает он благо-родные поступки под воздействием ненависти к нему. Григорий отпускает из тюрьмы родственников крас-ных казаков, загоняет до смерти лошадь, чтобы ус-петь спасти от гибели Ивана Алексеевича и Мишку Кошевого, уходит с площади, не желая быть свидете-лем казни подтелковцев.

Скорый на расправу и неоправданно жестокий, Мишка Кошевой толкает Григория на побег из дома. Он вынужден скитаться по хуторам и в результате примыкает к банде Фомина. Любовь к жизни, к детям не дает Григорию сдаться. Он понимает, что в случае бездействия его ждет расстрел. У Мелехова нет выхо-да, и он присоединяется к банде. Начинается новый этап духовных исканий Григория.

Немногое остается у Григория к концу романа. Дети, родная земля и любовь к Аксинье. Но героя ждут новые потери. Глубоко и тяжко переживает он гибель любимой женщины, однако находит силы ис-кать себя дальше: «Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети. Но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла ка-кую-то ценность для него и для других».

Григорий большую часть жизни проводит в плену разрывающей мир ненависти, смерти, ожесточаясь и впадая в отчаяние. Останавливаясь на пути, он с от-вращением обнаруживает, что ненавидя насилие, не-сет смерть. Он глава и опора семьи, но ему некогда быть дома, среди любящих его людей.

Все попытки героя найти себя — это путь хождения по мукам. Мелехов идет вперед с открытым всему, «разворошенным» сердцем. Он ищет цельности, под-линных и неоспоримых истин, во всем хочет дойти до самой сути. Искания его страстны, душа горит. Его мучит неутоленный нравственный голод. Григорий жаждет самоопределения, он не лишен при этом само-осуждения. Корень ошибок Мелехов ищет в том числе и в себе самом, в своих деяниях. Но о прошедшем че-рез многие тернии герое можно с уверенностью ска-зать, что его душа, вопреки всему, жива, она не загублена тяжелейшими жизненными обстоятельствами. Свидетельство этого — стремление Григория к миру, к покою, к земле, желание вернуться домой. Не дож-давшись амнистии, возвращается Мелехов домой. Им владеет единственное желание — желание покоя. Его цель — растить своего сына, щедрую награду за все жизненные муки. Мишатка — надежда Григория на будущее, в нем возможность продолжения рода Меле-ховых. Эти мысли Григория — подтверждение того, что он надломлен войной, но не сломлен ею.

Путь Григория Мелехова к правде — это трагиче-ский путь скитаний человека, обретений, ошибок и потерь, свидетельство тесной связи личности и исто-рии. Этот сложный путь был пройден русским наро-дом в XX веке.

Критик Ю. Лукин писал о романе: «Значение фигу-ры Григория Мелехова... расширяется, выходя за рамки и специфику казачьей среды Дона 1921 года и вырастает до типического образа человека, не нашед-шего своего пути в годы революции».

Первая экранизация - 1931 год. Исторический фон: 1930-31 годы - годы "великого перелома", сплошной коллективизации и ликвидации кулачества, как класса.

Вторая экранизация - 1955-1958 годы. Исторический фон: смерть И.В.Сталина, процессы либерализации во внутренней и внешней политике СССР, начало "хрущевской оттепели".

Третья экранизация: - 1990-1992 годы. Исторический фон: Декларация о независимости России, политический хаос, реформы.

Григорий Мелехов, донской казак

В первой экранизации "Тихого Дона" главную роль сыграл никому не известный актер - .
В 1925 году Абрикосов приехал в Москву, чтобы поступить в театральную студию, но опоздал. Случайно увидев объявление о наборе в кинематографическую студию А.С.Хохловой, пошел учиться туда, хотя о кино ничего не знал. С 1926 года он начал работать на театральной сцене, став сотрудником студии Малого театра. Однако ролей начинающему актеру не давали.

Из воспоминаний Андрея Абрикосова:
"Летом, должно быть двадцать девятого, точно, я не ошибаюсь, постановщики широко известной тогда картины и Иван Правов приступили к съемкам "Тихого Дона". Многие актеры тут же хлынули на студию.
Пошел и я попытать счастья. Тогда я работал на студии Малого театра. Еще не считался актером. Трепетал. Был застенчивым, робким и о кино-то имел самое отдаленное представление. Да и оказалось, что я опоздал - всех исполнителей уже набрали. У них не было только актера на роль Григория Мелехова. Я уже было собрался уходить, как услышал: "А вы погодите. Может быть, вы подойдете. Давайте попробуем. Вы читали "Тихий Дон""? Хотел чистосердечно признаться, да слукавил. И смотрю, меня тут же пригласили на пробу: надо было сыграть ссору Григория с отцом. Меня загримировали, одели, рассказали о задачах эпизода. И я старался, из кожи вон лез! Да! Стучал кулаками по столу, хлопал дверью, жестикулировал, становился в позу. Мне казалось, что это как раз и нужно в кинематографе, а получились - штампы. Ни о какой правде образа не могло быть и речи. Я ведь абсолютно ничего не знал о Григории. Я сыграл и чувствовал себя победителем. И каким же обидным и, главное, непонятным показался мне отказ. Прошел месяц. Я ехал играть с театром на юг. Лежу на верхней полке и вдруг вижу в руках у одного из пассажиров "Тихий Дон". Попросил у соседа книжку. Начал читать, потом стал наугад проглатывать отдельные куски. "Судьба!" - застучало в висках, аж сердце захолонуло. Внезапно я многое понял и решил! Собрал вещи, упросили администрацию, и сошел на первой же остановке. Вернулся в Москву и - прямо на студию. Там повезло. Исполнителя роли Мелехова все еще не удалось подобрать.
Я сказал, давайте снова пробоваться на Григория. Сейчас я готов!".
И фортуна наконец улыбнулась молодому актеру - не сыгравший ни одной роли в театре, Абрикосов был утверждён на роль Григория Мелехова в немом фильме "Тихий Дон", поразив режиссеров Ольгу Преображенскую и Ивана Правова сходством с их представлением о шолоховском герое. Выход в 1931 году фильма на экраны принёс актеру широкую известность. Ему удалось показать сильный, но противоречивый характер Григория, который считается одним из лучших среди экранизаций романа.

По словам Андрея Абрикосова, Григорий Мелехов - одна из самых любимых его киноролей. И сына своего он назвал - Григорием…

Удивительным образом пересеклись дороги Андрея Абрикосова и , исполнителя роли Григория Мелехова во второй экранизации "Тихого Дона". Не менее удивителен в свой "похожести" путь этих замечательных актеров к своей главной роли в кино.

Из воспоминаний Петра Глебова (по книге Ю.Папорова "Петр Глебов. Судьба актерская…"):
"Я познакомился с Андреем Львовичем Абрикосовым, когда мне было двенадцать лет и сразу был покорен его мужественной красотой. Более всего меня очаровывала обворожительная улыбка. Мне тогда, еще мальчишке, он казался идеалом во всем - высокий, с задорным чубом, он имел красивый, сильный голос с каким-то благородно окрашенным звучанием.
Приезжал он к нам в деревню зимой с группой актеров "Синей блузы". С азартом пилил со мной березовые дрова. Разница у нас была в десять лет.
В нашу семью его привел мой брат Гриша, когда они вместе посещали занятия у Зинаиды Сергеевны Соколовой, сестры Станиславского. Там занималась группа ассистентов будущей студии К. С. Станиславского. Потом, когда я увидел Абрикосова в роли Григория Мелехова в фильме "Тихий Дон", мне захотелось быть похожим на Андрея.
Это была его первая роль, но она меня ошеломила, и я по-юношески влюбился в моего старшего друга. Мне тогда еще больше захотелось стать актером".

В 1940 году Петр Глебов окончил Оперно-драматическую студию им.К.С.Станиславского. Актерская судьба складывалась вначале непросто. Эпизоды в кино, небольшие роли в московском Театре им. К.С. Станиславского. Потом началась война, и Петр Петрович вместе с другими молодыми актерами пошел добровольцем на фронт. Служил в зенитно-артиллерийском полку, а в конце войны стал совмещать службу с актерским делом. Известие о Победе пришло во время спектакля "Три сестры". И зрители, и актеры в сценических костюмах выбежали из театра, смешавшись с ликующей толпой

Прошли еще десять лет, не отмеченных для Глебова яркими ролями….

По материалам книги Ю.Папорова "Петр Глебов. Судьба актерская…":

Летом 1956 года приятель Петра Глебова, актер Александр Шворин, предложил вместе с ним пойти на "Дет-фильм", где проходили пробы на Григория Мелехова: "Ты там запросто казачьего офицера сыграешь. Приходи завтра к девяти".

На Киностудии им. Горького было шумнее обычного. В тот день режиссер Сергей Герасимов продолжал отбирать актеров на роли и для участия в эпизодах и массовках задуманной им экранизации шолоховского "Тихого Дона".

К столику помощника режиссера подошел и Петр Глебов. Помрежу Глебов действительно показался отличным казачьим офицером из окружения генерала Листницкого, которого должен был играть актер А. Шатов. Глебова одели и повели в павильон. Там сразу началась репетиция эпизода, в котором офицеры, примеряясь к тексту, играли в преферанс и громко спорили о февральской революции. Сергей Герасимов, пребывал в весьма удрученном состоянии, близком к отчаянию, поскольку все сроки уже вышли, а достойный исполнитель на главную роль Мелехова еще не был утвержден. Неожиданно Герасимов услышал голос одного из офицеров, который ему показался очень подходящим для Мелехова. Ассистент объяснил, что это артист театра Станиславского Глебов, который пробуется на роль второго офицера. Режиссер потребовал "дать полный свет". Когда вспыхнул свет, режиссер не нашел на лице Глебова ни единой характерной черты, описанной Шолоховым. Однако глаза привлекали, и голос звучал просто, не театрально, и особенно "казацкими" показались режиссеру руки актера. Несмотря на возражения второго режиссера, Герасимов назначил проведение проб в гриме.

И тут Глебов увидел, как художник-гример Алексей Смирнов заговорщически ему подмигивает. Когда они остались одни, мастер грима предложил Глебову:
"Появись в понедельник на студии у меня на час раньше. Я тебя так загримирую, что сам Шолохов признает в тебе Мелехова". И действительно, сделал такой грим, что Герасимов был просто огорошен - Глебов был даже лучше, чем на иллюстрациях книги "Тихий Дон" художника О.Верейского. В течение месяца Глебов "пробовался" в разных и по психологии и по возрасту сценах, режиссер хотел быть полностью убежденным, что сорокалетний актер сумеет правдиво сыграть двадцатилетнего Григория. Но сомнения оставались, и Герасимов назначил читку шолоховского текста. Не прошло и двадцати минут, как сомнения его полностью развеялись - Григорий Мелехов был найден. Оставалось только получить одобрение Михаила Шолохова и режиссер пригласил писателя на просмотр кинопроб. После первых же кадров раздался уверенный голос Шолохова: "Так это же он! Он и есть. Настоящий казак". И Петр Глебов был утвержден на роль и началась работа, которая продолжалась почти два года…

Петр Глебов: "Мы работали без дублеров. Пришлось подучиться верховой езде. У меня был добрый, умный конь. Я его полюбил. С ним было жаль расставаться по окончании съемок."

В умении Глебова сидеть в седле Герасимов убедился после съемок первой же, очень важной массовки. Первый конный бой Мелехова артист Петр Глебов провел с огромной силой, потрясшей даже режиссера.

Петр Глебов: "На съемках я жил жизнью Григория Мелехова, мучился его сомнениями, любил его любовью… Очень запомнилась одна сцена. Пьяный казацкий разгул в хате. Третья серия кинофильма. Моя была идея. Спеть очень хотелось. В станице, где съемки велись, казаки частенько вечерами собирались на бережку, распивали вино, пели хоровые песни, и я любил с ними попеть. Ну и Герасимов согласился: «Только чтобы тяжелая, грустная была песня, о судьбе». Я порасспросил старушек на хуторе, и одна мне подсказала песню «Пташка-канарейка». Песня и разгульная, и пронзительно-тоскливая. И в конце третьей серии, когда сцена пьяного разгула и полный раскосец уже: неизвестно, куда и за кем идти, - тут и красные, тут и белые, Григорий поет: «Ляти, пта-ашка, ка-анарейка, ляти в гору высоко… пропой песню про несчастье про мое…»"

Герасимов снимал фильм с азартом. Своим коллегам он не признавался, что его волновало то, как нелепо сложилась судьба казачества вслед за временем, описанным Шолоховым в "Тихом Доне". С особенным теплом Герасимов старался вместе с актером должным образом вывести на экране образ Григория Мелехова, достойного во всех отношениях человека.

Сергей Герасимов: "Я безоговорочно считаю, что для Глебова удача роли Мелехова не случайна. Он знал о Мелехове многое еще до того, как встретился с ролью. А затем, по-видимому, глубоко сочувствуя ему, полюбил этот характер. Я же всегда думаю об актере, как об авторе образа. Потому душевно радуюсь, поскольку жизнь свела меня с исполнителем, стоящим на такой позиции. Я благодарю судьбу за то, что она предоставила мне возможность работать с Петром Глебовым."

И наконец, ещё одна версия исполнителя роли Григория Мелехова - Руперт Эверетт.

Руперт Эверетт (Rupert Everett) родился 29 мая 1959 года в богатой и привилегированной семье в Норфолке, в Великобритании, учился в престижном католическом Эмплфорт-колледже. В возрасте 15 лет он оставил колледж и поступил в Центральную школу сценической речи и драмы в Лондоне, а свои актерские навыки оттачивал, обучаясь в Glasgow Citizen`s Theatre. Славу ему принесла роль в лондонской постановке "Другой страны" ("Another Country") в 1982 году. Дебют в киноверсии этого же спектакля два года спустя сделал Эверетта одной из ярчайших восходящих звезд Британии.

В 1990 году Руперт Эверетт, аристократ и эстет, обреченный играть королей и лордов, получил предложение сняться в роли Григория Мелехова.

Руперт Эверетт (по материалам различных интервью): "Когда меня пригласили сниматься по роману Шолохова, я очень удивился: мне казалось, что я не очень подхожу на роль Григория Мелехова, русского казака. Я был ошеломлен. У нас нет ничего общего. Я был, вероятно, самым странным выбором для этой роли. Я понимаю, что это роль-мечта для любого актера, но это в то же время и кошмарная роль. Прочитав роман, причем не один раз, я все равно смог приблизиться к этой роли очень ограниченно."

Сейчас сложно понять, почему выбор Сергея Бондарчука пал именно на этого актера. Безусловно, режиссер был связан условиями договора, заключенным с компанией Винченцо Рисполи - ведь одним из главных условий договора было участие зарубежных звезд, способных обеспечить широкий прокат на Западе. Возможно, режиссер увидел какие-то черты брутального Гришки Мелехова в лице британского дэнди. Возможно, выбор был ему просто навязан…

Руперт Эверетт (по материалам различных интервью): "Когда режиссер Сергей Бондарчук - очень пожилой человек - узнал, что пригласил на роль Григория Мелехова актера с нетрадиционной сексуальной ориентацией, он чуть не умер. Зато я оказался лучше всех приспособлен к спартанской жизни, спасибо детству в монастырской школе. В первую же неделю жилец соседней квартиры погиб при пожаре. Его тело и обгоревшую мебель долго таскали по лестницам, потом тело увезли, а мебель бросили во дворе. Это было летом. Осенью матрас с жженой дырой, диван и торшер засыпало листиками, зимой - припорошило снежком, а весной наконец-то куда-то смыло. А еще моего помощника, который готовил для меня, едва не зарезали за то, что он отдавал остатки еды голубям, а не нищим. Третьим сильным впечатлением стал непрекращающийся холод. Но мне все равно страшно понравилось. Мы все были включены в процесс по производству фильма, в дискуссии с Сергеем Бондарчуком, в сумасшествие "Мосфильма".

Для меня съемки в "Тихом Доне" и жизнь в России были важным поворотным периодом в жизни, удивительным опытом. Я жил в очень интересном времени: советская эпоха еще не кончилась, но уже назревали изменения. Быть там тогда и понимать, что ты - один из очень немногих людей, испытавших это... Настоящая эксклюзивность! Настоящий гламур!

Знаете, раньше меня всегда удивлял Чехов. Его персонаж может быть абсолютно счастлив и тотально несчастлив в течение одного часа. Как это получается? Загадка. Для меня это и есть проявление русской ментальности. В Америке, в Англии люди стараются найти логическое обоснование такой быстрой смене эмоционального фона. Когда я жил в России, я понял, что осмыслить это невозможно, но проблема существует: у русских людей действительно за подъемом следует стремительный спад. Я тоже начал испытывать нечто подобное - от эйфории к депрессии и обратно.

Сергей Бондарчук был невероятно талантливым, сильным, темпераментным человеком. Он был беспощаден со своими актерами. Мне от него тоже доставалось - тогда казалось, что я совершенно не подхожу к роли Григория Мелехова. Я не понимал, как его играть. Я неоднократно перечитывал роман и до приезда в Москву, и в самолете, и уже находясь здесь. Я все время пытался понять - почему пригласили меня? Да, эта роль - мечта для любого актера. Но какая же она трудная!!! Там такие страсти, страдания, сомнения, метания, которые человек, не родившийся в России, не сыграет никогда! Ведь все это надо понять, пропустить через себя. По крайней мере, я так думал раньше. Но, в конечном итоге, с ролью вроде бы справился."

Казак Григорий Мелехов - один из центральных персонажей исторического романа-эпопеи Михаила Шолохова «Тихий Дон». В основе сюжетной линии данного произведения лежит его жизненный путь, становление и формирование Мелехова как личности, его любовь, успехи и разочарования, а также поиск правды и справедливости.

Тяжелые жизненные испытания выпадают на долю этого простого донского казака, ведь он попадает в вихрь кровавых событий начала ХХ века: первая мировая война, революция, гражданская война в России. Жернова войны, в которые попадает главный герой, как бы «перемалывают» и калечат его душу, навсегда оставляя свой кровавый след.

Характеристика главного героя

(Петр Глебов в роли Григория Мелехова, кадр из фильма "Тихий дон", СССР 1958 )

Григорий Пантелеевич Мелехов - самый обычный донской казак. Впервые мы знакомимся с ним в двадцатилетнем возрасте в его родном хуторе Татарском казачьей станицы Вешенской, расположенной на берегу реки Дон. Парень не из богатой, и не из бедной семьи, можно сказать середнячок, но живет в достатке, есть младшая сестра Дуня и старший брат Петр. На четверть турок по бабушке Мелехов имеет привлекательную и немного дикую внешность: смуглую кожу, нос с горбинкой, черные как смоль кудрявые волосы, выразительные миндалевидные глаза.

Сначала Григорий показан нам как обычный парень, живущий на хуторе. Он имеет определенные обязанности по хозяйству, погружен в свои заботы и повседневные занятия. Особо по поводу своей жизни он не заморачивается, живет как велят того традиции и нравы казачьей станицы. Даже бурная страсть, вспыхнувшая между молодым казаком и замужней соседкой Аксиньей, ничего в его жизни не меняет. По настоянию отца он женится на нелюбимой Наталье Коршуновой, и, как заведено у молодых казаков, начинает подготовку к военной службе. Получается, что в это период своей тихой и размеренной жизни он безвольно и механически выполняет ему предначертанное, и ничего особо в своей жизни не решает.

(Мелехов на войне )

Однако все меняется, когда Мелехов попадает на поля сражений Первой мировой войны. Здесь он показывает себя как храбрый и отважный воин, защитник Отечества, за что и получает заслуженный чин офицера. Однако в душе Мелехов самый обычный труженник, привыкший работать на земле, заботиться о своем хозяйстве, но приходит война и в его мозолистые от работы руки вкладывают не лопату, а ружье и приказывают уничтожить врага. Для Григория первый убитый австриец стал настоящим шоком, а его смерть трагедией, которую он переживал вновь и вновь. Его начинают мучить вопросы о смысле войны, зачем люди убивают друг друга и кому это нужно, какая его личная роль в этом кровавом хаосе? Так он начинает взрослеть и жить уже более осознанной жизнью. Понемногу его душа черствеет и закаляется тяжелыми испытаниями, но все равно в её глубине он сохраняет и совесть, и человечность.

Жизнь бросает его из крайности в крайность, в гражданской войне он воюет то на стороне белых, то вступает в буденновский отряд, то в бандитские формирования. Он уже не просто плывет по течению, а уверенно и осознанно ищет свою дорогу в жизни. Отличаясь острым умом и наблюдательностью «честный до донышка» Мелехов сразу видит обман и пустые обещания большевиков, звериную жестокость бандитов и не может никак понять «правды» офицер-дворян. Лишь одно для него имеет значение в этом безумном хаосе братоубийственной войны, это его отчий дом и привычный, мирный труд на родной земле.

(Евгений Ткачук играет Григория Мелехова, кадр из фильма "Тихий дон", Россия 2015 )

В итоге он сбегает из опостылевшей банды Фомина и мечтает вернуться домой и зажить спокойной жизнью с Аксиньей, никого не убивая, а просто работая на своей земле. Вот как раз за неё он готов пролить последнюю каплю крови, убить любого, кто посягнет на неё. Вот как война изменила когда-то обычного трудягу, остро чувствовавшего красоту окружающей природы и от души жалеющего нечаянно зарубленного им утенка.

На пути домой его ждет огромное душевное потрясение, от пули умирает Аксинья, рушится его любовь, умирает надежда на счастливую и свободную жизнь. Раздавленный и несчастный добирается наконец до порога родного дома, где его встречает оставшийся в живых сын и земля, ждущая своего хозяина.

Образ героя в произведении

(Григорий с сыном )

Всю правду того страшного и кровавого времени в истории казачьего Дона показал выдающийся советский писатель Михаил Шолохов в образе простого казака Григория Мелехова. Все его противоречия, сложные духовные метания и переживания описаны автором с удивительной психологической достоверностью и исторической обоснованностью.

Нельзя однозначно сказать, что Мелехов отрицательный, либо положительный герой. Иногда его поступки страшны, а иногда благородны и великодушны. Простой казак и трудяга, привычный с утра до ночи работать, он становится заложником тех кровавых исторических событий, которые переживал весь русский народ. Война ломала и калечила его, забирала самых родных и близких людей, заставляла совершать ужасные поступки, однако он не сломался и сумел сохранить в себе те частицы добра и света, которые были в нем когда-то. В конце концов он понимает, что самая главная ценность для человека это его семья, дом и родная земля, а оружие, убийства и смерть вызывают в нем только отвращение и ужас.

Образ Мелехова, простого «мужика-хлебороба в мундире» воплощает многострадальную судьбу всего простого русского народа, а его непростой жизненный путь это путь борьбы, исканий, трагических ошибок и горького опыта, и наконец познания истины и самого себя.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пересчет отпуска в 1с зуп 8
Николай Зиновьев. Стихи. Стихи Николая Зиновьева. Самодержавная Русь В степи покрытой пылью бренной сидел
Нарушение порядка исчисления и уплаты авансовых платежей по страховым взносам: правомерен ли штраф?