Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Благословлять на подвиг прославлять достижения. Благословение на ратный подвиг. Звонкие и глухие согласные в корне слова

Союз служителей веры и армии начал формироваться с первых веков христианства на Руси. Ведь русское воинство понимали не иначе как святую доблестную рать, называя его «христолюбивым». В церковном языке слово «воин» имеет особое значение.

Союз служителей веры и армии начал формироваться с первых веков христианства на Руси. Ведь русское воинство понимали не иначе как святую доблестную рать, называя его «христолюбивым». В церковном языке слово «воин» имеет особое значение. Среди святых, почитаемых Православной Церковью, целый сонм воинов. Среди них Феодор Стратилат, Димитрий Солунский, небесный покровитель русского воинства Георгий Победоносец, великие русские полководцы святые благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской, святые князья страстотерпцы Борис и Глеб, князья Михаил и Глеб Черниговские и многие другие.

Подступы к городам от вражеских набегов защищали и монастыри. Русские дружины шли в бой с благословения Церкви, под святыми знаменами и заступничеством чудотворных икон. Вера для них имела огромное значение. Она вселяла уверенность в победе, в правоте своего дела. История сохранила немало тому примеров. Наиболее яркий из них - Куликовская битва, которая произошла в день праздника Рождества Богородицы.

Перед битвой (7 сентября 1380 года) князь Димитрий на военном совете держал такую речь: «Ныне же пойдем за Дон и там или победим и все от гибели сохраним, или сложим свои головы за святые Церкви, за Православную веру и за всю братию нашу христиане. По свидетельству летописцев, великий князь Московский Димитрий, прежде чем выступить в поход против Мамая, прибыл в Свято-Троицкий монастырь, где долго и усердно молился и принял напутственное благословение от преподобного игумена обители Сергия Радонежского. «Войско готово. Иди, и ты победишь», - молвил прп. Сергий и вручил князю Димитрию икону Божией Матери.

Помимо благословения, преподобный Сергий Радонежский послал с князем двух своих иноков - Пересвета и Ослябю. После разгрома полчища Мамая погибших русских воинов перевезли в Москву и похоронили на красивейшем месте --на склонах Альбовой горы. По православной традиции на братских могилах были устроены деревянные церкви. Позже в память о погибших был построен монастырь Иоанна Предтечи. Герои Куликовской битвы Пересвет и Ослябя, как известно, похоронены в Симоновом монастыре.

Текст сей старый, первоначально был лишь вступлением, но, в конечном счете, стал отдельным рассказиком.

В общем... Герой приходит в мир - герой спасает мир. А что в действительности (в предполагаемой) стоит за этим пафосом?

Эдакое размышление - и не судите строго...

Благослови на подвиг.

Благослови на подвиг.

В тему насмешки над канонами.

Поздравляю тебя, ты – Избранный!

Молодой рыцарь, настороженно оглядываясь, поднялся с мраморного пола, на который нежданно-негаданно швырнула его судьба после мирного отдыха от трудов ратных.

Потолок терялся в вышине и неровном трепете свечей. Свечи не только трепетали, но и чадили, капая дешевым воском на ковер. Ноздри щекотал запах паленой шерсти. Магические зеркала, которым предписывалось производить впечатление на зрителя, показывая ему его истинную сущность, пугали лишь толщиной слоя пыли на них.

Но все эти мелочи были рыцарю неважны, его больше заботила фраза, произнесенная неизвестно кем. Голос, в отличие от убранства зала, действительно впечатлял. Он пронесся под потолком вихрем листьев, заставил зеркала задрожать, вселяя в их стеклянную душу желание суицида, и мягко затих где-то в коридорах.

Я – кто? – повторил рыцарь, чуть зажмуриваясь от страха и предвкушения.

Под потолком загрохотало. Сверкнуло несколько молний.

Повисла внушающая уважение тишина, прерванная эффектно упавшим зеркалом.

Кто-то тяжко и потусторонне вздохнул.

-…Молодец, папа, - мрачно сообщила дребезжащим голосом (поначалу принятым даже за продолжающийся звон от подпрыгивающих на плитах осколков) размытая тень, возникшая над осколками. – Хорошее начало.

Сбавив потусторонность на пару пунктов, некто вздохнул – уже не тяжко, но угрожающе. Тень махнула рукой и растворилась.

Продолжим… Ты - Избранный, - вновь пробрал несколько ошалевшего рыцаря глубокий баритон. – Ибо тебе я поручу избавление мира от грехов и пороков...

Молодой человек затаил дыхание. Голос завораживал. В осколках пронеслись бесконечные леса с возвышающимися из самых густых чащ изогнутыми башнями, морские дали, древние крепости, окруженные пожарами войны – мир терпеливо ждал своего избавителя.

Ну-ну, - скептически сообщила тень, опираясь на плечо рыцаря и прихлебывая чай из чаши в виде черепа. – Хватит цитирования, говори своими словами, или забыл, что в прошлый раз было? Одного раза мало? Самого чуть на костер не затащ… не смей… мм… не смей затыкать мне рот… у нас демократия… свобода слова, в конце-концов…

Она вновь испарилась, уронив чашу. Раздалось потерявшее последние признаки потусторонности сопение и звуки борьбы.

Рыцарю, совершенно переставшему понимать, что здесь происходит, внезапно пошло подмигнула принцесса в ближайшем осколке.

Коза, - с чувством произнес обладатель баритона и испуганно ойкнул. Тень захихикала, опять возникая неподалеку.

Определяй рамки дозволенного, - громко говорила она, сверкая при этом белоснежной (и неожиданной) улыбкой зубов эдак на сорок восемь. – Кто их... ты кто?.. рыцарей знает, занесет... Торквемаду забыл?

Рыцарь почти физически почувствовал, как воздух сгустился и наэлектризовался.

Торквемада был пережитком прошлого, - бесстрастно проговорил баритон. – И у нас его не было.

Кого? Прошлого?

Торквемады, - рявкнул баритон. – При чем он здесь вообще?

Тень с тоской посмотрела на разлившийся чай.

Рамки, говорю, определяй, - не менее решительно отреагировала она. – От каких грехов и пороков избавлять мир...

Порыв ветра загасил половину свеч. Листья задумчиво завертелись на месте. Кажется, за это короткое мгновение список неизвестный успел составить.

Избранный, - откашлявшись, проникновенно продолжил баритон. Рыцарь испуганно дернулся. – Ты чист сердцем и душой...

Тень невнятно пробормотала, что, дескать, все это хорошо, но еще неплохо мыться хотя бы раз в год, хотя бы под дождем.

А, - рыцарь поднял руку, – для чего?

Разве непонятно?

Он вумный мальчик... – донеслось до рыцаря. – Все остальные были готовы в огонь и в воду...

Раздался щелчок пальцев, и крики стихли.

Рыцарь помотал головой.

А поточнее?

В смысле?

Рыцарь деловито снял шлем. Под ним оказались коротко стриженные волосы и узкие очки.

Вы дилетантски подходите к вопросу, - начал он. – Мир, если подумать, не так-то уж легко спасти. Для начала – от кого его нужно спасать? От демонов, террористов, колдунов, вампиров? Какая боевая система требуется? Какой временной промежуток и вселенная?

Повисла тишина. Несколько зеркал звякнуло, но, судя по всему, данная ситуация не требовала эффектного поворота, а потому они остались в сохранности.

В зал сквозь стену влетела тень, неся под мышкой нечто, завернутое в плотную ткань.

Пап, я поняла.

Что именно? – кисло поинтересовался обладатель баритона.

Я те говорила – бери варвара потупее с гор, а ты – иные миры, иные миры… Ну, вот, иные миры. Геймера ты приволок.

На пол упало-таки второе зеркало, приглушив чувственное ругательство.

Тень не без злорадства хмыкнула. Видимо, прецеденты имели место быть.

А, в принципе, что возможно? Как всегда - частично стираем память и отправляем на подвиги. Тебе же нужен рыцарь? Так вот он, весь, с потрохами, - тень погладила парня по головке и протянула конфету. – Геймер. Хороший, откормленный, умный, в меру зацикленный. Мозги работают в нужном направлении.

Рыцарь неуверенно осклабился, пятясь.

Откуда ты знаешь?

Папа, ты как ребенок… Его только подтолкнуть, и понесется – успевай двери открывать, ремонт мы не оплачиваем. Сейчас мы ему оружие справим...

Парень не успел среагировать. Тень взвесила навскидку сверток, который держала в руках, и, размахнувшись, со всей силы треснула им рыцаря по макушке.

Геймер осел. В глазах, сошедшихся зрачками на переносице, у него какое-то время ничего не было, кроме тихого умиления, затем начали потихоньку проклевываться извечные вопросы: кто я, где я... Не дожидаясь, пока «вумный мальчик» их задаст, тень подняла его на ноги и парой крепких пощечин довела хаос в голове будущего героя до высшей точки, одновременно впихивая ему в руки сверток.

Расписку не дашь, нет? Учти, инструмент казенный, обращайся соответственно. Чисть, точи, смазывай... хотя, о чем это я? Это же магическое оружие, понимаешь? – тень угрожающе пошевелила пальцами, выражая некую крайне важную для мира мысль. Парень мало что понял, но общую концепцию уловил и кивнул. – Сказку расскажешь, и хватит с него.

Хорошо, - пробормотал молодой человек. Тень умиленно всхлипнула, нахлобучивая ему на голову шлем.

А ты мне уже нравишься. Хочешь, поцелую?

Парень отказался, пытаясь не дать балансируемым на носу очкам упасть.

Это правильно. С незнакомыми людьми, без предъявления ими соответствующих справок из соответствующих учреждений, целоваться не стоит, - тень внезапно цепко ухватила его за ухо и жарко зашептала: - Слушай, не знаю, куда ты там попадешь, но на принцесс не заглядывайся. Все стервы, все, собой клянусь! Сама такая. Уяснил?

Рыцарь тоскливо закивал, желая только свалить отсюда подальше.

Папа, можешь отправлять!

Молодой человек исчез.

Тень завертела головой.

Меч и вправду магический? – продолжался допрос.

Как будто этого добра в кладовке мало.

Один из осколков услужливо показывал приходящего в себя рыцаря. Держать за живот, он дополз до протекающего мимо ручья и окунул туда голову.

Раздалось неопределенное мычание.

Хватит есть. Папа, за ручку водить его будешь ты.

Пусть сам выбирает дорогу…

Один уже выбрал. Либо водишь за ручку – либо со второго костра будешь выбираться сам…

«Молю Бога, чтобы благословил подвиг ваш на поле ратном для истинного блага Отечества…» Из письма архимандрита Свято-Троицкой Сергиевой пустыни Игнатия (Брянчанинова) генералу Н.Н. Муравьеву. Июль 1855 года. Осада крепости Карс.

Открытие Хивы

Летом 1819 года корвет «Казань» бросил якорь на восточном берегу Каспия, в гавани Красноводска. Николай Муравьев прибыл сюда по заданию военного губернатора Кавказа генерала Ермолова. Ему предстояло посетить «закрытое» для России Хивинское ханство. «Я имел весьма мало надежды возвратиться; но был спокоен, и совершенно положился на благость Творца ». Оставив отряд на берегу, он отправился в путь под видом «пленного», с надежными проводниками-туркменами. С ним шли денщик и переводчик: «На нас смотрели с любопытством и спрашивали у проводников, что мы за люди. Это пленные русские, отвечали они; нынче пришли суда их к берегу, мы поймали и везем продавать ». На хивинской границе Муравьев заявил стражникам, что является русским послом. Его отправили в крепость Иль-Гельды, 46 дней продержали пленником, а потом… любезно пригласили во дворец. Он вручил Мегмед-Рагим-хану письмо от генерала Ермолова, провел переговоры и благополучно вернулся на родину. Привез не только ответное послание хана, но и важную стратегическую информацию. Так 25-летний капитан Генерального штаба Николай Муравьев открыл для России дорогу в Хиву.

Совесть и долг

Николай Муравьев и Дмитрий Брянчанинов состояли в родстве и были дружны с детских лет. Оба отправились на военную службу. Для Николая армия стала судьбой. Дмитрий выбрал другой путь и в 24 года принял постриг с именем Игнатий. Однако они не расстались – их переписка длилась всю жизнь и была для Муравьева духовной опорой. За долгие годы службы он прошел множество «горячих точек». Боевое крещение принял в 1812 году, служил на Кавказе, был участником Турецкой и Персидской кампаний. Его верность долгу и личная скромность всегда вызывали уважение сослуживцев. Получив генеральский чин, Николай Николаевич не изменился: «Он вел жизнь самую простую, избегая всякой роскоши. Спал в своем кабинете на соломенном тюфяке, накрываясь шинелью. Терпеть не мог изнеженных маменькиных сынков и карьеристов, которых чуял за версту ». Зато о воинах своих суровый генерал всегда заботился по-отечески. Окопы рыл наравне со всеми и ходил в штыковые атаки – командовать «из кабинета» не мог, совесть не позволяла. Особое внимание уделял лазаретам. Фельдшер, не переменивший вовремя белье раненым, тут же отправлялся на гауптвахту…

Двуглавый орел над Карсом

В конце 1854 года Муравьев был назначен Кавказским наместником и главнокомандующим. Шла Крымская война, из Севастополя приходили неутешительные известия. Муравьев призвал своих воинов к подвигу: «Для России настала година испытания. Встанем же и мы за святое дело! ». Кавказский корпус выдвинулся в Анатолию и блокировал турецкую крепость Карс. Союзники турок, англичане, выстроившие оборону Карса «по последнему слову техники», заявляли, что крепость «недоступна для русских». Муравьев отрезал все пути снабжения, держал неприятели под непрерывным огнем и проводил мощные штурмы. Несмотря на численное (почти вдвое!) превосходство противника, в ноябре 1855 года над Карсом был водружен Российский флаг. По всей стране нашей служились благодарственные молебны. Эта победа стала тяжелым ударом для союзников и приблизила окончание войны. «Ты славно скушал 30-тысячную Анатолийскую армию! Англичане тобой недовольны, а в Москве уже повсюду продаются твои портреты » – писал Муравьеву брат Александр. Купаться в лучах славы Николай Николаевич не пожелал, лучшей наградой счел памятную приставку к фамилии, подаренную народом – Карский. В 1856-м вышел в отставку – ему уже шел седьмой десяток. Прощаясь с армией, сказал: «В русском воинстве я всегда признавал украшение и надежду любимого Отечества ».

Епископ Игнатий (Брянчанинов) в 1988 году был причислен Русской Православной Церковью к лику святых.

Вышел в свет сборник документов о Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны

День 22 июня 1941 года совпал с церковным праздником Всех Святых, в земле Российской просиявших. На этот же день в Москве советским правительством был намечен взрыв храма Рождества Богородицы в Путинках, и должна была состояться передача ключей от Богоявленского собора и церкви Илии Обыденного. На первый взгляд, ничего необычного в том не было: атеистическое государство проводило в жизнь обычную атеистическую политику. Это только потом подобное совпадение многим покажется знаковым…

Как и все советские люди, Патриарший Местоблюститель – митрополит Сергий (Страгородский) – узнал о начале войны из сообщения В.М. Молотова, и в тот же день выступил с обращением «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви».

««Но не в первый раз приходится русскому народу выдерживать испытания, - говорилось в послании митрополита Сергия. - С Божиею помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу… Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может». Словами из обращения: «Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной и верой, и выходили победителями», - митрополит Сергий благословил воинов Красной Армии на беспримерный в истории ратный подвиг.

Эти слова были сказаны в тот момент, когда, казалось бы, у Русской Православной Церкви не должно было остаться ни физических, ни моральных сил сопротивляться своему главному гонителю.

Большая часть духовенства была физически уничтожена, чуть ли не все храмы закрыты, уцелевших церковных иерархов остались единицы...

Руководитель исследовательского проекта по подготовке документов сборника «Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» (М.: Издательство Крутицкого подворья, 2009, 765 с.), доктор исторических наук Людмила Лыкова рассказывает:

К 1941 году Русская Православная Церковь имела 3021 действующий храм, причем около трех тысяч из них находились на территориях, вошедших в состав СССР в 1939-1940 гг. Священнослужителей в стране насчитывалось накануне войны 6376 (замечу, что в 1914 клир Русской Православной Церкви составлял 66 100 священников и дьяконов).

В 1938 г. в СССР не существовало ни одного официально действующего монастыря. После присоединения Восточной Прибалтики, Западной Украины, Западной Белоруссии и Бессарабии их стало 46. От высшего духовенства в предвоенные годы осталось четыре человека: два епископа и два митрополита составляли весь епископат Русской Православной Церкви. С 1918 г. не созывались ни Поместный, ни архиерейские соборы. Если можно так сказать, религиозная жизнь приняла очаговый характер. Такой встретила РПЦ начало войны.

Вслед за митрополитом Сергием митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) также обратился с архипастырским посланием с призывом к защите Отечества.

Послания иерархов церкви (а их за период войны было свыше 20) носили не только призывный и консолидирующий характер, но имели и разъяснительные цели. В них определялась твердая позиция РПЦ по отношению к захватчикам и войне.

Так, 4 октября 1941 г., когда Москве угрожала смертельная опасность, и население переживало тревожные дни, митрополит Сергий выпустил Послание к московской пастве, призывая к спокойствию мирян и предупреждая колеблющееся духовенство: «Ходят слухи, которым не хотелось бы верить, будто есть и среди наших православных пастырей лица, готовые идти в услужение ко врагам нашей Родины и Церкви – вместо святого креста осеняться языческой свастикой. Не хочется этому верить, но если бы вопреки нашлись такие пастыри, я им напомню, что Святой нашей Церкви, кроме слова увещания, вручен Господом и духовный меч, карающий нарушителей присяги».

На территории РСФСР была создана «Православная миссия в освобожденных областях России», известная также как «Псковская православная миссия». Под эгидой оккупационных властей на территории Псковской, Новгородской, Ленинградской и Калининской областей, она на протяжении своего существования с августа 1941 г. по апрель 1944 г. находилась в каноническом единении с Московским Патриархатом. Во главе ее стоял Экзарх Сергий (Воскресенский). И когда митрополит давал согласие на управление церковными делами в северо-западных областях, он искренне рассчитывал, прежде всего, на возрождение здесь традиционной религиозной жизни. А 29 апреля 1944 г. на шоссе Вильнюс-Каунас машину митрополита Сергия (Воскресенского) расстреляли мотоциклисты в немецкой форме, убив Экзарха. В вышедшем в свет сборнике впервые приведены документы из фондов ЦА ФСБ РФ, дающие информацию об этом убийстве.

Особо следует отметить деятельность «партизанских попов», которые на оккупированной земле Белоруссии являлись подчас единственным связующим звеном между партизанами и местными жителями. Назовем лишь некоторые имена: священники В. Конычко, В. Бекаревич, А. Романушко и многие, многие другие патриоты Отечества заслуживают вечной памяти нашего народа.

Великая Отечественная война потребовала мобилизации всех ресурсов страны. Миллионы верующих (а факт их наличия подтвердили данные переписи 1937 г.) воевали на фронте и трудились в тылу. Иллюзии о повсеместном преодолении религии рассеялись быстро. Руководствуясь гражданскими чувствами, иерархи, священники и верующие не ограничивались только молебнами о даровании победы Красной Армии, а с первых дней войны участвовали в оказании материальной помощи фронту и тылу.

Власть в течение первых двух лет войны фактически не вмешивалась в религиозную жизнь страны. Была свернута публичная антирелигиозная пропаганда и деятельность «Союза воинствующих безбожников». С августа 1941 г. в прессе стали появляться публикации о патриотической деятельности Русской Православной Церкви.

Несмотря на осадное положение в Москве, на Пасху 1942 г. распоряжением коменданта Москвы было разрешено беспрепятственное движение верующих всю ночь с 4 на 5 апреля. В ноябре 1942 г. митрополит Николай (Ярушевич) был приглашен в состав членов Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Церковь приняла участие в работе Всеславянского комитета борьбы с фашизмом. Активными участниками в деле сплочения славянских народов стали митрополиты Сергий (Страгородский) и Николай (Ярушевич).

Фактически легализовать сбор денег и вещей среди прихожан (что было строжайше запрещено еще в 1929 г.) митрополиту Сергию удалось лишь в 1943 г., когда на телеграмму И. Сталину от 5 января, в которой он сообщал о начале сбора средств на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского, был получен ответ с разрешением открыть специальный счет в Госбанке. С получением права на центральный банковский счет Церковь фактически стала юридическим лицом. Только на строительство танков Т-34 было собрано свыше 8 млн. рублей!

Эстафету от верующих приняли рабочие танкового завода Челябинска. В короткий срок было построено 40 танков. Они и составили колонну с подписями на башнях боевых машин «Дмитрий Донской». Ее передача частям Красной Армии состоялась 8 марта 1943 г. у деревни Горелки.

Учитывая высокую значимость патриотического акта православных, в день передачи колонны состоялся торжественный митинг, на котором перед танкистами выступил митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич). Это была первая официальная встреча представителя духовенства Русской Православной Церкви с бойцами и командирами Советской Армии.

Памяти и уважения поколений заслуживают верующие блокадного Ленинграда. Нельзя спокойно читать строки, повествующие о жизни осажденного города. В данном сборнике представлен один из самых эмоциональных документов летописи войны – «Из очерка о деятельности духовенства и мирян Спасо-Преображенского собора (г. Ленинграда) за 2 года Отечественной войны». Через его сдержанное повествование проступает величие духа и невероятное самопожертвование ленинградцев.

В нечеловеческих условиях блокады люди не только оставались людьми, а делали все возможное для помощи ближнему. Все восемь храмов города не закрывались ни днем, ни ночью. А митрополит Алексий (Симанский) не покидал блокадный город, переживая со своей паствой все тяготы войны, воодушевляя и наставляя ее.

С осени 1943 г. наметился «новый» государственно-церковный курс, когда начался период организационного возрождения и укрепления обескровленной в предвоенные десятилетия Русской Православной Церкви. Начало этому курсу положила сентябрьская встреча митрополита Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского), Николая (Ярушевича) со Сталиным в Кремле.

В ходе встречи обсуждались вопросы о созыве Архиерейского собора для избрания Патриарха Московского и всея Руси, открытии духовных учебных заведений, православных храмов, издании ежемесячного церковного журнала, выделении помещения для Патриархии (правда, им стал не игуменский корпус Новодевичьего монастыря, о чем просили иерархи, а особняк в Чистом переулке, дом 5, в котором до войны жил немецкий посол Шуленберг). В ходе той знаменитой беседы были затронуты вопросы и о судьбах осужденного в разные годы епископата. Сталин разрешил подготовить список для возможной амнистии. В конце беседы Сталин сообщил митрополитам, что правительство решило образовать Совет по делам Русской Православной Церкви.

8 сентября 1943 г. на Соборе епископов был избран двенадцатый Патриарх Московский и всея Руси – Сергий. В сборнике широко представлены его основные решения.

Освобожденные из ссылок и лагерей архиереи заняли епархиальные кафедры и другие церковные вакансии. Среди них архиепископы: Казанский – Андрей (Комаров), Ставропольский – Антоний (Романовский), Тульский – Иоанн (Братолюбов), Астраханский – Филипп (Ставицкий), Краснодарский – Фотий (Тапиро) и Уфимский – Стефан (Проценко).

Еще одно данное Сталиным на встрече в Кремле обещание об открытии духовных учебных заведений также было выполнено. В июне 1944 г. прошло торжественное открытие богословского института и пастырских курсов в стенах московского Новодевичьего монастыря. В сборнике представлены интересные документы по подготовке к открытию, утверждению учебных программ, составу учащихся и преподавателей.

С 21 по 23 ноября 1944 г. в здании Московской Патриархии Собор епископов объявил о подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви. Власти заявили, что те явления, которые сейчас происходят в жизни Церкви, во взаимоотношениях ее с государством, не представляют чего-то случайного и временного, а носят характер одобрения ею той позиции, которую Церковь заняла в отношении государства в предвоенное десятилетие и в военные годы.

Здесь стоит добавить, что в этот период в Кремле существовали планы по внешнеполитическому использованию авторитета Церкви, и, действительно, эта политика оказалась долговременной.

На Поместный Собор, открывшийся 31 января 1945 г. в храме Воскресения в Сокольниках, были приглашены делегации Православных Церквей. Все визиты необходимых гостей власть санкционировала. Приглашения рассылались по каналам дипломатической связи. По каждой делегации сверху получались жесткие инструкции.

Поместный Собор Русской Православной Церкви 1945 г. принял редчайшую по представительности делегацию Автокефальных Православных Церквей. На Собор в Москву прибыли: Александрийский Патриарх Христофор, Антиохийский Патриарх Александр III, Грузинский Католикос – Патриарх Каллистрат, представители Вселенского Патриарха – митрополит Фиатрийский Герман, Иерусалимского – архиепископ Севастийский Афинагор; делегация Сербской Церкви во главе с митрополитом Скоплянским Иосифом, делегация Румынской Церкви во главе с епископом Аржемским Иосифом.

Поместный Собор Русской Православной Церкви, второй из пяти, состоявшихся в ХХ веке, вызвал живой отклик у советских людей. Их высказывания внимательно собирались и тщательно анализировались, об этом говорят документы, опубликованные в сборнике.

28 мая 1945 г. впервые за всю историю России патриарх Московский и всея Руси Алексий отправился в паломничество на Святую Землю. Значение этого было велико, в первую очередь, для возрождения духовного влияния Русской Церкви на православную паству Ближнего Востока.

Среди важнейших событий 1945 г. был и сентябрьский визит митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) в Финляндию.. Поездка имела целью установление добрых и канонически правильных взаимоотношений между Православными Церквами Финляндии и России, после того как Предстоятель Церкви архиепископ Герман (Аав) отказался вернуться в лоно Московского Патриархата. Важность этого визита была столь велика, что его курировал лично В. Молотов. Но воссоединение ни в 40-х, ни в 70-х так и не состоялось.

Вышедший сборник стал новым важным документальным подтверждением того, что в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь была со своим народом.

Специально для Столетия

БЛАГОСЛОВИТЬ, влю, вишь; совер., кого (что). 1. У христиан: осенить крестным знамением, выражая этим покровительство, согласие. Б. хлеб и воду. Б. жениха и невесту (давая согласие на брак). Благослови, владыка! (просьба, обращённая к архиерею). 2 … Толковый словарь Ожегова

благословить - влю, вишь; св. 1. кого. Перекрестить (рукой, крестом, иконой), произнося слова молитвы, напутствия, пожелания благополучия, успеха. Б. детей перед сном. Б. молодых под венец. Благослови тебя Бог! Б. на дорогу (отправляя в путь). 2. кого, на что… … Энциклопедический словарь

благословить - влю/, ви/шь; св. см. тж. благословлять, благословляться, благословение 1) кого Перекрестить (рукой, крестом, иконой), произнося слова молитвы, напутствия, пожелания благополучия, успеха … Словарь многих выражений

БРАК - общественный, и в частности правовой, институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц муж. и жен. пола, составляющем основу семьи. История человечества знает разные формы Б.: моногамный (Б. одного мужа и одной жены), полигамный (многоженство) … Православная энциклопедия

Александр II (часть 2, I-VII) - ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Император Александр II (1855—1881). I. Война (1855). Высочайший манифест возвестил России о кончине Императора Николая и о воцарении его преемника. В этом первом акте своего царствования молодой Государь принимал пред лицом… … Большая биографическая энциклопедия

Иван Грозный - Запрос «Иоанн IV» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Об имени и названиях, связанных с ним Иван Грозный (значения) Иван IV Васильевич … Википедия

Грозный Иоанн

Иван 4 - Запрос «Иоанн IV» перенаправляется сюда, см. Иоанн IV (значения). В летописях прозвание Грозный также употребляется применительно к Ивану III . Иван IV Грозный Иван IV Васильевич … Википедия

Иван IV Грозный - Запрос «Иоанн IV» перенаправляется сюда, см. Иоанн IV (значения). В летописях прозвание Грозный также употребляется применительно к Ивану III . Иван IV Грозный Иван IV Васильевич … Википедия

Иван IV - Запрос «Иоанн IV» перенаправляется сюда, см. Иоанн IV (значения). В летописях прозвание Грозный также употребляется применительно к Ивану III . Иван IV Грозный Иван IV Васильевич … Википедия

Иван IV (Грозный) - Запрос «Иоанн IV» перенаправляется сюда, см. Иоанн IV (значения). В летописях прозвание Грозный также употребляется применительно к Ивану III . Иван IV Грозный Иван IV Васильевич … Википедия

Включайся в дискуссию
Читайте также
Николай Зиновьев. Стихи. Стихи Николая Зиновьева. Самодержавная Русь В степи покрытой пылью бренной сидел
Нарушение порядка исчисления и уплаты авансовых платежей по страховым взносам: правомерен ли штраф?
Тушенка в мультиварке скороварке редмонд