Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Вопросы тестирования по обществознанию. Программа вступительных испытаний по обществознанию. III. Основные сферы общественной жизни

Обществознание - Вступительные билеты с ответами - 2004.

Данный файл содержит материал, необходимый и достаточный для сдачи вступительного испытания по обществознанию на гуманитарные факультеты ВУЗов.

1. Общество
1.1. Общество как сложная динамическая система:
1.2. Науки, изучающие общество:
1.3. Развитие взглядов на общество:
1.4. Общество и природа:
1.6. Сферы жизни общества и их взаимосвязь:
1.7. Развитие общества, его источники и движущие силы:
1.8. Формация:
1.9. Цивилизация:
1.10. Традиционное общество:
1.11. Индустриальное общество:
1.12. Информационное общество:
1.13. НТР и ее социальные последствия:
1.14. Глобальные проблемы (дополнение к докладу)

2. Человек:
2.1. Человек:
2.2. Природные и социальные факторы о становлении человека:
2.3. Личность и социализация личности:
2.4. Бытие человека:
2.5. Творчество:
2.6. Цель и смысл жизни человека:
2.7. Личность, ее социализация и воспитание:
2.8. Самопознание, поведение, свобода и ответственность личности:
2.9. Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное:
2.10. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное:
2.11. Многообразие форм человеческого знания. Научное познание:
2.12. Науки, изучающие человека

3. Экономическая сфера:
3.1. Экономическая сфера жизни общества, взаимосвязь ее основных элементов:
3.2. Измерители экономической деятельности:
3.3. Факторы производства:
3.4. Воздействие НТР на экономику:
3.5. Экономические системы:
3.6. Сущность рынка, типы рынков и взаимосвязь между ними:
3.7. Закон спроса. Закон предложения:
3.8. Деньги:
3.9. Инфляция:
3.10. Конкуренция:
3.11. Инфраструктура рынка:
3.12. Предпринимательство:
3.13. Прибыль:
3.14. Предприятие:
3.14. Трудовые отношения:
3.15. Формирование и распределение доходов различных групп населения:
3.16. Прожиточный минимум. Семейный бюджет:
3.17. Открытая экономика:
3.18. Закрытая экономика:
3.19. Рыночный механизм и государственное регулирование:
3.20. Государственный бюджет:
3.21. Налоговая политика:
3.21. Денежно-кредитная политика:
3.22. Мировая экономика:
3.23. Экономические реформы в России. Основные направления экономической политики правительства РФ

4. Политическая сфера:
4.1. Власть, ее происхождение и виды:
4.2. Политика. Политическая система:
4.3. Государство (признаки, функции, формы):
4.4. Структура государственного аппарата в соответствии с ветвями государственной власти в демократических странах:
4.5. Законодательная власть:
4.6. Исполнительная власть и ее функции:
4.7. Судебные органы:
4.8. Формы государства:
4.9. Формы национально-государственного устройства:
4.10. Избирательные системы:
4.11. Политическая идеология:
4.12. Политические режимы:
4.13. Политическая партия:
4.14. Общественные движения:
4.15. Основные черты гражданского общества:
4.16. Политический плюрализм:
4.17. Местное самоуправление:
4.18. Правовое государство:
4.19. Политическая жизнь современной России:
4.20. Политическая культура

5. Правовая сфера:
5.1. Право в системе социальных норм:
5.2. Право и мораль:
5.3. Закон, правовые акты и источники права:
5.4. Правовое государство:
5.5. Система права, основные отросли, институты, отношения:
5.6. Публичное и частное право:
5.7. Правонарушения:
5.8. Юридическая ответственность и ее виды

6. Основные понятия и нормы права:
6.1. Конституционное (государственное) право:
6.2. Административное право:
6.3. Гражданское право:
6.4. Трудовое право:
6.5. Уголовное право:
6.6. Права человека. Международные документы по правам человека:
6.7. Правовая культура

7. Социальная сфера:
7.1. Социальные отношения и взаимодействия:
7.2. Социальная структура и ее основные элементы:
7.3. Многообразие социальных групп:
7.4 Социальная мобильность
7.5 Социальные нормы, отклоняющееся поведение
7.6 Социальные конфликты
7.7. Семья, как социальный институт и социальная группа
7.8 Молодежь как социальная группа
7.9 Этнические общности. Межнациональные отношения
7.10. Социальный статус личности и социальной группы:
7.11. Основные направления социальной политики государства

8. Духовно-нравственная сфера:
8.1. Культура и духовная жизнь:
8.2. Формы и разновидности культуры:
8.3. Религия как феномен культуры:
8.4. Мировые религии:
8.5 Свобода совести:
8.6 Наука. Ее роль в развитии общества. Основные черты современной науки:
8.7 Образование:
8.8 Самообразование:
8.9. Искусство:
8.10 Мораль, ее основные нормы и ценности:
8.11 Тенденции духовной жизни современной России:
8.12 Основные направления политики государства в области культуры


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Обществознание - Вступительные билеты с ответами - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

На вступительном испытании по обществознанию абитуриент должен продемонстрировать следующие знания и умения:

  1. иметь сформированные знания о социальных свойствах человека, его месте в системе общественных отношений;
  2. иметь сформированные знания об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
  3. иметь сформированные представлениями об особенностях различных общественных наук и методах познания социальных явлений и процессов;
  4. уметь выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
  5. уметь анализировать основные тенденции и возможные перспективы развития мирового сообщества в глобальном мире;
  6. уметь систематизировать и интерпретировать социальную информацию, демонстрируя знание истории обществознания и современных концепций общества;
  7. уметь аргументировать свое мнение с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития, их места и значения в жизни общества как целостной системы;
  8. уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  9. владеть базовым понятийным аппаратом социальных наук.

I. Специфика обществознания и основные этапы его развития

Науки об обществе и науки о природе: их сходство и различия. Становление научного обществознания.

Мифологическое сознание древнего человека. Обществоведческая проблематика в истории античной и средневековой мысли. Теология. Гуманизм Возрождения.

Воззрения на общество в эпоху Нового времени. Теории общественного договора. Вера в разум и прогресс Просвещения. Становление общественных наук XIX века. Крупнейшие мыслители в обществознании XIX - начала XX вв.

Основные направления современной общественной мысли. Особенности развития русской общественной мысли.

II. Общество и человек

Общество

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Влияние географических факторов на развитие общества. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты. Общество как система. Типология обществ. Типы развития обществ. Понятие прогресса и регресса. Революция, реформы и эволюция общества. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества. Теория цивилизаций. Стратификация и социальная мобильность.

Человек и общество

Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Социализация. Потребности и интересы. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

III. Основные сферы общественной жизни

Духовная культура

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации. Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура. Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

Экономическая сфера

Экономика как наука, экономика как хозяйство. Методы экономической теории. Факторы производства. Теория потребительского поведения. Собственность. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Фирма и ее цели. Малый бизнес и его развитие в России. Крупный и средний бизнес, их особенности. Затраты производства. Виды затрат. Прибыль фирмы. Издержки, виды, классификация. Монополии, виды. Конкуренция, монополистическая конкуренция. Рынок труда. Безработица. Инфляция. Государство в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги и фискальная политика государства. Деньги и основы денежной политики. Банки, банковская система. Денежно-кредитная политика государства. Инфляция и безработица. Экономический рост. Финансовый рынок и фондовая биржа Ценные бумаги. Экономический цикл. Фазы экономического цикла. Налоги и налогоплательщики. Современная международная экономика. Макроэкономические показатели. Глобализация мирового экономического пространства. Предпринимательство, его вид. Потребитель. Место России в современной мировой экономике.

Социальная сфера

Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность. Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные нормы, их многообразие. Отклоняющееся поведение. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль. Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.

Политическая сфера

Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды. Ресурсы власти. Политическая система. Политический процесс. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России. Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Политические партии, их типология. Партийные системы. Политические лидеры. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества. Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология. Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура. Политические конфликты и способы их решения.

IV. Право

Право как особая система норм

Право, признаки и функции. Источник права, их виды. Система права: нормы, институты, структура. Юридические факты. Правонарушения, его признаки и виды. Состав правонарушения. Юридическая ответственность, основания и условия ее возникновения, виды. Публичное и частное право. Конституция. Основы Конституционного строя РФ. Президент. Прокуратура и суды. Основы административного права. Административная ответственность. Уголовное право, понятие и сущность. Преступление, виды. Уголовная ответственность и наказание. Семейное право. Правовые нормы института брака. Родители и дети: правовые основы взаимодействия. Трудовое право в жизни людей. Взаимодействие работников и работодателей. Рабочее время и время отдыха. Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Экологическое право. Гражданское право. Участники гражданско-правовых отношений. Договор, виды договоров. Право собственности и порядок защиты права собственности. Гражданско-правовая ответственность. Правовые формы предпринимательской деятельности. Права потребителей. Международное право как основа взаимоотношений государств. Международная защита прав человека. Международное гуманитарное право.

1. Мобильность

а) Уменьшение (падение) покупательной способности денег

2. Социальный институт

Б) Подкрепленное денежной возможностью желание, намерение покупателей, потребителей приобрести данный товар.

3. Инфляция

в) влияние на основе закона или традиции, т.е. нефизическое воздействие, оказываемое на других людей в рамках закона или обычая

4. Спрос

г) Совокупность социальных перемещений людей, т. е изменение своего статуса.

5. Власть

д) Исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

2. Общество в широком смысле слова – это:

а) территория обитания людей

б) история человечества

в) совокупность форм объединения людей

г) производительные силы

3. Обществознание – это

а) наука

б) учебная дисциплина

в) комплекс наук об обществе и человеке

г) сфера естественнонаучного знания

д) сфера гуманитарного знания

4. Человек отличается от животного наличием

а) языка

б) разума

в) сознанием

г) трудовой деятельности

д) мышления

5. Личность возможна (Определить неверный ответ)

а) без морали

б) без гражданственности

в) без ответственности

г) без диплома о высшем образовании

6. Человек и общество

7. Мораль в религии основывается

а) на разуме

б) на вере

в) на долге

г) на свободе

8. Целью развитой религии является достижение

в) спасение души

г) познание мира

д) управление силами природы

9. К монотеистическим религиям относятся
а) индуизм
б) ислам
в) буддизм
г) язычество

а) добро
б) справедливость
в) совесть
г) выгода
д) любовь

11. Мораль проявляется в следовании
а) интересам власти
б) общественному мнению
в) анимизму
г) гороскопу
д) внутреннему «Я» человека

12. К политеистическим религиям относятся
а) христианство
б) индуизм
в) ислам
г) иудаизм

13. Мораль несовместна
а) с религией
б) с философией
в) с наукой
г) с законами
д) с аполитичностью

14. Отрицание существования всякого рода сверхъестественных сил, отказ от религиозных верований называется _________

15. Составной частью рационального познания является:

а) восприятие;

б) умозаключение;

в) представление;

г) ощущение.

16. Существует:
а) пять чувств;
б) семь чувств;
в) четыре чувства;
г) девять чувств.

17. Умозаключение – это:
а) форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках;
б) форма мышления, в которой человек выражает вещь в её связях и отношениях;
в) форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений
выводится новое суждение;
г) отражение отдельных свойств и качеств предмета окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.

18. Границы между сферами общественной жизни:
а) раз и навсегда жёстко заданы;
б) совершенно условны;
в) подвижны;
г) могут устанавливаться произвольно.

19. Мораль относиться к нормам:
а) экономическим;
б) политическим;
в) культурным;
г) правовым.

20. Религия представляет собой:

а) веру в сверхъестественное;

б) веру в благой Абсолют;

в) стремление в жизни к беспредельному совершенствованию, очищению и спасению;

г) особый вид духовного познания;

д) стремление познать мир в его причинно – следственных связях.

Определить неверный ответ.

Вариант 2


1. Социология

А) совокупность форм объединения людей

2. Индивидуальность

б) комплекс наук об обществе и человеке

3. Общество

в) наука об обществе, взаимодействии социальных групп, социальной структуре

4. Табу

5. Обществознание

д) запреты, существовавшие в период первобытного общества и подкрепленные страхом религиозного возмездия.

2. Одной из основных сфер жизни общества является:

б ) духовная культура общества

в) общественные отношения

г) товарно – денежные отношения

3. Обществознание изучает:

а) внешние цивилизации

б) человечество в его сущности и целостности

в) различные общества (российское, американское и т.д.)

г) мелкие группы и сообщества людей (по интересам, профессии и т.д.)

4. Предшественником человека является:

а) обезьяна

б ) человекоподобное существо

в) духовная субстанция

г) представители внеземной цивилизации

5. Духовное познание – это:

а) самопознание

б) естественное познание мира

в) мистика

г) поиски смысла существования

6. Личность формируется:

а) в результате рождения человека

б) в процессе воспитания и социализации

в) как результат духовного развития

г) в процессе самопознания

7. Суеверия могут примешиваться к:

а) научному мировоззрению

б) религиозному мировоззрению

в) философскому мировоззрению

г) установлению причинно – следственных связей.

8. Мораль возникла:

а) вместе с возникновением общества

б) вместе с возникновением политической и правовой мысли

в) с возникновением правового государства и демократического режима

г) вместе с философией и развитой религией.

9. Национальной религией является

а) буддизм

б) христианство

в) ислам

г) иудаизм

10. Совесть можно интерпретировать как:

а) совокупностью общечеловеческих ценностей

б) ценности и идеалы, усвоенные индивидами

в) способность ориентироваться в моральных принципах и поступать в соответствии с ними.

г) осознание личностью своих прав и свобод.

11. Под культурой в наиболее общем виде понимается

а) уровень воспитанности человека

б) вся преобразовательная деятельность человека

в) производство и применение орудий труда

г) приспособление развитых живых организмов к окружающей действительности.

12. Мировой религией является

а) буддизм

б) индуизм

в) синтоизм

г) иудаизм

13. Моральная личность неизбежно формируется в результате

а) социализации
б) образования

в) знакомство с религией
г) внутреннего духовного развития
д) познание общества и природы

14. Тотемизм в древнем обществе был обусловлен необходимостью:
а) названия мира
б) обеспечения единства племени или рода

в) добывания средств к существованию
г) устрашения представлений других племён.

15. Эксперимент, опыт, практика – это способы познания
а) чувственного;
б) рационального;
в) научного

16. Основными источником информации является:

а) зрение
б) слух
в) вкус

г) осязание

17. Представление – это:
а) целостное отражение предметов и явления при воздействии на органы чувств;
б) мысль, отражающая существенные, общие свойства, признаки предмета или явления;

в) мысль, утверждающая или отрицающая что-либо через связь понятий;
г) это вывод из нескольких логических связанных суждений

18. Мораль – это:
а) необходимость поступать соответствующим образом в силу внешних обстоятельств;
б) исполнение законов

в) следованием традициям, принятым в обществе;
г) следование заветам предков;
д) внутренняя саморегуляция поведения человека.

19. Базовой наукой для общества является:

а) философия;
б) социология;
в) история;
г) культурология.

20. Искусство удовлетворяет потребности:

а) материальные;

б) познавательные;

в) интеллектуальные;

г) эстетические.

Вариант 3

1 . Соотнесите понятие и определение.

1. Социология

А) наука о бытовых и культурных особенностях народов мира.

2. Этнография

б) наука, изучающая прошлое человечества.

3. Психология

в) наука, изучающая отношения господства и подчинения.

4. История

г) наука, изучающая поведение животных и человека.

5. Политология

д) наука об обществе, взаимодействии социальных групп, социальной структуре.

2. Взаимосвязь природы и общества характеризуется:

а) подчинением природы обществу

б) взаимной независимостью природы и общества

В) взаимным влиянием природы и общества

Г) полным подчинением общества природе

3. Общество возникает впервые:

А) в животном мире

б) вместе с человеком

в) с цивилизацией

г) культурой

д) существовало до возникновения культуры и цивилизации

4. Индивидуальность - это:

а) только развитая личность

б) индивид в обществе

в) развитый индивид, проявивший свои особенности, задатки и таланты

г) специфическое проявление человеческих социальных, духовных и психологических

Особенностей

д) биологические особенности человека

5. Духовное познание отвечает на вопрос

а) что?

б) почему?

в) зачем?

г) как?

д) ради чего?

6. Религия возникла:

а ) вместе с человеком и обществом

б) с образованием цивилизации

в) в «осевое время» (VIII – II вв. до н.э.)

г) начатки религии существуют и в животном мире.

а) добро

б) справедливость

в) совесть

г) выгода

д) любовь

8. Человек и общество:

а) человек первичен по отношению к обществу

б) общество первично по отношению к человеку

в) человек и общество взаимно обусловлены

г) общество и человек развиваются независимо друг от друга

9. Православие стало государственной религией Древнерусского государства в

а) 882г

б) 988г

в) 1058г

г) 1380г

10. Форма религии, связанная с верой, возможностью воздействия на объекты путем заклинания, - это:

а) знахарство

б) анимизм

в) тотемизм

г) магия

11. Целью развитой религии является достижение:

а) материального благополучия

б) социального положения и значимости

в) спасение души

г) познание мира

д) управления силами природы.

12. Совесть можно определить как:

а) ценности и идеалы общества, усвоенные индивидом в процессе социализации.

в) способность личности различать добро и зло и делать выбор в пользу добра.

г) субъективное осознание личностью своих прав и свобод.

13. В РФ государственной религией является:

а) христианство

б) мусульманство

в) буддизм

Г) ни одна из религий

14. В буддизме состояние совершенного покоя и единения с космосом получило название ______

15. Субъектом познания общества является

а) планета;
б) растительный мир;
в) человек.

16.Восприятие – это:

А) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействую на органы чувств.
б) отражение предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы
чувств в виде целостного образа;
в) чувственное отражение в виде образа предметов или явлений, сохраняющееся
в сознании после окончания непосредственного воздействия на органы чувств;
г) форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

17. Способами научного познания является (Определите неверный ответ):

а) наблюдение;

б) индукция;
в) дедукция;
г) догадка.

18. Человек - это объект изучения:

а) естественных наук;
б) точных наук;

в) гуманитарных наук;
г) технических наук

19. К государственной символике относят (определить неверный ответ):
а) язык;
б) герб
в) флаг
г) гимн

а) Юлия Цезаря

б) Александра Македонского;

в) Наполеона;

г) Сократа.

Вариант 4

1. Установить соответствие между понятиями и определениями.

1. Общество

А) комплекс наук об обществе и человеке

2. Индивидуальность

б) Исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Наука о бытовых и культурных особенностях народов мира.

3. Социальный институт

в) наука о бытовых и культурных особенностях народов мира.

4. Обществознание

г) специфическое проявление человеческих социальных, духовных и психологических особенностей.

5. Этнография

д) совокупность форм объединения людей

2. Духовное познание – это:

а) мистика

б) поиски смысла существования

в) самопознание

г) естественное познание мира.

3. Христианство раскололось на православие и католицизм в:

а) 554 г. в) 1254 г.

б)1054 г. г) 1554 г.

4. К средствам массовой коммуникации не относится:

а) газета

б) радио

в) книга

г) телевидение

5. Потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – это:

а) познание

б) интеллект

в) убеждение

г) мировоззрение

6. Армия, полиция, спецслужбы, суд, системы исполнения наказаний – это признаки… ресурса власти

а) экономического

б) силового

в) социального

г) информационного

7. Самым распространённым методом сбора эмпирической информации в социологии является:

а) наблюдение

б) интервью

в) эксперимент

г) анкетирование

8. Процесс познания, в котором человек делает себя самого предметом изучения, называется:

а) самовоспитание

б) самопознание

в) самореализация

г) самообладание.

9. К видам материальной культуры относится… культура

а) экономическая

б) нравственная

в) эстетическая

г) политическая

10. К политеистическим религиям относятся:

а) индуизм

б) ислам

в) буддизм

г) язычество

11. Одной из основных сфер жизни общества является:

а) производительные силы общества

б ) экономическая сфера

в) общественные отношения

г) товарно-денежные отношения

12. Готовность к необходимости, обязанности отдавать кому – либо отчёт в своих поступках – это:

а) мировоззрение

б) убеждение

в) ответственность

г) инициатива.

13. Мировой религией является:

а) синтоизм

б) адвентизм

в) ислам

г) протестантизм

14. Деятельность всегда (определить неверный ответ) :

а) целенаправленна;

б) биологически задана;

в) целеполагающа;

г) сознательна

15. Определите вид познания, имеющий следующие особенности:

а) стремление к объективности;

б) особое значение эксперимента;

в) следование теории;

г) преобладание логико-математических методов исследования.

16. Общество представляет собой:

а) сумму людей;

б) совокупность общественных отношений;

в) способ организации человеческой жизнедеятельности;

г) объединение живых существ.

17. Базовой наукой для обществознания является:

а) философия;

б) социология;

в) история;

г) культурология.

18. Человек, согласно современным представлениям есть существо:

а) биологическое;

б) социальное;

в) духовное;

г) биосоциальное.

19. Искусство необходимо для достижения следующих целей (определить неверный ответ) :

а) приятного времяпрепровождения;

б) познания;

в) духовного развития;

г) реализации творческих потребностей и возможностей человека.

20. Научное познание использует (определить неверный ответ):

а) индукцию;

б) дедукцию;

в) воображение;

г) анализ.

Вариант 5

1. Установить соответствие между общественными институтами и сферами общественной жизни

1. Государство

А) социальная

2. Семья

б) духовная

3. Банковская система

в) политическая

4. Образование

г) экономическая

2. Какую сферу общества представляет религия, наука, образование?

а) экономическую

б) социальную

в) политическую

г) духовную

3. Что является отличительной чертой науки?

а) обращение к сверхъестественным силам;

б) стремление к достижению объективной истины;

в) воздействие на эмоции людей;

4. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в

а) дыхании

б) питании

в) самосохранении

г) самореализации

5, Под обществом в узком смысле понимают:
а) весь окружающий человека мир
б) все формы взаимодействия людей
в) мораль
г) спортивный клуб

6. Какое понятие используют для характеристики человека как отдельно взятого представителя всего человеческого рода?
а) индивидуальность
б) гражданин
в) индивид
г) личность

7. Какой пример характеризует человека как личность?
а) У Лены темные волосы и карие глаза.
б) Игорь быстро бегает.
в) Татьяна плохо видит записи на доске с последней парты.
г) Юлия соблюдает диету и каждый день занимается гимнастикой, чтобы похудеть.


8. Какой из перечисленных признаков характерен только для деятельности человека?
а) творческий характер
б) совместный характер
в) инстинктивный характер
г) орудийный характер

9. Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?

а) пассажиры

б) мужчины

в) горожане

г) инженеры

10. Потребность человека, не связанная с его природой как биологического существа

а) в пище

б) в движении

в) в сохранении рода

г) в познании

11. Какая наука изучает происхождение и содержание моральных норм?

а) этика

б) лингвистика

в) литературоведение

г) эстетика

12. К духовной сфере жизни общества непосредственно относится:

а) принятие кодекса законов о труде;

б) введение правил, облегчающих открытие предприятий малого бизнеса;

в) проведение поэтического конкурса;

г) рост городского населения

13. Конституция Российской Федерации была принята:

14. Какое из понятий не относятся к понятию «духовная культура»?

а) ценности

б) творчество

в) фабрика

г) искусство

15. В росте образовательного уровня населения страны отражается развитие:

а) экономической сферы общества;

б) социальной сферы общества;

в) политико-правовой сферы общества;

г) духовно – нравственной сферы общества.

16. Человек как участник общественных отношений, а также сознательной деятельности называется:

а) личностью

б) индивидом;

в) индивидуальностью;

17. Проявление человеком активности, не стимулированной извне – это:

а) мировоззрение

б) убеждение

в) ответственность

г) инициатива

18. Понятие – это

а) форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках;

б) форма мышления, в которой человек выражает вещь в её связях и отношениях;

в) форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение;

г) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств

19. Объект –

а) тот, кто осуществляет деятельность;

б) то, на что направлена деятельность;

в) устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы;

г) тот образ, что представляется в сознании и ожидается в результате определённым образом направленной деятельности

20. Искусство, в отличие от других форм культуры:

а) обосновано на вере в сверхъестественное,

б) выполняет функцию социального управления,

в) отражает действительность в образно – символической форме,

г) комплексно описывает и объясняет события и явления.

Вариант 6

1. Установить соответствие между общественными отношениями и их определениями

1. производственные

а) возникающие в процессе управления обществом и борьбы за власть

2. политические

б) личные отношения, связанные с рождением и воспитанием детей

3. брачно-семейные

в) складываются в процессе производства и распределения материальных благ

4. межнациональные

г) между различными группами

5. социальные

д) между представителями разных наций

2. Какой из приведенных признаков НЕ характерен для традиционного общества?

а) интенсивные методы экономики

б) тесная связь общества с природной средой

в) ключевая роль обычаев и ритуалов как регулятора общественной жизни

г) интересы коллектива выше интересов личности

3. Индивидуальность- это:

а) отдельно взятый человек

б) социально и духовно развитый человек

в) набор уникальных качеств человека (память, темперамент, характер, эмоциональность)

4. К физиологическим потребностям человека НЕ относится:

а) потребность во сне

б) потребность в общении

в) потребность в крове

г) потребность в еде

5. К материальной деятельности человека относится:

а) создание художественных ценностей

б) осуществление научного открытия

в) совершенствование технологий производства

6. Какая наука является лишней в перечне наук, имеющих своим непосредственным предметом проблему человека?

а) философская антропология

б) экономика

в) социология

г) социальная психология

7. К проявлениям, отражающим обыденное знание, Не относится

а) назидание

б) личный опыт

в) традиция

г) эксперимент

8. Какое определение пропущено в следующей фразе: «Только деятельности человека свойствен… характер»?

а) инстинктивный

б) орудийный

в) совместный

г) преобразовательный

9. Восприятие – это:

а) форма рационального познания,

б) психическое свойство, присущее только человеку,

в) форма чувственного познания,

г) способ объяснение мира

10. Какой из терминов «выпадает» из данных понятий, характеризующих искусство?

а) образность,

б) эмоциональность,

в) фантазия,

г) обоснованность

11. Направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному – это...

а) регресс;

б) фатализм;

в) прогресс;

г) меркантилизм

12. Тип мировоззрения, отличительная особенность которого состоит в разработке теоретически и фактически обоснованной картины мира:

а) обыденный;

б) научный;

в) религиозный;

г) гуманистический

13. К числу подсистем общества как системы относится:

а) экономика;

б) профсоюз;

в) класс предпринимателей;

г) церковь.

14. К чувственному познанию мира относится:

а) абстрагирование;

б) восприятие;

в) обобщение;

г) сравнение.

15. Признаком человеческой деятельности, отличающим ее от поведения животных, является:

а) проявление активности;

б) целеполагание;

в) приспособление к окружающему миру;

г) взаимодействие с природой

16. Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнение, называется:

а) моралью;

б) правом;

в) культом;

г) догмой.

17. Всё то, что создано человеком, в своей совокупности называется:

а) обществом;

б) культурой;

в) искусством;

г) социумом

18. Из перечисленных наук познанием общества как целостной динамичной системы занимается:

а) психология;

б) социология;

в) политология;

г) культурология

19. И человек, и животные способны:

а) использовать предметы природы;

б) изготавливать орудия труда с помощью орудий труда;

в) передавать трудовые навыки последующему поколению;

г) осознавать собственные потребности

20. Какие отношения связаны преимущественно с политической сферой жизни общества?

а) производителей и потребителей;

б) партий и государства;

в) родителей и детей;

г) писателей и читателей.

Ответы.

I вариант.

1 . 1 г; 2д; 3а; 4б; 5в. 2 . в. 3 б, в. 4. а, б, в, г, д. 5. г. 6. в. 7 . б. 8 . в. 9. б, в. 10. г. 11. д. 12. б. 13. д. 14. атеизм. 15. б. 16. а. 17. в. 18 . г. 19. в. 20. д

II вариант.

1. 1в; 2г; 3а; 4д; 5б. 2. б. 3 .б. 4. б. 5. а. 6. б . 7. а, б. 8. а. 9. г. 10. в. 11. б. 12. а. 13. г. 14. б.

15. в. 16. а. 17. б. 18. д. 19. б. 20 . г.

III вариант.

1. 1д; 2а; 3г; 4б; 5в. 2. в. 3. б. 4. г. 5. д. 6 . а . 7. г. 8. в. 9. б. 10. г. 11. в. 12. г. 13. г. 14. нирвана.

15. в. 16. б. .17. г. 18. в. 19. а. 20. г.

IV вариант.

1. 1д, 2г, 3б, 4а, 5в. 2. в. 3. б. 4. в. 5. а. 6. б. 7. а. 8. б. 9. а. 10. а, г. 11. б. 12. в. 13. в. 14. б.

15. рациональное. 16. б, в. 17. б. 18. г. 19. а. 20. в.

V вариант

1. 1в,2а,3г,4б. 2. г. .3. б. 4. г. 5. г. 6. в. 7. г. 8. а. 9. г. 10. г. 11. а. 12. в. 13. г. 14. в. 15. г. 16. а. 17. г. 18. а. 19. б. 20. в.

VI вариант.

1. 1в, 2а, 3б, 4д, 5г. 2. а. 3. в. 4. б. 5. в. 6. б. 7. г. 8. г. 9. в. 10. г. 11. в. 12. б. 13.

Вступительное испытание по Обществознанию

На выполнение работы по обществознанию даётся ------------ часа (-------- минут). Работа состоит из 60 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

А1 Переход к постиндустриальному обществу характеризуется:

А6 Одним из отличий товарного производства от натурального является:

А7 Субъектом собственности являются:

А9 Верны ли следующие суждения о зависимости спроса от цены товара.

А. Объём спроса на товар уменьшается, если увеличивается цена единицы товара.

Б. Объём спроса на товар увеличивается, если уменьшается цена единицы товара.

А10 Социальная группа, члены которой обладают правами и обязанностями, передающимися по наследству это:

А11

А12 Верны ли следующие суждения о социальной стратификации.

А. Одним из критериев социальной стратификации является образование.

Б. Основой социальной стратификации является выделение классов.

А13 Лидер оппозиционной партии выступил на собрании перед своими сторонниками с изложением партийной программы. Какую из функций политической партии в обществе иллюстрирует этот пример?


А14 К избирательным системам относится:

А15

А16 Верны ли суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество является предпосылкой создания правового государства.

Б. Гражданское общество не входит в систему государства.

А17 Какой вид ответственности применяется только при гражданском правонарушении?

А18 Участника гражданского процесса, который предъявляет требования, называют:

А19 Супруги Ивановы прожили в браке 20 лет. Они являются родителями трех несовершеннолетних дочерей. В случае обоюдного желания расторгнуть брак они должны обратиться в:

А20

А. Согласно Конституции РФ, Правительство РФ контролирует деятельность Арбитражного Суда РФ.

А21 Природа является для общества:

А22 Что из перечисленного характеризует искусство в отличии от науки?

А23 Какое понятие описано в следующем высказывании о человеке: «Характер со всеми своими деятельными и пассивными способностями и антипатиями, своим гением, талантом и глупостью, добродетелями и пороками»?

А24 Верны ли следующие суждения о формах культуры.

А. Произведения, созданные в рамках элитарной культуры, со временем могут быть отнесены к массовой культуре.

Б. Произведения, созданные в рамках народной культуры, со временем могут быть отнесены к элитарной культуре.

А25 Основная проблема экономики заключается в:


А26 Рыночная конкуренция может сделать невыгодным:

А27 Одним из наиболее эффективных механизмов пополнения государственного бюджета в индустриально развитых государствах является продажа на мировом рынке

А28 Проанализируйте диаграммы, отражающие объем продукции по формам собственности в конце ХХ в. Какие выводы можно сделать на основе этих диаграмм?


А29 Верны ли суждения о рыночной экономике?

А) Одним из недостатков рыночной экономики является неравенство доходов.

Б) Рыночная экономика, в отличие от централизованной, более успешно решает проблему стимулов экономической деятельности.

А30 Своевременное выполнение домашнего задания – это пример:

А31 В стране N был проведен опрос, в ходе которого респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Согласны ли вы с высказыванием о социальной справедливости: социальная справедливость означает, что все люди обладают доходами, достаточными для безбедного существования?»

Результаты опроса представлены в таблице (в%):

Какой вывод можно сделать на основании данных таблицы?

А32 Верны ли следующие суждения об этносе?

А. Этнос – в широком смысле народность или нация.

Б. Этнос сочетает в себе и биологические, и социальные свойства.

А33 Понятия «суверенитет» и «публичная власть» характеризуют:

А34 Гражданское общество обеспечивает:

А35 В государстве Н глава государства избирается всенародным голосованием, он является верховным главнокомандующим, обладает правом отлагательного вето при принятии законов. Какой форме правления присуща такая организация власти?

А36 Верны ли следующие суждения о действии избирательного права в РФ?

А. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший 18-летнего возраста, обладающий пассивным избирательным правом.

Б. Постоянно проживающий на территории муниципального образования иностранный гражданин может участвовать в выборах в органы местного самоуправления .

А37 На уровне субъектов Российской Федерации контроль за соответствием нормативно-правовых документов субъекта нормам Конституции осуществляет:

А39 В каком из приведенных случаев необходимо получить доверенность на право пользования?

А40 Верны ли следующие суждения о правах граждан?

А. Право возникает одновременном с появлением государства

Б. Право может содержаться в сознании людей

А41 Глобальная проблема современности

А42 Верны ли суждения?

Религия от научного познания отличается

А. логическим мышлением.

Б. доверием к житейскому опыту.

А43 Какой из примеров иллюстрирует новаторство в развитии культуры?

А44 Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Ложные знания могут восприниматься как истинные, потому что человек часто устанавливает несуществующие взаимосвязи.

Б. Ложные знания могут восприниматься как истинные, потому что человек часто не имеет полной и точной информации об интересующем предмете.

А45 Важным условием функционирования рыночной системы хозяйства является

А46 В рыночной экономике в отличие от командно-административной

А47 Что из перечисленного относится к доходам государственного бюджета

А48 Работники стремятся снижать затраты производства , так как получают часть дохода предприятия, участвуя в управлении. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что это предприятие акционерной формы собственности?

А49 Верны ли следующие суждения о роли государства в рыночной экономике?

А. Государство должно создавать преимущества крупным фирмам

в конкуренции.

Б. Государство должно устанавливать цены на продукцию монополистов.

А50 Критерием экономической стратификации является

А51 Сотрудник московской фирмы переведен в ее филиал в другом городе. Это пример

А52 Верны ли следующие суждения о социальных процессах в современной России?

В современной России происходит формирование среднего класса.

В современной России существует проблема маргинализации общества.

А53 В коммуникативный компонент политической системы входят

А54 Прямая демократия в России нашла свое воплощение в

А55 - многонациональное. Все народности имеют равные права, развивается образование на родном языке. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что государство В. - федеративное?

А56 Верны ли следующие суждения о парламентской и президентской республиках?

А. В парламентской республике президент, как правило, избирается законодательным органом .

Б. В президентской республике парламент назначается президентом.

А57 Парламент страны D. формируется из представителей основных политических партий, которые смогли преодолеть семи процентный избирательный порог. Подберите из приведенных ниже признаков еще один, характерный для избирательной системы страны D.

А58 Верны ли суждения?

Права и свободы человека в правовом государстве

А. ограничивают волю большинства.

Б. осуществляются только по решению суда.

А60 Верны ли следующие суждения о Конституции РФ?

А. Согласно Конституции РФ, правительство РФ контролирует деятельность Арбитражного Суда РФ.

Б. По Конституции РФ, все субъекты Российской Федерации равноправны.

Министерство образования Российской Федерации Якутский государственный университет имени М.К.Аммосова

ТЕСТЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (тесты для абитуриентов)

Якутск 2001 Утверждено

Научно-методическим советом университета

Составители, преподаватели ИФ ЯГУ:

С.В.Иванова, Н.И.Бурнашева, А.А.Иванова

© Якутский государственный университет, 2001 Дорогие абитуриенты!

Тесты, предлагаемые вам в настоящем пособии, составлены на основе примерной программе вступительного экзамена по обществознанию, разработанной Минобразованием России.

Согласнопримернойпрограммы, впроцессевступительногоэкзаменапо обществознанию, абитуриентыдолжныпоказатьзнаниеосновныхвопросов, изученныхвшкольномобществоведческомкурсе, иобнаружитьследующие способности:

определять основные понятия, указывая на отличительные существенные признаки объектов, отображенных в данном понятии;

правильно употреблять в устной или письменной речи обществоведческие термины;

называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты или их существенные свойства;

сравнивать изученные социальные объекты;

объяснять (интерпретировать) изученные социальные явления и процессы, т.е. раскрывать их устойчивые существенные связи, как внутренние, так и внешние;

характеризоватьизученныесоциальныеобъектыипроцессы, указыватьсвойственныеимпризнаки, имеющиезначениевкаком-либо отношении;

приводить собственные примеры, пояснять изученные теоретические и социальные нормы на соответствующих фактах;

давать оценку изученных социальных объектов и процессов, высказывать суждение об их ценности, уровне или значении.

В настоящее время существует огромное количество разнообразной учебной литературы, методических разработок для абитуриентов, сдающих экзамен по предмету “обществознание”. Среди них можно выделить:

Во-первых , учебники и учебные пособия, рекомендованные Министерством образования для подготовки по курсу “Обществознание”:

1. Введение в обществознание: Учебник для 8-9 кл./под ред.

Л.Н.Боголюбова . - М.: Просвещение, 1996, 1997.

2. Соколов Я.В. Граждановедение: Учебникидля5, 6 ,7 ,8 классов. М.: Дрофа, 1998. 3. Мушинский В.О. Азбука гражданина: Учебник 8-9 кл. М., 1997.

4. Боголюбов Л.Н. Человек иобщество. 10-11 кл. М.: Просвещение, 1996, 1997.

Во-вторых , учебные пособия и методические рекомендации для абитуриентов:

1. Гречко П.К. Обществознание для поступающих в вузы. М.: Уникум-

Центр, 1999. Это пособие рекомендовано Экспертным советом Межрегионального объединения довузовского образования и предназначено для учащихся 10-11 классов средней школы и поступающих в вузы (при подготовке к вступительным экзаменам по обществознанию).

- нужно понять те реальные проблемы, с которыми сталкивается обществознание;

- надо быть в курсе, располагать информацией об основных подходах к той или иной проблеме: когда, кто и как ее решал, какое обоснование, какие аргументы он предлагал или выдвигал;

- уметь объяснить преимущества той позиции, того решения, которое вы избрали, познакомившись с соответствующей литературой, и считаете “своим”. Еще лучше предложить и объяснить действительно свою точку зрения;

- важно научиться делать выводы, которые имеют нетривиальное значение для вас лично или для решения смежных, вообще иных проблем.

2. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание в вопросах и ответах. М.: НТЦ “Университетский”, 1998.

Пособие представляет собой развернутые ответы на 25 вопросов регионального экзамена, предложенного в 1997-1998 уч.г. учащимся 11-х классов всех московских школ. Экзаменационные вопросы и ответы составлены с учетом содержания учебных пособий по обществознанию “Человек и общество” под ред. Л.Н.Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой и “Современный мир” под ред. В.И.Купцова, которые рекомендованы для освоения школьной программы.

3. Учебно-методическим центром довузовского образования Московского госуниверситета в 2000 г. выпущено учебно-методическое пособие для поступающих в вузы“Обществознание”. Авторы: канд.философ.наук Брызгалина Е.В., Киселев В.Н., Шлейтере С.В. Книга изсерии “Поступаем без репетитора”.

В методических рекомендациях приводятся основные понятия, определения и проблемы обществоведения, рассматриваются вопросы изучения общественных дисциплин и формулируются рекомендации по подготовке к экзамену и тестированию в данной области знания.

4. В серии “Домашний репетитор” в 1999 г. выпущено пособие авторов

А. Клименко и В. Румыниной “Экзамен по обществознанию. Конспекты ответов”. В пособии довольно компактно изложены основные проблемы курса обществознания: общество, экономика, социальная сфера, политика, право, духовная сфера жизни общества. Содержание вплотную привязано к программе вступительных экзаменов по обществознанию, разработанной Минобразованием России. Авторы, как отмечается в предисловии к изданию, стремились не дублировать текст учебников, хотя и следовали их логике изложения.

5. В серии “Тесты”, (изд-во “Дрофа”) также в 1999 г. вышло учебнометодическое пособие для школьников “Право и политика”, автор А.Ф.Ники тин.

Экзамен по обществознанию в 2000 г. сдавали только абитуриенты исторического факультета Якутского госуниверситета. Абитуриентам были предложены вопросы с пятью вариантами ответов. Из них необходимо было выбрать правильное или исключить неправильное высказывание на предложенный вопрос.

Форма такого экзамена новая. Поэтому мы считаем необходимым дать некоторые советы по подготовке к этим испытаниям.

Тестовые задания были составлены на основании школьной программы по обществознанию и соответствовали объему школьной программы. Тесты состояли из 30 вопросов. На решение тестов отводился один астрономический час (60 мин.).

Ответы оценивались по 9-балльной системе (от 2 до 10 баллов). При тестировании на вступительных экзаменах 2000 года были установлены следующие критерии:

количество

правильных ответов

Несколько советов о том, как правильно отвечать на тестовые вопросы

1. Сначала необходимо ознакомиться с текстом теста полностью. Обратите внимание на хронологию (век, годы), причем, хотелось бы обратить внимание на то, что порядок вопросов, как правило, соответствует исторической ленте.

2. Разделить для себя вопросы по сложности. Отметить про себя, на какие вопросы вы можете отвечать без раздумий. На них следует отвечать в первую очередь.

Вопросы тестов можно условно поделить на следующие типы:

фактологические - на знание конкретных фактов, дат, событий;

понятийные - на знание основных исторических понятий, определения исторических явлений.

Существуют реальные способы повысить тестовый балл.

Первый способ - усиленное изучение того предмета, по которому

предстоит тестироваться:

чтение учебного материала;

обсуждение его с опытными наставниками;

выполнение самостоятельных работ. Второй способ улучшения тестового балла:

основательное знакомство с процессом тестирования. Если вы знакомы с процедурой устного экзамена, потренировались в оформлении сочинения или доказательстве теоремы, то ваши результаты на экзамене от этой подготовки обязательно улучшатся. Тестологи многократно убеждались, что люди, хорошо знакомые с процедурой тестирования, показывают стабильно более высокие результаты, чем неопытные испытуемые. Правильная, рассчитанная до мелочей, многомесячная подготовка и тренировка в выполнении тестов, как показывают научно-экспериментальные исследования, позволяет повысить тестовый балл.

Желаем успешной сдачи вступительных экзаменов!

Вариант 1

1. Человека отличает от животного:

а) умение ориентироваться в пространстве; б) способность к самозащите; в) инстинкт самосохранения; г) самосознание; д) забота о детях.

2. Музой, покровительствующей истории, в античности была:

а) Фемида; б) Мельпомена; в) Урания; г) Клио; д) Каллиопа.

3. Тотем – это:

а) животноеилирастение, считающеесяпредкомипокровителемчеловека (рода);

б) дух, олицетворяющий то или иное явление природы; в) предмет, способный охранять его обладателя от опасностей и бед и

приносить удачу; г) камень, оберегающий человека от злых духов;

д) родовая усыпальница.

4. Власть в широком смысле слова есть:

а) использование силы в рамках закона силы; б) право что-то делать от имени государства; в) искусство жить вместе;

г) влияние, основанное на опыте, выдающихся достижениях или другом превосходстве;

д) способность индивида или группы лиц контролировать, манипулировать или влиять на других людей.

5. Престиж личности представляет собой:

а) имущественное положение личности; б) определенное положение человека в системе общественных связей;

в) совокупность юридических прав и обязанностей человека; г) значимость отдельного человека для той или иной социальной группы,

общества в целом; д) общепризнанное влияние какого-либо лица.

6. Европеоидная раса включает аборигенов (коренных жителей) (исключить лишнее):

а) Европы; б) Северной Африки;

в) Северной Америки; г) Индийского субконтинента; д) Среднего Востока.

7. Какой признак классов выделяет марксизм:

а) характер развлечения и досуга; б) отношение к средствам производства;

в) характер и степень образованности; г) культурные запросы и интересы; д) престиж профессий.

8. Первое крупное разделение труда произошло в эпоху:

а) среднего палеолита; б) верхнего палеолита; в) мезолита; г) неолита;

д) бронзового века.

9. Основными критериями социальной стратификации в демократическом обществе являются (исключите лишнее):

а) вероисповедание; б) престиж профессии; в) уровень доходов;

г) образование – объем и уровень; д) степень власти.

10. К основным признакам нации относятся (исключите лишнее):

а) общность территории; б) единство происхождения; в) общее гражданство;

г) общая культура (символы, ценности, традиции); д) этноисторическаяидентификация(отождествлениесебясосвоимнародом).

11. Монополия на легальное применение силы – это:

а) принцип происхождения государства; б) характерная черта политической партии; в) функция гражданского общества; г) признак государства; д) особенность политической власти.

12. Административно-территориальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти представляет собой:

а) форму государственного устройства; б) форму государственного правления; в) тип государства; г) ветвь политической власти;

д) тип политического режима.

13. Одним из источников власти является:

а) толерантность; б) апатия; в) богатство;

г) прагматизм; д) равнодушие.

14. Ветвь государственной власти, устанавливающая правовые начала государственной и общественной жизни:

а) социальная; б) демократическая;

15. Не является функцией политической партии:

а) борьба за власть; б) выявление и обоснование интересов больших социальных групп;

в) политическое воспитание общества; г) охрана правопорядка, безопасности;

д) активизация и интеграция больших социальных групп.

16. Процесс политического становления личности, вхождения человека в политику, его подготовки и включения в отношения власти - это:

а) политическая культура; б) политическая социализация; в) политическое поведение; г) политическое сознание; д) политическое участие.

17. Субъектом федерации не является:

а) штат; б) Москва; в) улус;

г) национальный округ; д) область.

18. Обобщенное название трех важных документов конституционного характера, определяющих основы федеративного устройства России:

а) Федеративный Договор; б) Конституция Российской Федерации; в) Декларация независимости;

г) Всеобщая Декларация прав человека; д) Декларация прав народов России.

19. Какой вопрос нельзя решить путем референдума?

а) вопрос о принятии конституции; б) вопрос об объявлении войны;

в) вопрос о пересмотре действующего законодательства; г) вопрос самоопределения населения национального района; д) вопрос об изменении конституции.

20. Одной из функций права в обществе является:

а) интеграция социальных групп; б) борьба за власть в обществе;

в) выявление, формулирование интересов социальных групп; г) воспитание в людях чувства справедливости; д) формирование политического сознания.

21. Основными постулатами цивилизационного подхода изучения

истории являются (исключите лишнее):

а) уникальное своеобразие обществ; б) решающая роль материального производства; в) своеобразие традиций; г) своеобразие духовных ценностей;

д) своеобразие социальной жизни.

22. Критерием прогресса Г. Гегель признавал:

а) состояние общественной нравственности; б) степень сознания свободы; в) развитие производительных сил;

г) прогресс в производственной сфере; д) развитие социальных отношений.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Уровни владения русским языком
Сын, отец, герой. Майор Кузнецов. Майор кузнецов Майор кузнецов
Гарнир из кабачков к мясу Как приготовить гарнир из кабачков